Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
В новое время. 1. Государство и право Японии в новое время.
1. Государство и право Японии в Новое время. 2. Государство и право Китая в Новое время.
1.Государство и право Японии в Новое время
До середины XIX в. Япония представляла собой централизованное феодально-абсолютистское государство. Главой государства считался император, власть которого была номинальна. Настоящим военно-феодальным правителем еще с XII в. был сёгун (полководец) – высшее должностное лицо, являвшееся главнокомандующим и начальником всего аппарата государственного управления, сосредоточившее в своих руках исполнительно-распорядительную и законодательную власть. Его должность была наследственной и традиционно замещалась представителями крупнейших феодальных домов. Сёгунат опирался на сословие буси – воины-феодалы. Общественный строй был представлен четырьмя сословиями: самураи, крестьяне, ремесленники, торговцы. В Японии существовала фактическое прикрепление крестьян к земле, по отношению к которой он считался наследственным держателем. Он уплачивал продуктовую и денежную ренты, а также существовала система отработок. Капиталистическая мануфактура появилась в конце XVIII – в первой половине XIX вв., однако ее развитие тормозили феодальная регламентация, большие налоги, узость внутреннего рынка. Под давлением США и европейских государств японское правительство было вынуждено отказаться от политики самоизоляции. В 1853 г. под угрозой применения силы Япония заключила торговый договор с США на их условиях. Вскоре аналогичные договоры были подписаны с европейскими державами. Появилась угроза превращения страны в полуколонию. Все это обострило внутренний кризис и привело к слиянию антифеодальной борьбы и национально-освободительного движения. Против существующего порядка выступили основные социальные слои японского общества: крестьянство, рабочие, ремесленники, торгово-промышленная буржуазия, самураи, некоторые князья. Были сформулированы задачи движения: свергнуть сёгунат, восстановить власть императора и от его имени провести необходимые реформы. Революция, открывшая дорогу буржуазному развитию, совершилась в Японии в октябре 1867 г. Она известна под названием «реставрация Мейдзи» (просвященного правительства). Борьба за свержение сёгуната велась под лозунгом восстановления власти императора. Был объявлен сбор военных сил, поддерживающих императора От имени императора в январе 1868 г. руководители движения объявили о свержении правительства сегуна и образовании нового правительства во главе с императором. Сёгун двинул против них верные ему войска, но они потерпели поражение. В мае 1868 г. сёгун капитулировал. Власть перешла в руки князей и самураев – сторонников императора. Было официально объявлено о восстановлении императорской власти. В результате этой революции была ликвидирована феодальная система и образовалось централизованное буржуазно-помещичье государство. Раздробленность и недостаточная организованность крестьянского движения, относительная слабость буржуазии обусловили незавершенный характер этой революции. Тем не менее страна вступила на путь буржуазного развития, о чем свидетельствовали начавшиеся экономические и политические реформы. В сфере экономических отношений были проведены следующие реформы: распущены цеховые монополии – упразднены цеха и гильдии, а также связанная с ними регламентация ремесла и торговли; провозглашены буржуазные свободы: свобода купли-продажи земли, выбора профессии и места жительства и др.; введено формальное равенство всех сословий перед законом; установлено право частной собственности на землю, когда все владельцы земли становились ее собственниками; введен единый поземельный налог, заменивший многочисленные феодальные подати; закрылись все внутренние таможни. Вводились единые для всей страны единицы измерения. В политической сфере: неравноправные международные договоры были аннулированы; армия реорганизовалась по германскому образцу, а флот – по английскому, была введена всеобщая воинская повинность; самураи сохранили привилегированное право на занятие офицерских должностей. В сфере государственного управления: ликвидированы княжества и вместо них созданы префектуры; вместо прежних четырех учреждены три сословия, в состав которых вошлибывшие князья и придворная аристократия; дворянство; сословие простого народа, к которому относилась и торгово-промышленная буржуазия. Были учреждены министерства по отдельным отраслям управления, а в качестве высшего органа исполнительно-распорядительной власти создан кабинет министров при императоре. При этом назначения на должности проводились по конкурсной системе. Вместо старых границ феодальных княжеств было установлено административно-территориальное деление по губерниям. В 1889 г. была опубликована Конституция, составленная по прусскому образцу и юридически закрепившая союз между монархией, высшей бюрократией, помещиками и крупной буржуазией. Конституция 1889 г. имела своим образцом конституцию Пруссии, являвшейся одной из самых реакционных в Европе. 46 из 70 ее статей являлись прусскими. По Конституции императору была предоставлена неограниченная законодательная, исполнительная и судебная власть, его особа была объявлена «священной и неприкосновенной», а вся правящая династия – «непрерывной на вечные времена». Император как глава государства наделялся исключительно широкими правами – объявлять войну и мир; заключать международные договоры; вводить осадное положение, сосредоточивая в своих руках чрезвычайные правомочия; в качестве верховного главнокомандующего устанавливать структуру и численный состав вооруженных сил, включая оклады личного состава; в сфере государственного гражданского управления определять структуру министерств, назначать, увольнять, определять оклады всех должностных лиц. Император назначал главу исполнительной власти – министра-президента, а по его представлению – остальных министров. Законодательную власть император осуществлял совместно с парламентом. Император созывал и закрывал парламент, отсрочивал парламентские заседания, распускал нижнюю палату - палату депутатов. Законы, принятые парламентом, не могли быть обнародованы и приняты к исполнению без его утверждения и подписи. Парламент состоял из двух палат: палаты пэров, в которую входили члены императорской фамилии, титулованная знать, а также лица, назначенные императором; палаты депутатов, которую составляли лица, победившие на выборах. Обе палаты и правительство наделялись правом законодательной инициативы. Законопроекты обсуждались палатами раздельно и утверждались абсолютным большинством. Отдельная глава конституции была посвящена правам и обязанностям подданных. Объявлялись неприкосновенность собственности, свобода слова, печати, собрания и союзов, равный доступ к гражданским и военным должностям, тайна переписки и т. д. Избирательным правом наделялись только мужчины, достигшие 25 лет.
|