Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Лекционно-семинарская форма обучения биологии
Ключевые понятия. Лекция и семинар как формы организации обучения биологии, классификации лекций и семинаров, методика лекции и семинара. Результаты профессиональной подготовки. 1. Выражать определения лекции и семинара. 2. Называть и кратко характеризовать основные виды лекций и семинаров. 3. Описывать общую и разрабатывать конкретную методику лекции и семинара по биологии. 4. Объяснять образовательное значение лекций и семинаров. При обучении учащихся биологии постоянно возникает необходимость в представлении учебного материала в компактном, обобщенном и целостном виде. Учитель за короткое время излагает его, как правило, в логической последовательности, указывая методологические и методические ориентиры для самостоятельной работы и активного обсуждения конкретных вопросов на последующих уроках. Это относится к лекционно-семинарской форме обучения учащихся биологии, которая актуализировалась в условиях предпрофильной и особенно профильной подготовки. Известно, что большая часть выпускников средней школы называют основным мотивом своего образования стремление к получению будущей профессии в вузах. Лекция (от лат. lectio — чтение) — систематическое, последовательное, монологическое изложение учителем учебного материала, как правило, теоретического характера. Она позволяет выражать материал большого объема, сложного логического построения и высокого уровня обобщения. В школьной биологии к такой категории относят материал об эволюционной, клеточной теориях и хромосомной теории наследственности, учение о биосфере и антропогенезе, о концепции экосистемы, молекулярных основах функционирования клетки, уровнях организации живого, организме, популяции и сообществах как целостных образованиях. Поэтому лекция при обучении биологии используется преимущественно в 8—11 классах. Лекция в «чистом» виде может продолжаться один урок (до 40 мин), а иногда и 2 урока (до 80 мин). Для разработки методики школьной лекции важно иметь представление об их видах. В зависимости от определенных признаков можно выразить их разнообразие (табл. 8.4). Лекции по месту в теме и разделе проводятся довольно часто. Вводная лекция дает первоначальное целостное представление о теме или разделе и ориентирует учащихся в системе предстоящей работы над их содержанием. Текущая лекция служит для систематического изложения содержания и раскрывает смысл нового материала. Заключительная лекция проводится в завершении изучения темы или раздела для фиксирования внимания учащихся на узловых вопросах и их использования в новых ситуациях. Примерами тем вводных лекций могут быть «Общий обзор организма человека» (8 кл.), «Современные научные представления о сущности жизни» (9 кл.), «Наука генетика и краткая история ее развития» (10 кл.), заключительных лекций — «Методологическое значение эволюционной теории» (11 кл.), «Современные класси-
фикации живых организмов» (11 кл.), «Представление о гомеос-тазе и регуляции обменных процессов в клетке» (10 кл.). Лекции по дидактическим целям в процессе обучения биологии являются важными. Ориентировочная лекция сохраняет особенности вводной, но дает установочную информацию по последующей работе над биологическим материалом. Обзорная и обобщающая лекции, как правило, проводятся в конце изучения больших тем, разделов или предмета в целом. Первая из них преимущественно нацелена на систематизацию биологических знаний, а вторая на их выражение в общем виде — текстовые таблицы, логические схемы, опорные конспекты и др. Из лекций по структурному построению и способу проведения больше применяются первые четыре вида. Лекция-информация ориентирована на изложение и объяснение учащимся научной биологической информации при ее наглядной поддержке для лучшего осмысления и запоминания. Это самый традиционный вид лекции в практике обучения биологии. Проблемная лекция направлена на усвоение теоретических знаний при стимулировании интеллектуального потенциала учащихся. В ходе такой лекции формируется учебная проблема, создается проблемная ситуация, выдвигаются и анализируются гипотезы, решается проблема с использованием соответствующих методов, полученные результаты соотносятся с гипотезой и, наконец, формулируется вывод. Для учащихся в этом случае важно создать условия живого диалога — задавания вопросов и высказывания своего мнения. Примерами тем проблемных лекций могут быть «Этический аспект генной инженерии» (10 кл.), «Возникновение жизни на Земле» (9 кл.), «Доказательства происхождения человека» (9 кл.). Мультимедийная лекция проводится в компьютерном классе. Она может быть автоматизирована и сопровождаться заранее записанным текстом. Специальная программа демонстрирует последовательно кадры, которые раскрывают содержание лекции и определяют задания для учащихся. На лекции-беседе учитель акцентирует внимание учащихся к наиболее важному материалу темы с помощью средств различных типов — репродуктивных, объяснительных, проблемных и др. Лекция-инструкция знакомит учащихся с последовательностью выполнения различных видов учебно-познавательных работ. Лекция вдвоем проводится двумя учителями для обсуждения темы межпредметного содержания. Лекция с запланированными ошибками практикуется с целью стимулирования познавательной деятельности учащихся при объявлении им в начале урока о специально допущенных ошибках. Учащимся их необходимо обнаружить при помощи учителя и объяснить с использованием соответствующих источников на следующем уроке. Вопросы для актуализации материала. Известны ли вам другие виды лекций? В случае затруднения обратитесь к любым источникам информации. Можно ли другие виды лекций использовать при обучении биологии? Почему? Выбор вида лекций обусловлен спецификой темы, решаемых образовательных, воспитательных и развивающих задач. При подготовке к ним необходимо соблюдать определенные требования, важнейшими из которых являются научное содержание, строгий отбор необходимой информации, ее выражение в определенной логике, грамотность и оптимальный темп речи, хорошая дикция лектора, доступность и наглядность изложения, стимулирование учебно-познавательной деятельности учащихся. Школьная лекция по биологии имеет трехкомпонентную структуру. При реализации вводной части называется тема, ставятся задачи, представляется план лекции и рекомендуются источники информации. В основной части 4—5-й смысловыми фрагментами излагается материал. Учащиеся слушают материал и с помощью способов, предложенных учителем и (или) выбранных самими, делают записи в тетрадях. По ходу лекции они могут получать задания для самостоятельной работы. Способами фронтальной работы на лекции могут быть следующие: 1) выделение и записывание биологических понятий и терминов; 2) составление плана, тезисов и конспектов; 3) схематическое рисование с обозначениями; 4) составление текстовых таблиц, опорных и логических схем разных форм; 5) задавание вопросов по содержанию материала; 6) дополнение недостающих частей материала. В заключительной части лекции формулируется общий вывод по теме, уточняются задания, дополняются записи по учебнику или другим источникам, обозначаются тема и вопросы предстоящего семинара. Примерная тематика лекций в 8 — 11 классах может быть следующей: «Общий обзор организма человека», «Основные положения учения о ВНД», «Организм человека как целостная система» (8 кл.); «Уровни организации жизни», «Обмен веществ и превращение энергии — основа жизнедеятельности клетки», «Факторы эволюции органического мира», «Общие законы действия факторов среды на организм» (9 кл.); «Основные положения клеточной теории», «Химический состав клетки», «Структура и функции клетки», «Биосинтез белков», «Хромосомная теория наследственности», «Мутационная изменчивость», «Генетические основы здоровья» (10 кл.); «Основные этапы развития эволюционных идей», «Естественный отбор — движущая и направляющая сила эволюции», «Главные направления эволюционного процесса», «Учение Н.И.Вавилова о центрах происхождения культурных растений», «Современные классификации живых организмов», «Биологические и социальные факторы антропогенеза» (11 кл.). Вопросы для актуализации материала. Возможно ли пополнить список названий тем лекций? Просмотрите один из вариантов программ по биологии и предложите свои формулировки тем. После лекции в большинстве случаев организуется семинар. Но он может проводиться и независимо от лекции. Если в первом случае в качестве главной цели выступает обобщение и систематизация изученного, то во втором — обобщение при сочетании с изучением нового материала и изучение нового материала на основе использования самостоятельной работы. Семинар — организационная форма занятий, в ходе которого учащиеся самостоятельно изучают учебный материал по различным источникам биологической информации и коллективно обсуждают результаты своей работы. Семинар (от лат. — semiario) буквально означает «рассадник знаний» — форма совместной учебно-познавательной деятельности, способствующая лучшему усвоению биологического содержания, формированию мировоззренческих идей и убеждений, проявление индивидуальных способностей, потребностей и интересов. Для оптимальной организации семинарского занятия учителю важно иметь представление об их классификации. В методике биологии по этому вопросу единой позиции нет. Чаще виды семинаров выражаются в номенклатуре. Однако на основе определенных признаков они могут быть выражены в следующих видах (табл. 8.5).
Семинары по дидактической цели предполагают организацию усвоения содержания биологического материала на разных уровнях — репродуктивного повторения и контроля, анализа содержания нового материала, его систематизации и обобщения. При проведении таких семинаров необходимо тщательно продумывать систему вопросов по смыслу, приводить новые сведения и факты, демонстрировать наглядные средства с использованием информационных технологий для активизации мыслительной деятельности школьников. Из семинаров по способу общения чаще используется семинар-беседа. Биологический материал в этом случае актуализируется, анализируется, повторяется и закрепляется на основе использования разных видов бесед — репродуктивной, поисковой, систематизирующей и обобщающей. В этом случае реализуется преимущественно фронтальная форма общения между партнерами разного уровня информированности — учащимися и учителем. Семинары типа дискуссии и диспута организуются как процесс диалогического общения. При этом с разных точек зрения обсуждаются и разрешаются теоретические вопросы. Общение учащихся строится как между партнерами, имеющими равную степень биологической информированности, что раскрывает интеллектуальные возможности школьников и повышает продуктивность общения. Семинар-зашита реферата и конференция позволяют в большей степени реализовать индивидуальные коммуникативные способности учащихся, ибо необходимо подготовить реферат или доклад и выразить кратко их содержание в публичном выступлении. Однако и другие участники семинара получают возможность для общения и повышения уровня знаний. Одни из них могут выступать как оппоненты и рецензенты, другие как рядовые участники, задавая вопросы, включаясь в разговор на любом этапе, высказывая собственное мнение и оценки, дополняя основных выступающих, оппонентов и рецензентов. Семинар «круглый стол» реализует в большей степени коллективное общение. При этом каждый участник получает равное право на интеллектуальную активность, в то же время отвечает за конкретный участок работы и принимает участие в коллективной выработке решений. На семинаре с индивидуальной работой каждый учащийся ставит перед собой учебную задачу по теме, решает ее самостоятельно и отчитывается персонально. Специфика семинара с групповой работой состоит в том, что учащиеся, занимающиеся одинаковыми вопросами во время индивидуальной работы, объединяются в группы. Каждая созданная группа продумывает форму занятия по своей теме для остальных учащихся класса. Семинары по виду деятельности особенно актуальны при изучении элективных курсов. Семинар-исследование ориентирован на поиск нового биологического знания индивидуально или в группах. Для этого учащиеся используют различные источники информации, а самое главное, методы ее анализа и преобразования в новое качество — логическую схему, текстовую таблицу, опорный конспект и др. Семинар-игра позволяет создать учащимся ситуацию выбора и принятия решения, на этом семинаре воспроизводятся условия, близкие к реальным. В игре соединяется конкретное событие или явление, подлежащее моделированию, допускается отнесение игрового времени к любому периоду — настоящему, прошедшему и будущему. В игре соединяется теория и практика, что стимулирует интерес к биологии и вызывает положительные эмоции. Семинар-проектирование предполагает разработку в группах проекта — постепенно усложняющегося практического задания, представляемого в итоге как текст или план преобразования какого-либо биологического объекта. В основе выполнения проекта лежит познавательная, коммуникативная и ценностно-ориентационная деятельность учащихся. Учитель биологии, помогая формулировать тему и задачи проекта, только очерчивает планируемые результаты обучения и исходные данные. Большую часть работы предстоит сделать самим учащимся — собрать информацию, проанализировать ее, наметить промежуточные задачи, искать пути и методы их решения, оформить, представить и защитить проект. При обучении биологии лучше предлагать к выполнению проекты по доминирующему признаку — исследовательские, творческие, информационные и практические. Они могут быть микропроектами и одновременно одно- и межпредметными. Примерная тематика семинаров может быть следующей: 8 кл. — «Органы и система органов человека» (повторительно-обобщаю-щий), «Вредное влияние алкоголя, никотина и наркотиков на потомство» (исследование), «Санитарно-гигиенические знания — основа сохранения здоровья и организации быта» (обобщающий); 9 кл. — «Строение и функции клетки» (контрольно-обобщающий), «Генетическое биоразнообразие в природе и хозяйстве» (семинар-беседа), «Ценность биоразнообразия в устойчивом развитии природы» (ролевая игра), «Ноосфера — будущее человечества» (проектирование); 10 кл. — «Этические проблемы генной инженерии» (дискуссия), «Методологическое значение эволюционной теории» (конференция); 11 кл. — «Селекция микроорганизмов, грибов, растений и животных» (групповая работа), «Влияние деятельности человека на биосферу» («круглый стол»). Вопросы для актуализации материала. Возможно ли дополнить список названных тем семинаров? По одному из вариантов программ биологии предложите свои формулировки тем. Для проведения семинара необходима соответствующая подготовка учителя и учащихся. Учителю важно выбрать тему, включить ее в календарный и тематический планы, сформулировать задачи, подобрать литературу, распределить задания, организовать консультации, выбрать методы и наглядные средства и, наконец, составить план проведения семинара. Учащимся необходимо прочитать вопросы к семинару, изучить литературу, сделать записи, составить план ответов, при необходимости получить консультации учителя. При проведении семинара учителю следует соблюдать определенные правила, в частности, добиваться, чтобы каждый учащийся активно участвовал в семинаре, высказывал свою позицию по существу, не прерывать его выступление вопросами и комментариями, давать оценку ответам в конце, обращая внимание на их полноту и правильность, логичность изложения материала и умение формулировать аргументированные выводы. Вопросы и задания для самоконтроля. 1. Дайте определения понятий о лекции и семинаре. 2. Назовите общие характерные признаки школьной лекции и семинара по биологии. 3. Какие виды лекций и семинаров принято различать? Почему? 4. Выразите в общем виде особенности методики лекций и семинаров по биологии. 5. В чем заключается образовательное значение школьной лекции и семинара по биологии. 6. По заданию преподавателя разработайте план-конспект одной лекции и одного семинара по биологии.
|