Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Следование текста дошедших до нас редакций 4 страница
В своих работах мы всячески доказываем, что вервью по Русской Правде является большая семья, аналогичная задруге южнославянского права, причем до сих пор не убеждены доводами акад. Б. Д. Грекова, доказывающего, что под вервью Русской Правды надо понимать соседскую общину. Вервь — это архаический институт, который в основных русских центрах должен был исчезнуть но мере развития феодальных отношений. Подобный же архаический институт — и дикая вира. Основной ее чертой является добровольный характер: «А кто не вложиться в дикую виру, тому людье не помогають, но сам платить». Следовательно, можно вложиться и не вложиться в дикую виру. Лица, которые не вложились в дикую виру и не подверглись обвинению в убийстве, находились, если они не являлись представителями верхушки общества, в очень тяжелом положении: они должны были уплатить громадную по тем временам сумму денег — 40 гривен. Неуплата этой суммы влекла за собой весьма тяжелые последствия: продажу в холопы или передачу п качестве холопа родственникам убитого.
72 73 Но все эти архаические институты — вервь и дикая вира— исчезали, как указано, уже в период развития феодализма. Вместо верви стали оформляться сельские общины, а институты дикой виры заменялись институтами круговой поруки. Эта круговая порука определялась не тем, что кто-либо «вложился» в нее на добровольных началах, а фактом принадлежности к этой сельской общине. По мере развития системы кормления круговая порука стала охватывать не только членов сельских общин, но и жителей тех округов, где сидели кормленщики, а равно жителей волостей, станов, городов с уездом и т. д. С другой стороны, но позднейшему русскому праву факт неотыскания преступника сам по себе не влек за собой карательных последствий для общины. Она теперь отвечала только за укрывательство преступника 1. В этих условиях составитель VI редакции решил опустить статью, говорящую об условиях и порядке платежа дикой виры. Но, очевидно, память о ней все же оставалась в момент составления рассматриваемой редакции, и составитель сохранил ее в составе ст.б (8): «Аще кто не вложиться в дикую виру, тому людье не помогають, но сам платить». Поскольку в данной редакции исключены статьи, регулирующие условия и порядок платежа дикой виры, получает несколько другой смысл статья об убийстве в разбое. В Пространной Правде противополагается убийство в сваде или на пиру убийству «на разбои», «без всякой свады». Пока убийство в разбое особого состава преступления не составляет: это только вид убийства*. В рассматриваемой редакции понятие разбоя как особого состава преступления стало уже развиваться. Это доказывается хотя бы наличием заголовка: «О разбойнице». Некоторой новостью является в данной редакции установление нового состава преступления — удар на- 1Н. Сергеевский, Наказание в русском праве XVII река, СПБ., 1888, стр. 3(5—37. смерть жердью. В Пространной Правде говорилось просто об ударе жердью («или жердию ударить»). Этот новый состав преступления появился здесь в результате неловкой редакционной работы составителя, которому необходимо было противопоставить удар мечом или ножом не насмерть — удару мечом или ножом насмерть. Но составитель почему-то для характеристики смертельного удара упомянул удар жердью. Другой новостью по сравнению с Пространной Правдой является упоминание об ударе ножом. Но это упоминание об ударе ножом было заимствовано из статьи «О муже кроваве» («Аще же ударит мечем или ножем»). 3. Преступления против телесной неприкосновенности. Характерной особенностью данной редакции является то, что все статьи Пространной Правды о преступлениях против телесной неприкосновенности в ней отсутствуют. Нет никакого сомнения в том, что пропуск этих статей вовсе не был случайным: составитель строго следует в дальнейшем порядку расположения статей Пространной Правды. Так, он приводит статью о поклепной вире, о неплатеже виры «По костех и по мертвеце»,. «О вседении на чужь конь», о свободе, о коневом и клетном тате — 7, 13 (18); 8, 14 (19); 9, 26 (33); 10, 28-29(35); 12, 31. (37) и т. д. Пропущены следующие весьма важные для Русской Правды— памятника главным образом уголовного и процессуального права — статьи: 17 (23) об ударе мечом или рукоятью меча; ст. 18 (24) об обнажении меча; ст. 19 (25) об ударе батогом, чашею, рогом, тылеснию; ст. 19 (26) об ударе мечом, вызванном всякого рода угрозами пострадавшего; ст. 20 (27) об увечиях—о повреждении руки или ноги, глаза; ст. 21 (28) о повреждении перста. Исключена была и ст. 56 (65) об ударе холопом свободного мужа. Возникает вопрос, чем же был вызван пропуск составителем этих статей? Неужели в то время, когда эта редакция составлялась, не было уже таких составов преступления? Конечно, эти составы преступления существовали, как только возникла Русская Правда, 7.) Существовали эти составы преступления и во всех частях Руси. Максимейко, в основном, правильно, на наш взгляд, ответил на этот вопрос. Он сделал из анализа статей Русской Правды о преступлениях против телесной неприкосновенности тот вывод, что установленные там наказания (12 гривен иЗ гривны) имели в виду защитить от этих преступлений только представителей «военно-землевладельческого» класса (т. е. класса феодалов) при игнорировании всех других сословий (т. е. городских низов и представителей класса феодально-зависимого сельского населения). Мы в своей работе, посвященной смердам (1923 г.), высказали мысль, что вообще статьи о преступлениях против телесной неприкосновенности Русской Правды не могли иметь отношения к смердам, поскольку за их «муку без княжа слова» взыскивалось всего три гривны, в то время как по Русской Правде за удары батогом или жердию взыскивалось 12 гривен. Мы указывали, что «мука», пусть она устанавливалась княжеской администрацией — только без санкции самого князя (без княжа слова), включала в себе не только удары батогами, а настоящее истязание. В Московском великом княжении, в конце концов, утвердился принцип, по которому большинство перечисленных посягательств стали входить в новые составы преступления — бесчестье и увечье. А бесчестье и увечье в Московском великом княжении подлежали наказанию по принципу, который очень хорошо был сформулирован в ст. 26 Царского Судебника в отношении крестьян, но применялся он и в отношении других групп общества: «А за увечье указывати крестьянину, посмотря по увечью и по бесчестью; и всем указывати за увечье, посмотря по человеку и но увечью». Этот принцип и был положен в основу установления Царским Судебником особого тарифа за бесчестье. Раньше Судебника 1550г. был этот принцип выражен в Правосудье Митрополичьем: «по житию, по службе бесчестье судят»1. А бесчестье и увечье в Московском i Руська Правда, стр. 176. великом княжении подлежало наказанию по принципу, который лучше всего был сформулирован в ст. 26 Судебника 1550 г. Окончательно этот принцип был развит в Соборном Уложении 1649 г., в котором дается весьма развернутый тариф за бесчестье и увечье лиц разных категорий (2, 27—99). Вполне естественно, что этот принцип находился в полном противоречии с установками Русской Правды, в которой давались безусловно твердые санкции за те составы преступления, которые назывались впоследствии увечьем и бесчестьем; причем эти безусловно твердые санкции применялись как бы ко всем одинаково. Словом, благодаря дальнейшему развитию феодального права-привилегии, нормы о преступлениях против телесной неприкосновенности получили иной характер, и составитель, который, как было уже указано, хотел приспособить нормы Русской Правды к современному ему праву, вынужден был эти статьи исключить. Вполне естественно исключение из Сокращенной редакции и статьи об ударе холопом свободного мужа. По этой статье взимается 12 гривен продажи в случае, если хозяин не выдавал пострадавшему холопа-оскорбителя, т. е. устанавливались также безусловно твердые санкции безотносительно от того, кто был пострадавшим, т. е. и здесь наблюдалось противоречие развитым нормам феодального нрава, которое уже применялось в судебной практике во время составления данной редакции. 4. Имущественные преступления. Большой переработке со стороны составителя Сокращенной редакции подверглись нормы Русской Правды, относящиеся к имущественным преступлениям. Некоторые нормы были пропущены, а другие подверглись изменениям. Среди пропущенных статей обращает на себя внимание пропуск ст. 36 (42) о краже скота на поле; ст. 37 (43) о краже гумна и жита в яме; ст. 38 (44) о краже коня. К числу статей, которые подверглись переработке и изменениям, надо отнести и ст. 39 (45), где слова «за кобылу 60 кун» заменяются словами «за лошадь», а
4 5214 Перечень животных, за кражу которых устанавливалась продажа, сокращен; так, исключено упоминание о поросенке, об овце, о баране, о жеребце. Исключено и упоминание о продаже за коровье молоко. Очень большим изменениям подверглась группа статей об имущественных преступлениях во второй части Пространной Правды: ст.ст. 60 (69); 61 (70); 62(71); 63 (72); 64 (73); 66 (75); 67(76); 72 (80); 73 (80); 74(81). Вместо этих статей составитель Сокращенной Правды дал четыре статьи, имеющие следующие подзаголовки: о бобре и разламании борти (24), о посечении борти (25—26), о перевесе (27—29), о гумне (ст. 30 и 31). Наконец, составитель Сокращенной Правды переработал ст. 110(121) о краже, совершаемой холопом. Несомненно, пропуски и переработки составителем данной редакции Пространной Правды вызваны стремлением сократить материал, который ему казался непонятным. Но все же и при этом сокращении он руководствовался тем, что многие нормы Русской Правды противоречили слагавшейся в его время судебной практике, основные принципы которой в значительной степени определялись в результате дальнейшего развития феодальных отношений и дальнейшего роста классовых противоречий. Чем же можно объяснить пропуск и переработку статей Пространной Правды об имущественных преступлениях составителем рассматриваемой редакции? Н. А. Максимейко указывает, что пропуск составителем Сокращенной Правды статьи о краже скота на поле мог быть вызван тем обстоятельством, что по московскому праву стал устанавливаться совершенно другой принцип ответственности, чем в Киевской Руси. В то время как по Пространной Правде похитивший скот в хлеве карался гораздо строже, чем похитивший скот в иоле, по московскому праву было наоборот. Н. А. Максимейко ищет аналогию более строгого отношения к краже скота в поле в византийском праве, где, но Василикам, этот принцип получил свое исчерпывающее выражение: «Qui ex grege vel silva domiturn animal abigit, graviter punitor; qui ex stahulo abstulit domi- tun pecus, lenius punitor». Но этот принцип, само собой разумеется, стал устанавливаться самостоятельно а Русском государстве. Составитель Сокращенной Правды, зная об установлении этого нового принципа в судебной практике, не решился, однако, изменить соответствующим образом статьи о краже в хлеве и в поле, а просто опустил последнюю. Но вполне возможно, что в тот период, когда была составлена Сокращенная Правда, еще не получил распространения в Московском княжестве, как это думает Н. А. Максимейко, принцип об установлении более тяжкого наказания за кражу скота в иоле, и кража скота и в поле и в хлеве наказывалась одинаково. И в этом случае составитель должен был уничтожить статьи о разном наказании за кражу скота в поле и в хлеве и заменить их одной, где говорилось вообще о краже, безотносительно от того, где она совершалась. В Сокращенной Правде так и говорилось: «Аще крадет скот, за лошадь 60 кун, за вол гривна, за корову 40 кун» и т. д. Переработка других статей о повреждении чужого имущества и кражи объясняется тем, что в Северо-Восточной Руси и, в частности, в Московском княжестве не было тех хозяйственных объектов, какие существовали в Киевской Руси, а если еще и существовали, то потеряли свое хозяйственное значение, и едва ли имелся смысл сохранять нормы об охране этих объектов. Так, в Сокращенной 11равде говорится только о краже бобра («А кто украдет бобр...»), тогда как в Пространной Правде имелось в виду целое хозяйственно-охотничье предприятие (бобровые гоны). Там норма о наказании за кражу бобра имела продолжение: «Аже будет росечена земля или знамение, им же ловлено, или сеть, то по верви искати татя, ли платити продажю»—61 (71) Тр. Составитель Сокращенной Правды, которому была непонятна техника бобрового лова, решил выкинуть псе это, сохранив лишь указание о сети. Но в то время как в Пространной Правде нахождение сети было уликой для вора, укравшего бобров, составитель сделал сеть объектом кражи и записал: «А кто украдет бобр или сеть...».
78 г 79 Составителю осталась, повидимому, неизвестной и техника («бортевого» пчеловодства. Так, он опустил статью «О разнаменовании борти», ограничившись сохранением в усеченном виде нормы о ее «разло-мании». Значит, составитель Сокращенной Правды уже не мог отчетливо представить себе такой состав преступления, как разнаменование борти. Для него осталось неуясненным различие двух составов преступления похищения меда при условии «аже будет пчелы не лажены», осталось непонятным слово «олек», почему он и опустил эти нормы. Н. А. Максимейко, как нам кажется, прав, когда 'Объясняет причины переработки составителем Сокра-дценной Правды нормы Пространной Правды о последствиях кражи холопами ст. ст. 109 (120), ПО (121). Именно, он указывает, что эти статьи могли составителю локазаться противоречащими друг другу ион объединил лхв одну: «А чий холоп побежит, а возмет что у сосед, то платити господину чий холоп». Нам известно, что и некоторым исследователям казалось наличие противоречия в этих статьях, например Сергеевичу1. 5. Договора. Большие изменения сделал составитель Сокращенной редакции и в области норм, относящихся к системе договоров: а) закупничества; б) займа. Коснемся прежде всего закупничества. Мы в своих работах проводим взгляд, что закупничество — это отношение sui generis. Источником закупничества могли быть наем (почему в некоторых списках Русской Правды закупы отождествляются с наймитами), заем и др. Закупничество существовало в Киевской Руси, а затем оно сохранилось в Литовском государстве, как это в свое время было доказано Ясинским. Но вполне возможно, что закупничество в Литве уже значительным образом отличалось от закупничества Киевской Руси. После распада Киевского государства закупничество исчезло в Новгородской земле и в Северо-Восточной Руси, где оно до известной степени заменилось кабальными отношениями. Словом, 1 В. И. Сергеевич, Древности русского права, т. I, стр. 112—113. можно полагать, что в Северо-Восточной Руси закупничество перестало давно быть известным. Естественно, что составитель Сокращенной Правды исключил полностью статьи Пространной: 50(56), 51(57), 52 (58), 53 (59—62), 55 (64). Что касается займа, то составитель Сокращенной Правды внес следующие изменения. Были пропущены статьи 42 (48) и 45 (52). По этим статьям не требовались послухи для признания займа действительным (заем, совершаемый между купцами и заем, совершаемый на сумму не свыше 3 кун). Пропуск этих статей объясняется тем, что форма заключения займа в XIV—XVI вв. подверглась сильному изменению, именно, она и в В. Новгороде и в Северо-Восточной Руси стала получать письменный характер (в В. Новгороде — доски, а в Северо-Восточной Руси так называемые кабальные записи). Естественно, составитель Сокращенной Правды, приспосабливая нормы Русской Правды к существующей практике, не мог оставить в тексте ст. ст. 42 (48), 45 (52). Ведь тогда к главнейшей части заключаемых договоров займа, т. е. к договорам, заключаемым купцами, к договорам, заключаемым на небольшие суммы, не предъявлялось никаких формальных требований. Опустив эти две статьи, составитель ограничился сохранением общей нормы ст. 44(50): «Аще кто дает куны в ръзы или жито в п р и с о и ъ, то п о с л у с и ему ста вити, как ся рядил, так ему и имати». Но устанавливая эту общую норму составитель пропустил слова: «или наставъ въмедъ», и этот пропуск характерен для Северо-Восточной Руси, где пчеловодство не играло той роли, какую оно имело в Киевской земле, — месте происхождения Русской Правды. Пропущены были статьи, регулирующие величину процентов по займам — 45 (51). 46 (52). 47 (53). Пропуск этой статьи мог быть обусловлен, с одной стороны, тем, что в Северо-Восточной Руси XIV— XV вв. стали создаваться иные нормы о дозволенном размере процентов по займам, а с другой стороны, составитель Сокращенной Правды стремился переработать текст Пространной так, чтобы у его совре-
менников не оставалось никаких неясностей в понимании отдельных норм. Но всем известно, что статьи Русской Правды об ограничении процентов вызывали большие споры при их толковании со стороны исследователей. Тем более они могли показаться неясными составителю и он опустил эти статьи. 6. В области наследственного права составителем Что касается пропуска статей, говорящих о праве со стороны матерей делать завещательные распоряжения в отношении своего имущества, то можно не сомневаться, что женщины в XIV—XV вв. в Северо-Восточной Руси по мере развития феодализма должны были утрачивать имущественные права, о которых говорилось в Пространной Правде XII вв. 7. Довольно серьезные изменения были сделаны Среди этих изменений обращает на себя внимание пропуск ст. 16(22) об ордалиях, т.е. испытании желе-ном и водой, а также о роте (присяге), ст. ст. 68 (77); 77 (85); 78 (86—87); 57 (66); 7 (9); 8 (10); 86 (96); 87 (97); 96 (107); 98 (109). Довольно серьезные изменения были сделаны составителем Сокращенной Правды в области норм, относящихся к судебному праву. Здесь прежде всего следует указать на пропуск большого числа статей о судебных доказательствах — 16 (22); 57 (66); 68 (77); 77 (85); 78 (86—87) и всех ста- тей о всякого рода сборах и пошлинах 7 (9); 8 (10); 86(96); 87(97); 96(107); 97(108). Кроме того, имеется ряд изменений в самом тексте статей, причем эти изменения большею частью относятся к нормам о доказательствах. Так, составителем были опущены те части статей Пространной Правды, которые описывают процедуру и подробности свода: 28(35); 30(36); 31 (37); 32(38); 33(39). Обратимся прежде всего к материалу, относящемуся к судебным доказательствам. Здесь пропущены те статьи, которые имеют отношение к развитой системе ордалий. Ордалии — испытание железом, водой и пр. — получают распространение в период наибольшего развития состязательного процесса, который в свою очередь падает на период феодальной раздробленности. С развитием товарных, денежных отношений и ростом классовых противоречий возникает следственный процесс — сыск или розыск. Ордалии начинают уступать другим видам судебных доказательств: показаниям свидетелей, письменным доказательствам, а в сыске — повальному обыску и пытке. Если мы возьмем основные памятники, относящиеся к суду в В. Новгороде или в Северо-Восточной Руси XIV—XV вв., в частности к Московскому великому княжению, то там мы не найдем упоминания об испытании железом или огнем. Из всех ордалий как в В. Новгороде, так и в Северо-Восточной Руси, продолжал сохранять свое значение лишь судебный поединок. Известно, какое внимание ему уделялось в Псковской Судной грамоте и в Судебнике 1497 г. Вполне естественно, что составитель Сокращенной Правды, стремясь переработать нормы Русской Правды на основе современной ему практики, опустил все статьи, в которых говорилось о вышедших из употребления испытаниях водой и железом /ст. ст. 16(22); 77 (85); 78 (86—87)/. Выпущена была статья 68 (77) о «гонении следа», поскольку в Северо-Восточной Руси гонение следа стало все более и более сближаться с институтом повального обыска. Ответственность жителей села, которые не отвели от себя следа, не ограничивалась
S2 S3 платежом продажи и урока; они. по правилам сыска, стали подвергаться пытке. Так. по крайней мере, говорит о позднейшей эволюции института «гонении следа» Соборное уложение 1649 г. (XX 1, 60). Многие нормы Пространной Правды о доказательствах были составителю и тем более рядовому читателю Кормчей, в которой обычно они находились, совершенно неясными. Вполне естественно, что составитель, который вообще имел в виду в качестве основной своей задачи сокращение Пространной Правды, опустил некоторые статьи, относящиеся к доказательствам, и переработал в духе современного права те статьи, по которым в нраве Северо-Восточной Руси, а затем в московском нраве права холопов, как послухов, а затем свидетелей, расширялись. Известно, что Соборное Уложение допустило к свидетельству на суде боярских людей, т. е. холопов (X, 173). Этим, несомненно, объясняется то, что составитель Сокращенной Правды опустил ст. 57(66) и сократил ст. 77 (85), где говорилось об особых условиях признания действительными показаний холопов, на которых ссылался истец. Были опущены статьи о процедуре и подробностях свода, хотя свод как институт сохранился в Сокращенной Правде. Н. А. Максимейко правильно, на наш взгляд, указал, что свод в Северо-Восточной Руси эволюционировал к очной ставке, которая получила свое окончательное оформление и регламентацию в Соборном Уложении (XXI, 75). Составитель Сокращенной Правды опустил все статьи, относящиеся к судебным пошлинам и к другим сборам (уроки городнику и уроки мостникам). Этот пропуск совершенно понятен, поскольку в XIV—XV вв. и Северо-Восточной Руси вводится другая система судебных пошлин и других сборов, которая достаточно четко выявилась в Двинской и Белозерской Уставных грамотах и в особенности в Судебнике 1497 г. Итак, вдумываясь в те изменения, которые были внесены составителем Сокращенной Правды, нетрудно установить, что в его время многие статьи Пространной Правды уже утратили свое действие.
|