Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Государство и право средневековой Японии






 

Первые поселения людей той части Восточной Азии, где позднее возникла Япония, появились около 40 тыс. лет до н.э. и благодаря своему географическому положению, долгие века Япония была в культурном и политическом отношении замкнутым миром. Японская цивилизация начала свое формирование в I тыс. до н.э. Значительное влияние на формирование японской иероглифической письменности оказал соседний Китай, хотя впоследствии Япония сформировала свой собственный государственный и правовой уклад.

Японская государственность средневековой эпохи характеризуется целым рядом особенностей.

Во-первых, Япония, это страна, в которой изначально огромную роль играли клановые традиции. Южные японские острова в I-II вв. в основном населяли переселенцы из Индонезии и Кореи. Во II-III вв. социальная иерархия в кланах превращается в протогосударственные институты, где правители приобретают право передавать свою власть по наследству. Постепенно над всеми племенными союзами в результате успешных военных походов возвысился союз, который к этому времени уже был протогосударством Ямато (середина V – начало VIII вв.).

Во-вторых, с VI в. в Японии получил распространение буддизм, и как следствие укрепление роли буддистских монастырей, который оказал огромное влияние на формирование государственности.

В VII-VIII вв. централизованная власть в Японии была весьма условной. Ограничивалась она системой сбора налогов, учетом земельных угодий, контролем за наместниками провинций. С VIII в. наследственные наделы воинов и чиновников стали превращаться в вотчины и уже к X в. органы центральной власти практически утеряли контроль над вотчинами.

Интересно то, что в Японии, которая не имеет в силу географических причин связи со странами Западной Европы, феодальные отношения развиваются во многом параллельно со странами Западной Европы: существовало фактическое прикрепление крестьян к земле; присутствовали денежная рента, отработки; в городах существовали цеха и гильдии; феодальный класс состоял из полунезависимых от центральной власти князей и мелкого дворянства (самураев); во главе государства стоял император.

В конце XVI в. крупнейшими феодалами Центральной Японии было проведено политическое объединение страны.

В XVII в. был проведен целый ряд социально-правовых реформ, в результате которых была упрочена и преобразована сословная структура общества (высшее сословие было представлено самурайством, среднее – крестьянством, ремесленниками и торговцами, а над самурайством – придворная аристократия, связанная с императорской семьей); сложилась новая центральная администрация (состоявшая из правительства, начальников ведомств). Страна была поделена на княжества, каждое из которых представляло собой самостоятельную административную единицу, в котором было свое малое правительство.

И наконец, в-третьих, к началу XVII в. в стране исторически окончательно сложилось двоевластие – императора и сегуна (верховного главнокомандующего), в чем проявилось определенное своеобразие японской цивилизации того времени. Режим сегуна поддерживал служилый слой самураев. И с распадом сословной системы в стане наступил государственно-политический кризис власти.

Японское феодальное право развивалось под сильным китайским влиянием, что является особенностью формирования древнего японского права. До VII в. в Японии господствовало обычное право, которое не было зафиксировано какими-либо памятниками. Оно было проникнуто конфуцианскими моральными догмами. В нем не было четкого разграничения между уголовными и гражданскими правонарушениями. Формирование письменного права в Японии началось не путем записи обычного права, а путем создания своего рода государственно-административных кодексов, которые представляли собой особое законодательство о системе и деятельности органов государственного управления.

Конфуцианство оставалось официальной идеологией. Нормы права, морали, нравственности черпались именно из конфуцианства.

В начале VII в. в Японии были составлены первые законы – «Законы 17 Статей». Здесь содержались в значительной части моралистические пожелания, а не юридические предписания.

Первым же законодательным сводом средневековья принято считать японский феодальный свод «Сто законов» (1742 г.). Свод содержал основные нормы гражданского, уголовного, процессуального права, хотя и здесь не было четкого разграничения. Своеобразие данного акта заключалось в том, пользоваться им могли только три человека, которые были специально приставлены к нему, поскольку считалось, что законы должны храниться в тайне. «Следует выполнять, но не знать!», такова была официальная теория.

Феодальная Япония не знала юридической науки и юристов. Феодальная Япония вообще обходилась без науки. Политическая и экономическая жизнь государства не нуждалась в юридических терминах.

Высшей судебной властью считался император, хотя непосредственно судьей он и не являлся (ему принадлежало право помилования и амнистии). От имени императора судебную власть осуществлял Государственный совет. Реально же самым важным специализированным судопроизводным органом было министерство юстиции (министерство наказаний). Ответственность за преступления была неравнозначной и носила сословный характер. Был возможен выкуп наказания по усмотрению провинциальных начальников. Для японского судопроизводства характерно было требование доноса.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.005 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал