![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Организационные формы тренировок
Выбор правильных форм организации тренировок заметно повышает спортивные показатели команды в целом и ее отдельных игроков. Как и в других спортивных играх, в волейболе различают командную, групповую и индивидуальную тренировки. В тренировочной практике содержание и структура тренировок требует использования всех трех или же по меньшей мере двух из названных форм. Все задачи тренировки не могут быть решены только в командных тренировках. В начальном периоде процесса подготовки вполне правильно исключительное их использование, однако наблюдения всякий раз показывают, что через некоторое время у различных спортсменов возникают диспропорции в степени владения отдельными элементами. Кроме того, вследствие разделения игровых функций становится необходимым давать игрокам дифференцированные задачи, т. е. неодинаковое время для освоения одних и тех же элементов. Время, отводимое одному игроку на освоение определенного элемента, определяется значением этого элемента в ходе игры, функцией, которую игрок осуществляет внутри команды, его индивидуальными сильными и слабыми сторонами. При этом возникшие из требований тренировочной практики формы групповых и индивидуальных тренировок занимают важное место. Ниже коротко изложено, какие формы для решения различных задач тренировок наиболее пригодны. Конечно, следует постоянно помнить о том, что организационные формы тесно связаны с методическими вопросами. Командная тренировка. Под командной тренировкой мы понимаем такие организационные формы, при которых все игроки решают одну определенную задачу одновременно. Особое значение командная тренировка имеет для квалифицированных игроков при обучении командной тактике. Но хотя определенные группы спортсменов на этих тренировках могут улучшить взаимодействие в комплексных упражнениях и формах игры, им постоянно не хватает активного противоборства с противником, абсолютного стремления к победе, а также осознания возможностей, ведущих к успеху. Эти весьма важные факторы очень хорошо проявляются и развиваются в тренировочной игре, одной из форм командной тренировки. Еще одно из преимуществ командной тренировки состоит в том, что тренер имеет возможность уделять одинаково равное внимание всем игрокам. Он может определить, какие именно игроки лучше всего дополняют друг друга и четче взаимодействуют. Кроме того, командная тренировка является огромным стимулом для более слабых игроков, которые могут сравнить свои достижения и навыки с достижениями и навыками лучших спортсменов. Помимо этого, такие тренировки чрезвычайно важны для воспитания всего коллектива. Групповая тренировка. Эта форма тренировки используется при занятиях нескольких игроков, причем каждая группа решает свои задачи. Наиболее удобна эта тренировка, когда все группы занимаются в одно время. Комплектование состава игроков осуществляется на основе: а) одинаковых задач, которые предстоит решить (обычно нападающие и игроки, начинающие комбинации, образуют одну группу); б) различных, но связанных между собою задач (передача мяча — нападающий удар, подача — прием подачи); в) педагогических соображений: сильные и слабые игроки входят в одну группу для ускорения обучения слабых игроков (23). С помощью групповой тренировки очень удобно выдвигать дифференцированные требования к игрокам команды и подводить каждого игрока к его максималь- ным показателям. Состав группы часто меняется в соответствии с задачами тренировки. Это становится, например, необходимым, если в программе предусмотрено дать в начале тренировки атлетическую подготовку, а затем технические упражнения. Тренер должен обращать на это внимание еще в период разработки тренировочного занятия, чтобы потом не возникало ненужных перерывов. Групповая тренировка способствует, с одной стороны, повышению интенсивности, а с другой — позволяет ставить перед игроками более индивидуальные требования. Однако групповая тренировка допускает лишь только условно обучение командной тактике. Индивидуальная тренировка. Индивидуальная тренировка определяется как тренировка отдельного игрока, которую он осуществляет на основе индивидуального плана. При этом отрабатываются волевые, физические или технико-тактические качества и учитываются требования, предъявляемые к игроку определенной зоны, а также тактика всей группы (23). Однако индивидуальную тренировку не следует смешивать с индивидуальным подходом к игрокам. В то время как индивидуальная тренировка представляет собой специфический вид тренировки, индивидуальный подход к игроку — это общий педагогический принцип, который необходимо соблюдать в любом педагогическом процессе, в том числе, конечно, и на тренировочных занятиях. Чем выше продуктивность команды, тем важнее для игроков планомерная и индивидуальная тренировка. Эта форма тренировки дает наилучшую возможность определять и контролировать точные нагрузки, а также технико-тактические требования для отдельного игрока. Обязательной предпосылкой успешной индивидуальной тренировки является готовность игрока.Онпредоставлен при этом полностью самому себе. В условиях правильного педагогического руководства достигается рост инициативы и активности игрока, а также лучшее отношение к тренировке. Индивидуальная тренировка особенно эффективна в условиях атлетической и технической подготовки игрока. Часть атлетической подготовки игрока игроки могут выполнять в качестве домашних заданий. Это касается, например, значительной части гимнастических упражнений типа разминки и потягиваний, а также бега по пересеченной местности. То же самое можно сказать и в отношении технических элементов (верхние передачи и подачи). Все названные здесь организационные формы должны помочь тренеру наиболее рационально использовать учебное время и свести до минимума перерывы. При этом очень важно тщательно выбирать те формы упражнений, которые будут применяться на тренировке. Эффективность перечисленных в отдельных главах упражнений не является одинаковой. Некоторые варианты упражнения вносят лишь оживление в процесс иногда монотонной тренировки. Исходным пунктом для определения действенности какой-либо формы упражнения является прежде всего интенсивность занятий для всех участвующих в этом игроков, а также их увлеченность игрой.
|