Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Критика взглядов об иноземном праве как источнике Русской Правды⇐ ПредыдущаяСтр 31 из 31
редставители дворянско-крепостническоЙ и буржуазной историографии, как это нами многократно указывалось, исходили при решении вопроса о происхождении Русской Правды из представления о низком уровне общественно-экономического и правового развития восточного славянства и норманистических теорий происхождения Русского государства. Естественно, что только немногие историки решались утверждать, что Русская Правда с момента своего возникновения является памятником восточно-славянского, русского права. Подавляющее число исследователей Русской Правды говорили о влиянии на Русскую Правду или скандинавского (норманского), или германского, или византийского, или римского, или даже еврейского права. Нам необходимо специально остановиться на вопросе овлиянии иноземного права на Русскую Правду и показать решительную необоснованность этих теорий. Взгляд о скандинавском (норманском) влиянии на Русскую Правду является наиболее старым. Еще в 1756 г. Струбе де Пьермонт в своем «Слове о начале и переменах Российских законов» говорил о большом сходстве между древнерусскими законами и древними законами Дании и Швеции.1 Этот взгляд был поддержан Карамзиным, а затем рядом позднейших норманистов, в частности, Пресняковым, Карским, Щепкиным и др. 352 Основными доводами исследователей, защищающих этот взгляд, являлось сопоставление статей Русской Правды со статьями датских и шведских законов. Этот взгляд о влиянии скандинавского права на русское является одним из наиболее ярких проявлений норманизма. Если первые князья, «русские» князья являлись варягами, скандинавами, то естественно, что они будут применять право своей родины. Но как только норманизму был, нанесен окончательный удар, в частности, было доказано, что; русь никогда не была скандинавским племенем, а издавна обитала в Причерноморье, падают, в сущности, всякие доводы о заимствовании скандинавского права составителями Русской ПравдыУ Но характерно, чтсгчисло исследователей, защищающих эти взгляды, даже среди норманистов было незначительно. Такие яркие норманисты, как Соловьев и Ключевский держались других взглядов об источниках Русской Правды и, в частности, Древнейшей Правды. А Соловьев даже полемизировал с исследователями, настаивавшими на скандинавском влиянии на русское право. Основной причиной того, что не все норманисты примыкали к взглядам о скандинавских источниках Русской Правды является то, что скандинавские законы, содержавшие нормы, близкие к нормам Русской Правды, возникли гораздо позднее, нежели Русская Правда. В этом вынужден был признаться и Карамзин («Ютландский закон новее Ярославова»). Пресняков, как известно, примыкавший к нормани-стам, вынужден был указать, что сорокагривенная вира появляется в шведских законах, как нововведение1. Едва ли не самым серьезным возражением, которое было сделано исследователем, настаивающим на скандинавском праве, как источнике Русской Правды и, в частности, Древнейшей Правды, — является возражение норманиста Соловьева. Он указывал, что варяги не стояли выше славян на ступенях общественной жизни, следовательно, не могли быть среди последних господ- 1 А. Е. Пресняков, Княжое право, СПБ, 1909, стр. 258. 353 ствующим народом в духовном, нравственном смысле1. Однако норманистам не захотелось без боя сдавать своих позиций. В 1915 г. Е. Щепкин сделал попытку подкрепить взгляды Струбе де Пьермонта и Карамзина о скандинавских источниках Русской Правды и издал специальное довольно обширное исследование «Варяжская вира»2. Е. Щепкин для того, чтобы доказать скандинавский, т. е. варяжский характер сорокагривенной виры исходит из фантастического представления о сфере влияния скандинавской культуры («культуры викингов») на разные европейские страны. Ссылаясь на показание начальной летописи о народах, населявших Европу до образования Киевского государства (например, «Ляхове же и Пруси и Чюди приседять к морю Ва-ряскому»), он настаивает на принадлежности к варяжскому миру и этих народов. Он относит к территории, подпавшей под влияние варягов — и территорию галичан (галлов), римлян, основываясь на выдержке из «Повести временных лет»3. Е. Щепкин стремился доказать, что во всех этих странах с единообразной культурой викингов должна существовать сорокогривенная «варяжская» гривна. Однако он должен был считаться с тем, что в специальных западноевропейских работах указывается на более позднее возникновение виры в 40 марок, чем то время, когда существовала беспредельная территория единообразной культуры викингов. Один из исследователей вопроса о размерах пени за убийство у северогерманских народов — Леманн (Der KSnigs-friede der Nordgermanen), касаясь пени в 40 марок, задает вопрос: «Как возникло это загадочное число? Было ли оно продуктом севера, или заимствованием 1 С. М. Соловьев, История России с древнейших времен, т. I, СПБ, М, 1851, стр. 231 и 238. а Е. Щепкин, Варяжская вира, Одесса, 1915. 8 Е. Щепкин, Указ. соч., стр. 152. Этнографически «Повесть временных лет» тут же дробит эту арену выступлений викингов и варягов: «варяги, свей, урмане, Готе, Русь, Агляне, Галичане (на Пиренейском полуострове. Проще понимать вообще галлов), римляне». Из чужбины?» и отвечает: «Мы не в состоянии дать ответ на этот вопрос»1. А. Е. Пресняков говорит по этому поводу: «Нельзя не пожалеть, что Леманн не знал Русской Правды. Он нашел бы в ней указание на существование 40-гривенной пени более " раннее, чем все известные указания на пеню в 40 марок. И нашел бы ее в связи именно с охраной жизни, с платой за убийство, при том в такой форме, которая проявляется в шведских законах XIII в., как нововведение»2. Е. Щепкин, давая в своей работе беспорядочное сопоставление наказаний, в частности, пеней за убийство у славян (южных и западных) и притом разного времени (даже XIV в, — Вислицкий или Мазовецкий статут), приводит в конце концов ряд норм из шведских законов о пени за убийство в размере 40 марок. Но самый ранний закон, где говорится о ней, в частности, закон Вест-Етов относится к концу XIII в. Другие же шведские законы относятся к еще более позднему времени; так, закон Упланда был утвержден в 1296 г. 3. Сборники датского обычного права, упоминающие о пене в размере 40 марок за убийство, относятся к более раннему времени, нежели шведские законы, но тоже к XIII в. 4. Если же мы признаем, следуя Е. Щепкину, что при английском короле Эдуарде Исповеднике (1130—1135 гг.) действительно взималась пеня в размере 40 марок5, то и этот факт лишен своего доказательного значения. Дело в том, что о вире в 40 гривен упоминает уже Древнейшая Правда, т. е. Правда Ярослава, возникшая в 30-х годах XI в.; надо, следовательно, доказать, если настаивать на заимствовании ее из Скандинавии, что пеня в размере 40 марок существовала у варягов ранее этого времени, т. е. в IX или X в., но Е. Щепкин и другие это сделать не могут. Правовое раз- 1 L e m a n n, Der K6nigsfriede der Nordgermanen, стр. 2-11. 2 A. E. Пресняков, Княжое право, стр. 258 (прп- 3 Е. Щепкин, Указ. соч., стр. 119. 4 Т а м же, стр. 120. 5 Там же. стр. 128.
354 35д витие варягов, так же, как и их культурное развитие сильно отставало от Руси. Отсюда нетрудно видеть, что и последняя попытка доказать, что основной правовой принцип Русской Правды —денежное наказание за убийство в размере 40 гривен—заимствован якобы из Скандинавии, также неудачна как и прежние. Ряд исследователей, знакомых достаточно хорошо с общественно-экономическим строем и системой права скандинавских стран, которые отстали в своем раз-, витии от Руси на полтора, на два столетия, хорошо понимали невозможность считать скандинавское право источником Русской Правды. Но все же они, являясь норманистами, не были сторонниками взгляда о самостоятельном, независимом от всяких иноземных влияний, развитии русского права. Часть этих исследователей стала доказывать, что многие правовые принципы Русской Правды обязаны своему существованию германским варварским правдам, в частности, Салической или Рипуарской Правде. Всякому хорошо знающему основные моменты истории права раннего германского средневековья и Киевской Руси IX—XII вв. должно быть понятно, что это положение доказать весьма трудно, если вообще возможно./Дело в том, что когда создавались отдельные пласты норм, вошедших в Русскую Правду (т. е. начиная с XI в.) Салическая и Рипуарская Правды были забыты даже в странах, где они когда-то применялись в качестве действующего источника права. Они давно были заменены капитуляриями германских императоров. Для того чтобы отразить влияние этих германских варварских правд, составителям Русской Правды надо было бы специально разыскивать эти сборники, переводить и изучать^ Кто в Киевской Руси мог быть так заинтересованному было все это интересно? Нам думается — никому! Если бы даже наши предки действительно не могли самостоятельно, без посторонней подсказки, издавать законы, то они могли обратиться к капитуляриям. Интерес к вопросу о германских правдах как источнику Русской Правды решил возродить и усилить Гетц. В особенности для него было важно доказать зависимость Русской Правды от Франкских Правд в более ранний период, т. е. в VIII—IX вв., в период составления Древнейшей Правды, а не в XI в., когда, как указано, говорить об этом было можно только вопреки здравому смыслу. Гетц, считая, что Древнейшая Правда является памятником славянского права, тем не менее в своей работе «Das Russische Recht» настаивает на том, что некоторые статьи заимствованы из Салической Правды (Lex salica XXX tit. de via lacina). Такими статьями являются 13 и 14 ст. I Серг. или ст. 10 Акад. Но А. Н. Филиппов в статье «Русская Правда в исследовании немецкого ученого» г доказал неправильность этого утверждения. В то время как Русская Правда говорит о недопустимости личного оскорбления одним мужем другого, выразившегося в «толчках» любо от себя, любо к себе, причем это преступление доказывается посредством приведения двух видоков, хотя делается исключение для варягов или колбягов, которым предоставлялось прибегать к присяге, в указанных статьях Салической Правды предусматривается иной состав преступления — именно, сбивание и толкание с большой дороги благородного мужа или благородную женщину, причем ничего не говорится о доказательствах данного преступления («Siquis baronem ingenuum de via sua ostaverit aut inprinxerit, mal. via lacina, hoc est DC din., qui faciunt sol. XV.culpabilis judicetur» и «Si qui mulierem ingenuam de via sua ostaverit, aut inpinxerit: mal. machina, hoc est MD CCC din. qui faciunt sol. XLV, culpabil is judicetur»). Другими постановлениями, якобы заимствованными из германского права, являются нормы Русской Правды, говорящие о своде (ст. ст. 18 и 21 Сергеевича, ст. ст, 14, 15, 16 Акад.). Но А. Н. Филиппов, который задолго до появления работ Гетца специально занимался вопросом о виндикации движимости по Leges Barbarorum, убедительно пока- 1 А. Н. Филиппов, Русская Правда в исследовании немецкого ученого. Юридический вестник. 1914, кн. VII (II), стр. 196.
336 3.57 зал, что нормы § XXXVII Lex Sal ica, откуда якобы были заимствованы постановления свода в Русскую Правду резко отличаются от последних, в частности, процедура свода ведется в Русской Правде не судебным, а внесудебным порядком 1. А. Н. Филиппов указывает, что всякие ссылки на варварские Правды, якобы являвшиеся источником заимствования для норм Русской Правды о своде, теряют доказательственное значение, если вспомнить, что свод был прекрасно известен славянскому праву, славянским сборникам права, в частности Законнику Стефана Душана. Известен он был и польскому праву. Словом, свод—это, вообще, институт славянского права. Гетц старался доказать, что система наказаний Русской Правды (в частности вира) и различие наказаний в зависимости от социального положения пострадавших заимствована из германского права. Он в особенности настаивает на том, что слово «вира» произошло из германского Wergeld. Но еще Владимирский-Буданов показал, что в то время как германский вергельд — это вознаграждение, идущее семье убитого, виру и штраф получал князь2. Что же касается утверждения Гетца о том, что установление наказания в разном размере, в зависимости от положения пострадавшего, как мы это видим в Правде Ярославичей и в Пространной Правде, есть чисто германский правовой принцип, то оно решительно опровергается имеющимися в настоящее время у нас данными. Мы, изучая право кавказских, тюркских и монгольских народов, которые никаких связей с германцами не имели, должны, были отметить существование аналогичного принципа. 1 А. Н. Фил и и к о в, Начальные стадии процесса о вин 2 М. Ф. Владимирский-Буданов, Обзор ис Так, в особенности показательно в этом отношении грузинское право, например, Уложение царя Вахтанга. По этому Уложению за убийство первейшего князя, а также за убийство архиепископа взыскивалось 15 360 руб., за убийство среднего князя, епископа и родственников первейшего князя — 7680 руб., за убийство третьестепенного князя и архимандрита —3840 руб. и т. д. За убийство крестьянина — 120 руб., т. е. в 128 раз меньше, нежели за убийство первейшего князя. Дальнейшие посягательства против личности и здоровья (нанесение ран, увечий и т. д.) подлежали также разному наказанию, причем единицей наказания считался выкуп за кровь в указанном размере1. По законам казахского хана Тауке за убийство свободного человека взыскивалось 1000 овец, а за убийство султана и хаджи в семь раз больше2. Подобный же принцип, по крайней мере в отношении наказания за бесчестье был положен и в монгольском праве по Уставу 1640 г.3. Это сопоставление должно окончательно рассеять легенду, что так называемое денежное взыскание — вергельд — и установление размера этого взыскания в зависимости от положения убитого — принципы германского права. Следует вообще признать этот принцип наиболее ярким принципом феодального права — права-привилегии. В нашей литературе имеется работа, в которой было произведено сопоставление основных черт права Русской и Салической Правд4. В результате тщательного сопоставления были убедительно показаны крупные различия в уголовном праве этих двух памятников. Слабость доводов о скандинавском или германском праве, как источнике Русской Правды сознавалась те- 1 С. В. Юшке и, История государства и права, т. I стр. 492. 'Таи же, стр. 536. 3 Т а м же, стр. 546. * Левашова, Уголовное право Русской Правды сравнительно с Салической, Труды слушателей Одесских высших женских курсов, т. I, вып. 2, Одесса, 1911.
ЗЯв 359 ми исследователями, которые не считали Русскую Правду свободной от иноземных влияний. Н. А. Максимейко сделал попытку показать влияние «чи^ стого» римского права — законодательства Юстиниана, —■ на Краткую Правду. Максимейко, во избежание недоразумения, сам подчеркивает, что он не имеет в виду позднейшие византийские сборники: Эклогу, Прохирон или даже Василики. Он утверждает, что составитель всей Краткой Правды и, следовательно, и древнейшей мог иметь сведения о Юстиниановом законодательстве, которое в то время еще пользовалось большой известностью и распространением в Греции. «Он мог также прочитать его, потому что для этого не надо было знать латинского языка: существовали греческие переводы» 1. Для того чтобы доказать зависимость Древнейшей Правды от римского права, Максимейко надо было соответствующим образом истолковать нормы Правды, или вернее, придать им такой смысл, которого на самом деле они не имели. Одновременно Максимейко нуждался во всякого рода тезисах и положениях, которые едва ли могли найти сторонников среди историков права. Словом, работа Максимейко, вообще неудачная в целом, в особенности глубоко ошибочна по своим положениям в отношении установления зависимости Краткой Правды от памятников кодификации Юстиниана. Нет особого смысла подробно разбирать всю его аргументацию. Коснемся лишь главных, основных его утверждений. С 6н прежде всего стремится доказать, что самое учение о праве в Краткой Правде и, следовательно, и в Древнейшей Правде якобы заимствовано из римского права.', Для того чтобы доказать этот тезис, он берет за аксиому крайне преувеличенное и необоснованное утверждение Сергеевича о том, что «значение права в смысле обязательной общей нормы признается, прежде всего, за обычаем», и что «еще в XVI в. великие князья московские находят нужным оправдывать свои распоряжения ссылкой на старину», что у них еще «нет сознания о том, что воля их, как субъекта верховной власти, творить право» г. Максимейко считает, что признание значения действующего права за княжескими постановлениями, которое было отражено в Краткой Правде ее составителем, «сложилось под влиянием знакомства с римской юриспруденцией, которая по этому поводу дает следующие определения: законом считается то, что император постановил рескриптом, или решил по рассмотрении какого-нибудь дела, или же предписал эдиктом»а. Конечно, всем известно, что роль обычного права в период раннего феодализма весьма велика. Известно, например, что почти вся область государственного и административного права регулировалась нормами обычного права не только в XV, но и в XVII вв. Но делать из этого выводы о том, что русские князья вообще не могли издавать законы или не могли рассчитывать на их обязательность для административных и судебных должностных лиц, — это явно извращать факты. Издавать законы князья могли и в конце X в. (напр. князь Владимир заменил виры смертной казнью, а затем снова возвратился к вирам, он же издал ряд норм, регулировавших отношения между церковью и государством, которые затем были обобщены в церковном Уставе князя Владимира) и тем более в последующие века. Достаточно указать, что развитие законодатель-ства шло путем издания грамот-привилегий (priva lex), т. е. частных законов. В XIV в. среди этих частных законов особое значение приобретают уставные грамоты наместничьего управления, нормы которых были затем обобщены и развиты в Судебнике 1497 г. Естественно,, что не надо было какому-нибудь новгородскому книжнику XI в. читать в подлиннике или в греческих пе-
1 Н. А. Максимейко, Опыт критического исследования Русской Правды, стр. 116. 1 В. И. Сергеевич, Лекции и исследования, стр. 24. 'Н. А. Максимейко, Опыт критического исследования Русской Правды, стр. 120.
360 361 реводах римское право, чтобы признать возможность для князей издавать законы в крайне узкой, ограниченной области, именно в области установления новых видов наказаний за некоторые наиболее распространенные преступления, что, как известно, и было сделано в Древнейшей Правде. Если следовать Максимейко, то выходит так, что признание закона источником права является вообще идеей, заимствованной из римского права. А между тем, законы издавались и в странах, в которых римское право не было известно (например, на Востоке). Может вызвать улыбку сопоставление весьма сложной системы римского права, которая была дана в Институциях («omne autem jus, quo utimur vel ad personas pertinet vel ad res velad actiones») с системой расположения статей в Древнейшей Правде. Оказывается, когда в Древнейшей Правде говорится: «убьеть муж мужа, мьстить брату брата...»—это норма, относящаяся ad personas; если говорится: «Аще кто поедеть на чужем коне...», то это норма, относящаяся ad res; статьи, касающиеся свода, — это нормы, относящиеся ad acti-ones. По мнению Максимейко, система Институций полностью выдержана в Древнейшей Правде. Так, ст. 1 относится ad personas, ст. 2—ad actiones, ст. 3—10 ad personas, но конец ст. 10—ad actiones; ст. II—13 ad res, ст. 14—16 ad actiones; ст. 17 ad personas, а ст. 18 ad res. Улыбку могут вызвать попытки Максимейко доказать, что различие, которое делается в Русской Правде между отдельными видами преступлений, в зависимости от тяжести преступления, это—принцип «чистого» римского права. Как будто надо прочитать Институции и Дигесты для того, чтобы понять, что уличный разбой является более серьезным преступлением, нежели Драка, или грабеж был более серьезным преступлением, нежели кража! Максимейко для доказательства влияния римского права на Русскую Правду в отношении установления более тяжких и менее тяжких преступлений приводит даже слова Демосфена, которые были процитированы в Дигестах! Особенно поражают своей необоснованностью, переходящей в легкомыслие, " попытки решения Максимейко некоторых частных вопросов. Он, например, настаивает на том, что якобы составитель Древнейшей Правды находился под влиянием римского права при определении понятия кражи и ее отдельных видов, т. е. при классификации этого преступления. Чтобы оценить значение этого утверждения Максимейко, надо учесть, что в Древнейшей Правде ни в одной из ее статей вообще не говорится о краже (в позднейшем праве, как известно, она называется татьбой). А между тем это его не смущает. Ст. 12: «Аще поиметь кто чужь конь, любо оружие, любо порт»... имеет в виду furtum ipsius rei; ст. 11 «Аще кто поедеть на чю-жем коне, не прошав его», — предусматривает furtuni usus; ст. 10, говорящая об укрывательстве беглых рабов, оказывается есть furtum possessionis. Но самое главное, всячески стремясь доказать, что Древнейшая Правда имеет прямым своим источником римское право, Максимейко избегает сопоставлять характер и размер наказания за те или иные преступления по древнерусскому или по римскому праву. А между тем не надо делать глубоких изысканий в области классического (юстиниановского) римского уголовного права для того, чтобы понять, насколько существуют различие в наказаниях за преступления по этому праву и нормах Краткой Русской Правды. Как известно, специально наказаниям убийц в Риме был посвящен особый закон Суллы от 83 г. (Lex Cornelia de sicariis et veneficis). В период империи, т. е. при Юстиниане, убийцы наказывались смертной казнью, тогда как по Русской Правде убийцы платили виру, т. е. уголовный штраф. Особенностью римского уголовного права являлось то, что похищение скота облагалось более строгими наказаниями, чем обычное воровство, в силу чего виновные в этом преступлении карались смертной казнью, отдачей в гладиаторы и отдачей в рудники; тогда как по ст. 30 Акад. за кражу коня или вола устанавливался штраф в размере одной гривны и тридцати резан.
362 363 За уничтожение или перемещение пограничных знаков по римскому праву лица низших сословий присуждались к государственным работам, а лица высших сословий к высылке на остров с конфискацией трети имущества (). 3D 47 21) \ тогда как по ст. 33(34) Акад. за переорание (уничтожение) межи взимался штраф в размере 12 гривен. По римскому праву эпохи Юстиниана исчезают прежние твердые размеры штрафа, налагавшего в случае injuria (в состав этого преступления входили посягательства на личность, как телесные повреждения, так и оскорбления), установленные в размере 300 и 25 ас-сов. Вводится правило, по которому в случае тяжкой обиды размер штрафа определялся в каждом отдельном случае, сообразно с конкретными особенностями дела, причем на величину штрафа влияет тяжесть произведенного посягательства, общественное положение обиженного и пр.2. По Краткой же Правде размер штрафа за отдельные посягательства строго определен — именно, 12 и 3 гривны (ст. ст. 3—Ю Акад.). Можно бы продолжить сопоставление норм римского уголовного права эпохи Юстиниановской кодификации и норм Краткой Правды, но думается нам, что и приведенных данных достаточно, чтобы убедиться в совершенной необоснованности утверждений Максимейко о римском праве, как основном источнике Краткой Правды. Нормы Древнейшей Правды настолько не соответствуют постановлениям основных памятников кодификации Юстиниана, что должна быть отброшена ~любая попытка утверждать об их полном сходстве. (Вопрос о влиянии византийского права на Русскую Правду давно (еще со времен Калачова) стал ставиться и решаться в положительном смысле.] Защитником этого взгляда, кроме Калачова, были крупные буржуазные историки. 1 И. С. Перетерский, Всеобщая история государства и лрава, 1944 г., ч.1, Древний мир, вып. И, Древний Рим, стр. 181. -И. С. П е р е т е р с к и й, Указ, соч., стр. 163. 1 Ключевский, касаясь этого вопроса, говорит, что составитель Русской Правды, ничего не заимствуя дословно из памятников церковного и византийского права, однако руководствовался этими памятниками 1. • Сергеевич считает, что практика церковных судов оставила свой след в Пространных списках Русской Правды 2. Владимирский-Буданов говорит более решительно о влиянии византийского права на Русскую Правду. В Русской Правде есть весьма близкие заимствования из светских памятников Кормчей3. Не сомневается в наличности следов влияния на Русскую Правду византийских сборников права с Эклогой и Про-хироном во главе и М. Д. Дьяконов4. Вопрос о византийском влиянии был предметом специальных статей, и как нам кажется, в настоящее время может быть признан окончательно решенным. Авторы5 специальных исследований привели исчерпывающие данные о том, что говорить о влиянии византийского права на Русскую Правду нет никаких оснований. Мы не будем приводить полного сопоставления норм Русской Правды с основными памятниками византийского права — Эклогой, Прохироном, Эпанагогой и др. Мы укажем на полное несоответствие основных принципов русского права эпохи Русской Правды и византийского права. Прежде всего необходимо указать на полное отсутствие внешнего сходства между этими памятниками. Так, в Русской Правде отсутствует введение к памятнику; отсутствует и обычная в византийских кодексах мотивировка издания тех или иных норм. Переходя к со- 1 В. О. Ключевский, Курс русской истории, ч. I, М., 1904, стр. 254. 3 В. И. Сергеевич, Лекции и исследования, стр. 44, 3 М. Ф. Владимирский-Буданов, Обзор ис 4 М. Д. Дьяконов, Очерки общественного и государ 6 Черноусо в, К вопросу о влиянии византийского права на древнейшее русское, Византийское обозрение, т. II, 1916 г., Д. Голени щев-Кутузо в, Русская Правда и Византия, 1913,
364 365 доставлению отдельных правовых принципов Русской Правды и главнейших византийских кодексов, коснемся прежде всего норм об убийстве, число которых в Русской Правде значительно.; Постановлениями об убийстве, как известно, начинается Русская Правда. В то время, как основным наказанием за убийство по Русской Правде является денежное взыскание (вира и го-ловщина или особое вознаграждение за убийство слуг) и только в случае убийства в разбое—поток и разграбление. В византийском праве различается убийство предумышленное, убийство в драке, убийство без всякого умысла со стороны виновного и карается в первом случае смертью, во втором случае или отсечением руки или телесным наказанием или изгнанием, в третьем, просто изгнанием1. Византийское право не знает установления наказания за убийство сообразно с социальным положением убитого, как это наблюдается в Русской Правде. Обратимся к сопоставлению норм о краже по Русской Правде и византийскому праву. Памятники византийского права (Эклога, Прохирон и Эпанагога), повторяя почти дословно друг друга, при установлении вопроса о наказании за это преступление считаются с тем, где совершена кража, кем (богатым или бедным), что похищено, рецидивист ли ее совершил или человек, попавшийся в первый раз. Сообразно с этим варьируется и мера взыскания: штраф в двойном размере стоимости украденного, телесное наказание, изгнание или отсечение руки. Русская Правда знает только одно наказание: денежное взыскание 3. Византийское законодательство не знает различного наказания за кражу или истребление чужого имущества в зависимости от социального положения собственника этого имущества 3. Резко различаются основные принципы и гражданского права. Так, заем по Русской Правде является договором реальным; для признания его действитель- 1Е. Черноусо в, К вопросу о влиянии византийского права на древнейшее русское, стр. 315. 2 Там же, стр. 317. 3 Там же, стр. 318. ным не требовалось его заключения в письменной форме. По Эклоге же, договор займа должен облекаться в письменную форму и подкрепляться тремя свидетелями1, Поклажа по Русской Правде еще не оформилась в качестве договора; о ней говорится, скорее, как о дружеской услуге. В византийском праве иначе, чем в Русской Правде, решался вопрос о торговой несостоятельности. Исследователи отмечают сильные различия в основных принципах наследственного права. По нормам Русской Правды право завещательного распоряжения ограничивается кругом ближайших членов семьи. Там не имеется ни одной статьи, из которой было бы видно о завещании имущества нечленам своей семьи (кроме части, следуемой церкви)2. По Русской Правде не устанавливалось тех сложных условий, при наличии которых по византийскому праву завещания признавались действительными. Но в особенности крупные различия наблюдались в организации суда и процесса. Русская Правда не знает той сложной судебной организации, о которой говорят византийские кодексы. Так называемые ордалии Русской Правды (жребий, испытание водой, раскаленным железом), институт послушества, отличающийся от института свидетелей и т. д., также не были известны византийскому праву. Нет в византийских кодексах следов так называемого свода, гонения по следу, так характерных для русского процесса XI—XII вв. Наконец, внимание составителей Русской Правды направлено на регулирование правового положения таких групп общества, как закупы или смерды, которые были неизвестны в Византии. Кое-какие аналогии в русском и византийском праве, которые могут быть выявлены в результате сопоставления Русской Правды и византийских кодексов, должны быть объяснены не заимствованием составителями Русской Правды норм византийского права, а некоторыми сходствами в общественно-экономическом строе. 1 Н. Никулин, Рецензия на работу Д. Голенищева-Ку- 2 Там же, стр. 348.
366 367 Л Киевская Русь и Византия представляли собой феодальные государства. Как было указано, в исторической литературе высказывается еще одно мнение о иноземных источниках Древнейшей Правды. М. Н. Тихомиров, считая Древнейшую Правду записью обычного Новгородского права, говорит о дополнении ее некоторыми статьями Закона Судного людем — болгарской переработкой византийских и еврейских законов *. Таких статей он мог насчитать две: об езде на чужом коне без резрешения его собственника (ст. 12) и об изломании копья, щита и повреждения одежды (ст. 18). Статья, запрещающая езду на чужом коне в Законе Судном людем, близка, к ст. 12 Древнейшей Правды в своей диспозитивной части, но отличается своей санкцией. Ст. 12 Древнейшей Правды Закон судный Аще кто поддеть на чужом ко- Аще кто бес псвЪлЪния на чю- нт>, не прошавь его. то положи- жемь кгне ездить, да ся тепеть и продаешься, яко и тать. Нетрудно установить весьма крупное различие в этих статьях. По Закону Судному людем виновный подвергается нанесению трех ударов, а по Древнейшей Правде — денежному взысканию в размере 3 гривен. Мы знаем, что в Древнейшей Правде 3, равно как и 12 гривен является нормальным взысканием за преступления. Поэтому полагать, что в Древнейшей Правде взыскание в размере 3 гривен за езду на чужом коне является механической заменой трех ударов Закона Судного нельзя. Совпадение — 3 гривны и 3 удара — случайно. Что же касается вопроса о заимствовании в Древнейшую Правду из Закона Судного диспозитивной части ст. 12, то его надо решить в отрицательном смысле. Дело в том, что надо еще доказать, что в момент составления Древнейшей Правды получил распространение на Руси Закон Судный людем. М. Н. Тихомиров привел 1 М. Н. Тихомиров, Исследование, стр. 58. доказательства только тому, что Закон С\дный людем был известен русским книжникам XIV в. Л в отношении его существования в первой половине XI в. он ограничился замечанием, что нет и и ч е го не в е р о я т-н о г о в том, что в Новгороде был уже известен список Закона Судного людем, внесенный в первоначальный Номоканон, существование которого во время Ярослава Мудрого было доказано А. С. Павловым. Но Номоканон действительно мог существовать на Руси при Ярославе Владимировиче, но ведь Закон Судный людем вовсе не является составной час! ыо Номоканона. Л самое главное, неужели на Руси правовая мысль Пыла настолько элементарна, что без чужой подсказки русские не в состоянии были установить такого обычного состава преступления — как езда на чужом коне без разрешения его собственника. Ведь езда на чужом коне явлпется серьезным имущественным преступлением: не говоря уже о том, что подобная безнаказанная езда не только могла облегчать кражу чужого коня, но и серьезнейшим образом отражаться на качестве коня. Таким образом, доводы М. Н. Тихомирова являются абсолютно неубедительными. Что же касается статьи о порче копья или щита, то надо еще доказать, что и: > та статья была заимствована составителем Древнейшей Правды из Закона Судного людем, а не наоборот. Дело в том, что статья «О копьи» в Пушкинском сборнике замыкает статьи Русской Правды (ст. 108 по изд. АН УССР), а в сборнике Археограф, комиссии, она присоединена к Закону Судному людем вместе с русскими статьями — «А се о детяти», «О а же ли дадутся в службу» и «О стоге тяжебном». Следовательно, статья о порче копья не входила в основной состав Закона Судного людем. А самое главное, в отоЙ статье даются чисто русские термины и выражения: «н а ч н е т ь хо-тети его держат и», «приати скота у н е г о». Ни в одной статье Закона Судного людем не встречается подобных терминов и выражений. Словом, нет никаких решительно данных говорить о влиянии Закона Судного на Древнейшую Правду. Единствен-
368 369 ным источником этого памятника является русское право. Наконец, нашелся один исследователь (Барац), который стал доказывать, что источником права как русско-византийских договоров, так и Русской Правды является еврейское право. Но даже представители буржуазной науки с их формалистическим подходом к изучению памятников права признали полную несостоятельность его положений. Для того чтобы притти к такому неожиданному утверждению Барацу приходилось подгонять составляемые им тексты, причем не стесняться переставлять в них не только отдельные слова, но и целые предложения. Неудивительно, что Барац никого не убедил из историков русского права, и на его работ)' можно указать как на один из примеров «псевдоучености»1. Итак, опровергнув разного рода теории иноземного влияния на Русскую Правду, мы приходим к выводу, что Русская Правда с момента своего возникновения до окончательного своего сформирования является сборником русского права. Русская Правда, возникнув в период становления русского феодального общества, но своими корнями уходящая в право феодального периода, развивает основные принципы тех правовых норм, которые стали возникать в недрах Руси, т. е. в очагах классового общества восточного славянства. Русь, как мы доказываем, первоначально была не этническим понятием, а названием, усвоенным для обозначения элементов, возникших в недрах разлагавшихся общин восточного славянства. Нормы Русской Правды являются дальнейшим развитием Закона русского, который уже существовал во время заключения русскими князьями в первой половине X в. договоров с византийцами. Закон русский уже тогда противополагался греческому, византийскому праву и являлся, следовательно, настоящей системой права. Эта система русского права получила свое развитие и во второй половине X в., а равно в XI и в XII вв. Ни один взгляд о влиянии на Русскую Правду иноземного права не мог быть подкреплен серьезными доводами. Если между Русской Правдой и нормами права соседних народов и можно отметить наличие сходства и аналогии, то все это легко объяснимо не заимствованием прямым или косвенным иноземных правовых норм, а сходством общественно-экономического строя Руси и соседних стран. Киевское государство было в IX—Хвв. дофеодальным государством, в котором шла борьба трех укладов: первобытно-общинного, рабовладельческого и феодального. Естественно, что в ранний период мы будем наблюдать сходство с теми памятниками, которые существовали в дофеодальных государствах, например, в варварских королевствах V—VII вв. Отсюда наличие сходства некоторых норм Русской Правды с нормами Салической, Ютландской и прочих Правд. По мере развития феодальных отношений в XI— XII вв. возникают нормы, характерные для развитого феодального общества. Поэтому нормы Пространной Русской Правды начинают иметь некоторое сходство с нормами соседних феодальных стран. Здесь вполне естественны аналогии между нормами Русской Правды и нормами византийских сборников. 1 Г. М. Барац, Критиюьсраннмтельный анализ договоров Руси и Византии, 1910 370 ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ ВОПРОС О ПРОСТРАНСТВЕ ДЕЙСТВИЯ РУССКОЙ ПРАВДЫ Р И ешение вопроса о происхождении Русской Правды и ее отдельных редакций, которое нами дано в исследовании, дает нам возможность решить вопрос о пространстве действия ее норм. В литературе вопрос этот давно являлся предметом оживленного спора. В основном боролись два взгляда. По одному взгляду, защищаемому Эверсом, И. И. Беляевым, Н.П.Загоскиным, Н. Дювернуа и др., Русская Правда вначале была памятником новгородского права и, следовательно, не всегда ее нормы имели общерусское значение. Другая группа исследователей: Карамзин, Погодин, Тобин, Розенкампф, Сергеевич, Владимирский-Буданов, М. А. Дьяконов смотрят на Русскую Правду как на памятник, имевший с самого момента своего возникновения общерусское значение. Впрочем, имелся еще один взгляд, который проводил в своих работах глава украинских националистов Грушевский. Этот враг народа, утверждая, что Киевское государство является государством украинским, считал Русскую Правду, там возникшую, —сборником украинского права. Советские историки доказали, что Киевское государство есть колыбель трех народностей, возникших после его распада — украинской, белорусской и русской (великорусской). Следовательно, и Русская Правда является источником права этих трех народов. Нами было установлено, что основные части Русской Правды: и Правда Ярослава, и Правда Ярослави-чей, и Краткая Правда, и Суд Ярослава Владимировича, и Устав Владимира Мономаха возникли в столице Русского государства — в Киеве или в резиденциях киевских великих князей. А затем уже из Киева распространились эти Правды в разные части Русского государства — в Великий Новгород, во Владимирскую землю и т. д. Хотя, как было указано, древнейшие части Русской Правды (Правда Ярослава, Правда ЯрославичеЙ, Краткая Правда, Устав Ярослава, Устав ВладимираВсе-володовича) возникли в основном экономическом, политическом и культурном центре Киевского государства — Киеве: однако будет совершенно неправильно считать этот памятник отразившим правовое развитие только Киевской земли, т. е. специфически Киевским. Вне всякого сомнения Русская Правда обобщила правовое развитие всего Русского государства с IX в. до XVI в. Достаточно учесть, что одна из норм Правды ЯрославичеЙ своим источником имеет судебное решение князя Изяслава, вынесенное в отношении дорого-бужцев, убивших старого конюха. Но в особенности на развитие текста Русской Правды должно было повлиять правовое развитие других русских земель в период распада Киевского государства. Мы знаем, что в В. Новгороде ив Северо-Восточной Руси составляются и распространяются особые юридические сборники, в которых Русская Правда является главнейшей частью. К тексту Русской Правды присоединяются местные памятники. В конце концов возникает ряд новгородских (III, IV и V ред.) и северо-восточных редакций и изводов Русской Правды (например, II ред.). Наконец, на развитие текста Русской Правды влияет и правовое развитие Московского государства (так называемая VI редакция «Сокращенная из Пространной»). Русскую Правду надо считать памятником, отразившим правовое развитие всех русских земель,
372 373 Отсюда нам легко ответить на вопрос, каково было пространство действия норм Русской Правды. Поскольку Русская Правда отразила правовое_развитие всех русских земель всего Русского государства, она с самого момента своего возникновения до начала кодификации в Новгороде и Пскове, Московском великом княжении и Литовском государстве имела общерусское значение.''Больше того, когда появились памятники кодификации " в этих государствах, то они были созданы на основе принципов Русской Правды. Но Русская Правда являлась сборником права Киевского государства, которое объединило все племена восточного славянства и, кроме того, ряд финских народов, Маркс отметил огромное значение Киевского государства во всемирной истории. Он писал в своей «Секретной дипломатии»: «Как империя Карла Великого предшествует образованию Франции, Германии, Италии, так империя Рюриковичей предшествует образованию Польши, Литвы, балтийских поселений, Турции и самого Московского государства»1. Экономические, политические и культурные связи этой феодальной империи с соседними, в частности славянскими народами, должны были иметь весьма большое значение. Есть все данные полагать, что нормы русского права и, в частности, Русской Правды могли в той или иной степени повлиять на развитие славянского, сербского, болгарского, польского и чешского права. Нам кажется, что советские историки должны поставить этот вопрос, несмотря на все его трудности. И мы постараемся принять в его решении посильное участие. 1 Цит. по Истории СССР, ч. I, M., 1939 г., стр. 106. ВВЕДЕНИЕ Стр. § 1. Общие задачи исследования...................................................... з § 2. Классификация списков Русской Правды............................... 9 Часть первая ИССЛЕДОВАНИЕ ТЕКСТА ДОШЕДШИХ ДО НАС РЕДАКЦИЙ Глава первая Русская Правда в Сборниках и Кормчих § I. Краткая [Правда в летописных сборниках............................. 27 § 2. Русская Правда II—VI редакций в различного рода юридических и канонических сборниках.... 34 1. Русская Правда в сборнике из русских статей.. 34 2. Русская Правда в юридических сборниках, включающих в свой состав Закон Судный людем.. 37 3. Русская Правда в сборниках, состоящих из русских статей и Закона Судного людем.... 41 4. Русская Правда в Мериле Праведном......................... 44 5. Русская Правда в Кормчих, находящихся в соединении с Мерилом Праведным 45 6. Русская Правда в Кормчих, в которых статьи но послушестве» и «о муже кроваве» объединены с Русской Правдой 50 7. Русская Правда в Синодальной Кормчей ив Кормчих Новогородско-Софийского вида 50 8. Итоги исследования истории Русской Правды в памятниках сложного состава ,...■ ' 53 373
|