![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Дать понятие проектировании водопропускных сооружений на малых водотоках
Трасса автомобильной дороги пересекает пониженные места рельефа местности, по которым стекает вода. Водотоки на этих участках могут быть постоянными и периодическими. Постоянными водотоками являются реки и ручьи, в которые всегда происходит сток воды. В периодических водотоках вода стекает только лишь в периоды дождей, ливней или снеготаяния. Земляное полотно автомобильной дороги, сооружаемое на пересечении водотока, нарушает его естественный режим работы. Для пропуска воды через земляное полотно проектируют искусственные сооружения (трубы, малые мосты, лотки).Количество искусственных сооружений зависит от рельефа местности и климатических условий. Малые мосты имеют длину до 25 м, могут быть одно- и многопролетными. По материалу, из которого изготовляют пролетные строения, мосты бывают металлические, железобетонные и деревянные. Большую часть водопропускных сооружений, строящихся на автомобильных дорогах, составляют трубы. Трубы не меняют условий движения автомобилей и располагаются при любых сочетаниях плана и продольного профиля дороги. Они не стесняют проезжей части и обочины, не требуют изменения вида дорожной одежды. Трубы обычно классифицируют: по форме отверстия - круглые, прямоугольные; по количеству отверстий - одно- и многоочковые; по материалу, из которого они изготовляются, -металлические, бетонные, железобетонные. Труба состоит из оголовка, звеньев трубы и фундамента. В настоящее время малые мосты и трубы строят по типовым проектам с привязкой к местным условиям данного района. Малые мосты предъявляют более высокие требования к продольному профилю дороги, так как мост является частью дороги, по которому идет движение автомобилей. Поэтому конструкция моста должна удовлетворять всем элементам автомобильной дороги в плане и продольном профиле. На мостах применяют другой тип покрытия, чем на подходах к мосту. При пересечении глубоких оврагов необходимость моста очевидна независимо от расхода воды. В общем случае выбор типа и отверстия малого водопропускного сооружения зависит от расхода воды, который может пропустить каждое сооружение, от формы отверстия и его размера, допускаемой глубины, площади живого сечения и скорости течения воды. Допускаемая скорость в основном зависит от типа укрепления русла в сооружении, на подходе к нему и на выходе из сооружения. Это дает возможность для каждого типа малых водопропускных сооружений и их отверстий заранее, независимо где это сооружение будет построено, определить расход воды, который может быть пропущен при различных режимах работы и гидравлических параметрах этого сооружения. Мосты применяют в том случае, если трубы не могут обеспечить пропуск всей воды, притекающей к дороге. Для увеличения пропускной способности сооружения без повышения высоты насыпи устраивают многоочковые трубы одного и того же диаметра, уложенные в один ряд. Водопропускные трубы следует проектировать на безнапорный режим работы, когда на всем протяжении трубы водный поток соприкасается со свободной поверхностью воздуха в трубе. Трубы нельзя применять на участках водотока при наличии ледохода и образования наледи. Типовые трубы имеют круглое и прямоугольное отверстия: круглые - диаметром 0, 5; 0, 75; 1, 0; 1, 25; 1, 5; 2, 0 м; прямоугольные- размерами 1, 5x2.0; 2x2; 3x2; 2x3; 3x3; 4x3; 5x3: 6x3 м. 23. Расскажите о проведении инженерно-геологических и почвенно-грунтовых обследованиях при изысканиях дорог. Инженерно-геологические изыскания проводят для сбора данных о геологическом строении местности, по которой прокладывают дорогу. При инженерно-геологических изысканиях выполняют следующие работы: сбор и обобщение данных о природных условиях района изыскания; изучения геологических карт прошлых лет; применение аэрометодов для создания инженерно-геологической карты местности; проведение буровых и шурфовочных работ с отбором проб грунтов и воды, с последующим определением физико-механических свойств; геофизические исследования для определения характеристики глубинных слоев грунтов; камеральная обработка полученных материалов. Полученные результаты используют для проектирования земляного полотна, защитных и укрепительных сооружений, высоких насыпей и глубоких выемок, выбора типов фундаментов для труб и малых мостов. В зависимости от условий района изысканий и сложности рельефа местности формируют звено грунтоведа-геолога. По аэрофотоснимкам устанавливают физико-геологические процессы в данном районе: осыпи, оползни, отложения грунтов, лавиноопасные участки, определяют глубину залегания грунтовых вод. Аэрофотометод позволяет составить предварительную инженерно-геологическую карту с выделением типов горных пород и определить участки для более детального обследования в полевых условиях. При полевых почвенно-грунтовых и гидрогеологических обследованиях: изучают рельеф местности; производят геофизические и буровые работы по трассе; оценивают источники питания рек и ручьев, их режим; проводят лабораторные работы по определению свойств грунтов; намечают местоположение грунтовых резервов для строительства земляного полотна; определяют возможность применения отходов промышленности; ведут поиск местных дорожно-строительных материалов. Грунтовые обследования должны дать полное представление о свойствах грунтов. Обследование производят на глубину до уровня грунтовых вод, но не менее 2 м, а на участках предполагаемых выемок на 1, 5-2 м ниже будущей подошвы выемки. Основным методом изучения грунтово-геологических условий при изысканиях дорог является механическое бурение с непрерывным отбором и осмотром образцов грунта. Скважины и шурфы закладывают во всех характерных местах рельефа - на склонах, пониженных местах, водоразделах, участках смены растительности. Расстояние между шурфами и скважинами зависит от характера рельефа местности; в равнинных условиях - по одному или два шурфа на 1 км, в горной местности - несколько шурфов на 1 км. В скважине и шурфе отмечают границы грунтов, глубину залегания грунтовых вод. Свойства грунтов определяют в полевых условиях лабораторными методами. Тщательно и детально обследуют участки в местах сосредоточения земляных работ, высоких насыпей, глубоких выемок, насыпей на болотах. Для всех искусственных сооружений бурят скважины: для труб и мостов длиной до 10 м- одну скважину на глубину 5-8 м; при большей длине моста - две или три скважины. Для поисков дорожно-строительных материалов, определения глубины залегания вечномерзлых грунтов, выявления карстовых пустот применяют геофизические методы исследования. Эти методы позволяют значительно ускорить выполнение геологических обследований и сократить объемы буровых работ. Основными методами геофизических исследований являются: электроразведка, сейсморазведочный метод, метод радиоактивного каротажа скважин, метод радиоактивных изотопов. Метод электроразведки основан на различной удельной электропроводности, т. е. электрическом сопротивлении слоев горных пород в геологическом разрезе от поверхности земли. При малых глубинах исследований (до 20-30 м) достаточно точно прослеживаются слои грунта толщиной около 1 м, а точность границ слоя - до 1, 5 м. Метод электроразведки применяют в совокупности с буровыми работами. Глубину залегания слоев определяют по расчетам и вспомогательным монограммам с построением грунтового разреза. С помощью сейсморазведочных методов выявляют геологическое строение и состояние горных пород. Сейсморазведка основана на различии в скорости распространения упругих волн в разных грунтах. Отраженные сигналы приходят с различной скоростью и записываются на ленту регистрирующего прибора - геофона. Этот метод применяют совместно с методом электроразведки и обычными методами геологических исследований.
|