Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Учебно-опытный участок⇐ ПредыдущаяСтр 62 из 62
Ключевые понятия. Учебно-опытный участок как база обучения биологии (организация, отделы и виды работ учащихся). Результаты профессиональной подготовки. 1. Называть и обосновывать функции учебно-опытного участка. 2. Характеризовать отделы учебно-опытного участка. 3. Применять теоретические знания для составления модели учебно-опытного участка. Учебно-опытный участок является базой для опытнической работы учащихся. Работая на нем они закрепляют свои знания по биологии на живых растениях и животных, получают ясные понятия о главнейших агрономических приемах возделывания сельскохозяйственных растений и уход за животными и умения работы с ними по определенной системе. Работа на участке должна воспитывать у учащихся организационные, коллективные навыки, культуру труда и эстетические чувства. На учебно-опытном участке проводят уроки по ботанике и общей биологии осенью и весной и практические занятия в 5 — 7 классах по сельскохозяйственному труду, внеурочные работы по постановке опытов и наблюдений летом, осенью и весной, заготовку раздаточного и демонстрационного материала к урокам ботаники, зоологии и общей биологии. На участке работают кружки юных натуралистов и организуются общешкольные внеклассные мероприятия: «День урожая», «День птиц» и т.д. На учебно-опытном участке должны быть растения, изучаемые в школе: полевые, овощные, плодово-ягодные, декоративные, дикорастущие. Участок должен иметь девять отделов. 1. Плодово-ягодный сад с питомником служит для ознакомления учащихся с многообразием видов, разновидностей сортов плодово-ягодных древесных, кустарниковых и травянистых растений, их биологическими особенностями, а также для приобретения умений и навыков по выращиванию и уходу за садовыми растениями. 2. Отдел овощных и полевых культур (в системе севооборота) — для выращивания районированных и перспективных в данной местности сортов растений и проведения соответствующих опытов над ними. Выращивать растения необходимо в системе определенных севооборотов. При проведении опытной и исследовательской работы на учебно-опытном участке очень важно своевременно проводить наблюдения и четко вести записи. 3. Декоративный (цветник) отдел, располагающийся у входа или в центре участка, вокруг площади, в котором должны быть однолетние, двулетние и многолетние растения, а также некоторые кустарники (сирень, розы, жасмин и т.д.). Одним из условий планировки цветочного оформления является простота его художественного замысла, четкость и ясность рисунка, строгий подбор с условием биологических особенностей декоративных растений. Чтобы цветник имел непрерывное цветение с весны до осени, необходимо подбирать растения с разными сроками цветения, используя только многолетники или сочетая их с однолетниками. 4. Отдел биологии растений имеет учебное значение для ботаники, общей биологии и зоологии. Здесь ставят опыты, выясняющие важнейшие биологические закономерности. В отдел входят «живой гербарий» (посев и посадка цветков растений из важнейших семейств), дарвиновская площадка, ящики для наблюдения роста корневой системы. Задача «живого гербария» — определить таксономические единицы по характерным особенностям представителей наиболее важных семейств. 5. Отдел начальных классов представлен культурными и дикорастущими растениями, которые наиболее часто встречаются на территории региона. Этот отдел по площади небольшой, ибо учащимся этого возраста трудно ухаживать за растениями. 6. Дендрологический отдел. Его значение велико для создания массива древесных растений на территории школы и выполнения опытнической работы по изучению отдельных видов, разновидностей и форм древесно-кустарниковых растений. 7. Защищенный грунт организуется для ознакомления учащихся с техникой выращивания рассады и ранних овощей, обеспечения учебно-опытного участка рассадой овощных и цветочных растений. 8. Метеорологическая площадка знакомит учащихся с приемами изучения явлений природы, стимулирует у них интерес к природе, воспитывает наблюдателей природы и погоды. 9. Зоологический отдел. Здесь могут содержаться голуби различных пород, кролики, куры и другие. Эти животные удобны для опытов и наблюдений по разделу «Животные» и «Человек» (авитаминоз, рефлексы) и особенно «Общая биология» (породы, отбор, изменчивость, скрещивание, воспитание). В этом отделе можно организовать инсектарий. Если имеется небольшой водоем, то важно организовать работу по разведению гидр, моллюсков, рыб, земноводных. В этом же отделе устраивают площадки для наблюдения за образом жизни и почвообразовательной деятельностью дождевых червей и некоторых видов жужелиц. Согласно положению о пришкольном участке его размеры могут быть от 0, 5 до 2 га и более различной конфигурации. Однако в настоящее время формируется новый, эколого-ландшафтный, подход и к оформлению пришкольного участка. Н.В.Перелович (2006) предполагает оптимизацию территории и создание на ней относительно устойчивой экосистемы. Использование нового подхода в формировании пришкольного участка диктуется, во-первых, развитием новых технологий градостроительства и современными подходами к организации городского пространства. Во-вторых, пришкольные участки в условиях города не могут занимать значительные площади, на них сложно организовать должный уход за растениями в каникулярное время. В-третьих, сложные экологические условия города не допускают выращивание на этой территории плодовых, ягодных, овощных культур. Необходим иной ассортимент растений, пригодных для выращивания в городских условиях. И наконец, в школьных программах по биологии изменились подходы к использованию участка в процессе обучения. Поэтому ряд указанных выше отделов пришкольного участка можно не организовывать. Вопросы для актуализации материала. 1. Имелся ли учебно-опытный участок в школе, где вы обучались? 2. Какие отделы его составляли? 3. Традиционный или инновационный подход использовался для его создания? Процесс формирования и оформления пространства пришкольной территории может занять не один учебный год. При составлении годового планирования для школьников необходимо предусмотреть практические занятия на участке, разработать их тематику и инструкции. Выбор методов и форм организации работ зависит от степени подготовки учащихся, опыта проведения практических работ, материального оснащения школы. В процессе формирования пространства пришкольного участка можно выделить несколько этапов. I. Обследование и анализ территории: 1) оценка состояния древесного яруса (определяются название дерева и его характеристики); 2) оценка состояния кустарникового яруса (определяется их название, количество экземпляров каждого вида на участке, средняя высота, жизненность в баллах); 3) характеристика травянистого покрова (определяются название растений, фенофазы, обилие и жизненность в баллах); 4) оценка состояния почвы (отбор почвенных образцов желательно проводить в весенний или осенний период; при этом на основе метода конвертирования рекомендуется составлять средние образцы почвы; механический состав почвы ориентировочно можно определить на ощупь; влажность почвы обнаруживается по наличию влаги; плодородие и насыщенность почвы кислородом определяются по численности и видовому составу ее обитателей); 5) создание ситуационного плана (графически точное отображение территории участка — ориентация по сторонам света, площадь участка и ее конфигурация, наличие построек, деревьев, цветников; к плану прилагается ассортиментная ведомость с перечнем произрастающих растений). П. Проектирование с использованием приемов ландшафтного дизайна. Оно подразумевает анализ данных предпроектной оценки, организацию общего пространства участка с конкретным зонированием, подбор ассортимента растений с целью создания устойчивой экосистемы, составление композиций из выбранного ассортимента растений на основе приемов ландшафтного дизайна и в конечном итоге создание генерального плана и сопутствующей документации. III. Реализация проекта — это организация запланированных ландшафтных объектов, непосредственное проведение посадочных работ на территории участка. IV. Планирование и реализация технологического ухода за объектами участка. Для всех ландшафтных объектов составляется календарно-технологическая карта ухода за растениями. Учитывая, что цель оформления пришкольной территории — создание относительно устойчивой экосистемы, затраты на уход за растениями должны быть минимальны. Вопросы и задания для самоконтроля. 1. Назовите и охарактеризуйте основные функции учебно-опытного участка. 2. Из каких отделов должен состоять учебно-опытный участок? 3. Какое образовательное значение имеет учебно-опытный участок для учащихся? 4. На основе собственного опыта и теоретических материалов параграфа составьте вариант плана виртуального учебно-опытного участка. Сделайте соответствующие условные обозначения и надписи.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Андреев В. И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития. — Казань: Центр инновационных технологий, 2000. — 307 с. Бабанский Ю. К. Оптимизация педагогического процесса: в вопросах и ответах / Ю. К. Бабанский, М. М. Поташник. — Киев: Рад. шк., 1984. — 287 с. Бабанский Ю.К. Педагогика. — М.: Просвещение, 1988. — 478 с. Богоявленский Д. Н. Психология усвоения знаний в школе / Д. Н. Богоявленский, Н.А. Менчинская. — М.: АПН РСФСР, 1959. — 347 с. Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования. — Ростов н/Д.: Изд-во Ростовского пед. ун-та, 2000. — 352 с. Верзилин Н.М. Общая методика преподавания биологии / Н.М.Вер-зилин, В. М. Корсунская. — М.: Просвещение, 1983. — 384 с. Горский Д. П. Понятие // Философский энциклопедический словарь. — М.: Сов. энциклопедия. — 804 с. Давыдов В. В. О понятии развивающего обучения. — Томск: Пеленг, 1995. - 144 с. Деркачева Н. И. Биология: Единый Государственный экзамен / Н.И.Деркачева, А.Г.Соловьева. — ML, 2006. Заренков Н.А. К определению предмета биологии // Общая биология. - Т. 40. - № 5. - 1979. - С. 645-658. Зверев И. Д. Проблемы методики обучения биологии в средней школе / И.Д.Зверев, Б.Д.Комиссаров, Е.П.Бруновт. — М.: Педагогика, 1978. — 320 с. Зверев И.Д. Общая методика преподавания биологии / И.Д.Зверев, А.Н.Мягкова. — М.: Просвещение, 1985. — 191 с. Здравосмыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. — М.: Политиздат, 1986. — 223 с. Зорина Л. Я. Дидактические основы формирования системности знаний старшеклассников. — М.: Педагогика, 1978. — 128 с. Каган М. С. Философия культуры. — СПб.: Петрополис, 1966. — 416 с. Карпинская Р. С. Биология и мировоззрение. — М.: Мысль, 1980. — 207 с. Комиссаров Б.Д. Методологические проблемы школьного биологического образования. — М.: Просвещение, 1991. — 160 с. Компетеитностная модель современного педагога / [О.В.Акулова, Е.С.Заир-Бек, С.А.Писарева и др.]. — СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2007. - 158 с. Компетентностный подход в педагогическом образовании / под ред. проф. В.А.Козырева, проф. Н.Ф.Радионовой, проф. А.П.Тряпицы-ной. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2008. - 392 с. Краевский В. В. Теоретические основы процесса обучения в советской школе / В.В.Краевский, И.Я.Лернер, И.К.Журавлев. — М.: Педагогика, 1989. - 316 с. Культурология: XX век: энциклопедия. — СПб.: Университетская книга; ООО «Алетейя», 1998. — Т. 1.- 447 с. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. — М.: Изд-во Московского университета, 1981. — 584 с. Лернер И. Я. Дидактические основы методов обучения. — М.: Педагогика, 1981. - 185 с. Максимова В.Н. Межпредметные связи в обучении биологии / В.Н.Максимова, Н.В.Груздева. — М.: Педагогика, 1981. — 168 с. Марина А. В. Школьное биологическое образование: проблемы и пути их решения / А. В. Марина, В. П. Соломин, П. В. Станкевич. — СПб.: РГПУ им. А.И.Герцена, 2000. — 176 с. Мейен СВ. Прогноз биологии и уровни системности живого // Биология и современное научное познание. — М.: Наука, 1980. — С. 103 — 120. Мягкова Е.Н. Методика обучения обшей биологии / Е.Н.Мягкова, Б.Д.Комиссаров. — М.: Просвещение, 1985. — 328 с. Николина В. В. Методы эмоционально-ценностного стимулирования учащихся по отношению к природе в обучении географии. — Н. Новгород: НГПИ, 1999. - 83 с. Петровский А. В. Личность. Деятельность. Коллектив. — М.: Политиздат, 1982. - 225 с. Пономарева И. Н. Общая методика обучения биологии / И.Н.Пономарева, В.П.Соломин, Г.Д.Сидельникова; под ред. И.Н.Пономаревой. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 280 с. Райков Б. Е. Пути и методы натуралистического просвещения. — М.: АПН РСФСР, 1960. - 487 с. Рубинштейн СЛ. Основы общей психологии. — СПб.: Питер, 1999. — 720 с. Саранцев Г. И. Методология методики обучения математике. — Саранск: Красный Октябрь, 2001. — 144 с. Саранцев Г. И. Общая методика преподавания математики. — Саранск: Красный Октябрь, 1999. - 208 с. Теоретические основы содержания общего среднего образования / под ред. В. В. Краевского, И.Я.Лернера. — М.: Педагогика, 1983. — 352 с. Трайтак Д. И. Проблемы методики обучения биологии. — М.: Просвещение, 2002. — 152 с. Трайтак Д. И. Формирование познавательного интереса учащихся к биологии. — М.: Педагогика, 1975. — 173 с. Усова А. В. Формирование у школьников научных понятий в процессе обучения. — М.: Педагогика, 1986. — 176 с. Эльконин Д. Б. Психология развития. — М.: Просвещение, 2001. — 196 с. Якиманская И. С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. — М.: ИФ «Сентябрь», 1996. — 96 с. Якунин В.А. Педагогическая психология. — СПб.: Изд-во В.А.Михайлова, 2000. — 349 с. ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие................................................................................................................... 3 Глава 1. Методика преподавания биологии как наука и учебная дисциплина 5 1.1. Методика преподавания биологии как наука............................................... 5 1.2. Связь методики преподавания биологии с другими науками..14 1.3. Методика преподавания биологии как учебная дисциплина...22 1.4. Новые подходы к обучению биологии.......................................................... 28 1.5. Компетентностный подход к обучению биологии...................................... 36 1.6. Мотивация учебной деятельности учащихся.............................................. 45
Глава 2. Краткий очерк истории преподавания биологии в отечественной школе 53 2.1. Возникновение методики преподавания биологии во второй половине XVIII в.................................................................... 53 2.2. Первоначальное оформление методики преподавания естествознания в первой половине XIX в 56 2.3. Становление методики преподавания естествознания во второй половине XIX в...................................................................... 60 2.4. Методика преподавания естествознания в первой половине XX в.......................................................................................... 66 2.5. Методика преподавания биологии во второй половине XX в.......................................................................................... 71
Глава 3. Содержание и структура биологического образования......... 75 3.1. Основное содержание биологического образования.................................... 75 3.2. Главные компоненты содержания биологического образования................. 83 3.3. Цель и задачи биологического образования................................................. 87 3.4. Содержание и структура школьной биологии в общеобразовательной школе............................................................... 93 3.5. Моделирование авторских школьных программ по биологии............................................................................................. 99 Глава 4. Формирование знаний, умений, опыта эмоционально- 4.1. Биологические понятия и их роль в эффективном усвоении знаний 107 4.2. Теория развития биологических понятий.................................................. 114 4.3. Методика формирования биологических понятий.................................... 119 4.4. Методика формирования умений............................................................... 127 4.5. Методика формирования эмоционально-ценностных отношений к живым объектам 134 4.6. Методика формирования творческой деятельности учащихся............... 143
Глава 5. Воспитание в процессе преподавания биологии................... 152 5.1. Воспитание мировоззрения........................................................................ 152 5.2. Интеллектуальное воспитание.................................................................. 156 5.3. Физическое воспитание.............................................................................. 159 5.4. Половое воспитание................................................................................... 164 5.5. Санитарно-гигиеническое воспитание...................................................... 167 5.6. Эстетическое воспитание......................................................................... 172 5.7. Экологическое воспитание......................................................................... 176 5.8. Трудовое воспитание................................................................................. 179
Глава 6. Методы обучения биологии............................................................ 183 6.1. Определение методов обучения................................................................. 183 6.2. Общая характеристика системы методов обучения биологии 188 6.3. Выбор методов обучения биологии........................................................... 192
Глава 7. Средства обучения биологии.......................................................... 199 7.1. Общая характеристика системы средств обучения биологии...................................................................................................... 199 7.2. Методика использования вербально-информационных средств............... 203 7.3. Методика использования наглядных средств............................................. 207 7.4. Методика использования аудиовизуальных средств................................. 211
Глава 8. Формы организации преподавания биологии........................ 215 8.1. Общая характеристика системы форм организации обучения биологии 215 8.2. Урок биологии............................................................................................. 220 8.3. Лекционно-семинарская форма обучения биологии................................... 228 8.4. Лабораторные и практические работы по биологии............................... 235 8.5. Экскурсия по биологии................................................................................ 240 8.6. Формы организации учебной деятельности учащихся на уроках биологии 246 8.7. Подготовка учителя к уроку....................................................................... 251 8.8. Внеурочная работа в системе обучения биологии..................................... 257 8.9. Домашние работы при обучении биологии................................................ 263 8.10. Внеклассные занятия по биологии........................................................... 269
Глава 9. Контроль за подготовкой учащихся в процессе обучения биологии 277 9.1. Формы, виды и методы контроля в биологическом образовании 277 9.2. Характеристика модели экзамена по биологии в форме Единого государственного экзамена (ЕГЭ)...................................... 285
Глава 10. Материальная база обучения биологии..................................................... 293 10.1. Кабинет биологии.................................................................................... 293 10.2. Уголок живой природы............................................................................ 302 10.3. Учебно-опытный участок........................................................................ 306 Список литературы.................................................................................................... 310
Учебное издание
Якунчев Михаил Александрович, Волкова Оксана Николаевна, Аксенова Оксана Николаевна, Колмыкова Татьяна Степановна, Ручин Александр Борисович Методика преподавания биологии Учебник
Редактор Н. А. Соколова Технический редактор О. Н. Крайнева Компьютерная верстка: И. А. Рогоза Корректоры Г. Н. Петрова, В.А.Жилкина
Изд. № 101113446. Подписано в печать 30.06.2008. Формат 60x90/16. Гарнитура «Тайме». Печать офсетная. Бумага офсетная № 1. Усл. печ. л. 20, 0. Тираж 2500 экз. Заказ № 27086. Издательский центр «Академия», www.academia-moscow.ru Санитарно-эпидемиологическое заключение № 77.99.02.953.Д.004796.07.04 от 20.07.2004. 1 17342, Москва, ул. Бутлерова, 17-Б, к. 360. Тел./факс: (495) 334-8337, 330-1092. Отпечатано в соответствии с качеством предоставленных издательством электронных носи гелей в ОАО «Саратовский полиграфкомбинат». 410004, т. Саратов, ул. Чернышевского, 59. www.sarpk.ru
|