Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Возникновение и развитие Арабского халифата
Историю этого государства принято подразделять на следующие периоды: - период правления династии Омейядов (дамасский) – (661 – 750 гг.); - период правления династии Аббасидов (багдадский) – (750 – 1258 гг.). Аравийское население весьма быстро заселило новые захваченные земли. Аравийская знать быстро феодализировалась, приобретая крепостных и собственные имения, однако не спешила порвать с рабовладением. Основная часть завоеванных земель в Арабском халифате являлась собственностью государства, во главе которого стоял халиф – духовный и светский глава и наследник пророка. Главным советником и высшим должностным лицом при халифе был везир (визирь). Центральными органами государственного управления в мусульманской империи были специальные ведомства. При Омейядах и Аббасидах они стали называться диванами. Формирование централизованной общегосударственной администрации завершилось в IX веке, а период IX-X вв. характеризуется расцветом культуры, богословия и юриспруденции. Общественный строй в мусульманской империи отличался доминирующим положением государственной собственности на землю, широким использованием рабского труда в государственном хозяйстве, государственной эксплуатацией крестьян посредством ренты – налога в пользу правящей верхушки, религиозно-государственной регламентацией всех сфер общественной жизни, отсутствием четко выраженных сословных групп, особого статуса у городов, каких-либо свобод и привилегий. К XI в. действие таких факторов, как различный уровень экономического развития входивших в состав Халифата стран, слабость хозяйственных связей между областями Халифата, народно-освободительные и антифеодальные восстания, концентрация земельной собственности в руках военной и землевладельческой феодальной знати, борьба внутри класса феодалов, обусловило распад единого государства и привело к возникновению фактически самостоятельных феодальных государств. В начале IX в. отделился Кордовский эмират в Испании, затем Тунис и Марокко, а в середине того же века - Египет. Халиф сохранил свою власть над частью Месопотамии и Аравии. Восточный Халифат был уничтожен монгольскими завоевателями в XIII в. В западной части Халифата духовная власть халифа сохранялась до начала XVI в.
Основные черты и содержание мусульманского права
В первый период халифата религия и право сливались воедино. Основным источником права признавался Коран (священная книга мусульман), автором которого является Мухаммед, признаваемый пророком-законодателем (шариа). Соответственно с этим мусульманское право получило название «шариат» (прямой путь). Шариат (свод религиозно-этических и правовых предписаний ислама) до сих пор считается главным источником права у мусульман. Он включает нормы государственного, гражданского, уголовного и процессуального права и опирается на Коран, Сунну и иджму. Коран является главной священной книгой мусульман, собранием проповедей, обрядовых и юридических установлений, молитв, назидательных рассказов и притч. Содержащиеся в нем предписания носят характер религиозно-моральных направляющих установок. Сунна – это сборники преданий (хадисов) о поступках и изречениях Мухаммеда, изложенных его сподвижниками. В значительной своей части содержат предписания относительно семейно-наследственного и судебного права. Иджма – исогласное мнение авторитетных мусульманских правоведов, знатоков шариата по отдельным религиозно-правовым и бытовым вопросам, решение которых не может быть основано на Коране и Сунне. Кроме того, в мусульманских странах по каждому важному вопросу общественной жизни обязательным было получение фетвы – трактаты и юридические решения авторитетных теологов и законоведов (муфтии, шейх-уль-ислама) о соответствии того или иного действия или явления Корану и шариату. К источнику мусульманского права относились и адаты – мусульманские обычаи. По мере распространения ислама появились и другие источники права – указы и распоряжения халифов, местные обычаи, не противоречащие исламу, и др. Система мусульманского права является по сравнению с системой римского права принципиально новой. Она менее разработана, а ее правовые и религиозные нормы не отделяются друг от друга и составляют единый комплекс. Средневековое мусульманское право не знало общих процессуальных правил. Равно как и не знало судебных инстанций и апелляций. Жаловаться можно было только верховной власти. Брак мусульманское право рассматривало как торговый договор. Предметом этого договора являлась женщина. Были известны такие виды брака, как брак постоянный (не более чем с четырьмя женщинами одновременно), временный (характерный только для шиитов, при котором указывался конкретный срок действия брака) и брак с невольницей (допускающийся только в случае отсутствия средств для содержания жены в постоянном браке). Для Арабского халифата характерно отсутствие института частной собственности на землю. Вся земля, которая подразделялась на пять категорий, принадлежала государству и право распоряжения ею принадлежало только халифу. Впоследствии наблюдается рост прав крупных землевладельцев. Шариат признавал и подробно регламентировал наследование по закону и по завещанию. Он устанавливал строгую очередность наследования внутри каждой категории. Из круга наследников исключались рабы, неверные и лица, причинившие наследодателю смерть. Все преступления классифицировались мусульманским правом на три группы: преступления, направленные против основ религии и государства (отступничество от веры и богохульство, прелюбодеяние, употребление вина, кража, разбой); преступления против отдельных лиц (убийство и телесные повреждения); иные преступления (бродяжничество, лжесвидетельство, несоблюдение поста, легкие телесные повреждения, оскорбления и т.д.). Спектр наказаний за подобные преступления был весьма широк и жесток (от смертной казни до штрафов и вынесений предупреждения). Верховная судебная власть принадлежала в доктрине ислама пророку и халифам как носителям справедливости. Первоначально халифы творили суд лично, со временем эти обязанности стали выполнять специальные судьи – кади, которые всегда оставались под властью халифов. Существовала должность верховного кади. Кроме духовного суда кади, в халифате существовали и светские суды, где высшей инстанцией считался придворный суд, который творили везиры и управляющие дворца. В светском суде можно было обжаловать решение судей кади. Судебный процесс носил обвинительный характер и строился одинаково как по гражданским, так и по уголовным делам. Основными доказательствами были признания сторон, показания свидетелей, клятвы. Основными чертами судопроизводства были: непрерывность судебного процесса, единоличное решение судебных споров. Дела рассматривались публично (обычно в мечетях). Весь процесс проходил в устной форме. При поступлении новых фактов в ходе процесса допускался пересмотр вынесенного решения. Вопросы для самоконтроля:
1. Какие факторы сыграли основную роль в создании единого арабского государства? 2. Дайте характеристику общественному строю Арабского халифата. 3. Сформулируйте особенности государственного устройства Арабского халифата. 4. Дайте характеристику государственного аппарата. 5. Перечислите основные источники мусульманского права в порядке их возникновения. 6. В чем заключается своеобразие брачно-семейных отношений по мусульманскому праву, права собственности и обязательственного права? 7. Что представляло собой судоустройство и судопроизводство в Арабском халифате?
|