Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Мировые тенденции и направления в развитии права






 

Новейшая история стран Западной Европы и Америки характеризуется не только существенными изменениями в политических системах, конституциях, государственном праве буржуазного общества, но и заметной эволюцией всей правовой системы. Обновления, которые произошли в праве стран Запада, особенно во II половине ХХ в., затронули как его форму, так и содержание, придали ему новые возможности активно воздействовать на общественную жизнь.

Современное право стран Запада отражает:

- глубинные процессы развития самого капитализма, вступившего в постиндустриальную фазу, когда право используется для решения общественных задач;

- углубляющиеся межхозяйственные связи и набирающие силу интеграционные процессы в сфере экономики и политики.

Следует отметить ряд новых черт, проявившихся в праве буржуазных стран Запада, несвойственных с объективным отражением более высоких форм производства:

- способность к сильной социальной политике;

- направленность на охрану окружающей среды и борьбы с болезнями,

- разумное осуществление демографической политики;

- приверженность, как к собственному опыту, так и достижениями мировой цивилизации, особенно в сфере отношений собственности и регулирование рыночной экономики;

- осуществление в ряде стран крупных реформ законодательства;

- ориентация на право, как на общепризнанную и самостоятельную ценность (например: идея правового государства);

- большая приспособляемость, «эластичность» к различным политическим режимам.

Резкое увеличение нормативного правового материала, новые тенденции в развитии правовых систем привели к изменениям и в источниках права. Старые кодексы, особенно принятые в XIX в., обросли многочисленными поправками. В ряде стран им на смену пришли новые кодексы, которые в большей степени соответствовали потребностям современного капитализма.

Значительный рост и усложнение законодательства, появление большого числа новых правовых актов потребовали проведения крупных кодификационных работ.

Тенденция к унификации и систематизации правового материала появилась даже в странах англосаксонской системы, где право в целом остается не кодифицированным. Так, например, в США в 1926 г. был составлен, периодически обновляется и один раз в пять лет переиздается федеральный Свод законов. Этот свод содержит разделы, инкорпорирующие действующее законодательство, а также кодифицированные разделы, в которых осуществлены пересмотр и упорядочение отдельных отраслей законодательства.

Даже в Англии, где в силу специфики становления статусного права законодательство оказалось особенно сложным и запутанным, в ХХ в. более широкое распространение получила практика составления консолидированных законов, объединявших в себе ранее изданные законодательные положения, с внесением в них отдельных изменений и усовершенствований.

Существенные изменения произошли в самой внутренней структуре источников права. В ХХ в., несмотря на значительный рост законодательства, в общей массе правового материала резко увеличился удельный вес актов исполнительной власти.

Президентские и правительственные декреты, приказы и регламенты министерств, как и другие виды административных актов, во всех без исключения буржуазных государствах стали важным инструментом практического приспособления содержания права к быстро меняющимся общественным условиям.

В ряду других источников права возрастает также и значение судебной практики. Хотя в странах англосаксонской системы права (Англия, США, Канада и др.) резко сокращается сфера применения судебного прецедента, и суды в большинстве случаев выносят решения на основе законодательства, число их по-прежнему достаточно велико (в Англии, например, около 800 тыс.).

Развитие государственного регулирования экономики, особенно усилившееся с 30 – 40-х гг. и повлекшее за собой расширение государственного вмешательства в различные сферы общественной жизни, привело к дроблению традиционных отраслей права (гражданского, административного и др.) и к появлению новых отраслей законодательства: патентного, авторского, банковского, страхового и т.д.

Одновременно наметилась и другая тенденция: тесное переплетение гражданско-правовых (диспозитивных) и административных (императивных) методов правого регулирования. Это означало стирание четких граней между административным и гражданским правом, а, следовательно, ослабление различий между публичным и частным правом.

Одной из характерных особенностей эволюции права после второй мировой войны является значительное возрастание (по сравнению с предшествующей эпохой) воздействия международно-правовых норм на внутреннее право отдельных буржуазных государств. Это воздействие охватывает как конституционное законодательство, так и всю правовую систему в целом. Реализация (имплементация) норм международного права через внутреннее законодательство буржуазных государство становится одним из инструментов правовой унификации.

Характерный для современного капитализма быстрый рост производства, сопровождающийся его дальнейшей концентрацией и централизацией требует объединения предпринимателей с аккумуляцией капиталов, технологий и т.п. Именно поэтому в центре гражданского и торгового оборота (а соответственно и законодательства) в последние десятилетия стали находиться не физические, а юридические лица.

В XIX – начале ХХ в. трудовое законодательство даже в наиболее развитых странах делало только первые шаги. Как самостоятельная отрасль права оно начинает складываться и развиваться лишь после 1917 г. под прямым воздействием организованного рабочего движения, поднявшегося на новую ступень борьбы за свои насущные права. Многочисленные трудовые и социальные законы последних десятилетий являются выражением нового уровня развития социального реформизма и свидетельствуют о попытках буржуазной власти смягчить остроту классовых противоречий путем государственного вмешательства в трудовые отношения. В законодательстве о труде, в том числе и в трудовых кодексах, принятых в последние десятилетия в большинстве капиталистических стран, проявляется двойственная природа государственной политики: тактика социального маневрирования и уступок, с одной стороны, стремление сохранить контроль над организованным рабочим движением - с другой.

Особенности социальной политики современного буржуазного государства ярко проявляются в регулировании таких важных прав рабочего класса, как право на профессиональные объединения, право на заключение коллективных договоров, право на забастовку. В некоторых странах эти права были конституционно и законодательно признаны еще до второй мировой войны. Так, в Германии в 1919 г. Веймарская конституция декларировала право рабочих на объединение в профсоюзы, во Франции в том же году получили законодательное признание коллективные договоры рабочих и предпринимателей.

После второй мировой войны во многих буржуазных государствах рабочему классу удалось добиться дальнейших успехов в борьбе за признание профсоюзных прав на предприятиях. Новые демократические положения по этим вопросам включались в принятые в послевоенный период конституции (Франция, Италия, Япония и др.) и в специальные законодательные акты о труде.

Одной из специфических черт законодательства о труде, принятого в буржуазных государствах в последние десятилетия, является усиление прямого административного и судебного вмешательства в трудовые отношения и конфликты между рабочими и предпринимателями. Это вмешательство, отражающее противоречивые тенденции в буржуазном трудовом законодательстве, особенно резко проявилось в 20-30-е гг. в фашистских государствах. Здесь антирабочее законодательство под предлогом установления «классового мира» полностью ликвидировало право рабочих на профессиональные объединения и забастовки. Подобное явление наблюдалось уже после второй мировой войны в законодательстве ряда латиноамериканских стран, где устанавливались диктаторские, террористические режимы.

Упорная борьба развертывалась также и вокруг законодательства по вопросам социального страхования. В большинстве буржуазных государств такое законодательство появилось лишь после первой или даже после второй мировой войны. Например, в Италии закон о пенсиях по старости и инвалидности, о пособиях по безработице был принят в 1919 г.; в США общефедеральный закон о социальном обеспечении, устанавливающий пенсии по старости, по случаю потери кормильца, а также пособия по безработице, был введен в 1935 г.; в Бразилии некоторые виды социального страхования были предусмотрены в трудовом кодексе 1943 г. и т.д.

Однако система социального страхования во многих буржуазных государствах даже в настоящее время все еще не удовлетворяет основным требованиям рабочего класса в этой области.

Социальные противоречия в капиталистическом обществе привели к резкому росту преступности в буржуазных странах. Значительный рост преступности проявился: в широком распространении организованной преступности (гангстеризм, рэкет); в наркобизнесе; в преступности чиновников и росте детской и подростковой преступности.

Буржуазные страны больше внимания стали уделять выработке новой Всеобъемлющей уголовной политики. Она формируется в плане: осуществление целого комплекса социально-экономических и воспитательных программ, преследующих криминолого-профилактические цели; в меньшей степени усиления мер уголовно-правового принуждения.

С целью «реадаптации» преступников создаются: исправительные тюрьмы; специальные детские исправительные учреждения; запрещаются некоторые жестокие наказания, в ряде стран (Англии, Франции, Италии и др.) отменяется смертная казнь; механизм подавления социально-обездоленных участников различных движений социального протеста и организаторов несанкционированных забастовок и т.д.

Меняется техника составления уголовных законов, совершенствуется их структура.

Так, в Англии Закон об уголовном праве 1967 г. упразднил средневековое деление преступлений на фелонии (особо тяжкие преступления против личности: убийства, изнасилование, имущественное преступление; грабеж, поджог и т.д.) и мисдиминор (мелкие уголовные преступления: подлог и лжесвидетельство и др.). Реформа уголовного права ФРГ 1975 г. отказалась от трехчленной классификации преступных деяний, сохранив лишь их деление на «преступление» и «проступки».

Происходит расширение круга действий, рассматриваемых в уголовном законодательстве в качестве преступлений и проступков. Расширяется состав субъектов уголовной ответственности: наказанию подлежат не только физические, но и юридические лица (компании, корпорации), наряду с их должностными лицами подвергаются уголовным штрафам за нарушение налогового, трудового, антитрестовского законодательства.

Происходит декриминализация – исключение некоторых незначительных преступлений из уголовного производства: (законом 1975 г. во Франции отменена уголовная ответственность за супружескую измену, в ФРГ Законом 1973 г. – за сводничество, порнографию, проституцию и т.д.).

Законодательство буржуазных стран предусматривает возможность применения к рецидивистам дополнительного наказания: применение превентивного заключения, продление сроков заключения (Англия закон 1948 г., законы 1967 и 1973 гг., Швейцария закон 1937 г.).

Тенденция отхода от точного определения преступлений в уголовном законодательстве наиболее опасном виде проявился в сфере т.н. политической преступности. В условиях режимов фашистского, тоталитарного и авторитарного толка закона о политических преступлениях становились инструментом откровенной расправы с оппозиционными политическими партиями и демократическими движения.

История новейшего времени с точки зрения государственно-правового развития характеризуется значительными изменениями, прежде всего современного буржуазного права – происходит эволюция всей правовой системы. Обновления, происшедшие в праве стран запада, особенно во второй половине ХХ в. затронули как его форму, так и его содержание, так и форму. Придавая праву возможность активно воздействовать на общественную жизнь. Право новейшего времени отражает:

- процессы развития самого капитализма, вступившего в пост индустриальную фазу, когда право активно используется для решения общественных задач;

- все углубляющиеся связи экономического характера, интеграционные процессы в сфере экономики и политики;

- унификацию права, прежде всего тех отраслей, которые регулируют имущественные отношения, имеющие содержанием гражданское право.

В странах Запада достаточно четко выделяются дальнейшее развитие двух правовых систем: англосаксонское и романо-германское.

В праве ряда западноевропейских стран все отчетливее проявляется влияние новых тенденций, связанных с инкорпорацией актов международно-правового характера, способствующей дальнейшему развитию процессов интеграционного характера в сфере экономики и политики.

 

Вопросы для самоконтроля:

 

1. Определите основные направления государственно-правового развития в Новейшее время.

2. Раскройте основные тенденции развития государственности в Новейшее время.

3. Какие структурные изменения произошли в праве в период Новейшего времени?

4. Как изменились источники права?

 



Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал