Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Протограф II—V редакций 1 страница
§ I. Историографический обзор _ '/опрос о протографе II—V редакций, т. е. о протографе так называемой Пространной Правды, был поставлен еще Болтиным. Болтин считал, что Пространная Правда состоит из двух когда-то самостоятельных частей, причем вторую ее часть признавал Уставом Владимира Мономаха '. Взгляд Болтина о том, что Пространная Правда состоит из двух самостоятельных частей, был оспорен Карамзиным 2. Его доводы были мало основательны: он указывает, что в Уставе Влади.мира Мономаха есть ссылки на Ярослава (ст. 22. трактующая о холопе, ударившем свободного мужа). О Пространной Правде сделал несколько замечаний Эверс, которую он назвал Правдой тринадцатого столетия 3. Вопрос о том, является ли эта Правда официальным Собранием законов или частным сборником, является для него открытым.
Тобин * признает, что Пространная Правда состоит двух частей — первую часть можно назвать Прав- 1 И. Болт и и, Правда Русская или законы неликих князей 2 Н. М. Карамзин, История государства российского, 3 И. Ф. Эверс, Древнейшее русское право и историче *Tobien, Sammlung kritisch beaibeiter Quellen der Ocschichte des russischen Rechts, стр. 29. 1вв дой Ярослава, а вторую — Правдой Владимира Мономаха. Вторую Правду он признает дополнением первой. Калачов, подобно Тобину, вынужден был отметить, что в некоторых Кормчих Правда составляет не одну главу, а две, т. е. является не в виде одного памятника, а двух, причем вторая глава начинается Уставом князя Владимира Всеволодовича о процентах. Он же отметил, что начало этой второй главы украшается киноварью, а иногда переносится на следующую страницу, с оставлением пробела на странице предшествующей. В конце концов он приходит к предположению о том, что вторая половина Русской Правды (с Устава Владимира) могла быть присоединена к первой не во время составления ее первоначального текста, а гораздо позже и что обе они сами по себе составляли сперва нечто друг от друга отдельное >. Ланге, касаясь происхождения Пространной Правды, писал, что «Изяслав начал преобразование Ярос-лавовой Правды, довершил же это преобразование Владимир Мономах, так что два устава, совместно взятые, как дополнявшие друг друга, составляли новое, исправленное и значительно дополненное издание первого нашего законодательного памятника, которое относилось к Правде Ярослава так же точно, как в настоящее время новое издание Свода законов к прежнему»*. Как Тобин, так и Ланге считают Устав Ярослава и Устав Владимира Мономаха официальными сборниками права. Последующие исследователи —Дювернуа, Соловьев, Мрочек-Дроздовский — вообще мало касались Пространной Правды. Среди замечаний Мрочек-Дроздовского о Пространной Правде надо, впрочем, отметить его мнение о происхождении ее в промежуток времени от конца XI до половины XII вв. 3. 1 Н. Кала ч о в, Преднарительпые юридические сведения 2 Н. Ланге, Исследования об уголовном праве Русской 3 П. Мрочек-Дроздовский, Исследования о Рус W Рожков считает Пространную Правду частным юридическим сборником. Среди ее источников он перечисляет обычное право, судебную практику, княжеские уставы и византийское право. Происхождение Пространной Правды он относит к первой половине XII в. '. Сергеевич уделил Пространной Правде довольно большое внимание. Он, следуя большинству историков права его времени, признает эту Правду частным сборником права. Он считает возможным приписать составление ее одному лицу. Одним из основных источников Пространной Правды он признает Краткую Правду, причем ее составление он относит к самому началу XII в. 2. Ключевский, считая Пространную Правду памятником, возникшим в церковной среде нуждами и целями юрисдикции, которой руководился ее составитель, относит ее происхождение ко второй половине XII или началу XIII в. 3. Немецкий историк права Гетц посвятил изучению Пространной Правды два тома (3 и 4) своей работы. Он всячески и притом без всяких доказательств, путем простых ссылок на тексты, старался доказать, что одним из основных источников Пространной Правды является германо-скандинавское право 4. Это влияние, по его мнению, особенно проявляется в удвоении виры за убийство княжеских людей, в оплате увечий в размере нолвиры, в постановлениях о своде и закуп-ничестве. Вопрос о времени происхождения Пространной Правды Гетц не решил. В качестве предположения он указывает на XI в. Местом же происхождения ее он считает Киев. М. Н. Тихомиров посвятил исследованию текста Пространной Правды большую часть своей уже цити-тированной нами книги (гл. 10—20, 22—24). Источ- 1 И. А. Р о ж к о в, Очерки юридического быта по Русской Правде, Сборник статей, ч. II, М., 1906 г. а В. И. Сергеевич, Лекции и исследования, стр. 60. 8 В. О. Ключевский, Курс русской истории, ч. I, стр. 272 и 279. 4 Ooctz, Das russische Recht, В. И, S. 79—83. 168 пиками Пространной Правды М. Н. Тихомиров считает Краткую Правду, Устав Владимира Мономаха, протограф Сокращенной Правды, отдельные постановления и записи. Местом происхождения Пространной Правды М. Н. Тихомиров считает Новгород, временем — конец XII п. или начало XIII в. В конце концов он уточняет время происхождения Пространной Правды: именно он считает таковым 1210—1215 годы — время княжения н Новгороде знаменитого Мстислава Мстисла-вича, князя новгородцев'. М. Н. Тихомиров в конце концов не признает Пространную Правду официальным сборником права. «Пространная правда была скорее проектом закона, чем законодательным памятником». Называя ее далее «юридической компиляцией», он считает, что она составлена не без участия церковных кругов. § 2. Вопрос о составе статей протографа II — V редакций В результате анализа списков II — V редакций нетрудно притти к заключению, что ни один из дошедших до нас списков не может быть признан протографом этих редакций. Вместе с тем нельзя настаивать и на особой непосредственной близости какого-либо списка к этому протографу. Так. древнейший список — Синодальный I — имеет порядок расположения статей, который не совпадал с порядком расположения статей в протографе. А кроме того, в Синодальном 1 списке пропущена статья о поклепной вире, конец ст. 107 (118) и начало ст. 108 (119). Не может быть признан списком, претендующим на особую близость к протографу, и Троицкий (список, в котором пропущено начало статьи 107(118) и конец статьи 108(119). Имеются в этом списке и чтения, которые не могли быть воспроизведены в протографе II — V редакций. III редакция тем более не может быть признана близкой к протографу, так 1 М- Н. Тихомиров, Исследование, стр. 229. 169 как в ее составе находится материал, который не имеет отношения к тексту Русской Правды: статьи о приплоде скота и урожае хлеба, Устав Ярослава о мостех и некоторые позднейшие русские статьи. А главное в III редакции, как и в Синодальном списке, Устав Ярослава и Устав Владимира Всеволодовича объединены в единое литературное целое. IV редакция, состоящая из двух списков: Троицкого IV и Пушкинского, также достаточно удалена от протографа II — V редакций, благодаря наличию особого предисловия к Русской Правде и дополнительным статьям. V редакция, которая представляет соединение двух памятников: Русской Правды и Закона Судного людей, тем более не может быть признана ближайшей к протографу II—V редакций. Но если поставить вопрос, какая же редакция является наиболее близкой к протографу, то придется указать вместе с большинством исследователей на II редакцию, а среди списков этой редакции — на Троицкий I список. Если в этом вопросе почти нет разногласий, то зато имеются две группы исследователей, которые по-разному подходят к вопросу об источниках или, вернее, о составе II — V редакций — так называемой Пространной Правды. Как видно из историографического обзора, уже давно идет борьба между двумя группами исследователей. Так, Болтин, Тобин, Ланге, Калачов настаивали на том, что Пространная Правда состоит из двух частей — Правды, составленной до Владимира Мономаха (некоторые называли ее Изиславовой Правдой), и Правды, принадлежащей Владимиру Мономаху. Распространение теории о неофициальном происхождении Русской Правды среди буржуазных исследователей второй половины XIX в., способствовало тому, что вопрос о двух самостоятельных частях Пространной Правды был снят. Считалось признаком дурного академического тона, когда этот вопрос вообще ставился. М. Н. Тихомиров, который в своем крупном исследовании должен был весьма подробно разобраться 170 во всех теориях происхождения Правды и в том числе и Пространной Правды, ограничился голословными опровержениями взглядов Болтина, Тобина и Ланге. Так, касаясь мнения Тобина, М. Н. Тихомиров пишет: < -В особенности было ошибочным представление о делении Пространной редакции на две части разновременного происхождения». А касаясь решения вопроса о происхождении и составе Пространной Правды со стороны Ланге, он называет его упрощенным: «Непостижимо.— пишет он, — каким образом Ланге мог игнорировать критические замечания своих предшественников и вернуться целиком на позиции историков XVIII века» К Одновременно с этим М. Н. Тихомиров, который чрезвычайно высоко оценивает работу Н. В. Калачова о Русской Правде, замалчивает, что и этот исследователь держался взгляда о том, что Пространная Правда состояла из двух самостоятельных частей. Отказываясь видеть, что протограф II — V редакций Русской Правды (Пространной Правды) состоит из двух самостоятельных и притом возникших в разное время частей, исследователи объясняют наличие ссылки на законодательство Владимира Мономаха во второй части Пространной Правды или тем. что Владимиру Мономаху принадлежит только одна статья об ограничении резов (ст. 46 (53) Тр.), или тем, как это мы наблюдаем в исследовании Тихомирова, что к так называемому Уставу Владимира Мономаха принадлежат статьи, начинающиеся словами о совещании в Берестове (ст. 46 (53) Тр.) и кончающиеся нормой о разрешении в малых тяжбах ссылаться на закупов (ст. 57(66) Тр.), за исключением статей о потоплении купца, о долге и о холопе, ударившем свободного -. Нетрудно понять, насколько важно для истории Русской Правды решение вопроса о составе протографа П—V редакций (Пространной Правды). Если будет доказано, что этот протограф состоял ранее из двух самостоятельных частей, то при решении вопроса о иро- 1 М. Н. Тихо м ч р о», Исследование, стр. 17, «Там ж е, стр. 208. 171 и схождении его надо выяснить сперва происхождение первой, а затем второй части. Наиболее развернутое решение вопроса о происхождении Пространной Правды как памятника, являвшегося с момента своего возникновения единым литературным целым, было дано М. Н. Тихомировым. М. Н. Тихомиров в девяти главах своего исследования дал анализ всем изводам Пространной Правды: в четырех главах касается ее источников, а затем в специальной главе рассматривает вопрос о времени, месте и причинах возникновения данной Правды. Как было уже указано, он считает взгляд Болтина, Тобина, Калачова и Лангс о Пространной Правде как памятнике, первоначально состоявшем из двух ранее самостоятельных частей, настолько необоснованным, что даже не считает нужным рассмотреть их доводы. Обратимся к критическому обзору взглядов М. Н. Тихомирова, поскольку взгляды других авторов, писавших о Пространной Правде, слишком суммарны. Как было указано, М. Н. Тихомиров источником Пространной Правды считал Краткую Правду, Сокращенную Правду, Устав Владимира Мономаха, который, но его мнению, охватывал несколько статей второй части этой Правды, и дополнения составителей. Нами было и свое время установлено, что положение М. Н. Тихомирова о влиянии протографа Сокращенной Правды на Пространную является весьма слабо аргументированным. Наоборот, имеющиеся различия между Сокращенной и Пространной Правдами легко объясняются позднейшим сокращением и переработкой статей Пространной. Но может быть аргументация М. Н. Тихомирова о времени, месте и причинах возникновения Пространной Правды (т. е. протографа II — V редакций) настолько убедительна, что вопрос должен быть сочтен раз навсегда решенным? Ближайшее рассмотрение главы «Время, место и причины возникновения Пространной Правды» убеждает нас в том, что она является одной из самых неудачных частей его книги. Кроме слабости аргументации, мы наблюдаем в ней, несмотря на ее сравнительную краткость, наличие ряда противоречивых мест. Вначале М. Н. Тихомиров пишет, что составители Пространной Правды пользовались своими источниками не механически, а провели большую работу по их согласованию. «Уже это обстоятельство позволяет отвергнуть частное происхождение Пространной Правды, Едва ли какое-либо частное лицо взялось бы за большой и по существу неблагодарный труд составления юридического кодекса древней Руси»1. А через тринадцать страниц М. Н. Тихомиров пишет: «Пространная Правда, конечно, не имела назначения быть законодательным п а м я т-н и к 0 м, обязательным для всех. Составители ее хотели дать новый юридический сборник, которым можно было бы руководиться при судебных разбирательствах. Пространная Правда была скорее проектом з а к о н а, чем самим законодательным памятником 2. Следовательно, это был отнюдь не юридический кодекс древней Р у с и, как ранее указывалось, а только проект закона. А затем читатель перестает что-либо понимать при дальнейшем чтении данной главы. Ранее говорилось о том, что надо отвергнуть частное происхождение Пространной Правды, а теперь указывается, что неофициальный характер Правды, который так подчеркивается во многих исторических трудах, является следствием ее новгородского происхождения 3. Вначале М. Н. Тихомиров решительно критикует взгляд 4 В. О. Ключевского о церковном происхождении Пространной Правды и настаивает на отсутствии черт, характерных для памятников церковного происхож-д е н и я 3. А затем совершенно неожиданно го- 1 М. Н. Т и х о м и р о и, Исследование, стр. 215—2Hi (подчеркнуто нами. — С. Ю.). 'Там же, стр. 229 (подчеркнуто нами. — С. /О.) 8 Т а м ж е, стр. 210. * Т а м же, стр. 218. " Там же, стр. 215-218.
172 7 — 5214 173 ворит, что этот памятник составлен не без участия церковных кругов. «Этим, па мой взгляд, — пишет далее М. Н. Тихомиров, — объясняется присутствие в Пространной Правде некоторых моральных указаний, отсутствующих в ее источниках. Гетц остроумно указывает, что эти наставления как бы рассчитаны на судей, которые должны объяснить причины того или иного приговора. Эта странная смесь совершенно конкретных формул с моральными сентенциями может быть объяснена участием в составлении Правды церковных кругов Новгорода во главе с архиепископом. Этим кругам принадлежит вставка о чернеческих холопах, упоминаемых наравне с княжескими и боярскими... Влияние византийского права на Правду, указываемое многими авторами, также удовлетворительно объясняется значением церкви. В это время на Новгородской архиеиископии был знаменитый Лнтоний, в миру До-брыни Ядрейкович, лично побывавший в Царыраде» '. Вначале М. Н. Тихомиров признал, что в Пространной Правде отсутствуют черты, характерные для памятников церковного происхождения, и настаивал что этот памятник был предназначен не только для регламентации юридической практики древней Руси, но, в первую очередь, для обеспечения интересов князя. «Интересы древнего общества, знавшего, главным образом, платежи за обиду, нашедшие свое отражение в Древнейшей Правде, отступают в Пространной Правде на второй план перед интересами князя и княжеской администрации. Усиленное внимание к высоким «вирам» и «продажам» крайне интересно для Пространной Правды 2. Но когда М. Н. Тихомиров стал утверждать, что Пространная Правда была составлена при участии «церковных кругов Новгорода во главе с архиепископом» 3, то оказывается, что Пространная Правда с необыкновенной яркостью рисует «пред нами жизнь 1 М- Н. Т и х о м и р о и, Исследование, стр. 229—230 (подчеркнуто нами. — С. Ю.) 1 Та м ж е, стр. 219. 3 Т а м ж е. стр. 229. богатого дома, связанного с торговлей (стр. 99). Имущество заключается в доме, челяди и товаре. Но товар — не просто имущество, заранее уже мыслится, что им можно «нригостить» и «срезить». Следовательно, перед нами дом богатого человека, вернее всего купца или боярина, связанного с торговлей» '. Читатель после этого не в состоянии разобраться, чьи же интересы стремились защитить составители: князя и его ближайшего окружения, или церковных кругов, или купцов, или бояр, связанных с торговлей? А ведь интересы каждой из этих групп были различны: различие должна быть и регламентация этих интересов в законодательном памятнике. Не можем мы принять и положения М. Н. Тихомирова о времени и месте происхождения Пространной Правды. По его мнению, время появления Пространной Правды с наибольшей достоверностью может быть датировано с точностью до полутора столетий (1125 г.— кончина Владимира Мономаха, Устав которого был использован составителем, и 1280 г. — год появления Синодальной Новгородской Кормчей). После этого М. Н. Тихомиров обращается к подробному рассмотрению Смоленского договора 1229 г. и приходит к выводу о близости норм этого договора к нормам Пространной Правды. Смысл этого утверждения заключается в том, чтобы доказать хронологическую близость составления Пространной Правды к составлению Смоленского договора 1229 г., т. е. факт составления ее в Новгороде в конце XII или вначале XIII вв. Аргументы, которые при этом приводит М. Н. Тихомиров 2, являются совершенно неубедительными: 1) «Начало XIII в. было временем установления Новгородской вольности». Князья еще пользовались в Новгороде большой властью, но значение их постепенно падало. К этой эпохе относится ряд летописных свидетельств о существовании в Новгороде каких-то уставов «старых» или «передних князей». Под 1228 г. летопись пишет уже прямо «о грамотах Ярославлих». 1 М. Н. Тихомиров, Исследование, стр. 230. > Та м ж е, стр. 225—226.
174 7* 175 2) Содержание этих грамот в известиях 1228—1229 гг. совершенно неясно. Известие 1228 г. рассказывает, что новгородцы послали к Ярославу со словами: «пое-ди к нам, забожницье отложи, судье по волости песла-ти»; «на всей воли нашей и на вьсех грамотах Ярослав-лих ты нашь князь». Ни откуда не видно, что вопрос о «забожничьем» и судьях в волостях оговаривался в грамотах Яросланлих. Это могло быть нововведением, которое требовало отмены. Если слово «забожничье» остается неясным, хотя речь, повидимому, идет о какой-то новой пошлине, то посылка судей по волостям была явно связана с нарушением судебных прав новгородцев. Следовательно, упоминание о грамотах Яро-славлих было в этом случае вполне уместно. 3) Представление о грамотах Ярослава, как о политических актах, установивших своего рода конституцию Новгорода, представляется явно натянутым. Говоря о грамотах Ярославлих, летописец имел в виду что-то определенное. М. Н. Тихомиров указывает, что имеются два памятника, связанные с именем Ярослава: церковный устав Ярослава и Пространная Правда. Поскольку церковный Устав Ярослава явно fie имеет отношения к событиям, упомянутым в летописи под 1228—1229 гг., то можно полагать, что летописец имеет в виду именно Пространную Правду. 4) Появление Правды, повидимому, связано с крупнейшими политическими событиями в Новгороде в 1209 г., а именно: с восстанием против Мирошкиничей. М. Н. Тихомиров считает, что временем составления юридической компиляции, т. е. Пространной Правды, можно считать 1210—1215 гг.—время княжения в Новгороде знаменитого Мстислава Мстиславовича, любимого князя новгородцев. Для того чтобы принять каждое из этих основных положений и всю совокупность предпосылок возникновения Пространной Правды, необходимы серьезные доказательства. А между тем этих доказательств М. Н. Тихомиров не приводит. Отсюда все эти предположения М. Н. Тихомирова о предпосылках возникновения Пространной Правды очень трудно принять. Связь между нормами Смоленского договора 1229 г. и Пространной Правдой может быть признана естественной даже и тогда, когда происхождение Пространной Правды мы отнесем и к началу XII в. Естественно, что в Смоленском договоре должна найти отражение система русского уголовного права, которая стала оформляться еще в первой половине XI в. Близость системы уголовных наказаний Смоленского договора к системе наказаний Пространной Правды вовсе не является свидетельством происхождения этой Правды приблизительно в одно и то же время. Нормы Пространной Правды — это нормы, в которых выразилось правовое развитие Руси за очень длительный промежуток времени (с IXв., а возможно и с VIII в. по XV в.), и, конечно, влияние норм этой Правды будет весьма продолжительным. Известно, что многие нормы Русской Правды были положены в основу литовского права. Нельзя согласиться с утверждением М. Н. Тихомирова и о том, что под грамотами Ярослава, о которых говорится в Новгородских летописях в начале XIII в., якобы следует понимать Русскую Правду и что составление Пространной Правды имело своей задачей подкрепить особые права новгородцев в отношении княжеской власти. До сих пор историки, мало занимающиеся историей права или, точнее, историей уголовного права, не хотят понять, что уголовные и процессуальные нормы Русской Правды вовсе не могут быть признаны в какой-то, даже малейшей, степени привилегией-льготой для какой-то земли или области. Нормы уголовного и процессуального права Русской Правды — это но р-м ы феодального п р а в а. Их острие направлено против широкой народной массы. Мыслимо ли, что широкие народные массы Новгородской республики — купечество, ремесленники, своеземцы, крестьяне—могли хотя в какой-либо мере быть удовлетворены составлением «юридической компиляции», где жизнь княжеских мужей защищалась двойным денежным взысканием, и считать это одним из свидетельств своей власти. Крайне характерно, что дальнейшее развитие уголовного права в
176 177 Новгородской земле пошло но пути установления единого наказания за преступления, совершаемые против личности, о чем ярко свидетельствует Псковская Судная грамота. Исключительно наивно звучит для историка-юриста утверждение, что Пространная Правда, в которой интересы феодальной знати особенно защищались, была составлена в целях борьбы с теми отношениями, которые сложились при Мирошкииичах, т. с. в интересах широкой массы угнетенных Мирошкиничами и их агентурой. Совершенно нельзя согласиться с утверждением М. Н. Тихомирова о том, что временем возникновения компиляции, т. е. возникновения Пространной Правды можно считать 1210—1215 гг., — время княжения в Новгороде знаменитого Мстислава Мстиславича. Какие данные подтверждают этот факт, М. Н. Тихомиров не указывает и указать не может. Их, конечно, нет. Поскольку Пространной Правде, этой, по мнению М. Н. Тихомирова, юридической компиляции, составленной при Мстиславе Мстиславиче, усвоено имя Ярослава, то М. Н. Тихомиров, хочет он этого или не хочет, должен признать Пространную Правду, как он сделал и в отношении Краткой Правды, — подлогом. Выходит так, что история Русской Правды — история двух подлогов, совершенных в В. Новгороде! Для того чтобы решиться на утверждение, что Пространная Правда — это юридическая компиляция, подложно приписанная Ярославу Владимировичу, возникла в 1215 гг., М. Н. Тихомирову как-то надо было ответить на вопрос: а что же было в остальной части Руси? Неужели в Киеве или во Владимире и в Смоленске не было произведено никаких попыток создать кодекс развивающегося русского феодального права? На эти вполне естественные вопросы М. Н. Тихомиров не отвечает. Наконец, считая, что в Смоленском договоре 1229 г. проводится та же система наказаний, что и в Новгородской «юридической компиляции», М. Н. Тихомирову надо было показать, как же эта чисто Новгородская компиляция сделалась действующим источником права в Смоленске? Мы полагаем, что не могут быть приняты эти неаргументированные и притом часто явно противоречивые гипотезы М. Н. Тихомирова о происхождении Пространной Правды, т. е. в нашем понимании протографа II—V редакций Русской Правды. Неудовлетворительное решение вопроса о протографе II—V редакций, данное М. Н. Тихомировым, при подходе к этому протографу («Пространной Правде»), как единому литературному целому, и отсутствие по этому вопросу других специальных исследований (со стороны других историков имеются только краткие высказывания, касающиеся времени и места составления, которые нами были приведены в историографическом обзоре) побуждает нас обсудить вопрос о протографе II—V редакций, как памятнике, в котором были механически объединены две совершенно самостоятельные и притом возникшие в разное время части, т. е. те взгляды, которые защищались Болтиным, Тобиным, Ланге и Калачовым. Коснемся прежде всего тех возражений, которые были выдвинуты против этого взгляда отдельными исследователями. I) Карамзин выдвигает то возражение, что в «мнимом Уставе Владимировом» имеется ссылка на Ярослава (в статье о холопе, ударившем свободного мужа). Следовательно, в Уставе, принадлежащем Владимиру Мономаху, не все принадлежит этому князю. Но этот довод носит формальный характер. В Уставе Владимира Мономаха, хотя и говорится о постановлении Ярослава, но одновременно упоминается и об его отмене сыновьями Ярослава. «А се аже холоп ударить свободна мужа, а убежить в хором, а господин его не выдаст, то платити за на господину 12 гривен, а затем аче и кде налезть ударенной ть своего истця, кто его ударил, то Ярослав был уставил убити и, н о сынове его но о т ц и у ставима на к у н ы, любо бит и и развязав ш и, л ю б о н и в з я т и гривна к у н з а сор о м> >.
178 179 Гак как эта новелла не пошла в первую часть Пространной Правды (так называемый Устав Ярослава Владимировича), то Владимир решил включить ее в свой Устав, поскольку он вообще очень много занимался в этом Уставе правовым положением холопов, игравших п это время (XII в.) очень крупную роль в феодальном хозяйстве и постепенно превращавшихся в крепостное крестьянство. В Уставе Владимира Мономаха мы наблюдаем вообще воспроизведение прежних норм с указанием о последующей их отмене или изменении или даже подтверждение старых норм. Элементы кодификации, вообще, не чужды Уставу князя Владимира Мономаха (см. ст. о муке смерда и огнищанина, о краже птиц и т. д.). 2) Перейдем теперь к оценке доводов В. И. Сергеевича. Полемизируя с Калачовым, который, как было указано, в качестве довода о существовании двух самостоятельных и разновременно составленных частей Пространной Правды, указывал на украшение киноварью или перенос на новую страницу начала новой главы. Сергеевич говорит, что это ничего не доказывает, тем более, что в конце второй «лавы в некоторых списках сказано: «До еде слово и Правде Русской», следовательно, и эти переписчики считали обе главы Правды одним памятником1. Для того чтобы этот довод Сергеевича мог иметь серьезное значение, ему надо доказать, что украшение киноварью или перенос на новую страницу начала новой главы является или чисто случайным явлением при переписке Пространной Правды или этого не наблюдалось в древнейших списках. Сергеевич этого не установил и установить не мог, поскольку в его распоряжении не было нужных данных. Тот же факт, что переписчики заканчивали Русскую Правду словами «До еде слово и Правде Русской» вовсе не означает, что он тем самым считал обе главы Правды одним памятником. Да ведь и Калачов и другие сторонники взгляда на «Пространную Правду», как на юридический сборник, механически объединяющий его две самостоятельные части, не отрицали того, что и первая часть и вторая часть это — «Русская Правда». 3) «Думать, что первоначально возникла не одна Пространная Правда, а два разных памятника и под разными заглавиями, не допускает и самое содержание «Правды», — говорит далее Сергеевич. «Во второй се половине, следующей за Уставом Владимира, мы встречаем целый ряд статей, которые входили уже в древнейшую Правду XI в. Трудно объяснить, почему потом их понадобилось внести в Устав Владимира, а не в Русскую Правду, которая существовала ранее этого устава»1. Но это недоумение Сергеевича легко объяснимо при предположении, что «Устав Владимира Мопомаха» являлся сборником, дополняющим «Устав князя Ярослава». Поэтому, а «Устав Владимира.Мономаха» вносили все статьи, содержавшиеся в Краткой (Древнейшей) Правде, которые почему-либо были пропущены в «Уставе Ярослава Владимирича». Ведь смысл появления и «Устава Ярослава» и «Устава Владимира Мономаха» заключался в том, чтобы развить нормы слагавшегося русского феодального права со времени Правды Ярослава.
|