Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекционно-семинарская форма обучения биологии






Ключевые понятия. Лекция и семинар как формы организации обу­чения биологии, классификации лекций и семинаров, методика лекции и семинара.

Результаты профессиональной подготовки. 1. Выражать определения лекции и семинара. 2. Называть и кратко характеризовать основные виды лекций и семинаров. 3. Описывать общую и разрабатывать конкретную методику лекции и семинара по биологии. 4. Объяснять образователь­ное значение лекций и семинаров.

При обучении учащихся биологии постоянно возникает необ­ходимость в представлении учебного материала в компактном, обобщенном и целостном виде. Учитель за короткое время изла­гает его, как правило, в логической последовательности, указывая методологические и методические ориентиры для самостоятель­ной работы и активного обсуждения конкретных вопросов на пос­ледующих уроках. Это относится к лекционно-семинарской фор­ме обучения учащихся биологии, которая актуализировалась в условиях предпрофильной и особенно профильной подготовки. Известно, что большая часть выпускников средней школы назы­вают основным мотивом своего образования стремление к полу­чению будущей профессии в вузах. Лекция (от лат. lectio — чте­ние) — систематическое, последовательное, монологическое из­ложение учителем учебного материала, как правило, теоретиче­ского характера. Она позволяет выражать материал большого объе­ма, сложного логического построения и высокого уровня обоб­щения. В школьной биологии к такой категории относят матери­ал об эволюционной, клеточной теориях и хромосомной теории наследственности, учение о биосфере и антропогенезе, о концеп­ции экосистемы, молекулярных основах функционирования клет­ки, уровнях организации живого, организме, популяции и сооб­ществах как целостных образованиях. Поэтому лекция при обуче­нии биологии используется преимущественно в 8—11 классах. Лекция в «чистом» виде может продолжаться один урок (до 40 мин), а иногда и 2 урока (до 80 мин).

Для разработки методики школьной лекции важно иметь пред­ставление об их видах. В зависимости от определенных признаков можно выразить их разнообразие (табл. 8.4).

Лекции по месту в теме и разделе проводятся довольно часто. Вводная лекция дает первоначальное целостное представление о теме или разделе и ориентирует учащихся в системе предстоящей работы над их содержанием. Текущая лекция служит для система­тического изложения содержания и раскрывает смысл нового ма­териала. Заключительная лекция проводится в завершении изуче­ния темы или раздела для фиксирования внимания учащихся на узловых вопросах и их использования в новых ситуациях. Приме­рами тем вводных лекций могут быть «Общий обзор организма человека» (8 кл.), «Современные научные представления о сущ­ности жизни» (9 кл.), «Наука генетика и краткая история ее раз­вития» (10 кл.), заключительных лекций — «Методологическое значение эволюционной теории» (11 кл.), «Современные класси-

По месту в теме, разделе По дидактической цели По структурному построению и способу проведения
Вводная Текущая Заключи­тельная Установочная (ориентировоч­ная) Обзорная Обобщающая Раскрывающая новый материал Информационно-иллюстративная Проблемная Мультимедийная Лекция-беседа Л екци я - и нстру кция Лекция вдвоем Лекция с запланированными ошибками

 

Таблица 8.4 Виды лекций по биологии в школе
 

 

 

фикации живых организмов» (11 кл.), «Представление о гомеос-тазе и регуляции обменных процессов в клетке» (10 кл.).

Лекции по дидактическим целям в процессе обучения биоло­гии являются важными. Ориентировочная лекция сохраняет осо­бенности вводной, но дает установочную информацию по после­дующей работе над биологическим материалом. Обзорная и обоб­щающая лекции, как правило, проводятся в конце изучения боль­ших тем, разделов или предмета в целом. Первая из них преиму­щественно нацелена на систематизацию биологических знаний, а вторая на их выражение в общем виде — текстовые таблицы, ло­гические схемы, опорные конспекты и др.

Из лекций по структурному построению и способу проведе­ния больше применяются первые четыре вида. Лекция-инфор­мация ориентирована на изложение и объяснение учащимся на­учной биологической информации при ее наглядной поддержке для лучшего осмысления и запоминания. Это самый традицион­ный вид лекции в практике обучения биологии. Проблемная лекция направлена на усвоение теоретических знаний при сти­мулировании интеллектуального потенциала учащихся. В ходе такой лекции формируется учебная проблема, создается проблем­ная ситуация, выдвигаются и анализируются гипотезы, решается проблема с использованием соответствующих методов, получен­ные результаты соотносятся с гипотезой и, наконец, формули­руется вывод. Для учащихся в этом случае важно создать условия живого диалога — задавания вопросов и высказывания своего мнения. Примерами тем проблемных лекций могут быть «Эти­ческий аспект генной инженерии» (10 кл.), «Возникновение жизни на Земле» (9 кл.), «Доказательства происхождения чело­века» (9 кл.).

Мультимедийная лекция проводится в компьютерном классе. Она может быть автоматизирована и сопровождаться заранее за­писанным текстом. Специальная программа демонстрирует пос­ледовательно кадры, которые раскрывают содержание лекции и определяют задания для учащихся. На лекции-беседе учитель ак­центирует внимание учащихся к наиболее важному материалу темы с помощью средств различных типов — репродуктивных, объяс­нительных, проблемных и др. Лекция-инструкция знакомит уча­щихся с последовательностью выполнения различных видов учеб­но-познавательных работ. Лекция вдвоем проводится двумя учи­телями для обсуждения темы межпредметного содержания. Лек­ция с запланированными ошибками практикуется с целью стиму­лирования познавательной деятельности учащихся при объявле­нии им в начале урока о специально допущенных ошибках. Уча­щимся их необходимо обнаружить при помощи учителя и объяс­нить с использованием соответствующих источников на следую­щем уроке.

Вопросы для актуализации материала. Известны ли вам другие виды лекций? В случае затруднения обратитесь к любым источникам информации. Можно ли другие виды лекций использовать при обуче­нии биологии? Почему?

Выбор вида лекций обусловлен спецификой темы, решаемых образовательных, воспитательных и развивающих задач. При под­готовке к ним необходимо соблюдать определенные требования, важнейшими из которых являются научное содержание, строгий отбор необходимой информации, ее выражение в определенной логике, грамотность и оптимальный темп речи, хорошая дикция лектора, доступность и наглядность изложения, стимулирование учебно-познавательной деятельности учащихся.

Школьная лекция по биологии имеет трехкомпонентную струк­туру. При реализации вводной части называется тема, ставятся задачи, представляется план лекции и рекомендуются источники информации. В основной части 4—5-й смысловыми фрагмента­ми излагается материал. Учащиеся слушают материал и с помо­щью способов, предложенных учителем и (или) выбранных сами­ми, делают записи в тетрадях. По ходу лекции они могут получать задания для самостоятельной работы. Способами фронтальной работы на лекции могут быть следующие: 1) выделение и записы­вание биологических понятий и терминов; 2) составление плана, тезисов и конспектов; 3) схематическое рисование с обозначени­ями; 4) составление текстовых таблиц, опорных и логических схем разных форм; 5) задавание вопросов по содержанию материала; 6) дополнение недостающих частей материала. В заключительной части лекции формулируется общий вывод по теме, уточняются задания, дополняются записи по учебнику или другим источни­кам, обозначаются тема и вопросы предстоящего семинара.

Примерная тематика лекций в 8 — 11 классах может быть сле­дующей: «Общий обзор организма человека», «Основные положе­ния учения о ВНД», «Организм человека как целостная система» (8 кл.); «Уровни организации жизни», «Обмен веществ и превра­щение энергии — основа жизнедеятельности клетки», «Факторы эволюции органического мира», «Общие законы действия факто­ров среды на организм» (9 кл.); «Основные положения клеточной теории», «Химический состав клетки», «Структура и функции клет­ки», «Биосинтез белков», «Хромосомная теория наследственнос­ти», «Мутационная изменчивость», «Генетические основы здоро­вья» (10 кл.); «Основные этапы развития эволюционных идей», «Естественный отбор — движущая и направляющая сила эволю­ции», «Главные направления эволюционного процесса», «Учение Н.И.Вавилова о центрах происхождения культурных растений», «Современные классификации живых организмов», «Биологиче­ские и социальные факторы антропогенеза» (11 кл.).

Вопросы для актуализации материала. Возможно ли пополнить список названий тем лекций? Просмотрите один из вариантов программ по биологии и предложите свои формулировки тем.

После лекции в большинстве случаев организуется семинар. Но он может проводиться и независимо от лекции. Если в первом случае в качестве главной цели выступает обобщение и система­тизация изученного, то во втором — обобщение при сочетании с изучением нового материала и изучение нового материала на ос­нове использования самостоятельной работы.

Семинар — организационная форма занятий, в ходе которого учащиеся самостоятельно изучают учебный материал по различ­ным источникам биологической информации и коллективно об­суждают результаты своей работы. Семинар (от лат. — semiario) буквально означает «рассадник знаний» — форма совместной учеб­но-познавательной деятельности, способствующая лучшему усво­ению биологического содержания, формированию мировоззрен­ческих идей и убеждений, проявление индивидуальных способ­ностей, потребностей и интересов.

Для оптимальной организации семинарского занятия учителю важно иметь представление об их классификации. В методике биологии по этому вопросу единой позиции нет. Чаще виды се­минаров выражаются в номенклатуре. Однако на основе опреде­ленных признаков они могут быть выражены в следующих видах (табл. 8.5).

Признаки деления Виды семинаров
Дидактическая цель Повторительно-обобщающий, обобщающий с изучением нового материала, изучение нового материала, обзорный, контрольно-обобщающий
Способ общения Семинар-беседа, семинар-диспут, семинар-дис­куссия, семинар-защита реферата, семинар-конференция, семинар «круглый стол»
Форма организации работы С индивидуальной работой, с групповой рабо­той, в группах по выбору
Вид деятельности Семинар-исследование, семинар-игра, семинар-проектирование

 

Таблица 8.5 Виды семинаров по биологии

Семинары по дидактической цели предполагают организацию усвоения содержания биологического материала на разных уров­нях — репродуктивного повторения и контроля, анализа содер­жания нового материала, его систематизации и обобщения. При проведении таких семинаров необходимо тщательно продумывать систему вопросов по смыслу, приводить новые сведения и факты, демонстрировать наглядные средства с использованием информа­ционных технологий для активизации мыслительной деятельнос­ти школьников.

Из семинаров по способу общения чаще используется семи­нар-беседа. Биологический материал в этом случае актуализиру­ется, анализируется, повторяется и закрепляется на основе ис­пользования разных видов бесед — репродуктивной, поисковой, систематизирующей и обобщающей. В этом случае реализуется преимущественно фронтальная форма общения между партнера­ми разного уровня информированности — учащимися и учите­лем. Семинары типа дискуссии и диспута организуются как про­цесс диалогического общения. При этом с разных точек зрения обсуждаются и разрешаются теоретические вопросы. Общение учащихся строится как между партнерами, имеющими равную степень биологической информированности, что раскрывает ин­теллектуальные возможности школьников и повышает продуктив­ность общения. Семинар-зашита реферата и конференция позво­ляют в большей степени реализовать индивидуальные коммуни­кативные способности учащихся, ибо необходимо подготовить реферат или доклад и выразить кратко их содержание в публич­ном выступлении. Однако и другие участники семинара получают возможность для общения и повышения уровня знаний. Одни из них могут выступать как оппоненты и рецензенты, другие как рядовые участники, задавая вопросы, включаясь в разговор на лю­бом этапе, высказывая собственное мнение и оценки, дополняя основных выступающих, оппонентов и рецензентов. Семинар «круглый стол» реализует в большей степени коллективное обще­ние. При этом каждый участник получает равное право на интел­лектуальную активность, в то же время отвечает за конкретный участок работы и принимает участие в коллективной выработке решений.

На семинаре с индивидуальной работой каждый учащийся ста­вит перед собой учебную задачу по теме, решает ее самостоятель­но и отчитывается персонально. Специфика семинара с группо­вой работой состоит в том, что учащиеся, занимающиеся одина­ковыми вопросами во время индивидуальной работы, объединя­ются в группы. Каждая созданная группа продумывает форму за­нятия по своей теме для остальных учащихся класса.

Семинары по виду деятельности особенно актуальны при изу­чении элективных курсов. Семинар-исследование ориентирован на поиск нового биологического знания индивидуально или в груп­пах. Для этого учащиеся используют различные источники ин­формации, а самое главное, методы ее анализа и преобразования в новое качество — логическую схему, текстовую таблицу, опор­ный конспект и др. Семинар-игра позволяет создать учащимся ситуацию выбора и принятия решения, на этом семинаре воспро­изводятся условия, близкие к реальным. В игре соединяется кон­кретное событие или явление, подлежащее моделированию, до­пускается отнесение игрового времени к любому периоду — на­стоящему, прошедшему и будущему. В игре соединяется теория и практика, что стимулирует интерес к биологии и вызывает поло­жительные эмоции. Семинар-проектирование предполагает раз­работку в группах проекта — постепенно усложняющегося прак­тического задания, представляемого в итоге как текст или план преобразования какого-либо биологического объекта. В основе выполнения проекта лежит познавательная, коммуникативная и ценностно-ориентационная деятельность учащихся. Учитель био­логии, помогая формулировать тему и задачи проекта, только очер­чивает планируемые результаты обучения и исходные данные. Большую часть работы предстоит сделать самим учащимся — со­брать информацию, проанализировать ее, наметить промежуточ­ные задачи, искать пути и методы их решения, оформить, предста­вить и защитить проект. При обучении биологии лучше предла­гать к выполнению проекты по доминирующему признаку — иссле­довательские, творческие, информационные и практические. Они могут быть микропроектами и одновременно одно- и межпред­метными.

Примерная тематика семинаров может быть следующей: 8 кл. — «Органы и система органов человека» (повторительно-обобщаю-щий), «Вредное влияние алкоголя, никотина и наркотиков на потомство» (исследование), «Санитарно-гигиенические знания — основа сохранения здоровья и организации быта» (обобщающий); 9 кл. — «Строение и функции клетки» (контрольно-обобщающий), «Генетическое биоразнообразие в природе и хозяйстве» (семинар-беседа), «Ценность биоразнообразия в устойчивом развитии при­роды» (ролевая игра), «Ноосфера — будущее человечества» (про­ектирование); 10 кл. — «Этические проблемы генной инженерии» (дискуссия), «Методологическое значение эволюционной теории» (конференция); 11 кл. — «Селекция микроорганизмов, грибов, растений и животных» (групповая работа), «Влияние деятельнос­ти человека на биосферу» («круглый стол»).

Вопросы для актуализации материала. Возможно ли дополнить список названных тем семинаров? По одному из вариантов программ биологии предложите свои формулировки тем.

Для проведения семинара необходима соответствующая подго­товка учителя и учащихся. Учителю важно выбрать тему, вклю­чить ее в календарный и тематический планы, сформулировать задачи, подобрать литературу, распределить задания, организо­вать консультации, выбрать методы и наглядные средства и, на­конец, составить план проведения семинара. Учащимся необхо­димо прочитать вопросы к семинару, изучить литературу, сделать записи, составить план ответов, при необходимости получить кон­сультации учителя.

При проведении семинара учителю следует соблюдать опреде­ленные правила, в частности, добиваться, чтобы каждый учащий­ся активно участвовал в семинаре, высказывал свою позицию по существу, не прерывать его выступление вопросами и коммента­риями, давать оценку ответам в конце, обращая внимание на их полноту и правильность, логичность изложения материала и уме­ние формулировать аргументированные выводы.

Вопросы и задания для самоконтроля. 1. Дайте определения понятий о лекции и семинаре. 2. Назовите общие характерные признаки школь­ной лекции и семинара по биологии. 3. Какие виды лекций и семинаров принято различать? Почему? 4. Выразите в общем виде особенности методики лекций и семинаров по биологии. 5. В чем заключается обра­зовательное значение школьной лекции и семинара по биологии. 6. По заданию преподавателя разработайте план-конспект одной лекции и од­ного семинара по биологии.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал