Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Историографический обзор
, [ редакция Русской Правды (Краткая Правда) сделалась уже давно предметом изучения. Еще в 1738 г. Татищев подготовил к печати ее текст, 1 который был, однако, издан только в 1786 г.1. Из особого предъизвещения к изданию текста можно установить взгляды Татищева н а происхождение Краткой Правды. Татищев разделил ее _на_две_ части: составление первой части, разделенной на 17 статей, им было приписано Ярославу (это так' называемая Древнейшая Правда), а второй части (35 статей)—его..сыновьям. Татищев высказал ряд интересных замечаний о происхождении Краткой Правды, которые впоследствии привлекали к себе внимание исследователей2. Так, необходимо указать на его замечание о так называемом «Законе русском*, о котором упоминается в русско-византийских договорах. Он писал: " '«Следовательно, сей закон тогда уже был... 1В нем цену или счисление достоинства.скотом имянуют,, что^ужеЛСГДО время СГлёГ6во" во употреблении не былo; Jн^имянoвaли скурою и кожею. Следовательно, онТзадолго' до " Рюрика сочинен». 1 Законы древние русские, для пользы всех лгобомудрых, собранные и несколько истолкованные тайным советником Васильем Тат;; щссь! м Г738 г. (Продолжение Древней Российской Вифли* фики. Чисть 1. СПБ., 1786.) 8 Там же, предъизв.щение, стр. I, 4 и ел. 225
По Татищеву, вторая часть, составленная сыновьями Ярослава на съезде в 1035 г., являлась дополнением к первой. Это дополнение он объяснял тем, что «деньги в достоинстве перед прежним умались». Взгляды Татищева на происхождение Краткой Правды были подвергнуты оценке со стороны Карам зина^ Он ^оглйсился^ с утверждением Татищева о с*7ществовании законовПТ^ШеТ|" " 'й! 1а7адслёдуШ1ШГ '^«лйнен~шТ~йх Ярославом. «Еще в Олегововремя», — писал он, : =тРо(Ссия" " нё" _1гмела законы, но Ярослав, может быть, отменил некоторые, исправил другие и первый издал законы на языке Славянском». Карамзин коснулся вопроса о том, являлась ли Краткая Правда памятником, имеющим общерусское значение. По его мнению, законы Ярослава «были государствен» ными или общими, хотя древние списки их сохранились единственно в Новгороде и заключают в себе некоторые особенные или местные учреждения». Другие положения Татищева о происхождении Краткой Правды встретили возражения со стороны Карамзина. Он, в частности, отмечает, что известий о съезде в 1035 г. нигде нет и, следовательно, Татищев несправедливо приписал вторую часть Краткой Правды детям Ярослава. Коснулся Карамзин и источников Краткой Правды. Являясь ярым норманистом, он обратил внимание на отмеченное еще в 1756 г. Струбе де Пьермонтом сходство статьи Краткой Правды о запрещении езды на чужом коне с ютландским законом. Хотя он и вынужден был признать, что ютландский закон не мог быть непосредственным источником Русской Правды, так как он новее закона Ярослава, но «сие сходство доказывает, что основанием того и другого был один древнейший закон Скандинавский или Немецкий». Эве£ с, касаясь происхождения Краткой Правды, считает ее памятником^оставленным из двух частей — Правды Ярослава и Правды Ярославичей. Следуя Софийскому временнику, Эверс время происхождения («обнародования») Правды Ярослава относит к. _ 1020 г. Правду Ярославичей он называет «другим собранием законов», составленным между, 1054^068 гг., в котором было распространено Ярославичами уложение их отца. Правда Ярослава, хотя она была дана непосредственно Новгороду, но получила силу закона и в остальных частях Киевского государства1. Взгляды следующего крупного исследователя Русской Правды— Тобина в о тношении Краткой Правды в основном примыкают к взглядам Татищева и Эверса. Он также делит Краткую Правду на два различных, разделенных особыми заглавиями свода законов, относя происхождение Древнейшей Правды к дохристианскому и даже к докняжескому периоду. Он считает, чт0 _Д£ евнейшая Правда была издана не для одного Новгорода, а для_всейПРусй7*Шск6льку'за1; раг сво" их" ТГо^мах " не: только русина и славянина, или ва-ряда или изгоя, но и колбягов, которые, по мнению Тобина, жили на юге Руси. Древнейшая Правда затем была дополнена сыновьями Ярослава в особой законодательной комиссии, где кроме трех князей сидели представители других князей, имена которых не были упомянуты, и представители других частей Киевского государства2. Н- В. Калачов^ издавая текст Русской Правды, затронул некоторые вопросы и ее происхождения. Он высказал положение, относившееся как к Краткой, так и к Пространной, которое, благодаря авторитету Калачова, как крупнейшего источниковеда и знатока текстов Русской Правды, было принято впоследствии многими исследователями и нанесло крупнейший вред дальнейшему изучению памятника. Он^ отрицая официальное происхождение Русской Правды, стал счи-
1 К. М. К а р а м з |[ и, История государства Российского, т. II, СПБ, 1892, стр. 30—44. 226 1 И. Ф. Эверс, Древнейшее русское право в историческом его раскрытии, пер. И. Платонова, СПБ., стр. 229, 358, 359, 369. 4 Tobie n, Sammlung kritisch bearbeiter Queilcn der Ge-schichte des russischen Rechts, стр. 119 — 121, 129. тать ее сборником, составленным частными лицами и притом в.разнЬё~вр€М^ь::: ......... " * " '" " " " Естественно, что это положение Калачова не должно было остаться без возражений со стороны исследователей. Эти возражения с наибольшей силой и \ убедительностью выразил ^ Ланге. а втор специаль-/ ного исследования об уголовном праве русской Правды 1. Он указывает, что если бы Русская Правда была действительно частным сборником права, то тогда непонятно, почему ни наши летописцы, ни составители Кормчих не сохранили ни одного из подлинных документов, а записывали только частные Правды. Кроме того, он указывает, что у всех народов частные сборники появляются позже официальных. Словом, по Ланге, Правда в различных ее. списках представляет копии с подлинных уставов уголовного и.гражданского права князей Ярослава, Изяслава с братьями и Мономаха. Ланге развивает мысли Татищева, Эверса, Тобина о составе Краткой Правды. Подобно этим исследователям он делит ее на две части. Первую часть он считает первоначальным уставом Ярослава, а вторую — дополнениями к нему, сделанными еще при его жизни. Во второй части Краткой Правды — дополнительном уставе Ярослава — Ланге различает три частных устава, к которым были присоединены еще три статьи а. Касаясь взаимоотношения между двумя частями Краткой Правды, Ланге писал: «Дополнительный устав, в отношении к первоначальному уставу, составлял законодательство новое, не исключавшее действия прежних постановлений, так что оба устава, взятые вместе, были в собственном смысле Правдой Ярослава» 8. Затронул вопрос о Краткой Правде и Шоведн^а^. Он принадлежит к числу тех исследователей, которые _^читапн Pyc^gy^ правду частным сборником права. Тем не менее1? 0Гв-1< ]Шт1Ш^травде различа^ГПрвду Ярослава и Правду Ярославичей. Но в отличие от Татищева, Ланге и других он считает Краткую Правду единым литературным целым. Дювернуа впервые в литературе, посвященной Русской Правде, отмечает некоторые отличия в общественных отношениях, которые выявляются в Правде Ярослава и Ярославичей. Эти отличия он видит в том, что. в то время как Правда Ярослава имеет дело только с мужами — как свободными людьми, Правда Ярославичей наряду со свободными людьми вообще знает и княжих людей. Знает и отличает она княжих коней, княжую борть, княжих рабов. Хотя Дювернуа и считает Краткую Правду частным юридическим сборником, но тем не менее он признает, что источниками ее являются подлинные княжеские Уставы. Таким преимущественно уставом, по Дювернуа, является Правда Ярославичей *. Краткая Правда была предметом внимания и Мро-чек-Дроздовского, который как бы подвел итоги изучению этого памятника со времен Татищева. Так, он поддерживает взгляды тех исследователей, которые выделя-ютпервые 17 статей Краткой Правды как особую Правду — Правду Ярослава. Во второй части Краткой Правды он различает первые 18—27 статей как принадлежащие самим Ярославичам, а остальные статьи он счи-: тает дополнениями к Правде Ярославичей. Краткая Правда как свод, по мнению Мрочек-Дроздовского, появилась не позднее конца XI в. а. Близки к установившимся в то время в науке взгля- ^^ дам были взгляды Рожкова, к оторый с^шт^ет^чт^ра- /jy нее-п& явшийь перВыё" 17 СтТтей^ Краткой Правды, a\S> затем._весь. Tej< cx КрахкрЙ Правды бш1^^авми'з те- чёние: ^рехьйЙ-чехверхиЗСГв. (1054—1073 гг.). Рожков"
1 Н. Ланге, Исследование об уголовном праве Русской Правды (Архив исторических и практических сведений, относящихся до России, кн. I, III, V, VI, СПБ, 1200—Г861 гг.) " Там же, стр. 25. 3 Та м же, стр. 10. * Н. Дювернуа, Источники права и суд в древней России, М., 1869. 1 Н. Дювернуа, Источники права и суд в Древней России, стр. 71. •П. Мрочек-Дроздовский, Исследования о Русской Правде, вып. II, М., 1885, прилож., стр. XXXVI.
228 229 рассматривает Краткую Правду с момента ее составле-
ния как единое литературное целое 1. Благодаря тому, что буржуазные исследователи конца XIX в. и начала XX в. не установили единого представления об общественно-экономическом строе Киевской Руси, то их взгляды на происхождение, источники и значение Русской Правды I редакции весьма сильно разнились. С другой стороны, мы наблюдаем с их стороны погоню за особой оригинальностью взглядов, причем часто в жертву этой оригинальности J отдавались проверенные твердые факты, а иногда и здравый смысл. Среди этих взглядов надо прежде всего указать на взгляды Сергеевича, Ключевского, ^ Гетца, Максимейко и Стратонова. CepreeRHir. как было уже указано, решил вернуться к взгляду тех исследователей, которые считали, что —J£ Ee™l5-JIfi^K2^BJweTCH простым соединением.._двух различных памятников —ТГравды'Ярослава " Vl-Правды Яро'славйчеЙ. Отсюда он стал считать эти две Правды разными редакциями (I—II). Главным доводом Сергеевича являлось указание на то, что летописец, переписывая текст Правды Ярославичей, нашел нужным отличить эту Правду не только красной буквой, но гчновой строкой и особой припиской в тексте2, \J J£ mo4eB£ Kj£ |i^aflCBflTRn Русской Правде две лекции ев о его< < Курса русской истории» (XIII—XIV). Он прежде всего остановился на вопросе, является ли Русская Правда официальным памятником права или частным юридическим сборником, и пришел к выводу, что в cJ£ Ibi^~.Pyi£ i£ 0M Правды содержатся не., подданные слова законодателя-; " а^~ЮГ 1 К. А. Рожков, Очерки юридического быта по Русской Правде, стр. 27 и 28. 9 В. И. Сергеевич, Лекции и исследования, изд, 4-е, СПБ., 1910, стр. 56—59. ней не предусматривается очень важная черта древнерусского процесса — поле или судебный поединок. Он указывает, что поскольку русская церковь решительно выступала против этого вида судебных доказательств, то этот факт указывает на происхождение Русской Правды в церковной среде. По его мнению, является весьма показательным также и тот факт, что Русская Правда обычно помещалась в Сборниках, церковное происхождение которых вне сомнения, а именно в Кормчих и в Мерилах Праведных. Наконец, между статьями Русской Правды и статьями, помещаемыми в Кормчих и Мерилах Праведных, наблюдалась тесная связь. Текст Русской Правды, по мнению Ключевского, сложился в сфере не княжеского, а церковного суда, в среде церковной юрисдикции, нуждами и целями которой и руководился составитель Правды в своей работе. Соответственно с этим Русская Правда имела обязательственное действие только в одной части русского общества, в которой применялась церковная юрисдикция по нецерковным делам. Что касается времени происхождения Краткой После Ключевского вопрос о Русской Правде и, f « в частности, Краткой Правде сделал предметом своего 1/( исследованияГетц^ Он^нринял за основу взгляды Сер- vL^ геевича о To-M~~4T^J< £ £ n< a^_np aBfla срсто т^_из_двух самостоятельных частей. редакции Первая часть, " или 1 редакция" " ^ это " древнейшая Правда; по мнению Гетца, она воспроизводит правовое состояние и степень судебной организации, господствовавшей в России до Владимира \ Одной из основных черт этой Правды 1 В. К л ю ч с 1! с к и й, Курс русской истории, ч. 1, стр. 268 и ел. s L. К-О ое t z, Dasrussische Recht, Bd. 1—IV, 1910—1914. 8 L. К- О о e t z, Указ. соч., Bd. I, s. 276.
230 231 Гетц считает то, что князь здесь поставлен на второй план. По Гетцу, Древнейшая Правда содержит право восточных славян, существовавшее до Владимира. Он считает ее частным, неофициальным сборником права, возникшим, вероятно, в Киеве. Что касается II редакции Русской Правды (т. е. второй части Краткой Правды), то временем происхождения ее он считает княжение Ярослава. По его мнению, заголовок второй части о съезде Ярославичей есть позднейшее припоминание. И вторая редакция является частным, неофициальным сборником права, возникшим, по Гетцу, также в Киеве. Гетц видит серьезные различия между нормами I и II редакции. Основными источниками II редакции является не обычное право восточного славянства, как в I редакции, а законодательная и судебная деятельность князей — Владимира и Ярослава. Цель составления второй части Краткой Правды — II редакции, по Гетцу, — это составление руководства для практического применения судьями. Работа Гетца о Русской Правде была написана на весьма узкой источниковедческой базе. Гетц не произвел исследования текста отдельных редакций. Читатель часто убеждается, что Гетц исходит не из текста Русской Правды, а из своих заранее сложившихся представлений о нем и затем подгоняет этот текст к этим построениям. Утверждения же Гетца о германских источниках Русской Правды являются голословными. Общие выводы Гетца о происхождении Русской Правды встретили серьезную критику со стороны русских исследователей, в частности Максимейко, который специально останавливается на Краткой Правде 1. Д Взгляды Максимейко весьма оригинальны и никем •после него не защищались. Подобно всем предыдущим исследователям Мак- -симейко различает в Краткой Правде две части: пер- ' jtyro_3a.CTb_0H считает памятником новгородского jirjaBa, вторую же 75тшсит~ к-числу~пашпш^ 1 Н. А. Максимейко, Опыт критичзского исследо-йания Русской Правды, вып. 1, Харьков, 1914. ших.в.Киевской Руси. Особенностью построения Максимейко являетея~ТОГЧто первая часть Краткой Правды является памятником новгородского права, а вторая — памятником киевского, но тем не менее в целом она представляет собой сборник, обе части которого составлены одновременно одним и тем же лицом. Максимейко в доказательство этого положения ссылается на одинаковость системы изложения и на однородность стиля всей Краткой Правды. Составитель Краткой Правды является новгородцем, поскольку Новгородская Правда положена в основу сборника и стоит на первом месте, тогда как Киевская Правда следует за ней в качестве дополнительной части 1. Другим весьма оригинальным положением Максимейко является указание на прямое влияние римского (а не византийского) «Юстиниановского» законодательства («свободного от примесей и сокращений») на Краткую Правду2. В доказательство этого Максимейко в специальной и притом обширной главе (4-й) сопоставляет тексты из Corpus juris civilis и Краткой Правды. Обратимся к обзору взглядов о Краткой Правде советских исследователей. Здесь большое принципиальное значение имее/ Он прежде всего указывает, что В. О. Ключевский и М. Н. Покровский без всяких к тому оснований считали, 4ToJT]^B£ bjjij> 3HHiwH в городах, писаны для горожан и деревней якобы М инте|гееую.тся.;; Помнению Б. Д. Грекова, содержание Правды опровергает это положение. Так же неосновательным он считает мнение Ключевского о том, будто Русская Правда вышла из церковных кругов, - По мнению Б. Д. Грекова, [Травда_Ярославапредставляет древнейший текст записанного русского права. Некоторые исследователи считают, что в основе Правды Ярослава лежит еще более древняя Правда: 1 Н. А. Максимейко, Опыт критического исследования Русской Правды, стр. 71—72. я Там же, стр. 114. 3 См. «История СССР», Госиздат, т. I, 1948, стр. 63.
232 233 намек на нее видят в ссылке, имеющейся в договоре Руси с Византией в 911 г., на Закон русский. Другие исследователи полагают, что под Законом русским надо понимать не писанное, а народное право славян. В обоих случаях корни Русской Правды следует искать в эпоху, предшествующую XI в. Касаясь Правды Ярославичей, Б. Д. Греков полагает, что совещание, на котором присутствовали сыновья Ярослава и их дружинники и на котором была издана эта Правда, происходило «по Ярославе», т. е. между 1054 г, и 1073 г., когда совместная деятельность трех князей прекратилась. Правда Ярославичей дает материал для изучения различных сторон общественной жизни XI в., а отчасти и более раннего времени. На основании ее можно составить ясное представление о крупной вотчине XI в. Поскольку работа Стратонова была уже предметом нашего исследования, то обратимся к обзору взглядов И. И.^Яковкина,, который вслед за Стратоновым SS^^JiSS^^~«S^19^Sl! ^^MV^? i& ^S^ |[1Р0исхрИ5дении правды[Ярр_& аава..а 1016 £., отвергнутый в исторической" Лйтераггуре. Так как взгляд о Правде Ярослава как уставной грамоте, близкой к уставным грамотам Московского княжества в конце XIV и в XV—XVI вв., не находил сторонников, то им были сделаны попытки иначе объяснить характер этой Правды и условия ее появления. «Видеть следы этой грамоты в Русской Правде исследователям мешает главным образом то соображение, что последняя не похожа на льготную грамоту, но весь вопрос в том, каких льгот от князя могли ожидать для себя новгородцы в обстановке, сложившейся в это время в Новгороде при князе Ярославе, т. е. в 1015 г.» *. Летопись повествует, что, избив на Парамоновой дворе варягов-насильников, новгородцы жестоко затем поплатились: Ярослав избил виновников избиения. Тревожные вести из Киева о смерти отца и убийстве братьев заставили, однако, его мириться; ему при- 1 И. И. Я к о в к и н, Договор как нормативный факт в древнем праве.Сборник статей по русской истории, посвященный С. Ф. Платонову, П., 1922. шлось заутра же собрать в поле вече и уговорить новгородцев принять решение о походе против Святополка. «Очевидно, что на этом вече между князем и новгородцами состоялось соглашение, и вполне естественно, кажется, предположить, что таковое имело целью устранить в будущем кровавые эксцессы с обеих сторон, подобные только что происшедшим. Для этого необходимо было, во-первых, признать за новгородцами право привычным для них образом реагировать на неправомерные действия со стороны членов княжой организации, а во-вторых, охранить интересы этой организации в случаях тех или иных посягательств на жизнь, личность, честь ее членов, а также на ее имуществом 1. «С кем же мог заключить Ярослав подобного рода соглашение?»—спрашивает И. И. Яковкин. Он. ссылаясь на мнение А. Е. Преснякова, утверждает, что избиение варягов было делом не земской общины, а княжих мужей, которые вели местную политику и боролись против преобладания пришлых людей. Ясно, что при таких условиях буйная реакция Ярослава на убийство варягов являлась не чем иным, как только проявлением власти главы княжего дома над провинившимися дружинниками. «Осевшая в Новгороде княжая организация решила, повидимому. отделиться от дома князя и добилась от Ярослава признания ее самостоятельною общиною, стоявшею вне сферы домашней власти князя. Единый дотоле княжон дом дробился теперь на две части, выделил новую общественную ячейку — Новгородскую общину, но тотчас же счел необходимым обеспечить свою безопасность и свои выгоды и выговорил право мести в ограниченных размерах, а самое главное — денежные штрафы за преступления, совершенные против его членов членами общины. Таким образом, формулируя кратко, мы могли бы сказать, что содержанием договора между Ярославом и новгородцами было отмежевание последних от состава княжого двора и за- щита чле нов такового». 1 И. Й. Яковкин, Договор как нормативный факт в древнем праве, стр. 22.
234 235 Переходим к обзору взглядов М. Н. Тихом ирова о^ происхождении, источниках и значении Краткой правг ды, который в своем исследовании уже мог обобщить обширную литературу и использовать издания текста Русской Правды двух Академий. Особенностью исследования М. Н. Тихомирова является то, что он происхождение и развитие текста Русской Правды не связывает с общественно-экономическим, политическим и правовым развитием Киевской Руси. Он рассматривает Русскую Правду не как источник права, а как обыкновенный памятник письменности. Поэтому его исследование является не историко-юридическим исследованием, а археографическим. Больше того, в своем исследовании он не касается многих сторон политического и правового развития Киевской Руси, которые затрагивали до него многие досоветские исследователи. М. Н. Тихомиров посвящает Краткой Правде шесть глав своего исследования (4—9). Вначале он говорит о Краткой Правде в составе Новгородской 1-Й летописи; затем останавливается на вопросе о составных частях Краткой Правды, причем делит ее на Древнейшую Правду, Правду Ярославичей, Покон вирный. Древнейшая Правда, официальное происхождение которой признается М. Н. Тихомировым, возникла в Новгороде в 1035—1036 г. г. Источником ее является новгородское обычное право и некоторые статьи Закона Судного людем. Правда Ярославичей была составлена после событий 1068 г. на совещании князей и их ближайших слуг в Вышгороде в 1072 г. Она, не будучи уставом в нашем смысле слова, а являясь специальным установлением, должна была установить порядок, нарушенный этими событиями2. М. Н. Тихомиров, кроме собственно Правды Ярославичей, различает дополнительные статьи к Правде Ярославичей, По его мнению, эти дополнения могли возникнуть в Новгороде не ранее последней четверти XI в, Покоя вирный, по М. Н. Тихомирову, является самой поздней частью Краткой Правды. По своему характеру он примыкает к дополнительным статьям, приписанным к Правде Ярославичей. Он возник в церковных кругах и первоначально представлял собой устав для какой-то определенной церковной вотчины. Что же касается Урока мостником, то М. Н. Тихомиров не указывает времени его происхождения. Однако он настаивает на новгородском происхождении этого урока и считает его первой «записью» о стоимости городень моста. Кто сделал эту запись, —М. Н. Тихомиров умалчивает. Так как он постоянно связывает происхождение Урока мостником с Поконом вирным, то можно полагать, что эта «запись» возникла первоначально в церковной среде. М. Н. Тихомиров, установив происхождение отдельных частей Краткой Правды, переходит затем к происхождению всего этого памятника. Он решительно настаивает на новгородском его происхождении. Он приводит ряд данных, по которым время составления Краткой Правды можно отнести ко времени князя Всеволода. «Краткая Правда должна была явиться сборником гражданских законов Новгорода, подобно тому, как другие грамоты Всеволода определяли права церкви (св. Софии) и купечества»1. Вопроса о происхождении Правды Ярослава коснулся попутно в своей работе «Русские феодальные архивы XIV—XV вв.» в разделе «Ярославовы грамоты» и в формуляре новгородских договоров с великими князьями XIП—XV вв. и Л. В. Черепнин. Л^^__^Це^ешщн_д1Сходит из представления, что П р^вдаЯросл ава.состоит из 17 (по Академическому изданию — 18) статей Краткой Правды. Далее, он присоединяется к мысли ряда исследователей о том, что в грамоте, выданной Ярославом новгородцам в 1016 г., даны эти 17 статей. Иными словами, Л. В. Черепнин считает, чтоj< ojjia-в.некшлрь! х, „схшяках1 Новгородской I летописц_.(Академическом и Комиссйон-
1 М. Н. Тихомиров, Исследование, стр. 56. ■ Там же, стр, 65. 236 1 м. Н. Тихомиров, Исследование, стр. 78. 237 9 5214 ном) было сказано: «И дав им Правду и устав списав, Как известно, это утверждение не является новым, Его защищали и И. А. Стратонов^и И,. И. Яковкин. Но Л. В. Черепнин по-новому освещает Обстановку и условия выдачи в 1016 г. грамоты и устава, т. е. так называемой Правды Ярослава. Если до сего времени исследователи объясняли дарование Правды стремлением князя Ярослава отблагодарить новгородцев за помощь, которую они оказали ему в борьбе с его противниками, то Л. В. Черепнин высказывает совершенно новые предположения о мотивах дарования этой грамоты — Древнейшей Правды. Он отмечает, что при Ярославе, который был вынужден готовиться к войне со своим отцом князем Владимиром и нанять отряд варяжских войск, насилия варягов вызвали восстание новгородцев, в результате которого они были избиты. Ярослав отомстил восставшим («собра-вои славны тясяшу и обольстив их, иссече, иже бяху варяги иссекле, а друзии бежаша из града» — Новгородская летопись по Синодальному харатейному списку, стр. 75). Но когда новгородцы тем не менее оказали ему помощь в дальнейшей борьбе Ярослава со Свято-полком и Ярослав в конце концов его победил, то он решил наградить их деньгами («нача все свое делити старостам по 10 гривен, а смердом по гривне, а новгородь-чем по 10 всем.)). Но, как думает Л. В. Черепнин, новгородцы ждали от Ярослава не только денежной награды, но и определенного политического акта, гарантирующего их права во взаимоотношениях с пришлым элементом. Этим актом и является Правда Ярослава. ((Возникшая-под влиянием серьезных волнении в Новгороде в 1016 г., Правда Ярослава ставит своей задачей тщательную и заботливую защиту местного населения от вооруженных варяжских дружин. Юридическая нормировка взаимоотношений между двумя мирами, местным и пришлым, придает Правде Ярослава характер договора, по которому в результате ограничения самоуправства вооруженной. корпорации варяжской дружины должны были получить гарантию местные интересы» 1. Обзор, п& сбя^ цен ный литерату р_е о^Крдткор Пряпл^, чйтельное]разнообразие взглядов по ШШ^ШШМЖЩ^ п^^Щ^Шт^^^т^Ш^^ШШП^ ^е Уточником признается то скандинавское, то римское, то византийское, то еврейское, то русское право. Говоря о русском праве, имеют в виду то княжеское законодательство, то обычное право, то «обобщение» норм русского права. Разные взгляды существуют в отношении пространства действия норм Краткой Правды. Одни считают Краткую Правду областным, новгородским правом, другие, наоборот, —общерусским. Одни считают Краткую Правду официальным памятником права, другие — частным сборником, третьи — частным сборником, составленным из официальных источников — княжеских законов и судебных решений. Разнообразны мнения и о составе Русской Правды. Одни в Краткой Правде различают две совершенно самостоятельные части — Правду Ярослава и Правду Ярославичей, которые только механически были соединены летописцем. Некоторые, как Сергеевич и Гетц, считают эти две части даже отдельными редакциями (1и II). Другие признают Краткую Правду единым литературным целым, но состоящим из разных частей (двух, трех, четырех, пяти). Разнообразны мнен ия^ о мрете и времени прожхож-дени7ГКа1С-вее*^р5ткой Правды, так и отдельных ее источников. Так. одни считают, что Краткая Правда возникла в Новгороде, другие—уВ Киеве. Одни считаюту—ч что Краткая Правда возникла£ во времена Ярослава.С^ \ другие — между. 1054—1072 гг. третьи—в последней чет- /f верти XI в., #яетвертые — впервой четверти XII в.? *-и пятые — в княжение в Новгороде Всеволода Мстисла- \_^ вича. 1 Л. В. Ч о р с п ни н. Русские феодальны1 архивы X! V-XVbb.,; тр. 245.
238 9* 239 § 2. Основные моменты в развитии русского права IX— X вв. В досоветской исторической литературе, как известно, господствовали норманистические теории происхождения русского государства и права. Буржуазные историки целиком, без всяких критических замечаний приняли схему происхождения русского государства, которая дана киевскими летописцами в Повести временных лет, а затем была горячо поддержана немецкими историками, приглашенными в XVIII в. для работы в Академии Наук. Целые поколения историков доказывали полное соответствие историческим фактам рассказа летописи об образовании русского государства. Так называемое «призвание варягов» было признано начальным моментом русской истории. Всякие попытки подвергнуть критике норманистические представления о происхождении русского государства решительно отвергались как ненаучные. Но норманизм не только предопределил взгляды русских историков на происхождение Руси, как одного из варяжских племен, и на происхождение русского государства—как на результат призвания трех варяжских (русских) князей, но и вообще всю концепцию русской истории с древнейшего времени. Норманисты прежде всего всячески покровительствовали тем исследователям, которые доказывали пришлое происхождение племен восточного славянства. Недаром норманист Ключевский создал теорию, по которой прародина славян находилась на Карпатах, а другой норманист — Шахматов создал теорию о привисленской прародине славян. Норманисты, считая восточных славян пришлым народом, не имевшим прочных связей с культурными центрами восточной Европы, находившимися в низовьях Волги, в Северном Кавказе, в Приазовье, в Крыму и на северном черноморском побережье, естественно, создавали теории о весьма низком уровне общественно-экономического развития славянства. Так. норманист Соловьев довел до своего логического конца теорию родового быта. По этой теории возникновение русской государственности отодвигалось на вторую половину 240 ХП в., а окончательное утверждение государственных начал — на вторую половину XVI в. Сменившая теорию родового быта так называемая задружная теория, разработанная Леонтовичем, не могла содействовать развитию представлений о более высоком общественно-экономическом уровне восточного славянства VII—XII в. Утверждение взглядов о примитивном характере общественно-экономического строя у восточного славянства содействовало распространению мнения о том, что восточное славянство не было земледельческим пародом вплоть до окончательного распада Киевской Руси. В. О. Ключевский писал, например, что только после колонизации в ростово-суздальский край восточное славянства, которое ранее занималось охотой, рыПолопством, пчеловодством и другими лесными промыслами, вынуждено было в невыгодных условиях (на суглинке вместо чернозема) заниматься земледелием. Историки, которые осмеливались утверждать, что посточное славянство было земледельческим народом, насчитывались единицами, да и те говорили, как, например, М. Н. Покровский, о низком уровне земледельческой техники («мотыжное земледелие»). Одним из крупнейших достижений советской исторической науки последних лет было решительное преодоление норманизма и всех частных выводов, которые вытекали из норманизма. В результате работ Н. Я. Мат> ра и его продолжателей— акад. Н. С. Державина, А, Д, Удал! ьцова — доказано, что восточное славянство было коренным народом Восточной Европы, что оно органически было связано с комплексом народов, обитавших в Скифии и затем в Сарматии. Славная плеяда советских археологов — В, А. Рыбаков, П. Н, Третьяков, А. В. Арциховский и др.— много сделала для того, чтобы уяснить уровень общественно-экономического развития восточного ела-вянства до образования Киевского государства. Нами в тесном содружестве с акад. Б. Д. Грековым были выяснены предпосылки и условия возникновения Киевского государства. Нами было доказано, что задолго до его образования восточное славянство перешло 241 уже к классовому обществу. Соседская община, которая была господствующей общественно-экономической единицей у восточного славянства, уже давно стала подвергаться разложению. Восточное славянство давно, еще со времен скифов-земледельцев и скифов-пахарей, было земледельческим народом с более или менее развитой пашенной техникой. В результате разложения первобытно-общинного строя возникли первые классы— рабов и рабовладельцев. Но наряду с этим стали развиваться классы феодалов и феодально-зависимого сельского населения. Возникают предпосылки для образования дофеодального, варварского государства, основные черты которого нами были выяснены в ряде работ г. Изучение условий в обстановке перехода от первобытно-общинного строя к феодальному государству дает нам возможность установить ряд весьма интересных закономерностей. Переход к феодальному обществу и к государству, начальной стадией которого является варварское государство, связан с разложением племенных отношений и с возникновением особой народности. Эта народность эпохи возникновения феодализма различается от народности, возникающей в эпоху возникновения централизованного государства. Несомненно, в этой народности эпохи возникновения феодального общества менее прочна экономическая общность (неоднородность общественно-экономического развития), общность языка (наличие племенных наречий) и общность психического склада. Но самое главное, эта народность образуется в данную эпоху в результате выделения отдельными племенами особых социальных групп, включающих в свой состав все те элементы, которые выделяются в процессе разложения первобытно-общинного строя. Эти группы включают родо-племенную знать, купцов и ремесленников, которым нечего делать в недрах общин, земледельцев, потерявших по каким-либо причинам орудия производства и землю, а также беглых рабов. Эти социальные группы оседают в городах, которые распо- 1 С. В. Ю ш к о в, К вопросу о дофеодальном («варварском») государстве (Вопросы история, 1946, № 27); История государства и права СССР, ч. I, M., 1947, и др. 242 лагаются по основным торговым путям (на Руси эти основные торговые пути шли по крупным рекам — Днепру, Десне, Ловати, Волхову, Полотуит. д.). Эти социальные группы носят межплеменной характер. Язык этих групп начинает различаться от племенных наречий. Он делается несравненно более сложным по своему строению, с более обширным словарным материалом. В городах, населенных элементами, принадлежащими к этим социальным группам, возникает своя культура — духовная и материальная, несравненно более высокая, нежели культура того или иного племени. Эти социальные группы являются в первую очередь очагами развивающегося классового общества. Родо-племенная знать состоит из рабовладельцев и одновременно из феодалов. В городах находится большое число рабов. Там создаются первые центры начинающей развиваться «варварской» государственности. Социальные группы, оседающие в городах, эксплоатируют массы первобытных общинников, взимая с них дань методами, мало отличающимися от простого грабежа. Недаром выражение «примучивать дань» является общепринятым в среде восточного славянства. Примучивая дань, эти социальные группы, осевшие в городах, перепродают ее соседним государствам. Внешняя торговля развивается. Являясь участниками в эксплоа-тации окружающих свободных общинников, говоря на особом языке, являясь носителями более высокой, городской и притом межплеменной культуры, представители этих социальных групп начинают получать особое название, отличное от названия какого-либо племени. У восточного славянства эти социальные группы уже издавна носят название русь 1. Поскольку процесс разложения первобытно-общинного строя идет повсюду, повсюду же зарождаются и оседают группы руси. Как известно, русь возникает не только в основных центрах — восточного славян- 1 Взгляд на Русь, как на первоначально социальную группу, признается теперь рядом историков (Л. С. Тивериадский, К вопросу о происхождении Руси. Исторические записки, т. 13- проф. В. В. Мавродин, Образование древне-русского государства, Л., 1945, стр. 387—388). 243 ства, но и на окраинах: в Карпатах (Карпатская Русь), в Прикарпатье; (Червонная Русь) а даже на побережье Азовского моря (Тмутараканская Русь). Когда вызревают предпосылки образования государств на Территории восточного славянства, то организуют эти государства очаги классового общества —■. наиболее крупные центры руси. Возникают • первые русские варварские государства. Арабские писатели сообщают нам о трех таких государствах— Славин, Куябе, Арсании (Артаиии). Большинство исследователей под Славней понимает центр поселений Ильменских славян — В. Новгород, под Куябой — Киев, а под Арсанией или Артанией— Тмутаракань. Возникновение первых русских государств вызывает возникновение и русского права. Подобно тому, как не было и не могло быть государств, которым было бы усвоено название какого-либо племени (Полянского государства, Северянского государства), так и возникающее в этих государствах право не могло быть называемо. например, Полянским правом, древлянским и пр. Право возникло в основных центрах Руси. Оно должно было защищать интересы представителей господствующих классов и. следовательно, должно было называться русским правом. Нами во многих работах были приведены доказательства славянского происхождения руси и одновременно с этим подвергнуты решительной критике доводы норманистов х. Нет особого смысла в специальной работе еще раз пересматривать вопрос о происхождении руси. Попыткам. Н.Тихомирова2 обосновать и укрепить взгляды, отождествлявшие русь с полянами, противоречит прямым свидетельствам арабских писателей о том, что Черное море было русским морем и что по нему могли плавать только русские купцы. От земли полян, центром которой был Киев, Черное море отстояло в тысяче километров. Известно также, с какими трудностями жителям Киева приходилось проплывать днепровские пороги, а затем проходить при- 1 К вопросу о происхождении Русского государства («Учет ные записки» Моск. Юрид. Ин-та, 1940, т. II). 3 «Советская этнография», 1947, № 3. 244 черноморские степи даже в X в.. как об этом свидетельствует Константин Багрянородный. Едва ли в этих условиях поляне «русь» могли так прочно обосноваться на Черном море, что оно стало называться их именем у арабских писателей. Процесс образования особой народности в период складывания феодального общества путем выделения из отдельных племен особой социальной группы, как и следовало ожидать, вовсе не является особенностью общественно-экономического развития восточного славянства. Теперь можно с уверенностью утверждать, что через этот путь прошли если не все народы, то во всяком случае многие. Такой социальной группой первоначально были франки, бургунды, варяги, тюрки 1. После того как эти социальные группы организовывали государства, название, которое они носили (в данном случае —русь). стало приобретать политическое значение, а затем оно стало присваиваться всему населению (племенные названия стали забываться), т. е. оно стало приобретать, этнический характер. Нами был поставлен вопрос о более раннем возникновении государственности у восточного славянства, чем это обыкновенно признается в исторической литературе. Мы считаем, что начало этой государственности надо отнести ко временам антов а. В настоящее время, однако, большинство советских историков разделяет мнение акад. Б. Д. Грекова о начале государственности у восточного славянства со времени образования политического союза на Карпатах. Одним из серьезных достижений советской исторической науки является установление истинного значения образования Киевского государства в истории общественно-экономического и политического строя восточного славянства. Поскольку было установлено, что развитие государственности у восточного славянства началось уже давно и что. до. Киевского государства 1 См. Л. С. Тииери адский, К вопросу о происхождении Руси, «Исторические записки», т. XIII. " С. Б. Ю ш ков, Исюрня государства и права СССР, ч. 1, М., 1047. l-iji. Г)!)—60. существовал ряд русских государств (Новгородское, Волынское, Полоцкое и др.), то возникновение Киевского государства является не началом возникновения русской государственности, а завершением определенного этапа в ее развитии. В результате образования Киевского государства существовавшие до сего времени русские государства были объединены. Основной причиной образования Киевского государства является дальнейшее экономическое развитие государств и племен восточного славянства, усиление процесса разложения первобытно-общинного строя, рост значения феодального уклада в системе производственных отношений, развитие внутренних и внешних связей, что выразилось в создании мировой торговой артерии — великого пути «из варяг в греки». Этот путь и сделался становым хребтом Киевского государства. Но если мы имеем ряд весьма крупных достижений в решении проблемы происхождения Руси и Киевского государства, то этого мы не можем сказать в отношении вопроса о развитии русского права. Советские историки уделяли сравнительно слабое внимание этому вопросу. До сих пор не сделано надлежащих выводов из фактов, свидетельствующих о высоком уровне общественно-экономического развития. Еще полностью не преодолены взгляды прежних историков о существовании кровной досудебной мести вплоть до второго съезда ЯрославичеЙ. Совершенно не разработаны такие категории, как феодальная собственность. Брач-но-семейные отношения восточного славянства представляются историкам примитивными, так как сообщения начальной летописи о том, что славянские племена, кроме полян, жили «зверинским образом», как общее правило, не подвергались критике. Мы считаем, что основной текущей задачей советских историков и историков права является преодоление взглядов о весьма низком уровне правового развития восточного славянства в IX—XI веках. Для этого у нас имеются твердые данные. Дело в том, что и ранее в исторической и историко-юридической науках была известна система правовых норм IX—XI вв. —так называемый Закон русский, —которая противополагалась системе византийского права по русско-византийским договорам. Но поскольку название «русский» отождествлялось с названием варяжский — скандинавский, норманский, — то под Законом русским понималось скандинавское право. Соответственно с этим большинство историков и историков права считало, что русско-византийские договоры содержат нормы византийского и скандинавского права. Но, даже понимая под Законом русским систему скандинавского права, ряд историков, как например Сергеевич, настаивали на преимущественном значении византийского права перед русским (нормано-скандинавским) в русско-византийских договорах. «Значение договоров с греками, как источников нашего права, сводится, следовательно, к тому, что они дают нам право, проникнутое греческими понятиями», — писал Сергеевич 1. Нами ныне доказано, что русью являлись те социальные группы, которые возникли в результате разложения первобытно-общинного строя восточного славянства и осели в городах, то ясно, что Закон русский — это нормы права, возникшие в основных центрах руси, очагах классового общества, — это система русского права. Анализируя русско-византийские договоры, нетрудно притти к выводу, что ни о каком господстве норм византийского права не может быть и речи. В русско-византийских договорах или дается так называемое договорное право, на основе компромисса между русским и византийским правом (типичным примером является норма об убийстве), или проводятся принципы русского права—Закона русского, как это мы наблюдаем в норме об ударах мечом или в норме о краже имущества. Русско-византийские договоры свидетельствуют и о достаточно высоком развитии наследственного права на Руси. Так, наследство руссов, находившихся на службе у византийского императора, могло передаваться не только нисходящим родственникам, hov и боковым («малым ближикам»). В. И, Сергеевич, Лекции и исследования, стр. 653,
Историки и историки права до сих пор недостаточно вникли в существо брачно-семейных отношений, которые описываются начальной летописью. Нам известно, какой целью руководился летописец, когда он не жалел красок при описании «зверинских» обычаев ряда славянских племен — древлян, северян, дреговичей, радимичей. Ему надо было противопоставить эти обычаи полянам, на земле которых возникла «мать городов русских» — Киев, а, с другой стороны, показать, какое значение имело принятие христианства в деле искоренения этих обычаев. Но достаточно внимательно вчитаться в описания этих «зверинских» обычаев, чтобы понять, что дело идет не о беспорядочных половых связях, а об определенных обрядах при заключении брака. Так, брак заключается «у воды», т. е. в обрядах заключения брака имеет значение вода. Конечно, эти обряды противополагались «венчанию» по обрядам христианской религии. Но делать отсюда вывод о том, что брак не существовал у древлян, северян и пр., — это значит приписывать восточному славянству необычайно низкий уровень развития. Для того, чтобы выявить уровень правового раз: вития восточного славянства, необходимо останов виться на уголовном праве. Киевское государство в IX—X вв. представляло собой варварское, дофеодальное государство. Нами в ряде прежних работ были установлены черты этого государства, в частности, государственное устройство, высшие и местные органы власти. Но вопрос об основных чертах варварского права, феодального государства остается до сих пор открытым. Однако наличие большого количества так называемых «варварских правд», а также изучение правовых норм кавказских и центрально-азиатских народов в период варварской государственности позволяют нам установить если не всю систему Права этого периода, то во всяком случае основные институты уголовного и процессуального права. Анализируя так называемые «варварские правды», мы должны притти к выводу, что основной чертой уголовного права в период варварского государства является замена кровной мести выкупом, взимавшимся госу- дарственной властью, и затем вознаграждением, шедшим пострадавшему. Поскольку в варварском государстве все более и более растет значение феодального уклада, начинают развиваться элементы феодального права, выражавшиеся в том, что жизнь, честь и имущество феодалов защищается усиленными карами по сравнению со свободными людьми и, в особенности, с полусвободными людьми или рабами. Уголовное право Салической или Рипуарской Правды является яркой иллюстрацией этого положения. Нет никакого сомнения в том, что и в Киевском дофеодальном государстве кровная месть была заменена выкупом—вирой, шедшей князю или княжеской администрации, и вознаграждением, шедшим пострадавшим, — головщиной. В уголовном праве Киевского государства IX—X вв. развивается система уголовных штрафов за другие виды уголовных преступлений, шедших князю, и вознаграждений, шедших пострадавшим (впоследствии в русском праве эти уголовные штрафы назывались продажами, а вознаграждение, шедшее пострадавшим — уроком). Процессуальное право в период варварского государства характеризовалось господством состязательного процесса и весьма крупным значением ордалий — «судов божиев». Что система русского права (Закона русского) характеризовалась именно этими чертами, доказывается тем, что по русско-византийским договорам за удар мечом взыскивалось пять литров серебра («по Закону русскому»), т. е. взыскивалось денежное взыскание, которое потом в XI в. называлось продажей. Что в X в. кровная месть была заменена денежным взысканием — вирой, достаточно ясно рассказывает начальная летопись. Мы имеем в виду ее сообщение о замене вир смертной казнью и о последующем возвращении к вирам при князе Владимире Святославиче. Как известно, летопись под 996 г. передала следующее сообщение: «Живяше же Володимер в страсе Божий, и умножишася зело разбоеве, и реша епископи Володнмеру: «Се умножишася разбойницы; почто не
казниши их?» Он же рече им: боюся греха. Они же реШа ему: «ты поставлен еси от Бога на казнь злым, а добрым на милованое; достоить же казнити разбойника, но со испытом». Володимер же отверг виры, нача казнити разбойников и реша епископи и старци: «рать многа; оже вира, то на оружии и на конях буди». И реша Володимер: «Тако буди», и живяше Володимер по устроению отчю и дедню». Этот рассказ первоначальной летописи не являлся, как общее правило, предметом подробного рассмотрения со стороны историков и историков русского права. Многие историки права, которые настаивали на том, что замена кровной мести вирой произошла при Ярославе в результате издания им так называемой Правды Ярослава, считали этот рассказ недостоверным. Но поскольку мы теперь знаем, что уровень правового развития на Руси IX—X вв. был достаточно высок, никаких сомнений в достоверности его быть не может. Какой смысл было летописцу выдумывать факт существования при Владимире вир, замены этих вир смертной казнью, благодаря участившимся разбоям, и последующее возвращение к вирам, очевидно, благодаря резкому уменьшению княжеских доходов, Чего достигал летописец, выдумывая эти факты? Хотел ли он показать, что Владимир слушал советов епископов? Но можно было избрать другой, более показательный случай этого послушания, чем вмешательство епископов в дело наказания разбойников. Ведь из этого рассказа вытекает, что инициатива введения жестоких наказаний принадлежала епископам. Хотел ли летописец, рассказывая об этом, показать государственную мудрость высшего духовенства? Но можно было привести несомненно более удачные примеры, Дело в том. что совет оказался неудачным по финансовым соображени;;.;: его пришлось отменить. Может быть, летописец х тел показать государственную мудрость князя Владимира? Но из этого рассказа видно, что Владимир не проявил устойчивости взглядов и поспешно менял решения под воздействием духовенства. Словом, рассказ летописи не вызывает, по нашему мнению, сомнений в своей достоверности. Вира как уголовный штраф, идущий князю, существовала при Владимире, в частности, в конце X века.
|