Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Pound; 2. Классификация списков Русской Правды
Как известно, Русская Правда дошла до нас в большом (свыше ста) количестве списков, иногда сильно отличающихся по своему составу друг от друга. Для того чтобы исследовать текст памятника, нам необходимо прежде всего произвести классификацию его списков. Основное требование, которое должно быть предъявляемо к классификации списков Русской Правды, — это необходимость выявления изменений в ее тексте в зависимости от развития норм права. Каждая научная классификация должна показать, как изменялся текст памятника в связи с изменением общественно-экономического, политического и правового строя Киевской Руси. Конечно, при классификации должны
учитываться и изменения текста, которые были сделаны позднейшими переписчиками, но это является требованием второстепенного значения. Попытки классификации списков Русской Правды были сделаны уже давно. Первая_..д.одытка-.-Кла.с-сификации была предпринята Тобиным1, который раз-де7тил" ~все списки" Русской Правды только на две редакции: Краткую и Пространную. Эта несложность классификации Тобина в значительной степени могла предопределяться тем, что ему было известно только небольшое число списков (всего шесть). Но когда Н. В. Калачов приступил к своей работе над Русской Правдой, то ему было уже известно около 50 списков. Естественно, что он не мог удовлетвориться классификацией Тобина и разделил, как выше было указано, все списки памятника на четыре фамилии в зависимости от того, в каких памятниках Русская Правда находилась. К первой фамилии были отнесены списки из Новгородской и Ростовской летописей; ко второй — списки из Кормчих книг и Мерил Праведных, причем эта фамилия была разделена Калачовым на три вида. Первый вид состоял из списка Синодальной Кормчей XIII в. (№132); второй вид составляли списки, находящиеся в Кормчих и Мерилах Праведных; к третьему виду были отнесены сокращенные списки (список Оболенского и Толстовский список). Третью фамилию образовали списки Русской Правды из Софийских летописей, а четвертую — списки, находившиеся в памятниках, не содержавших списков всех других фамилий2. Нетрудно видеть, насколько неправильна была эта классификация списков Русской Правды, предложенная Н. В. Калачовым, в зависимости от того, в каком памятнике сложного состава находился тот или иной список. Под одной «фамилией» (а под фами- 1 Tobien, Sammlung kritisch bearbeiter Qucllen der Geschi- Tractate Russlands. Dorpat, 1844. 2 H. В. К а л а ч о в, Предварительные юридические сведе лией надо понимать то, что обычно понимают под редакцией) мы встречаем списки, резко различающиеся друг от друга. Достаточно учесть, что ко второй фамилии относятся как списки Пространные (например, Синодальный или Троицкий), так и Сокращенные из Пространных. А к четвертой фамилии принадлежат списки, которые, как мы потом увидим, составят две различных редакции. При подобном формальном и внешнем подходе к классификации текст Русской Правды нельзя изучать в связи с общественно-экономическим, политическим и правовым развитием Киевской Руси. Гораздо удачнее была классификация списков Русской Правды, предложенная Калачовым в его «школьном» издании текста этого памятника. В этом издании он дал текст по четырем спискам: Академическому. Троицкому, Карамзинскому и Оболенскому. Но и при этой классификации он не учел ряд весьма важных в истории Русской Правды видов и редакций, в частности той редакции, которая находилась в соединении с Законом Судным людем (Судебником царя Константина). Иная классификация была предложена В. И. Сергеевичем, который в отличие от Калачова в состав одной редакции (III) включил списки Синодальный, Троицкий и Карамзинский, но выделил в особую редакцию (IV) список Оболенского. Главной же особенностью его классификации является то, что он разделил Краткую Правду на две редакции (I и II). Это деление Краткой Правды на две самостоятельные редакции справедливо признается весьма спорным в исторической литературе. «Первая и вторая часть Краткой Правды, — отмечает, например, М. А. Дьяконов, — говорит вовсе не об одном и том же, они различаются содержанием, а не изложением; это скорее два памятника, соединенные, однако, между собою потому, что один служит дополнением другого, а вовсе не разные редакции одного и того же. Между частями Краткой редакции Правды необходимо проводить различие, как это и делал Тобин и др. Но все же это будут две части одного и того же
// списка, а не две разные редакции одного памятника»1. С другой стороны, нельзя признать правильным объединение Сергеевичем в одной редакции (III) Синодального, Троицкого, Пушкинского и Карамзин-ского списков. Если Синодальный и Троицкий по составу статей почти тождественны (их различие заключается только в порядке расположения статей), то Карамзинский список не только имеет ряд иногда весьма важных дополнительных статей к составу Троицкого и Синодального списков (например, статьи о приплоде скота и пр.), но и такие важные статьи, как «А судным кунам росту нет», «О человеце», «О муце», «Устав князя Ярослава о мостех», а также много весьма важных вариантов по отношению к ним. Несомненно, что в истории текста Русской Правды Карамзинский список имеет крупное значение и вполне заслуживает отнесения его к особой редакции. Основным недостатком является и то, что Сергеевич так же, как и Калачов, не обратил внимания на наличие списков Русской Правды, находящихся в соединении со статьями Закона Судного людем (Судебника царя Константина). Эти статьи, как это видно из издания Русской Правды Академии Наук УССР, присоединены непосредственно к тексту Русской Правды без всякого особого оглавления, и каждый из списков этого вида представляет собою единое литературное целое. Своеобразие состава этого памятника, отразившего один из последних этапов развития Русской Правды, именно, момент влияния на нее болгарского законодательства, обусловливает необходимость выделения его в качестве особой редакции. Обратимся к характеристике классификации, предложенной в издании Русской Правды Академии Наук СССР. Исходным делением всех списков Правды было принято деление их на два разряда: 1) Краткие списки и 2) Пространные списки. Характернейшим моментом в классификации издания Академии Наук СССР является то, что всячески подчеркивается противопоставление Краткой Правды Пространной: «Только такое противопоставление и дает первый момент, от которого следует исходить в изучении памятника»1, говорит В. П. Любимов — автор вводной статьи, в которой излагаются принципы классификации списков Русской Правды, принятой в издании Академии Наук СССР. Затем В. П. Любимов все пространные списки разделил на три группы: Синодально-Троицкую, Пушкинскую, Карамзинскую, причем каждую группу он делит на виды и даже ветви. Так, Синодально-Троицкая группа состоит из восьми видов: 1) Троицкого, 2) Синодального, 3) Новгородско-Софийского (с двумя ветвями), 4) Рогожского, 5) Мясниковского, 6) Розен-кампфовского, 7) Сокращенных списков. Пушкинская группа состоит из Пушкинского списка и Археографического вида, а Карамзинская группа из трех видов: 1) Троицкого IV списка, 2) Музей-ского вида, 3) Оболенско-Карамзинского вида. Переходя к оценке классификации списков Русской Правды В. П. Любимова, которая была принята для академического издания этого памятника, необходимо указать на основной ее порок, а именно на то, что она не выявляет изменений его текста в зависимости от развития норм права. Она не показывает нужным образом, как изменялся текст Русской Правды в связи с изменением общественно-экономического, политического и правового строя Киевской Руси. Прежде всего надо признать порочность основной мысли В. П. Любимова о противопоставлении Краткой Правды Пространной, что лежит в основе его классификации. Дело в том, что это противопоставление возможно провести только путем намеренного игнорирования особенностей ряда списков, которые до академического издания издавались как особые редакции (издания Калачова, Сергеевича). По-
1 М. А. Д ь я к о it о в, Очерки государственного и общественного строя древней Руси, 1926, стр. 36. 1 Правда Русская, т. 1, изд. А. Н. СССР, М.--Л., 1940, Списки Правды Русской, стр. 31.
12 2-5214 13 доэной редакцией_являлась Сокращенная из Пространной (список Оболенского). По классификации В. П. Любимова эта редакция составляет только вид Синодально-Троицкой группы. Но так называемый список Оболенского возник не в результате простого сокращения какого-либо пространного списка, а в результате сложной переработки его текста. С другой стороны, противопоставление кратких и пространных списков Русской Правды как основной момент при классификации их —- порочно и потому, что в издании приходится намеренно отсекать часть текста некоторых списков. Так, из текста IV Троицкого списка было исключено особое предисловие, заимствованное из «Слова Василия Великого о клеветах». А между тем это предисловие органически было связано с текстом Русской Правды, что доказывается оглавлением, относящимся к тексту всего списка, — «Устав великого князя Ярослава> >. Но в особенности поражает пренебрежение В. П. Любимова к подлинному тексту памятника, а именно отсечение от него в списках Археографического вида Пушкинской группы статей из Закона Судного людем и ряда русских статей, замыкавших эти списки. А что статьи из Закона Судного людем органически входили в состав Русской Правды данного вида, доказывается опущением особого названия и предисловия к Закону. Редактор этого вида принимал все меры к тому, что5ы графически показать органическую связь Русской Правды с Законом. Если В. П. Любимов в целях противопоставления Краткой Правды Правде Пространной был вынужден сокращать текст некоторых списков Русской Правды, то, с другой стороны, он предложил выделить без всякого серьезного основания большое число видов Пространной Правды, в частности, так называемые Новгородско-Софийский, Розенкампфовский, Ферапон-товский, Рогожский, Мясниковский виды и пр. Количество вариантов, указанных в академическом издании для этих так называемых «видов», исключительно невелико. Чтобы не быть голословными, приведем варианты Новгородско-Софийского списка, лежавшего в основе Новгородско-Софийского вида, от- меченные в сводных текстах этого издания (стр.402— 457), но не воспроизводимые другими списками: Доб. роустии, вир'впуювл*. виревную, на погнание и на разграбление вм. на поток и на разграбление, тъже ел. же, въже вм. же, гоаваженм вм. голважень, о поклепе вм. о поклеп-нси вире, вже вм. же, все нет, доб. не ведаю, копу вм. купу, кто же ударить ель кто его ударил, потнетыш. подътнеть, аже будешь ли следа вм. аже не будеть следа; а за муку гривна кун; аже огнищанина мучить, то 12 гривен продаже нет; а за гусь 30 кун, а за лебедь 30 кун нет. Наряду с крайней малочисленностью вариантов для особого вида Русской Правды поражает тот факт, что другие списки данного вида не воспроизводят эти варианты основного списка. Даже такой важный вариант— аже огнищанина мучить, то 12 гривен продаже — не воспроизводится двумя списками. Единственный вариант для всего вида—за гусь 30 кун, а за лебедь 30 кун. Словом, В. П. Любимов предпринял выдвижение таких списков Русской Правды, которые возникали в результате различного рода ошибок, описок и переработок, допущенных переписчиками позднейших Кормчих и других сборников сложного состава XVI—XVII вв., когда Русская Правда давно потеряла свое значение. Все эти Розенкампфовские, Ферапонтовские, Рогожские виды и списки XVI—XVII вв.—это литературные памятники, которые могут быть привлечены только для изучения истории русского языка, а не для изучения норм действовавшего права. Классификация списков Русской Правды, предложенная В. П. Любимовым для академического издания Русской Правды, имеет и тот весьма важный недостаток, что она не даст возможности изучить изменений в развитии текста и так называемой Пространной Правды. Достаточно указать, что им не отмечаются, как общее правило, графические показатели различий между первой частью и второй частью этой Правды, в частности, не указывается, что каждая из этих частей в Сборниках составляла особую главу. Словом, можно считать классификацию В. П. Любимова неудовлетворительной и, во всяком
2* случае, не могущей показать, как изменялся текст памятника в связи с изменением общественно-экономического, политического и правового строя Киевской Руси. Естественно, что классификация В. П. Любимова не была принята новейшим исследователем Русской Правды М. Н. Тихомировым, который наряду с Краткой и Пространной редакцией указал на необходимость выделения Сокращенной Правды; не согласился он с отнесением к Карамзиновским спискам Троицкого IV списка. В этих условиях классификация, предложенная в свое время в издании Академии Наук УССР, по которой списки Русской Правды делились на пять редакций, лучше отображала историю текста этого памятника. При этой классификации все основные моменты в его развитии были выявлены лучше, чем в издании Академии Наук СССР. В этом издании была выделена особая редакция (IV) Русской Правды, в которой статьи Русской Правды находятся в соединении со статьями Закона Судного людем (Судебника царя Константина). Если же к числу пяти редакций, предусмотренных в украинском издании, присоединить еще одну редакцию, включающую два списка (вида) — Троицкий IV и Пушкинский, то это, несомненно, явится наиболее удовлетворительным решением вопроса. Мы тогда получим следующие редакции: I редакция (так называемая Краткая Правда); II редакция, включающая Синодальный и Троицкий изводы; III редакция, объединяющая так называемые Карамзинские списки; IV редакция, составляющаяся из двух списков — Троицкого IV и Пушкинского; V редакция — Русская Правда в соединении с Законом Судным людем; VI редакция (так называемая Сокращенная Правда). Остается решить вопрос о подразделении этих редакций на отдельные группы и виды. В первой редакции основные списки мало отличаются друг от друга. Поэтому нет оснований делить их на виды. Но в состав первой редакции входят так называемые Татищевские списки, которые интересны тем, что они показывают, как понимался текст Русской Правды в первой половине XVIII в. Поэтому есть смысл выделить Татищевские списки в особый вид I редакции. Число списков, относящихся ко II редакции, весьма велико (свыше семидесяти). Можно было бы ожидать, что число отдельных видов в пределах этой редакции будет значительно. Но оказывается, если выделить на этой редакции Синодальный извод, состоящий из одного списка, все остальные списки так называемого Троицкого извода весьма близки друг к Другу. Число вариантов сравнительно незначительно, причем они не имеют серьезного значения, по-j скольку они появились тогда, когда Русская Правда \ч^ перестала быть действующим источником права, и 4 поскольку они, как общее правило, являются ошибками или описками позднейших переписчиков. Только один серьезный момент должен быть учтен при классификации списков Троицкого извода, а именно: в очень большом количестве списков прекратилось деление Русской Правды на две части или на две главы—Устав Ярослава и Устав Владимира Всеволодовича, как это было в древнейших списках или в наиболее близких к Троицкому списках Мерила Праведного. Вся Русская Правда стала составлять одну главу. Материал, относящийся к Уставу Владимира Всеволодовича, стал передаваться без какого-либо графического выделения (например, киноварной вязью и пр.). Внутри этой группы списков можно различить ряд отдельных видов. В. П. Любимов, как было указано, делит эти списки на следующие виды: Новгородско-Софийский, Ро-зенкампфовский, Фераионтовский, Варсонофьевский, Рогожский (Лаптевский), Мясниковский. М. Н. Тихомиров принял это деление и подверг довольно подробному исследованию тексты этих видов. Поскольку различия между списками в основном порождены ошибками переписчиков или их попытками осмыслить прежний текст, естественно, что исследование этих видов не могло дать каких-либо существенных данных
/6 17 для истории текста Русской Правды. Но, поскольку деление Троицкого извода на виды было уже дано, приходится с ним считаться. III редакция была разделена В. Н. Любимовым на три вида: Троицкий IV список, Музейский вид и Ка-рамзинский. Поскольку Троицкий IV список отнесен к Карамзинским спискам по меньшей мере по недоразумению, то речь может итти о разделении этой редакции только на два последних вида. IV редакция, как было уже указано, делится на два вида: Троицкий IV и Пушкинский. Списки, входящие в состав V и VI редакций, настолько близки между собой, что нет никаких оснований выделять их в особые виды. Учитывая все это, получим следующую классификацию всех дошедших до нас списков Русской Правды1. В Москве: БЛ — Всесоюзная библиотека имени В. И. Ленина. ИМ — Государственный Исторический музей. ГАФКЭ — Государственный архив феодально-крепостнической эпохи. В Ленинграде: АН—Библиотека Академии Наук СССР. ИИ—Институт истории Академии Наук СССР. ПБ— Государственная Публичная библиотека имени Салтыкова-Щедрина. В Киеве: УАН — Библиотека Академии Наук УССР. / РЕДАКЦИЯ2 1. Академический I список, середины XV века, из Новгородской I летописи — АН, 17.8.36. 2. Археографический I список, середины XV века, из Новгородской I летописи — ИИ, собрание Археографической комиссии, № 240. 3. Толстовский первой четверти XVIII в., из Новгородской 1 Нами применяются без изменения условные обозначения 2 К числу списков 1 редакции не были отнесены списки из ра
4. Уваровский второй половины XVIII в., из Новгородской I летописи — ИМ № 1402/34. 5. Татищевский—Воронцовекий I 20-х годов XIX п., из Новгородской I летописи — АН, 31.7.31, собрание Воронцовых, №1090. 6. Татищевский—Румянцевский, 20-х годов XIX в., из // РЕДАКЦИЯ
|