Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Место возникновения Сокращенной Правды
Время происхождения Сокращенной Правды с большей, легкостью может быть установлено после решения вопроса о месте ее возникновения. Как можно было установить из историографического обзора, здесь сложились два мнения но этому вопросу. В то время как Мрочек-Дроздовский и Максимейко считают, что Сокращенная Правда возникла в Москве, М. Н. Тихомиров настаивает на новгородском ее происхождении. Анализируя статьи Сокращенной Правды, мы, следуя Н. А. Максимейко, установили, что составитель ее находился под весьма сильным влиянием права Северо-Восточной Руси и, в частности, иод влиянием московского права. Этим предрешается вопрос об ее происхождении. Она возникла в Северо-Восточной Руси, вероятнее всего в Московском великом княжении. Нам надлежит теперь подробно рассмотреть доводы М. Н. Тихомирова 1 о новгородском происхождении Сокращенной Правды. Он причисляет к числу этих доводов: а) терминологию Сокращенной Правды, знающей видоков как очевидцев и послухов как свидетелей доброй славы. Но о видоках и послухах говорит и Пространная Правда, следовательно, эта терминология Сокращенной Правды вовсе не носит специфического характера. В частности, о послухах говорят и московские источники. Этот довод может иметь значение только тогда, когда будет доказано, что слово «видок» — новгородского происхождения и ни в одной части Киевской Руси оно более не встречалось. Но для этого надо иметь словарь областных наречий. Данных для составления этого словаря мы не имеем, следовательно, нет возможности утверждать, как это делает М. Н. Тихомиров, что слово«видок» это только новгородский термин; 1 М. Н. Т и х о мн р < > к, Исследование, стр. 1(Л" > и ел. 8$ V б) но мнению М. Н. Тихомирова, доказательством в) третьим доводом новгородского происхождения г) четвертым доводом М. Н. Тихомирова является Для каждого, элементарно знакомого с Русской Правдой, известно, что о передаче товара опекуну (кстати сказать, товар на Руси IX—XIV вв. означал ничто иное, чем объект торговых операций) и о поручении холопам торговых операций говорят и II, III, IV и V редакции Русской Правды, Так, по ст, 89 (99) Тр. «Аже будуть в дому дети мали, а не джи ся будуть сами собою иечаловати, а мати им поидеть за мужь, то кто имъ ближии будеть, тому же дати на руце и с добыткомъ и с домом донележе воз-могуть, а товар дати перед людми; а что сре-зить товаромъ. темь ли пригостить, то то ему собе, а истый товар воротить им». Или по ст. 106 (117) Тр. «Аже пустить холоп в торг, а одолжаеть, то выкупати его господину и не лишитися его». Словом, все эти нормы вовсе не являются специфическими для Сокращенной Правды и таким образом эти доводы М. Н. Тихомирова теряют свое доказательственное значение. Положение М. Н. Тихомирова о том, что, поскольку Кормчая, которая включала в свой состав Сокращенную Правду, обнаруживает некоторый интерес к ново-учрежденной (в 1383 г.) Пермской епископии, то для этой якобы епархии, возможно, и была составлена в качестве особого юридического пособия Сокращенная Правда, не основано на каких-либо фактах/Это— голое предположение. Нельзя же в самом деле считать серьезным доводом, например, такие рассуждения: «Книги законные были слишком громоздки по содержанию и не могли удовлетворить потребности новой Пермской епархии в юридическом пособии» 1. Но Книги законные, т. е. сборник византийского права могли быть признаны слишком громоздкими не только для одной Пермской епархии, но и для всех русских епархий. Словом, доводы М. Н. Тихомирова о новгородском происхождении Сокращенной Правды являются для нас совершенно неубедительными. Приходится признать, следуя большинству исследователей, московское ее происхождение. £ 5. Время происхождения Сокращенной Правды Итак, нами установлено московское происхождение Сокращенной Правды. Возникает вопрос: когда же она могла появиться? Исследователи, которые настаивали на московском происхождении, относили 1 М. Н. Т и х о м и р о и, Исследование, стр. 19, 1.
S7 ее происхождение или к XVI—XVII вв. (Ланге)1 или ко второй четверти XVII в. (Мрочек-Дроздовский)2 или, наконец, к середине XVII в, как это делал Н. М. Максимейко, причем последний проводит связь между составителем этой Правды и московской кодификацией 1649 г. М. Н. Нихомиров, с одной стороны, связывает ее происхождение со временем организации новой Пермской епархии (1383 г.), для которой были составлены новая Кормчая и юридическое пособие, а с другой — без всякого уточнения, приурочивает ее возникновение к концу XIV или к началу XV вв. В. И. Сергеевич3относит происхождение Сокращенной Правды на более ранний срок—на XIII в. и никак не ранее конца XII в., причем это предположение он аргументирует тем, что в ее тексте были пропущены имена князей Ярослава, его сыновей и Владимира Мономаха. Коснемся прежде всего взгляда В. И. Сергеевича. Уже Н. М. Максимейко отметил слабость его аргументации. Она основана не на подробном анализе всего памятника, а только на том, что пропущены имена князей Ярослава и Владимира Мономаха, которые якобы были уже за быты составителем Сокращенной Правды. «Но почему это обстоятельство должно указывать непременно на XIII в. или конец XII века, это остается неясным: ведь память о названных князьях изгладилась и в позднейшие столетия», справедливо говорит Н. А. Максимейко'. Нельзя согласиться и с решением вопроса о времени происхождения Сокращенной Правды со стороны тех исследователей, которые настаивали на ее мос- 1 II, Л а II г с, Исследован не об уголовном нраве Русской 2 П. Мрочек-Дроздовский, Новое издание Рус 3 В. И. С е р г е с в и ч, Лекции и исследования, стр. 70. ковском происхождении и притом в XVI—XVII вв. Ведь все названные исследователи считают, что Сокращенная Правда была составлена для практических надобностей. Составитель имел своей целью приспособить нормы Русской Правды к существовавшему it его время правовому строю, с таким расчетом, чтобы она могла применяться в существовавших тогда судах. Но какой был смысл перерабатывать Русскую Правду после издания Царского судебника, губных и уставных грамот, появления указных книг приказов и к особенности в период московской кодификации 1649 г. В XVI и XVII вв. сложилась весьма развитая система московского права, по сравнению с которой Сокращенная Правда являлась явным примитивом, не имеющим особого практического значения. Какому судье, какому администратору могло притти в голову руководиться нормами Сокращенной Правды, которая все-таки была Сокращенной по сравнению с Пространной Правдой, когда в XVI—XVII вв. все институты московского права получили свое развитие? Тем более, никакой связи Сокращенная Правда не могла иметь с Соборным Уложением 1649 г. Ведь в чем могла выразиться эта связь? Или в том, что Сокращенная Правда была источником Соборного Уложения 1649 г. или Соборное Уложение было источником Сокращенной Правды. 11о что могли заимствовать составители Соборного Уложения из этой все же. небрежной переработки Русской Правды, когда даже при составлении Судебника 1497 г. были заимствованы только две статьи Русской Правды. И наоборот, составитель Сокращенной Правды в целях приспособления ее к московскому праву мог обращаться, как мы это показали, не к Соборному Уложению и не к III Литовскому Статуту, а к тем нормам, которые сложились в Северо-Восточной Руси и в Московском великом княжестве в более раннее время. А самое главное, какая могла быть связь с московским правом XVI и XVII вв., когда в Сокращенной Правде сохранились такие архаические нормы уголовного права, как вира в размере -so гривен, «вина» в размере 9 гривен, дикая вира^ S9 продажи и уроки, в размере, тождественном с размером Пространной Правды? Более серьезный довод, который выдвигают за Нам думается, что таким временем является первая половина XV в. и в крайнем случае вторая половина XV в. (до издания Белозерской грамоты и до Судебника 1497 г.). § 6. Значение Сокращенной Правды Как было указано, большинство историков права не придает особого значения Сокращенной Правде в истории русского права. Ее обычно называли несамостоятельной. Но Н. А. Максимейко, считая ее «московской редакцией» Русской Правды, должен был несколько иначе подойти к этому вопросу. Он считал, 90 что составление Сокращенной Правды являлось последним этапом на пути постепенного приспособления Русской Правды к нуждам судебной практики и ее решительной и основательной переработки в духе московского нрава1. Еще большее значение придает Сокращенной Правде М. Н. Тихомиров2, который настаивает на большей древности ее текста по сравнению с Пространной и на признании ее особой редакцией Правды, сохранившей более древний состав, чем Пространная. Мы, как известно, не разделяем взглядов на происхождение Сокращенной Правды ни М. Н. Тихомирова, ни Н. А. Максимейко. Тем не менее, мы признаем большое значение в истории русского права Сокращенной Правды. Мы уже неоднократно указывали, что эта VI редакция является не только сокращенной, ной переработанной редакцией одного из списков II редакции. Наиболее близким к нему был список Царского III. Сокращение во многих случаях предопределялось тем, что составитель стремился исключить те нормы. Прострой ной Правды, которые вышли из употребления. Сокращение' 'Пространной Правды явилось не капризом составителя, сокращением для сокращения, а преследовало определенные цели. VI редакция является таким образом очень важным моментом в истории Русской Правды и в истории русского нрава вообще. Ее составление показывает, что Русская Правда не была отброшена сразу же после распада Киевского государства, а долгое время существовала, причем делались попытки ее переработать на основе новых норм обычного права и судебной практики. Как известно, имеется весьма крупный пробел в истории источников русского права между Русской Правдой с одной стороны, и Псковской Судной грамотой и Судебником 1497 г. — с другой. Правосудие Митрополичье и VI редакция Русской Правды как бы заполняют этот 1 Н. Л. Мак с и м о II к о, Московская редакция Русском 2 М- II. Т и х о м и р о и, Исследование, стр. 103—194. 91 весьма обширный пробел и дают некоторую возможность проследить основную эволюцию в развитии права в период феодальной раздробленности. Однако, признавая важное значение за VI редакцией, надо тем не менее отметить, что обработка ее составителем материала — одного из списков Пространной Правды была мало удачна. Часто он при изложении той или иной нормы стремился только свести, как говорят, концы с концами. Благодаря этим плохим качествам переработки, эта редакция Русской Правды долгое время и не была предметом какого-нибудь внимания со стороны исследователей.
|