Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Сокращенная Правда
А не будеть послух 7 не платити вЬры гдЬ еси взял за лошади 60 кунъ а припдеть гость тогда нести его на торгъ то по верни искати татя въ себЬ борть посечет ащс кто погнет вервь переписную аще кто зазжет гумно пакости дЬялюбо коньзарЬжет свобода имт» с матерею а что изрЪзит товаром а другое холопство аще.in за ним гоня застрелит О бороде. Л кто порвет бороду. а возмзт знамение и станут впдокп, то 12 гривен продажи; аже безъ людей, в поклеп!; нI; -ту продажи. О зубе. А.чуб ныбьють, кровь у него видят во рте, а людие вылезут, то 12 гривен продажи, а за зуб гривна. вать на непосредственной связи их между собой. Сопоставление Сокращенной Правды с Царского III списком сразу делает бездоказательными взгляды М. Н. Тихомирова о том, что якобы протограф Сокращенной является одним из источников списков Русской Правды в Кормчих в соединении с Мерилом Праведным. Нетрудно видеть, что все приведенные в данных местах чтения Сокращенной Правды легко выводятся из Ферапонтовского извода и в особенности из Царского 111 списка или же легко могут быть объяснимы, как переработка этого текста. Словом, утверждение М. Н. Тихомирова о том, что якобы текст Чудовского (Ро-зенкампфовского) вида подвергся правке и дополнениям по протографу Сокращенной Правды, является простым недоразумением. Протограф Сокращенной, как мы имели возможность убедиться, является одним из списков Ферапонтовского извода, близкий к Царскому III списку. А Ферапонтовский вид — это тот вид, который первоначально был воспроизведен в Кормчих в соединении с Мерилом Праведным, а затем на его основе в результате сокращения текста и внесения ряда вариантов появился Розенкампфовский или, по классификации М. Н. Тихомирова, Чудовский вид. Поскольку отпадает предположение о том, что якобы текст Русской Правды подвергся правке и переработке на основе протографа Сокращенной Правды, естественно предполагать, что оригинал того Мерила Праведного, которое было соединено с Кормчей, уже имел гс чтения, которые характерны для Ферапонтовского или Розенкампфовского вида. Следовательно, составители и переписчики Русской Правды не внесли каких-либо изменений в текст. Возникает вопрос о времени и месте происхождения непосредственного протографа списка Русской Правды в Кормчих в соединении с Мерилом Праведным. Этот протограф, как было указано, имеет отличия от Троицкого 1 списка, в частности, в нем были изменены заголовки и во многих случаях исправлен текст. Можно считать, что переработка носила серьезный характер. Совершенно очевидно, что Русская Правда имела значение действующего источника права, если она вызвала
158 159 столь большое внимание к себе со стороны составителей и переписчиков. При этой переработке смысл отдельных статей Русской Правды хорошо понимался, если делались попытки обобщить их содержание путем замены заголовков, носивших описательный характер. Нам кажется наиболее подходящим отнести эту переработку к концу XIII, — началу XIV в., когда Русская Правда представляла собой источник действующего права, по крайней мере, в Северо-Восточной Руси. В свое время нами было указано, что Кормчие с соединением Мерила Праведного кончались выдержкой: «Сии ряд и суд уставили первии князи». Происхождение этой выдержки А. С. Павлов считал возможным связать с именем великого князя Ивана Даниловича '. Он основывался на том, что в Сборнике ПБ, Соловецкого собрания, № 1085 в составе статей которого нашла себе место эта переработка, следует приписка: «Дайбог и на многа лета великому князю Ивану Даниловичу всея Руси». Мы оспорили попытку 2 Павлова приписать составление этой переработки князю Ивану Даниловичу. но вынуждены были отметить, что эта. приписка дает некоторые указания на то, что она существовала при Иване Даниловиче, т. е. существовала концовка Кормчих в соединении с Мерилом Праведным, которая часто представляла собой треугольник из букв и очень хорошо запоминалась. Следовательно, вполне возможно, что Кормчие данного типа уже существовали при Иване Даниловиче. Что касается места возникновения данной группы II редакции, то оно определяется местом происхождения Мерила Праведного. Нами были приведены серьезные доводы з пользу предположения о северо-восточном происхождении этого юридического сборника. Кормчие в соединении с Мерилом Праведным носят также явные следы северо-восточного и даже московского происхождения. 1 А. С. Павлов, Книги законные, СПБ, 1885, стр. 36—37. * С. В. Ю ш к о в, Исследования по истории русского права, вып. 1, стр. 54. 4. Другие виды Троицкого извода Синодальный список, списки Мерила Праведного и списки Кормчих с соединением Мерил Праведных дают возможность установить развитие текста Русской Правды И редакции. Но, как известно. Русская Правда, войдя в состав Кормчих, переписывалась затем автоматически, как простой литературный памятник. Уже в конце XV в., а может быть и ранее, она уже не представляла собой источник действующего русского права. В Пскове создалась Псковская Судная грамота, в Новгороде — Новгородская. В Литве, в состав которой вошли украинские и белорусские княжества, развивалась своя система права, правда, на основе норм Русской Правды, но уже с середины XV в.(ср. Судебник Казимира IV) более развитая. Дольше всех держалась в значении источника действующего права Русская Правда в Северо-Восточной Руси (ср. Двинскую Уставную грамоту), но при составлении Судебника 1497 г. влияние Русской Правды было весьма незначительно. Только две статьи Судебника 1497 г. имели своим источником Русскую Правду. Естественно, что списки Русской Правды XVI— XVII вв. не могут представлять серьезного значения в истории текста Русской Правды. Новые чтения в этих списках являются или описками, или ошибками, или попытками осмысления древнейшего текста со стороны переписчиков Кормчих. Можно только удивляться В. П. Любимову или М. Н. Тихомирову, когда они пытаются всерьез подвергнуть изучению отдельные виды списков и даже различают особые ветви между этими видами, когда они говорят о литературной правке текста Русской Правды, на основании изучения текста других видов, о редакторской работе над отдельными видами, ветвями. Конечно, никому из переписчиков Кормчей не приходило в голову выписывать Новгородско-Софий-скую Кормчую и сопоставлять текст Русской Правды в этой Кормчей с текстом Розенкампфовской Кормчей для того, чтобы создать особый вид или особую ветвь
/60 161 ■ амятника, потерявшего всякое значение действующего источника права. При историко-юридическом подходе к изучению Русской Правды, нетрудно установить, что составители Кормчих XV — XVII вв., воспроизводя текст Русской Правды, использовали оригинал, взятый из Мерила Праведного или из Кормчей в соединении с Мерилом Праведным, причем часто пропуская отдельные части статей или даже некоторые статьи. Эти пропуски и прочие дефектные места и принимались во внимание сперва В. П. Любимовым при академическом издании Русской Правды, а затем М. Н. Тихомировым в его «Исследовании». Некоторые виды Русской Правды, установленные В. П. Любимовым (Мовгородско-Софийский и Рогож-ско-Лаптевский) находятся в Кормчих, которые близки по своему составу к Синодальной Кормчей 1280 г., № 132. Характерно, что хотя Устав Ярослава и Устав Всеволода в большинстве списков этого вида, как особые памятники права, уже графически не выделялись (оглавление «Устав Владимира Всеволодича» стало заменяться «А се уставил Володимер князь»), тем не менее Устав князя Ярослава помечался 90-й главой, а Устав Владимира — 91-й главой. Уже близость Новгородско-Софийской и Рогожско-Лаптевской Кормчих к Кормчей 1280 г. должна предопределять связь Новгородско-Софийского и Рогожско-Лаптевского вида Русской Правды к Синодальному изводу. И действительно, по некоторым своим чтениям списки этих видов до известной степени близки между собой. Но эта близость вовсе не такова, чтобы считать Синодальный 1 список протографом Новгородско-Софийского и Рогожско-Лаитевского вида. Порядок расположения статей в этих видах соответствует Троицкому списку. Нет пропуска и статьи о поклепной вире. Все это побуждает сделать вывод, что протографом этих видов был общий протограф и Синодального и Троицкого I списка. Списки Новгородско-Софийского вида характеризуются большим количеством дефектных чтений. Имеются пропуски отдельных слов и даже нескольких фраз. 162 Так, пропущены в статье 78 слова о муке огнищанина, а в статье о перевесах не были упомянуты гусь и лебедь. Наиболее удаленным от протографа 11 редакции является Мясниковский вид, который гораздо ближе к Троицкому I списку, нежели к Синодальному 1. В этом списке пропущены следующие фразы: 1) «и за смердий холоп 5 гривен», 2) «а в 40 гривен емоу заплатите из дроужины», 3) «или нога, или око или не оутнеть», 4)статья о дубе знаменном и межном, 5) статья о судебных уроках, 6) статья о ротних уроках, 7) фраза «на том же стояти; паки мс без ряду оумреть, то всем детем». Наиболее удаленные от протографа II редакции и наиболее дефектные чтения Мясниковского вида были перечислены М. Н. Тихомировым. Но его предположение о том, что составление Мясниковского вида может быть отнесено к деятельности самого митрополита Киприана. ни на чем не основано '. 5. Протограф II редакции и его происхождение Анализ списков, относящихся к разным видам II редакции, позволяет нам установить следующую схему развития текста II редакции. Наиболее близким к первоначальному протографу данной редакции является Троицкий 1 список. Оригиналом для Синодального 1 списка послужил список Русской Правды, находящийся в одном из списков Мерила Праведного или Сборника 30 глав. Этот список имел ряд отличий от Троицкого I списка. Список, близкий к оригиналу Синодального I и к Троицкому I, был переработан составителем того экземпляра Мерила Праведного, который был использован при составлении Кормчей в соединении с Мерилом Праведным. Возникли два вида — Ферапонтовский вид и затем из Ферапонтовского Розенкампфовский или, по классификации М. Н. Тихомирова, Чудовский. Из Мерила Праведного, где текст Русской Правды приближался к тексту, послужившему оригиналом для 1 М. II. Тихо м и р о в, Исследование, стр. 137—138. 163 Синодального списка, был выписан текст Кормчих Новгородско-Софийского и Рогожско-Лаптенского вида. Из Кормчей Новгородско-Софийского вида был заимствован протограф Мясниковского вида. Текст протографа II редакции восстановить довольно легко. положив в основу Троицкий I список и корректируя его путем сопоставления с Синодальным и другими видами, а главным образом с III—V редакцией. Что же касается вопроса о времени и месте происхождения II редакции Русской Правды, то этот вопрос может быть решен на основе следующих соображений. Нами было установлено, что история тех юридических сборников, в которых находилась Русская Правда II редакции, является довольно сложной. Прежде чем она была воспроизведена в Мериле Праведном (в последней четверти XIII п.) и Синодальной Кормчей 1280 г., она входила в состав так называемого Сборника из русских статей. Этот Сборник вошел в состав Сборника 30 глав, причем Русская Правда обозначалась там 28 и 29 главами. Естественно, что для того, чтобы Русской Правде сделаться одной из основных статей Мерила Праведного и затем войти в состав Кормчей, надо было довольно продолжительное время. Далее установлено, что древнейшие списки II редакции — Синодальный I и списки из Мерил Праведных уже существовали в последней четверти XIII в. и притом в разных частях Руси — в Новгороде и в Северо-Восточной Руси. Наконец, отмечено, что имелись списки, которые произошли от одного протографа, общего и для Синодального I и для древнейшего списка Мерил Праведных— Троицкого I, например, списки в Кормчих в соединении с Мерилом Праведным или списки Новгородско-Софийского вида. Наличие списков II редакции, принадлежащих к разным видам в различных частях Руси (в В. Новгороде и в Северо-Восточной Руси), в последней четверти XIII в. дает основание настаивать на возникновении II редакции в начале XIII в. 164 Что же касается места происхождения протографа II редакции, то здесь возможны одни предположения. Нами был приведен ряд соображений о том, что оригиналом Синодального списка 1280 г. послужил список, взятый из Мерила Праведного.. Наряду с Русской Правдой был заимствован и церковный Устав князя Владимира. Как мы знаем, в одном списке Мерила Праведного имелись тексты и Русской Правды и Устава князя Владимира так называемой обширной (по нашей классификации III) редакции. Если принять наше предположение об оригинале Русской Правды в Синодальной Кормчей 1280 г., то тогда, поскольку нами установлено северо-восточное происхождение сбор-пика Мерила Праведного, надо признать, что протограф II редакции возник в Северо-Восточной Руси. О северо-восточном происхождении Русской Правды II редакции говорит и тот факт, что большинство рукописей, содержащих Русскую Правду этой редакции, также северо-восточного, в частности московского происхождения. Г Л А В А СЕ Л Ь М А Я
|