Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Водоснабжение должно быть подведено к демонстрационному столу учителя и в лаборантской комнате.
Площадь кабинета должна позволять расставить мебель с соблюдением санитарно-гигиенических норм. Ученические столы ставятся в три ряда: расстояние между столами в ряду — 0, 6 — 0, 7 м, между рядами столов и боковыми стенами помещения — 0, 5 — 0, 7 м, от первых столов до классной доски — 2, 4 — 2, 7 м; от демонстрационного стола до доски — не менее 1 м; от последних столов до задней стены — 0, 7 м; наибольшая удаленность последнего места учащегося от классной доски — 8, 6 м. Нижний край учебной доски располагается над полом на высоте 0, 8 — 0, 9 м. Угол видимости доски (от края доски длиной 3 м до середины крайнего места учащегося за передним столом) должен быть не менее 35 ° для учащихся. Вдоль задней стены класса-лаборатории устанавливают секционные шкафы для учебного оборудования. На передней стене размещают доску и часть постоянной экспозиции. На боковой стене, противоположной окнам, устанавливают витрины или стенды. Вопросы для актуализации материала. Соблюдались ли правила освещения, эргономические показатели кабинета биологии в школе, где вы обучались и проходили педагогическую практику? В лаборантском помещении размещают шкафы для хранения учебного оборудования, препараторский стол для некоторых живых объектов и подготовки простейших опытов. Кроме того, в лаборантской оборудуют рабочий стол для учителя, устанавливают раковину-мойку с сушилкой. Оборудование классифицируется по разделам курса, видам пособий, с учетом частоты его использования. В классе-лаборатории размещают оборудование для проведения самостоятельных и лабораторных работ (оптические приборы, лотки для раздаточного материала, препаровальные инструменты и т.д.). Учебное оборудование, используемое в преподавании биологии, можно разделить на следующие группы. 1. Натуральные объекты: живые растения и животные, коллек- К натуральным объектам относятся гербарии, чучела, энтомологические коллекции. Помимо этого, в их число входят и влажные препараты. Натуральные объекты выцветают от действия прямых солнечных лучей, поэтому их хранят в шкафах с глухими дверками. С целью предотвращения повреждения пособий музейными вредителями (в основном насекомыми) два раза в год проводят их дезинфекцию. Делать это следует в период школьных каникул, после чего помещение необходимо проветрить. Сильно поврежденные музейными вредителями натуральные объекты немедленно списываются и уничтожаются. Натуральные объекты и приборы при комплектовании кабинета приобретают по числу учащихся. Номенклатура и количество гербариев, влажных препаратов, коллекций и т.д. при углубленном изучении биологии должны быть увеличены. При углубленном изучении особое значение имеют работы с микропрепаратами. Поэтому для каждого рабочего места должны быть предусмотрены микроскопы и возможность включения подсветки для работы с ними. 2. Приборы, посуда, принадлежности для проведения демон- На уроках биологии достаточно часто используются химические реактивы. Требования, предъявляемые к их хранению, общие для школы. Целесообразно иметь в кабинете следующие реактивы: раствор йода в йодистом калии, крахмал, глюкозу, натрий бикарбонат, калия перманганат, известковую воду, спирт этиловый, формалин (40 %), натрий хлорид (физиологический раствор, гипертонический раствор). Растворы и сухие вещества хранят в стеклянных банках с притертыми крышками. Каждую банку снабжают этикеткой с названием, формулой вещества и его концентрацией. Реактивов без этикеток в кабинете быть не должно. Органические вещества (спирт, формалин) лучше хранить в кабинете химии. Экскурсионное оборудование, самодельные папки для сбора растений, прессы для сушки, расправилки, совки, банки для сбора живого материала складывают в особом отделении шкафа или препараторского стола в лаборантской комнате. Координационно-аналитическим центром по научно-техническим программам Министерства образования и науки РФ (ФГУП «Центр МНТП») совместно с Институтом общего среднего образования РАО разработано оборудование для биологической микролаборатории, позволяющее проводить лабораторно-практичес-кие работы (66 наименований) по всем разделам курса биологии. С помощью такого комплекта учитель может формировать необходимые умения и навыки проведения биологического эксперимента и целенаправленного наблюдения. Кроме того, приобретение микробиологической лаборатории создает безопасные условия и практические удобства в работе и размещении оборудования в кабинете. При этом учитель легко осуществляет визуальный контроль за сохранностью оборудования. Биологическая микролаборатория включает оптические приборы, набор из 39 готовых микропрепаратов по всем разделам школьного курса биологии, лоток для раздаточного материала и 24 наименования лабораторного оборудования (набор для микро-скопирования, препаровальные инструменты, лабораторную посуду, спиртовку и пр.). Оборудование размещается в упаковке размером 420 х 280 х 130 мм, массой 4 кг (без микроскопа). К набору прилагаются «Методические рекомендации к лабораторным работам по биологии» и методическое обеспечение на компакт-диске. 3. Изобразительные средства обучения: объемные (модели, муляжи, рельефные таблицы); плоскостные (модели-аппликации, таблицы на печатной основе, карты географические, дидактический раздаточный материал); традиционные экранно-звуковые средства (учебные кинофильмы, диапозитивы-слайды, транспаранты для наложения, таблицы-фолии, представляющие собой «транспарант» из одного кадра и применяемые как таблицы эпизодического пользования, видеофильмы). Скелеты позвоночных животных хранят в закрытых шкафах. Микропрепараты продаются в специальной фабричной упаковке, в шкафах их располагают горизонтально, чтобы предохранить от оплывания. Наборы микропрепаратов классифицируют по классам и темам. На столы учащихся микропрепараты раздают в специальных укладках с 4 —5 гнездами. Муляжи, модели располагают в шкафах вдали от прямых солнечных лучей и отопительных приборов. Муляжи хранят в коробках, в специальных углублениях из мягкой бумаги; крупные анатомические модели — под чехлами из плотной материи или синтетической пленки. Таблицы должны быть наклеены на картон или ткань и расставляются по предметам в шкафах-табличниках по порядку нумерации каждой серии. На уроках биологии при изучении разных разделов используют большое количество диапозитивов (слайдов), которые хранят в альбомах-кляссерах, подобранных по классам. Основную часть материалов эпизодического использования размещают вне кабинета, и учащиеся могут ознакомиться с ними на переменах. В коридорах и рекреациях, примыкающих к биологическому кабинету, рекомендуется размещать стенды по профориентации школьников с литературой для внеклассного чтения, а также фотомонтажи, стенгазеты биологических кружков и т. п. При размещении предметов постоянной и временной экспозиции следует учитывать, что представленный на них материал — текст, рисунки — должны быть видны с любого рабочего места ученика. Для постоянного экспонирования в кабинете биологии рекомендуются таблицы следующей тематики: развитие органического мира, строение растительной и животной клетки, уровни организации живой природы (серия выпускается издательством «Школа-Пресс»), фенологические наблюдения, экологические проблемы региона. В постоянной экспозиции кабинета могут быть представлены царства живой природы, классификация растений и животных, техника микроскопирования, правила поведения в кабинете биологии. На боковой стене класса-лаборатории необходимо разместить несколько портретов ученых-биологов, а также карту по охране природы, которая используется при изучении распространения растений и животных, вопросов их охраны. Вдоль боковой (или задней) стены могут быть размещены шкафы (двухсекционные, верхняя секция остекленная) или витрины, в которых располагают представителей основных систематических групп растительного и животного мира (в виде гербар-ного материала, чучел и т.п.). Возможны самодельные экспозиции со сменными объектами по сезонам года: «Типичные биоценозы», например биоценоз смешанного леса, болота, плодового сада. Для их создания используют коллекции насекомых, чучела и муляжи животных, древесные побеги, мхи, муляжи грибов, плодов и пр. 4. Технические средства обучения (ТСО): аппаратура для проявления информации, заложенной в экранных средствах. Существует множество экранно-звуковых средств обучения, причем многие из них предназначены для использования не на одном, а на нескольких уроках. Поэтому в кабинете биологии целесообразно иметь свои технические средства обучения. 5. Персональные компьютеры (ПЭВМ), пакеты прикладных программ. В будущем будут внедрены комплекты демонстрационных датчиков к компьютеру, а также комплект датчиков и устройств, обеспечивающих получение информации о регулируемом физическом параметре или процессе. 6. Литература для учащихся: учебники, сборники задач и упражнений, хрестоматии, рабочие тетради; для учителя: методическая литература, научно-популярная литература, справочники и т.д. Учебное оборудование приобретается в соответствии с «Перечнем учебного оборудования», утвержденным Министерством образования и науки Российской Федерации, и поставляется комплектами по видам пособий. В учебном кабинете различают следующие зоны: рабочую зону для учащихся, рабочую зону для учителя, пространство для размещения учебного оборудования, зону расположения технической аппаратуры и зону для индивидуальной деятельности учащихся, которая способствует реализации личностно-ориентированного подхода в обучении. Рабочие места должны быть приспособлены к разнообразным типам деятельности учителя и учащихся: подготовительной, исполнительской, корректирующей и контролирующей. Рациональная организация рабочего места учащегося требует соблюдения следующих условий: достаточной рабочей поверхности для письма, чтения, проведения наблюдений и т.д.; удобного размещения оборудования, используемого на уроке; соответствия стола и стула антропометрическим данным для сохранения удобной рабочей позы обучаемого; необходимого уровня освещенности (150 лк). В кабинете биологии удобнее всего использовать ученические лабораторные столы (размер крышки стола 600 х 1200 мм) с пластиковым покрытием. Для соответствия мебели росту учащихся в кабинете целесообразно иметь 50 % столов группы № 4, 40 % столов группы № 5 и 10 % — группы № 6. При такой комплектации мебелью подходящих размеров будет обеспечено большинство учащихся. Могут быть использованы столы и стулья, которые регулируются по высоте. Столы расставляются по номерам: меньшие — ближе к доске, большие — дальше. Для детей с нарушением слуха и зрения столы, независимо от их номера, ставятся первыми, причем учащиеся с пониженной остротой зрения должны занимать места в первом ряду от окон. Детей, часто болеющих ОРЗ, ангинами, простудными заболеваниями, следует рассаживать дальше от наружной стены. Для удобства использования ученическая мебель маркируется. С внешней стороны, сбоку на стол наносят цветную маркировку (круг диаметром 25 мм или горизонтальная полоса шириной 20 мм). Каждая группа мебели маркируется своим цветом: 4 — красным; 5 — зеленым; 6 — голубым. Аналогичная маркировка наносится и на ученические стулья. Работа с микроскопом предполагает длительное поддержание сидячей позы, что может вызвать нарушение кровообращения, привести к перегрузке и утомлению. Для создания правильной рабочей позы ученикам рекомендуется использовать такие микроскопы, конструкция которых предусматривала бы возможность изменения положения оптической системы путем наклона тубуса под необходимым углом. Кроме того, при работе с микроскопом необходимы подставки на сиденье стула и для ног. В состав рабочего места учителя входят: демонстрационный стол, классная доска, экран. Из всех выпускаемых в настоящее время демонстрационных столов наиболее удобен для кабинета биологии двухступенчатый стол, состоящий из двух секций. Левая секция демонстрационная, за ней учитель работает стоя, показывая учащимся подготовленные опыты, объекты. Правая секция (более низкая), препараторская, служит для подготовки демонстраций. К столу должны быть подведены вода, канализация, электрический ток. Вопросы и задания для самоконтроля. 1. Опишите основные требования, предъявляемые к кабинету биологии. 2. Как кабинет биологии способствует решению задач обучения, воспитания и развития учащихся? 3. Назовите и кратко охарактеризуйте этапы создания кабинета биологии. 4. Каковы требования к освещению кабинета биологии? 5. Как правильно оформляется кабинет биологии? 6. Какие группы оборудования должны быть в кабинете биологии? 7. Как рационально оборудовать место учащегося и учителя в кабинете?
|