Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Каноническое право
Основное назначение канонического права заключается в регулировании вопросов церковной организации и брачно-семейных отношений. Церковь в эпоху средневековья оформилась в независимую и автономную политическую и духовную организацию. Средневековое общество являлось очень религиозным. Для него большое значение имели христианские правила. Требованиям канонического права подчинялись все верующие люди. Особая роль в западной католической церкви принадлежит папе, который считался наместником самого Бога на земле. Он обладал в равной степени светской и церковной властью, которая приобрела государственно-политический характер и опиралась на обширные земельные владения католической церкви. Внутри церковных земельных владений сформировалась своя собственная феодально-ленная структура, во главе которой стоял папа. Строгий порядок избрания папы на пожизненный срок сложился к 1059 г. Под началом папы сформировалась конгрегация. Ее основная цель – пропаганда вероучения и управление церковными делами. Все управление постепенно сосредоточилось в Ватикане, который к XV-XVI вв. стал настоящим религиозным, политическим и культурным центром всего католического мира. В управлении церковью огромную роль приобрели соборы (съезды епископов). С 1123 г. они приобрели статус вселенских и стали регулярными. Особое значение в организации католической церкви играют монастыри и впоследствии образованные монашеские ордены. Церковная судебная процедура оказала очень большое влияние на светские суды в Европе. Для нее характерно жесткое отношение канонического права к процессуальным доказательствам, что послужило началом практики затягивания разбора дел на многие месяцы и даже годы. Регулировало каноническое право брак и семью. Для заключения канонического брака важнейшим элементом стало выражение взаимного согласия на брачный союз, когда брак совершали сами брачующиеся, а все остальные рассматривались только как свидетели (ассистенты). Жена приобретала сословие мужа, который являлся главой семьи. Развод был запрещен. Отец нес полную ответственность за жену и детей. Все первоначальные источники канонического права (исключая римское право) были богословскими и литературными, что обусловило их общеправовой характер. Источниками канонического права выступают священные книги христиан, постановления соборов, папские декреталии и т.д. Юридическим началом канонического права стали «Апостольские конституции», составленные в VI в. и представляющие собой сборник правил, относящийся к самым разным сферам церковной жизни юридического рассмотрения церковных вопросов. В империи Каролингов появился в VIII в. первый опыт систематизации церковного права западной церкви «Свод Дионисия», включающий избранные декреталии римских пап. В XII в. вышел в свет «Декрет Грациана», который состоял из собраний правил, данных отцами церкви и папских декреталий. Этот декрет получил официальное признание папского престола, а на основе Свода возникла собственная церковная школа систематизаторов канонического права – канонистов. К XVI в. сложился свод канонического права, который стал единственным источником канонического права, а его значение приравнивалось к основополагающим богословским доктринам церкви. Несмотря на яркие события Реформации, «Свод Грациана» сохранил свое значение на целые столетия.
Вопросы для самоконтроля:
1. Как возникла католическая церковь? 2. Почему духовенство являлось первым и главным сословием? 3. Какое положение в римской церкви занимал папа римский? 4. Какие преимущества давали церкви богатства, которыми она владела и как это повлияло на ход исторических событий изучаемого периода? 5. В чем состоят основные причины духовного кризиса католицизма? 6. Раскройте основные положения канонического права. 7. Откуда берет свое начало инквизиция, в чем ее суть и каковы ее последствия?
|