Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Покон вирный и Урон мостником
1. Покон вирный Под Поконом вирным принято понимать те статьи Краткой Правды, которые касаются распределения поступлений от продаж и вир между князем, мечниками, емцами, вирниками, церковью (десятина), а также того вознаграждения, натурального или денежного, которое должен получить вирник при взыскании виры. Хотя заголовок «А се покон вирный» относится к ст. 41 (42) Акад., тем не менее есть основания к этой части Краткой Правды отнести и предыдущую статью — ст. 40 (41) Акад. В литературе вопрос о времени и месте возникновения этой части Краткой Правды не считался особенно трудным и потому подлежащим какой-нибудь дискуссии. Дело в том, что в конце статьи 41 (42) Акад. говорится: «То ти оурок Ярославль». Основываясь на этом, большинство исследователей считают Покон вирный постановлением Ярослава. Есть ли какие основания сомневаться в этом? Нам кажется — нет. Дело в том, что Ярослав, установив единую систему наказания по всему пространству Киевской Руси, должен был точно установить, какие суммы поступали в пользу его помощников по управлению и суду—мечнику, емцу, вирнику— для того, чтобы они могли пользоваться причитавшимися им суммами, а затем за вычетом их посылать остальные суммы князю и церкви. Эти статьи являются совершенно необходимыми для Древнейшей Правды, а затем для всей Краткой Правды.
306 Ж И. А. Стратонов \ соглашаясь, что Покон вирный был дан действительно Ярославом, решился уточнить время и место издания этого памятника. Он считает его первым опытом в определении финансовых взаимоотношений между новгородским населением и княжескими мужами, изданном в 1036 г. Основанием для этого мнения явилось сообщение новгородской летописи под 1036 г. о том, что Ярослав дал грамоту людям и сказал «по сей грамоте дадите дань». Мы считаем, что Покон вирный, " равно как и Древнейшая Правда, был издан в 30-х годах Ярославом, но мы не можем согласиться со взглядом Стратонова о новгородском происхождении этого памятника. Дело в том, что в рассказе летописи о даровании Ярославом грамоты не приводится таких данных, на основании которых мы могли бы отождествить ее с По-коном вирным. Грамота могла^'иметь и по нашему мнению имела другое содержание/ Новгородцам было мало интересно, как распределялись судебные пошлины между князем и подчиненными. Грамота, изданная в 1036 г., была, несомненно, грамотой, в которой определялись сборы с населения и возможно устанавливались какие-то особенности в управлении Новгородской землей. А самое главное: распределение поступлений с вир и продаж между князем и его помощниками, а также установление вознаграждения вирникам при собирании ими денег при уплате виры является делом, которое могло интересовать не только Новгород и Новгородскую землю, но и Киев и все Киевское государство. М. Н. Тихомиров, настаивая на новгородском происхождении, не отвечает на вполне естественный вопрос, почему только один Новгород мог быть заинтересован в существе тех постановлений, которые содержатся в Поконе вирном, а не Киев, не все Киевское государство? М. Н. Тихомиров, стараясь всячески доказать новгородское и притом весьма позднее происхождение Краткой Правды, настаивает на позднем происхождении и Покона вирного (Покон вирный является самой позд- 1 И. А. Стратонов, К вопросу о составе и происхождении краткой редакции Русской Правды, стр. 388. ней частью Краткой Правды) и считает его не постано Можно, наоборот, как нам кажется, считать проявленную в этом памятнике заботу о соблюдении постов признаком, того, что Покон. вирный был составлен Ярославом. Как раз Ярослав, как свидетельствует летопись, и является ревнителем и устроителем церкви. Доводом в пользу позднего происхождения Покона вирного М. Н. Тихомиров считает нахождение в нем двух слов.«овен» ианеп? 1? *™ уяряц-терных цдя церктшныу памятников XI—XII вв. Но в чем же дело? Ярослав жил в" первой" половине'XT в. и, следовательно, мог употребить эти слова. Наоборот, большее употребление цер-ковно-славянских слов и оборотов речи как раз должно свидетельствовать о большей древности памятника. Доводы М. Н. Тихомирова о том, что памятник возник в новгородской церковной среде, также не убедительны. Он указывает, что в ст. 40 (41) Акад. говорится 1 М. Н. Тихомиров, Исследование, стр. 73. 8 Т а м ж с, стр. 71.
308 309 об отчислении в десятину и что десятина де взималась в повышенном размере. Но ведь десятина учреждена князем Владимиром; князь Ярослав ее не отменил и, естественно, должен был установить определенный процент «от вир и продаж». В ст. 40 говорится: «А от гривни мечнику куна, а в девятину 15 кун, а князю 3 гривны; а от 12 гривну емъцю 70 кун, а в десятину 2 гривне, а князю 10 гривен». Не трудно установить, что цифры в этой статье перепутаны. Если в гривне 25 кун, как утверждает М. Н. Тихомиров, то из 12 гривен емец берет уже без пяти кун 3 гривны; затем церкви отчисляется в десятину 2 гривны (т. е. 1/7), остается, таким образом, князю только 7 кун; в статье же говорится о следуемых князю 10 кунах. Невозможно также, чтобы от гривны церковь получала в десятину 15 кун, Словом для того, чтобы говорить о взимании десятины в, якобы, преувеличенном размере, надо прежде всего устранить какую-то путаницу в тексте статьи и восстановить действительные цифры. Что же касается взгляда М. Н. Тихомирова о том, что, якобы, Покон вирный — это устав какой-то церковной вотчины, сложившийся на основе обычного права, то при принятии его возникает ряд совершенно неразрешимых вопросов. Так, спрашивается какой смысл включать в текст Краткой Правды Устав о распределении судебных пошлин, содержание которого всем известно и притом Устав безвестной вотчины? Все же должен быть какой-то предел в различного рода предположениях о происхождении памятников древне-русского права. Большинство историков полагает, что Покон вирный это постановление Ярослава, и вот находится ученый, который, основываясь на том, что в документе половины XV в. есть выражение: «баран, а любо полоть мяса», считает, что этот памятник возник в Новгороде в определенной церковной вотчине и, очевидно, в XII веке! Наконец, в статьях, которые нами называются По-коном вирным, говорится о мечнике, о емце и вирнике с его помощниками, т. е. об определенных княжеских слугах. Эти слуги собирают виры и продажи в пользу князя. Так причем здесь церковная вотчина? 310 Словом, предположения И. А. Стратонова и М. Н. Тихомирова о происхождении Покона вирного настолько гипотетичны, что их нельзя принять. Остается одно: присоединиться к большинству исследователей и считать Покон вирный постановлением Ярослава. Вполне возможно, что Покон вирный вместе с Уроком мостником замыкал Правду Ярослава и.только затем при составлении Краткой Правды был разъединен от нее и отодвинут на конец. 2. Урок мостником Урок мостником, в котором устанавливается размер вознаграждения за их работу, был памятником, который дал основание для высказываний разного рода гипотез. А. И. Соболевский, И. А. Стратонов и М. Н. Тихомиров г настаивают на том, что эта часть Краткой Правды возникла в Новгороде. А. И. Соболевский и И. А. Стратонов толкуют слово «городница» как звено большого моста и считают, что только в Новгороде был большой мост. М. Н.Тихомиров указывает, что эти авторы неправильно понимают слово «городница». Городница может быть звеном и малого моста, так как за работу городниц устанавливалось вознаграждение в размере одной ногаты. Отмечает он и тот факт, что большие мосты были и не только в Новгороде, но и в других городах. Известно, что Владимир Мономах построил мост через Днепр. Но, доказав бездоказательность взглядов А. И. Соболевского и И. А. Стратонова, М. Н. Тихомиров тем не менее говорит о новгородском происхождении Урока мостником, сам не выдвигая уже никаких доводов. Мы полагаем, что Урок мостником возник там, где были изданы основные памятники, вошедшие в состав Краткой Правды, — в Киеве. По своему стилю Урок мостником близок к Покону вирному и вполне возможно, что этот Урок является постановлением князя Ярослава. 1 М. Н. Тихом и р о в, Исследование, стр. 73 и 74. За
|