Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Особенности развития государства и права в странах средневекового Востока
Территорию Аравийского полуострова еще с глубокой древности населяли арабские племена. Ранние государства на юге Аравии возникли уже в I тыс. до н.э. Эти государства по своему строю были сходны с древневосточными монархиями. В VI-VII вв. н.э. на большей части страны не были изжиты первобытнообщинные отношения, которые проявлялись в общем владении земли, кровной мести, очень крепкой родовой связи членов общества, выделении родовой знати. Именно в это время появляются первые города. Крестьянское население живет сельскими общинами. Оно активно сопротивляется переходу земель в частную собственность. В VI-VII вв. основная масса арабских племен находилась на стадии надобщинной администрации, когда различные социальные слои (кочевники, земледельцы, торговцы) объединялись в кланы, а кланы в племена, во главе которых стояли старейшины (шейхи), являющиеся судьями, военными вождями и руководителями собрания кланов. Возникновение государственности у арабов сопровождалось становлением новой религии – ислама (образовавшееся из христианских, иудейских и других элементов). Провозвестником (пророком) ислама стал Мухаммед, умерший в 632 г. Проповедь Мухаммеда была реакцией на охвативший арабское общество кризис, вызванный начавшимся складыванием раннефеодальных отношений, разложением родоплеменной общины, подрывом соответствующих ей политеистических религиозных представлений. Все арабы были призваны составить единую народность вне зависимости от племенного происхождения. Мусульманскую общину, являвшуюся одновременно политической организацией и религиозной корпорацией, объединяла единая вера, а не кровные связи. Постепенно ислам стал господствующей религией, а Мухаммед – главой всей Аравии. Привилегированной прослойкой нового арабского общества стали родственники и сподвижники Мухаммеда. Источником власти Мухаммеда была не племенная традиция, а та абсолютная религиозная прерогатива, которой его наделил Бог (Аллах) как своего пророка – посланника. Ядром Арабского Халифата была созданная Мухаммедом в начале VII в. в Западной Аравии мусульманская община. Ее организационное оформление было завершено к 20-м – 30-м гг. VII в. В начале VII в. объединенная Аравия, опираясь на вооруженное войско кочевников, переходит к массовым завоеваниям, результатом которых стал захват Палестины, Сирии, Египта, Туниса, Марокко, Ирана и распространение своей власти на Северную Африку, юг Испании, Среднюю Азию, Закавказье и как следствие образование огромной арабской державы – Арабского халифата.
|