Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
О. И. ЧистяковаСтр 1 из 31Следующая ⇒
Москва Зерцало-М
ВВЕДЕНИЕ § 1. Общие задачи исследования • советской исторической науке существовал и существует непрекращающийся интерес к Русской Правде. Всеми осознано громадное значение этого памятника не только для установления основных моментов в развитии права Киевской Руси, но и для установления основных черт ее общественно-экономического строя. Большое значение Русская Правда имеет и для истории русского литературного языка. Неудивительно, что этот памятник уже давно сделался предметом исследования в русской исторической литературе, причем можно установить ряд различий во взглядах на его происхождение представителей дворянско-креиостнической и буржуазной историографии. Наиболее ярко выразил взгляды дворян-ско-крепостничсской школы на происхождение Русской Правды Н. М. Карамзин. Модернизируя власть первых киевских князей, Карамзин считал, что они с самого момента образования Киевского государства издавали законы. По его мнению, Русская Правда как Краткая, так и Пространная является памятником законодательства одного князя — Ярослава Владимировича: «Еще в Олегово время Россия не имела законы, но Ярослав, может быть, отменил некоторые, исправил другие, и первый издал законы письменные на языке славянском»*.' 1 Н. М. Карамзин, История государства Российского, изд. 5-е, т. II, СПБ., стр. 30. Являясь ярым норманистом, Карамзин считал. что основанием «Русской Правды был" древнейший закон скандинавский... или~ иемецкийл L Характерной особенностью взглядов буржуазной историографии на Киевскую Русь является представление о весьма низком уровне ее общественно-экономического развития. Буржуазные историки в силу этого полагали, что нормы Русской Правды могли сложиться только под воздействием чужеземного права. Признавая, что княжеское законодательство могло быть источником Русской Правды, они тем не менее отвергали мысли об официальном ее происхождении. Буржуазные исследователи всячески старались затушевать классовую сущность норм Русской Правды и, конечно, решительно отказывались связывать их происхождение с общественно-экономическим развитием Киевского государства. Отсюда характернейшей особенностью буржуазных исследований о Русской Правде является всемерное стремление к догматическому изучению ее норм. " Первым распространителем и защитником буржуазных взглядов на Русскую Правду был Н. В. Калачов. В основу своих взглядов он положил следующее утверждение: «Русская Правда есть сборник, составленный частными лицами и в разное время таким же образом дополненный» " 2. Н. В. Калачов разделил списки Русской Правды на четыре редакции (фамилии), причем в основу этого деления он положил случайный факт — нахождение тех или иных списков в различного рода сборниках. Следовательно, классификация списков Русской Правды, предложенная Н. В. Калачовым, органиче-' ски была не в состоянии показать развитие текста Русской Правды в зависимости от общественно-экономического, политического и правового развития Киевской Руси. 1 Н. М. Карамзин, История государства Российского, 2 Н. В. К а л а ч о в, Предварительные юридические све Издавая Русскую Правду по известным ему спискам, Н. В. Калачов разбил текст на отделы в зависимости от того, касаются ли те или иные статьи государственного, гражданского, уголовного или процессуального права, т. е. дал образец чисто догматического подхода к юридическому памятнику. Последующие исследователи, например: Н. Дювернуа1, П. Мрочек-Дроздовский2, В. И. Сергеевич3, В. О.Ключевский4, Н. А. Максимейко5 и др., продолжали развивать основные положения буржуазной историографии о Русской Правде. Благодаря применению порочных методов бур Одни буржуазные исследователи считали источ- ч-нико м ее норм с кандинавское права.. 0£ арскии. Щеп-. _ кин), другие — римское право (Максимейко), третьи — византийское право (Владимирский-Буданов, Сергеевич, " КлТОЧ'£ 6скийу и" даже" еврейское (Барац); '*~~zr Существовали даже разные взгляды при решении Та-кт—-некоторые^ исследователи (Соболевский) На- ' Марксистско-ленинская историко-юридическая наука указанным взглядам буржуазных исследователей по вопросу о Русской Правде должна противопоставить следующие положения. 1 Н.Дювернуа, Источники права и суд в древней Рос 2 П. Мрочек-Дроздовский, Исследования о Рус 3 В. И. Сергеевич, Русская Правда и ее списки, Жур 4 В. О. Ключевский, Курс Русской истории, ч. 1-я, 6 Н. А. Максимейко, Опыт критического исследования Русской Правды, вып. I, Харьков, 1914. 5 Советскими историками разбит тезис о низком уровне общественно-экономического, политического и правового развития восточного славянства VIII— XIII вв., и поэтому надо решительно отвергнуть взгляд на Русскую Правду как на сборник права, возникший в результате заимствования чужеземного права. Русская Правда — это сборник русского права. На основе указаний Ленина и Сталина советскими историками было установлено что в Киевской Руси стали развиваться феодальные отношения, — исходя из этого, Русскую Правду следует признать сборником возникавшего русского феодального права. А так как в развитии феодальных отношений надо отмечать разные моменты, то и в истории текста Русской Правды следует учитывать отдельные пласты ее норм. Для того чтобы облегчить изучение этих отдельных пластов текста Русской Правды, надо дать такую классификацию списков Русской Правды, которая могла бы отразить это развитие норм феодального права. Далее, поскольку как в издании отдельных норм феодального права, так и в составлении сборника этого права должна была быть заинтересована русская феодальная власть, то надо признать официальное происхождение Русской Правды. Эти основные положения марксистско-ленинской историко-юридической науки должны предопределить решение и отдельных вопросов о происхождении Русской Правды и истории ее текста. Советскими историками сделано много в деле изучения Русской Правды. Так, было завершено издание текста Русской Правды, о котором ранее могли только мечтать буржуазные историки. В 1935 г. Русская Правда была издана Академией Наук УССР по пяти редакциям и семи спискам, причем были учтены все известные в науке списки. В 1940 г. Русская Правда была издана и Институтом истории Академии Наук СССР под редакцией акад. Б. Д. Грекова, причем были привлечены к изданию новооткрытые после 1935 г. списки. Акад. Б. Д. Греков с наибольшей четкостью стал развивать взгляды о происхождении Русской Правды, которые предопределялись В указанными общими принципами марксистско-ленинской методологии. В советское время появился ряд исследований текста. Достаточно указать на работы И. А. Страто-нова1, В. М. Чернова2, Н. А. Максимейко3, акад. С. П. Обнорского4 и т. д. В 1941 г. вышло в свет «Исследование о Русской Правде» М. Н. Тихомирова5. М. Н. Тихомиров, один из крупнейших специалистов по источниковедению, пересмотрел вопрос о происхождении текста всех редакций Русской Правды на основе изданного двумя академиями материала, а также на основе богатого знакомства с другими источниками права и сделал весьма удачную попытку восстановления первоначального текста так называемой Пространной Правды. Однако приходится признать, что многие из этих работ о Русской Правде не свободны от ряда буржуазных извращений. В частности, очень часто выводы исследователей Русской Правды о происхождении той или иной ее редакции или об источниках этой редакции не находятся в соответствии с данными об уровне общественно-экономического и политического развития Киевской Руси. На изучении Русской Правды (ее происхождения, источников и значения) до сих пор не отразились достижения советской исторической науки в отношении изучения Киевской Руси. Исследователи не учитывают того, что если Киевское государство в XI в. становится феодальным государством, то в этом фео- 1 И. А. Стратонов, К вопросу о составе и происхож 2 В. М. Чернов, До питания про редакцп < -Русько1 3Н. А. Максимейко, Опыт критического исследования Русской Правды, вып. 1, Московская редакция Русской Правды (Проблемы источниковедения), Сб. 3, М.—Л., 1940, и др. 4 С. П. Обнорский, Очерки по истории русского ли 5 М. Н. Тихомиров, Исследование о Русской Правде, дальном государстве должны развиваться и нормы феодального права. Отсюда исследователи обычно не делают следующих выводов в отношении Русской Правды: 1) что _нор_мы Русской Правды — это нормы возникшего и " развивающегося феодального права^ а не сборники старых обычаев; 2) что основным источником этих норм являются постановления и судебные решения князей; 3) что, как общее правило, древнейшие редакции Русской Правды имеют официальное происхождение. Далее, многие работы написаны без учета того, что Русская Правда является прежде всего источником права. Исследователи подходят к Русской Правде только как к памятнику письменности, как к литературному памятнику. Мы попытаемся развернуть и обосновать те взгляды на Русскую Правду, которые в предварительном и в общем виде были выдвинуты в нашей работе: «Русская Правда как кодекс феодализма». Поскольку мы принципиально иначе подходим к вопросу о происхождении Русской Правды, чем это делалось в предшествующей литературе, то наша работа носит полемический характер. В заключение необходимо остановиться на плане I данного исследования. Мы считаем, что при иссле-■ довании такого памятника права, как Русская Правда, памятника, в котором не содержится прямого упоминания, когда и при каких условиях он появился, и который вместе с тем дошел до нас в большом количестве списков, составлявших разные редакции, вначале необходимо установить первоначальный его текст, а когда он будет установлен, необходимо выяснить его происхождение и, в частности, его источники. Для установления первоначального текста Русской Правды необходим тщательный анализ отдельных редакций, которому должен предшествовать обзор истории этого памятника в тех рукописях, где он содержался, т. е. в разного рода сборниках и Кормчих. Эта часть исследования должна носить по преимуществу археографический характер. Вторая часть исследования, когда приходится иметь дело уже с восстановленным текстом Русской Правды, должна носить главным образом историко-юридический характер. Однако необходимо отметить, что элементы того или иного вида исследования должны иметь место в каждой из этих двух основных частей исследования. Так, мы считаем, что без историко-юридического анализа мы не можем обойтись при исследовании текста Сокращенной Правды, так как только этот анализ поможет нам понять смысл сокращения и переработки норм Пространной Правды. Мы считаем, что методика исследования первой и второй части должна быть^ различной и в том отношении, что если в первой мы должны начать исследование с анализа позднейших текстов, чтобы с наибольшей легкостью очистить первоначальный текст от позднейших наслоений, то вторая часть должна начинаться с исследования общественно-экономического, политического и правового строя Киевской Руси, позволяющего вскрыть обстановку, при которой могли появиться первые нормы русского права, а затем уже и другие позднейшие памятники, которым будет усвоено название Русской Правды.
|