![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Технико-тактическая подготовка
Прежде всего следует осуществлять тщательную подготовку игроков в области техники. Но необходимо при этом постоянно помнить о том, что техника в игре является средством тактики (см. 2.1). Цель технико-тактической подготовки состоит в том, чтобы выработать надежную технику и тактику, которая позволила бы каждому игроку сосредоточиться во время игры на решении тактических задач. Это возможно лишь в том случае, если в ходе тренировки игроки достигнут столь высокой степени совершенства, что «все проявляющиеся в ходе игры условия внешней и внутренней среды (волнение, утомление, мяч, ход игры, метеорологические условия, тактика противника, воздействие зрителей и др.) не вызывают ошибок» (12). Этого совершенства можно добиться только многократным повторением правильно осуществленных движений. Поэтому методом технико-тактической тренировки служит многократное повторение. На практике полностью оправдали себя следующие методы технико-тактической подготовки: 1. Создание правильного представления о движении. 2. Подводящие упражнения. 3. Упражнения, приближенные к характеру состязаний. 4. Тренировочная игра. 5. Соревнование. Ни к одному из этих методов нельзя относиться легкомысленно. Каждый из них служит основой для использования последующего, с более высоким качеством. Создание правильного представления о движении. Правильное представление об определенном движении должно предшествовать овладению новым техническим приемом. «Влияние правильного представления о движении наиболее сильно в начальной стадии овладения техническим приемом» (12). Средства создания такого представления многообразны. При этом нужно иметь в виду два основных принципа: принцип наглядности и принцип осознания. Принцип наглядности заключается в том, что представление о конкретном движении создается при помощи демонстрации этого движения тренером или же хорошим волейболистом, показа эскизов отдельных элементов, составляющих все движения, иллюстрации и серии иллюстраций, кинофильмов, а также при наблюдении за игрой хороших команд. Принцип осознания включает в себя объяснение тренером отдельных элементов движения, первые собственные попытки игрока повторить их и выучивание на память описания данного технического приема. Для начинающих игроков особое значение имеют показ и объяснения тренера. Конечно, чтобы правильно продемонстрировать какой-либо технический прием, тренер сам должен находиться в возможно лучшей физической форме. Лишь в этом случае демонстрация достигает своей цели. Во время объяснения тренер прежде всего обращает внимание только на отдельные узловые моменты определенного движения. Подробности движения уточняются лишь после первых попыток воспроизведения этого приема самим волейболистом. Подводящие упражнения. Это одна из старейших форм тренировок. По своему существу и содержанию подводящие упражнения являются составной частью подготовки начинающих спортсменов. Было бы, однако, ошибочным полагать, что подводящие упражнения излишни на тренировках опытных игроков, так как «совершенство достигается не тогда, когда уже нечему учиться, а только в том случае, если нечего исправлять» (10). Следовательно, каждый отдельный элемент начинают изучать с подводящих упражнений. Одновременно это способствует закреплению необходимой технической уверенности. Под подводящим упражнением мы понимаем исполнение определенного технического элемента, выделяемого из общего игрового процесса и тренируемого как самостоятельный элемент. «Движение с самого начала точно определено. Его ход, как правило, не нарушается, не прерывается и не изменяется» (4). Во время же обучения техническим приемам игрок имеет возможность все время повторять каждый отдельный элемент его в одинаковых условиях. На этой фазе не нужно бороться с противником или же тактически взаимодействовать с игроками своей команды. Тем самым относительно быстро достигается прогресс в овладении техникой. Подводящие упражнения проводятся в облегченных или же в нормальных условиях. Подводящие упражнения в облегченных условиях. Эта форма тренировки относится преимущественно к работе с начинающими спортсменами. Облегченные условия могут быть созданы различными путями. Например, игроки могут выполнять движения без мяча и таким образом сосредоточивать свое внимание на самом движении. Часто это делают при освоении сложных технических приемов, например при нападающем ударе. При выполнении упражнений тренер нередко прибегает к помощи акустических и оптических вспомогательных средств (вспомогательные линии, маркировка шагов закрепленными мячами, подача команд голосом и т. п.). Во время освоения нападающего удара тренер маркирует мелом последовательность шагов, вста- ет на стул и держит мяч над сеткой. Игроки выбивают мяч из его рук. Затем маркировку шагов стирают и, наконец, мяч уже не закрепляется, а отпасовывается для удара. Применяются также вспомогательные снаряды (см. 3.6). Подводящие упражнения в обычных условиях. В этом случае игрок должен уметь выполнять отдельные технические приемы без применения вспомогательных средств. Постепенно он привыкает все больше и больше следить за летящим на него мячом и действиями игроков своей команды. Он уже способен исправить легкие ошибки партнеров, передающих ему мяч, не снижая качества своих собственных действий. Таким образом, достигается стабилизация движения (17). Тренер постоянно повышает требования к качеству технического исполнения. При этом всегда надо иметь в виду, что новые требования можно предъявлять лишь тогда, когда игроки при постоянном контроле успешно выполняют прежние требования. Заниженные требования не стимулируют игроков. Условия, в которых проводится отработка технических приемов, могут быть усложнены различными путями: 1. Вводятся более высокие требования до или во время отработки технических приемов (например, подачу надо связать с бегом по площадке, многократное блокирование — с передачей мяча для нападающего удара). 2. Увеличивается объем упражнений или интенсивность их выполнения или же то и другое одновременно (см. 3.3). 3. Повышаются требования в отношении большей точности исполнения движения, при этом используется уменьшение цели, постоянная смена точек, цели (цели разделены значительным расстоянием или же, наоборот, находятся близко одна к другой). 4. Попеременно отрабатываются различные технические элементы или их виды. Опыт показывает, что игрок при частых повторениях привыкает к определенному ритму движения, и поэтому переход к выполнению нового элемента дается ему с трудом (например, отработка подачи после блокирования или попеременное выполнение подачи «крюком» и резаной подачи). 5. Один и тот же элемент отрабатывается на различ- ных позициях игрового поля (например, нападающий удар из зон 4, 3 и 2). Во всех формах подводящих упражнений технический прием (вид и вариант) определяется заранее. Упражнения, приближенные к характеру состязания. При выполнении этих упражнений перед игроками ставится тактическая задача, однако средства (технику) для решения этой задачи они выбирают сами в зависимости от обстановки. Таким образом, выполнение упражнений, приближенных к условиям состязаний, имеет своей целью одновременную отработку техничности и индивидуальной тактики, определяемой коллективной тактикой. Простейшие формы таких упражнений должны быть включены в тренировку после освоения формы движения (17), для того чтобы по возможности раньше добиться единства техники и индивидуальной тактики. Приближенные к условиям состязаний упражнения подразделяются на два методологических вида: комплексные упражнения и игровые формы.
В комплексных упражнениях объединяются в один тренировочный цикл многие технические элементы, в той их последовательности, в которой они встречаются в игре. Отдельный игрок осуществляет при этом только атакующие или оборонительные действия. Примером этому могут быть следующие моменты. 1. Прием подачи в соединении с отработкой нападения: а) игроку в зоне 5 подается мяч с другой стороны сетки точно, потом неточно, но, однако, не слишком сильно. Игрок зоны 5 по возможности точно отража- ет мяч, отдавая его игроку, стоящему в зоне 3, который выводит мяч, в свою очередь, на нападающий удар в зоне 4 (рис. 42); б) игроку в зоне 5 точным ударом направляется мяч с места подачи. Применяемый вид подачи диктуется уровнем подготовки игроков, так как удар должен быть целенаправленным; в) то же, что и в предыдущем упражнении. Вид подачи многократно меняется; г) подающий ставит игрока зоны 5 индивидуальной тактикой своей подачи точно перед такими же трудностями, как и в игре. Игрок зоны 5 должен отражать подачи так, чтобы можно было удобно отыграть мяч в зону 4 высокой передачей. Так постепенно повышаются требования к игроку в зоне 5. Одновременно он отрабатывает свою индивидуальную тактику и при этом должен быстро и правильно выбрать форму технического приема, с помощью которой отыграет мяч. Это упражнение может быть расширено, если в зоне 2 находится также нападающий, а игрок, отыгрывающий мяч, сам должен избрать направление полета мяча. Нападающий удар выполняется по цели и отражается подающим игроком. Для поддержания интенсивности упражнения здесь необходимы два игрока. 2. Отражение нападающих ударов: а) нападение через двойной блок; б) на стороне, защищенной блоком, в игру включается подстраховывающий игрок. Нападающие игроки должны нейтрализовать (преодолеть) блок как обманными действиями, так и действительными ударами. Здесь отрабатывается взаимодействие между блоком и страхующим игроком (см. рис. 32); в) соответствующей постановкой задачи перед нападающим определяется такая форма нападения, чтобы все игроки защиты были вовлечены в упражнение; г) вместо одного нападающего на стороне противника в игру вводятся 2 или 3 нападающих, и план нападения варьируется. Смена ударов и обманных действий блока должна соблюдаться каждым игроком, иначе теряется смысл упражнения (высокие требования концентрации, отработка внимания и реактивности страхующего игрока). Даже если основной упор в упражнении делается на отработке взаимодействия между блоком и подстраховывающим игроком, то упражнение одновременно является и отработкой техники для нападающих игроков, и прежде всего для их тактической дисциплины. Эти комплексные упражнения по их методической структуре и направленности можно бесконечно варьировать и применять в самых разных случаях, от простейших передач до сложнейших комбинаций в команде мастеров. Усложняя упражнения, целесообразно для лучшего понимания всего хода разучивания заменить техническое исполнение приема ловлей и бросками мяча. Игровые формы представляют собой качественно более высокую ступень комплексных упражнений. Здесь также применяются многие технические приемы, в той последовательности, в которой они наблюдаются в игре, но в противоположность им игрок выполняет как нападающие, так и защитные действия. При этом отрабатывается и совершенствуется наиболее трудный для игроков прием, а именно переход от нападения к защите и наоборот. Это «переключение» игроков необходимо систематически развивать. Оно не должно ограничиваться лишь периодом игры. Приводим два примера игровых форм упражнений: 1. На игровой площадке, разделенной в длину, на одной стороне стоят 2 игрока. Приняв подачу, они ведут нападение, которое должен отразить подающий игрок (рис. 43, слева). 2. На игровой площадке, разделенной в длину, по обе стороны сетки стоят по 3 игрока. От игрока задней линии мяч летит к сетке. Второй игрок подбрасывает его, третий — бьет мяч вдоль линии. Игрок задней линии на другой стороне должен так принять мяч, чтобы обеспечить контрнападение. Всякий раз, когда мяч перелетает через сетку, игроки той стороны, с которой осуществляются атаки, перемещаются на своей половине по часовой стрелке. Удар через сетку проводится так, чтобы игрок задней линии мог достать мяч и упражнение можно было бы продолжать без перерыва (рис. 43, справа). Эти упражнения (особенно если они более сложны, чем в приведенных примерах) в техническом отноше- нии представляют собой известные трудности и для игроков высокого класса. Кроме того, они и в физическом отношении трудны, и одновременно являются хорошим средством развития способностей в концентрации усилий. Используя комплексные упражнения и игровые формы, тренер обязан постоянно помнить о том, что он должен избирать только технически посильные игрокам упражнения. Тренер должен разучить с игроками технику, необходимую для выполнения упражнения, на предшествующей тренировке. Сильным командам требуется для этого меньше времени, чем слабым. Для овладения индивидуальной тактикой тренер должен подбирать разных игроков, для овладения групповой тактикой надо подбирать в группу одних и тех же партнеров. Дальнейшим качественным повышением требований являются игры на малых полях и односторонняя игра. В этих формах впервые начинает доминировать направленность на соревнования. Помимо этого, идет совершенствование атлетических, технических и тактических показателей, а также морально-волевых качеств игроков.
«Игры на малом поле представляют собой также формы упражнений, которые наиболее приближены к игре, так как они происходят в условиях соревнований» (6). Их проведение в значительной мере зависит от уровня подготовки. Этот уровень, а также намерения тренера определяют очертания и размеры игрового поля и соответствующие этому правила игры. Игра 1: 1. Эта форма служит в первую очередь закреплению техники передач у новичков и развивает индивидуальную тактику. Каждый игрок может владеть мячом от одного до трех раз подряд. Игра 2: 2. Строится так же, как и первая. Дополнительно игроки осваивают первые групповые тактические действия. Если же ставится задача отработать с игроками в двух этих формах боковое движение к мячу, то поле делают очень широким, но не очень глубоким (6Х3 м). Если же поле узкое, но большое по глубине, то осваиваются перемещения игроков вперед и назад (рис. 44). Одновременно это развивает чувство (ощущение) пространства. - Игра 3: 3. Эта форма особенно пригодна для отработки групповой тактики. При этом 3 стоящих рядом игрока образуют команду. Игра 4: 4. Здесь возможны два варианта. Наиболее удобный размер площадки при варианте 2 игрока у сетки, 2 в защите (как и в игре 3: 3)—6х12 м. При этом варианте отрабатывается полевая защита. При варианте 3 игрока у сетки, один на второй линии (9Х10 м) главный упор делается на отработку блокирования. Тем самым нападающим приходится преодолевать различные трудности. Обе формы предполагают подачу с расстояния 9 м от сетки. Игра 5: 8. Эта форма игры имеет некоторые недостатки. Недостающий шестой игрок заставляет избрать такую позицию в обороне, которая наблюдается при игре в полном составе, но является тактически неверной. Если все же использовать в тренировках игру 5: 5, то следует непременно расставлять игроков на обычном игровом поле по схеме двое у сетки, трое на второй линии. Игра 6: 4. Недостатки, присущие игре 5: 5, в этом случае почти не наблюдаются. Неполная по составу команда может в случае необходимости играть на поле меньшего размера (6 м в глубину). Если же поля одинаковы по размеру, то игроки меньшей команды должны играть с особой отдачей по всему полю. Разумеется, возможна организация игр с другой расстановкой игроков, например 6: 3, 4: 2, 3: 2 и т. д. На каждой стороне удар по мячу, как и в обычной игре, делается только три раза. Игры на малом поле, проводящиеся в ходе тренировки как турнир, хорошо зарекомендовали себя и при небольшом количестве игроков дают игрокам хорошую атлетическую нагрузку. Односторонняя игра применяется для отработки командной тактики и представляет собой переход к самой игре. Она может проводиться в трех вариантах; а) играют две полные команды. Одна из команд начинает игру с подачи, и играют до тех пор, пока мяч находится в игре, т. е. пока одна из команд не сделала ошибки. Затем снова начинают игру в том же порядке подачи и той же командой с подачи; б) то же, что и в предыдущем варианте, но обороняющаяся команда не должна проводить контратаку, а отыгрывает мяч через сетку. Эта команда все время должна оставаться в роли обороняющейся. Такой вариант особенно пригоден для отработки коллективной обороны. «Добровольный» отказ от нападения положительно сказывается на боевом духе и дисциплине игроков; в) игра проходит так же, как и по варианту, показанному в п. «а», но после проведения атаки одной командой должна последовать контратака, после которой игра прерывается, независимо от того, находится мяч в игре или же нет. При односторонней игре и после ошибок в противовес настоящей игре сохраняется та же расстановка игроков. Это облегчает игрокам отработку взаимодействия между игроками, а тренеру позволяет внести коррективы в тактический арсенал команды. Другие формы одиночной игры; а) одна команда находится в неизменной расстановке, другая ее постоянно меняет; б) игроки обеих команд по указанию тренера меняют сразу несколько позиций. Оценка игры также может иметь несколько вариантов: — игра ведется без счета (тактическое разучивание); — полная партия (15 очков) играется без изменения расстановки игроков; — для игры выделяется определенный период времени при различных расстановках игроков; — оценивается только количество удачных действий определенного варианта атаки. Тренировочная игра. Тренировочные игры являются высшей формой технико-тактической подготовки. Только в них полностью проявляются комплексные требования, которые предъявляет к спортсменам игра как таковая. Здесь проверяются соревновательная надежность технико-тактических приемов, атлетической подготовленности, опробоваются определенные тактические варианты нападения и защиты, чередование режимов, замены и т. д. Тренировочные игры вряд ли целесообразны, если они не имеют своей целью хотя бы одну из названных выше задач. Поэтому результат игры не может рассматриваться как первостепенная задача, но проводить игру спортсмены должны с полной отдачей. В сочетании с анализом соревнований тренировочные игры рассматриваются непременно как исходный рубеж организации тренировок. В соответствии с методической установкой тренер определяет цель тренировочной игры, учитывая достигнутый атлетический и технико-тактический уровень игроков. Тренировочные игры проводятся как внутри команд, так и между командами. В зависимости от своего назначения (цели) они делятся на игры-упражнения и тренировочные игры, носящие характер соревнования. С помощью учебных игр должны закрепляться в ходе соревнований приемы и навыки, усвоенные во время обучения, приближенного к характеру состязаний. Вначале опробоваются все новые технико-тактические элементы в учебных играх. Судья (тренер) поступит разумно, если будет сначала оценивать техническое исполнение определенного элемента не так строго, как на соревновании. Это ободряет спортсменов, поощряет их применять данный элемент, они больше сосредоточиваются на самой игре. То же самое относится к игре, когда не ведется счет или же когда применение определенного приема нападения дает два очка вместо одного. Тренировочные игры с характером соревнования, подготовительные игры, товарищеские встречи служат средством закрепления всех освоенных элементов и навыков в игре. Проводить их следует точно в таких же условиях, как и на соревнованиях (судья, по возможности зрители, соблюдение всех правил и форм приветствия, единая форма одежды). Соревнования. Соревнования не только цель тренировки, но и одна из важнейших форм овладения техникой и тактикой, а также и накопления опыта. Во всех формах обучения можно лишь в какой-то мере частично создать соревновательную атмосферу, но ни одна из них не может полностью заменить соревнований. Совокупность всех влияющих на ход игры факторов, и прежде всего психического свойства, создается только на соревнованиях. Поэтому спортсмены должны как можно чаще участвовать в соревнованиях. В соревнованиях находит свое отражение и работа тренера. Поскольку во время игры тренер не имеет права давать игрокам советы, то его влияние ограничивается хорошей подготовкой игры, заменой спортсменов, перерывами, во время которых он может дать тактические указания. При этом, как мы уже подчеркивали, необходимо основательно обсуждать результаты тренировок и соревнований. Тактические занятия. Тактика как интеллектуальный момент игры предполагает основательную теоретическую подготовленность в учебном процессе, поскольку точное знание тактических приемов и мер и «проигрывание» в уме различных игровых ситуаций усваивается значительно быстрее и более прочно. В процессе тактических занятий должны применяться различные наглядные пособия. Кроме того, контролируется и направляется тактическое мышление игроков с помощью соответствующих вопросов и указаний.
|