Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
В сфере экономики и социальных отношений
С конца войны за независимость в 1783 г. до начала Гражданской войны в 1861 г. территория США увеличилась в несколько раз. В ходе «индейских войн» происходил захват земель коренного населения индейцев. В 1803 г. Т. Джефферсон за 15 млн. долларов купил у Наполеона Луизиану – территорию к западу от реки Миссисипи, почти удвоив первоначальную территорию США. По договору 1819 г. Испания вынуждена была уступить США Флориду, фактически присоединенную к США еще раньше. В результате американо-мексиканской войны 1846 - 1848 гг. Мексика уступила США Техас, Калифорнию, Аризону, Нью-Мексико, Неваду, Юту и часть Колорадо. В 1846 г. США приобрели у Великобритании большую часть Орегона. В 1867 г. царь Александр II продал американцам Аляску за 7, 2 млн. долларов. В результате испано-американской войны 1898 г. США захватили Пуэрто-Рико, о. Гуам, Филиппины, оккупировали Кубу. Порядок создания новых штатов определялся Ордонансом 1787 г. Когда население вновь осваиваемой территории достигало определенной численности, Конгресс США объявлял ее автономной. Через некоторое время автономия получала право на реорганизацию в штат при условии введения республиканской формы правления, признания Конституции и других конституционных законов США. Выбирался конвент, который составлял конституцию штата, утверждавшуюся голосованием. Создавались соответствующие органы власти и управления. Конгресс США принимал постановление о приеме в союз нового штата. К началу XX в. число штатов достигло 48. Становление капиталистической системы экономики и системы социально-хозяйственных связей в США протекало в правовом смысле свободно и без значимого вмешательства государства. Одной из особенностей системы государственного регулирования экономики в США стало появление системы антитрестовского законодательства. Исключительной силы экономический кризис, охвативший США в 30-е годы, – снижение промышленного производства до 56 %, сокращение национального дохода на 38 %, обанкротилось 40 % банков, около 17 млн. человек лишились работы – потребовал принятие кардинальных мер. Эти меры предложил, победивший на выборах 1932 г., Франклин Рузвельт в программе, получившей название «новый курс», который заключался в следующих основных направлениях: - был запрещен вывоз золота за границу, проведена девальвация доллара, укрупнена банковская система; - специально создана «национальная администрация оздоровления промышленности». Вся промышленность была поделена на 17 групп, деятельность каждой регулировалась т.н. «кодексами честной конкуренции», определявшими квоты выпускаемой продукции, распределение рынков сбыта, цены, условия кредита, продолжительность рабочего времени, уровень зарплаты и т.п.; - для сельского хозяйства учреждается «администрация регулирования сельского хозяйства», которая на основании закона 1933 г. наделялась правом регулировать цены на продукцию сельского хозяйства; - в целях снижения уровня безработицы была создана «Федеральная администрация чрезвычайной помощи» и «Администрация развития общественных работ». Безработные направлялись в специальные «трудовые лагеря», занимавшиеся строительством и ремонтом дорог, мостов, аэродромов. Успех «Нового курса» предопределило значительное количество денежных ресурсов, оставшихся в распоряжении правительства; - был принят и ряд актов развивающих трудовое и социальное законодательство. В итоге «Новый курс», явившийся прямым массированным вторжением государства со значительными элементами регулирования в сферу социально-экономических отношений, способствовал смягчению проявлений кризиса. В дальнейшем стало широко внедряться вместо прямого регулирования регулирование с помощью финансово-экономических средств. Проведение таких реформ стало возможным в результате совместной деятельности всех ветвей власти США – законодательной в лице конгресса, исполнительной в лице президента и судебной в лице верховного суда и других судов. Акты антитрестовского законодательства и законы о регулировании социально-хозяйственной сферы 1930-х гг. в совокупности составили принципы весьма детализированного правового регулирования экономики, характерное для США конца XX в., причем, не нарушая основ экономики частной инициативы и свободной конкуренции.
|