Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Возникновение и развитие Арабского халифата






Историю этого государ­ства принято подразделять на следующие периоды:

- период правления династии Омейядов (дамасский) – (661 – 750 гг.);

- период правления династии Аббасидов (багдадский) – (750 – 1258 гг.).

Аравийское население весьма быстро заселило новые захваченные земли. Аравийская знать быстро феодализировалась, приобретая крепостных и собственные имения, однако не спешила порвать с рабовладением.

Основная часть завоеванных земель в Арабском халифате являлась собственностью государства, во главе которого стоял халиф – духовный и светский глава и наследник пророка. Главным советником и высшим должностным лицом при халифе был везир (визирь). Центральными органами государственного управления в мусульманской империи были специальные ведомства. При Омейядах и Аббасидах они стали называться диванами.

Формирование централизованной общегосударственной администрации завершилось в IX веке, а период IX-X вв. характеризуется расцветом культуры, богословия и юриспруденции.

Общественный строй в мусульманской империи отличался доминирующим положением государственной собственности на землю, широким использованием рабского труда в государственном хозяйстве, государственной эксплуатацией крестьян посредством ренты – налога в пользу правящей верхушки, религиозно-государственной регламентацией всех сфер общественной жизни, отсутствием четко выраженных сословных групп, особого статуса у городов, каких-либо свобод и привилегий.

К XI в. действие таких факторов, как различный уровень экономическо­го развития входивших в состав Халифата стран, слабость хозяйствен­ных связей между областями Халифата, народно-освободительные и антифеодальные восстания, концентрация земельной собственности в руках военной и землевладельческой феодальной знати, борьба внутри класса феодалов, обусловило распад единого государства и привело к возникновению фактически самостоятельных феодальных государств. В начале IX в. отделился Кордовский эмират в Испании, затем Тунис и Марокко, а в середине того же века - Египет. Халиф сохранил свою власть над частью Месопотамии и Аравии. Восточный Халифат был уничтожен монгольскими завоевателями в XIII в. В западной части Халифата духовная власть халифа сохранялась до на­чала XVI в.

 

Основные черты и содержание мусульманского права

 

В первый период халифата религия и право сливались воедино. Основным источником права признавался Коран (священная книга мусульман), автором которого является Мухаммед, признаваемый пророком-законодателем (шариа). Соответственно с этим мусульманское право получило название «шариат» (прямой путь).

Шариат (свод религиозно-этических и правовых пред­писаний ислама) до сих пор считается главным источником права у мусульман. Он включает нормы государственного, гражданского, уголовного и процессуального права и опирается на Коран, Сунну и иджму.

Коран является главной священной книгой мусульман, собранием проповедей, обрядовых и юридических установлений, молитв, назидательных рас­сказов и притч. Содержащиеся в нем предписания носят характер рели­гиозно-моральных направляющих установок.

Сунна – это сборники преданий (хадисов) о поступках и изречениях Мухам­меда, изложенных его сподвижниками. В значительной своей части со­держат предписания относительно семейно-наследственного и судеб­ного права.

Иджма – исогласное мнение авторитетных мусульманских правоведов, знатоков шариата по отдельным религиозно-правовым и бытовым воп­росам, решение которых не может быть основано на Коране и Сунне.

Кроме того, в мусульманских странах по каждому важному вопросу общественной жизни обязательным было получение фетвы – трактаты и юридические решения авторитетных теологов и законоведов (муфтии, шейх-уль-ислама) о соответствии того или иного действия или явления Ко­рану и шариату.

К источнику мусульманского права относились и адаты – мусульманские обычаи.

По мере распространения ислама появились и другие источники права – указы и распоряжения халифов, местные обычаи, не противореча­щие исламу, и др.

Система мусульманского права является по сравнению с системой римского права принципиально новой. Она менее разработана, а ее правовые и религиозные нормы не отделяются друг от друга и составляют единый комплекс.

Средневековое мусульманское право не знало общих процессуальных правил. Равно как и не знало судебных инстанций и апелляций. Жаловаться можно было только верховной власти.

Брак мусульманское право рассматривало как торговый договор. Предметом этого договора являлась женщина. Были известны такие виды брака, как брак постоянный (не более чем с четырьмя женщинами одновременно), временный (характерный только для шиитов, при котором указывался конкретный срок действия брака) и брак с невольницей (допускающийся только в случае отсутствия средств для содержания жены в постоянном браке).

Для Арабского халифата характерно отсутствие института частной собственности на землю. Вся земля, которая подразделялась на пять категорий, принадлежала государству и право распоряжения ею принадлежало только халифу. Впоследствии наблюдается рост прав крупных землевладельцев.

Шариат признавал и подробно регламентировал наследование по закону и по завещанию. Он устанавливал строгую очередность наследования внутри каждой категории. Из круга наследников исключались рабы, неверные и лица, причинившие наследодателю смерть.

Все преступления классифицировались мусульманским правом на три группы: преступления, направленные против основ религии и государства (отступничество от веры и богохульство, прелюбодеяние, употребление вина, кража, разбой); преступления против отдельных лиц (убийство и телесные повреждения); иные преступления (бродяжничество, лжесвидетельство, несоблюдение поста, легкие телесные повреждения, оскорбления и т.д.).

Спектр наказаний за подобные преступления был весьма широк и жесток (от смертной казни до штрафов и вынесений предупреждения).

Верховная судебная власть принадлежала в доктрине ислама пророку и халифам как носителям справедливости. Первоначально халифы творили суд лично, со временем эти обязанности стали выполнять специальные судьи – кади, которые всегда оставались под властью халифов. Существовала должность верховного кади.

Кроме духовного суда кади, в халифате существовали и светские суды, где высшей инстанцией считался придворный суд, который творили везиры и управляющие дворца. В светском суде можно было обжаловать решение судей кади.

Судебный процесс носил обвинительный характер и строился одинаково как по гражданским, так и по уголовным делам. Основными доказательствами были признания сторон, показания сви­детелей, клятвы. Основными чертами судопроизводства были: непрерывность судебного процесса, единолич­ное решение судебных споров. Дела рассматривались публично (обычно в мечетях). Весь процесс проходил в устной форме. При поступлении новых фактов в ходе процесса допускался пересмотр вынесенного решения.


Вопросы для самоконтроля:

 

1. Какие факторы сыграли основную роль в создании единого арабского государства?

2. Дайте характеристику общественному строю Арабского халифата.

3. Сформулируйте особенности государственного устройства Арабского халифата.

4. Дайте характеристику государственного аппарата.

5. Перечислите основные источники мусульманского права в порядке их возникновения.

6. В чем заключается своеобразие брачно-семейных отношений по мусульманскому праву, права собственности и обязательственного права?

7. Что представляло собой судоустройство и судопроизводство в Арабском халифате?

 



Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал