Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Особенности тренировочных занятий с детьми и подростками
Дети могут начинать волейбольные тренировки уже в возрасте 10—12 лет. Такое довольно раннее начало обусловлено требованием добиться наивысших игровых показателей (примерно к 24 годам) одновременно с хорошим физическим развитием. Поэтому надо стремиться обучать ребят основным техническим приемам в период полного развития детского организма (до начала полового созревания), т. е. на том этапе развития, который принято считать лучшим возрастом обучения. Предшествующий опыт подтверждает правильность этого пути. Способы и методы тренировки в детском и юношеском возрасте определяются, с одной стороны, желанием добиться наивысшего прогресса. С другой стороны, методика тренировки должна учитывать ограниченность времени и возможности занятий в спортивном зале. Она должна учитывать также важнейшее требование в работе с детьми — увлеченность и эмоциональный подъем во время тренировок и игры. Тренировочные занятия в детском возрасте могут
составлять от 2 до 4 дней в неделю, причем каждый раз тренировка длится 1—2 часа. Однако хорошая юношеская команда может тренироваться без каких-либо неприятных последствий ежедневно по нескольку часов. Чем больше тренировочного времени, тем разнообразнее и увлекательнее может быть содержание тренировки. Общефизическая подготовка должна всегда составлять по крайней мере от '/з до '/2 времени всех тренировочных занятий для детей и подростков. В детском возрасте она достигает своего верхнего предела, а для подростков должна быть несколько меньше. Несмотря на большой объем, общефизическая подготовка не должна носить «абстрактный» характер. Большей частью она должна включать в себя игровые упражнения (60— 70%). Оставшиеся 30—40% времени занимаются упражнениями из других видов спорта, которые полезны для волейбола. При выполнении детьми и подростками упражнений для развития физической силы и выносливости надо проявлять особую осторожность. Необходимо строго дозировать нагрузки, поскольку подростки склонны зачастую весьма преувеличивать свои возможности. Большого внимания заслуживают упражнения, способствующие сохранению и развитию высокой природной подвижности детей, особенно в области плечевых и тазобедренных суставов. Стремление устраивать частые тренировки, как правило, наталкивается на трудности в связи с нехваткой времени и места для занятий в спортивном зале. Условия, позволяющие, несмотря на это, тренироваться много и целенаправленно, были описаны в разделе 3.3. В первую очередь тренер, работающий с подростками, должен использовать ежедневную индивидуальную гимнастику, выполняемую в виде. домашних заданий, которые особенно привлекают подростков. Ниже приводится примерный комплекс упражнений индивидуальной гимнастики, рассчитанных на физические возможности хорошо тренированного подростка. После пятиминутной разминки с помощью бега, прыжков и упражнений на потягивание выполняется серия прыжков (4Х5) с приседанием, затем различные броски (налево-направо) камней средней величины или каких-либо других предметов (2Х15). Далее выполняются упражнения типа «перочинный нож», затем 2—3 приседания на одной ноге, опираясь на руки, и, наконец, 5 подтягиваний (на перекладине, ветвях деревьев и т. п.) и 20 отжимов лежа. По мере роста физических данных эти упражнения могут быть заменены другими или дополнены. Техническая и тактическая подготовка осуществляется в принципе на основе указаний, изложенных в разделе 3.5. Ощущение успеха, подчеркнутая увлеченность упражнениями являются в детском возрасте решающим импульсом и в этом смысле несколько противоречат характеру учебных занятий. Поэтому необходимо обеспечить хорошую взаимосвязь между обязательным изучением техники и самой игрой. Для этого особенно пригодны волейбольные игры на малом поле, а также более легкие комплексы упражнений. На вопрос, когда следует начинать играть, нельзя ответить, сославшись на количество проведенных тренировок. Начинать надо как можно раньше, при условии, что игра идет «всерьез», т. е. применяются нижняя подача, освоенная в основных чертах, верхние передачи мяча, прием мяча снизу кистями рук. Это дает возможность вести непрерывную игру. В тренировке подростков следует постоянно возвращаться к отработке основных технических приемов, и прежде всего в усложненных условиях. Именно здесь можно применять многообразную атлетическую подготовку и всячески варьировать систему упражнений. В течение всего этого периода весьма полезно применять и методически целесообразный вспомогательный инвентарь. Изготовление специальных детских и юношеских мячей пока еще по ряду причин проблематично. Однако использование мячей из пластика уже дало хорошие результаты. Эти мячи обычно легче, но очень прочны, дешевы и поэтому удобнее для тренировок, чем отслужившие свой срок тяжелые, деформированные кожаные мячи. Когда молодой игрок переходит из молодежной команды во взрослую, он должен уже уверенно владеть многообразной и безупречной техникой. Тренер взрослой команды в идеальном случае должен лишь подправлять отдельные специальные элементы (к примеру, работа над расширением арсенала ударов) и направлять свое внимание прежде всего на тактическое совершенствование игры спортсмена и команды. Тактическая подготовка начинается в детском возрасте с простых тактических указаний (выполнить три касания, дать партнеру высокую передачу, противнику — низкую и т. д.). Она идет через отработку индивидуальной тактики в играх на малом поле (например, смотреть не только на мяч, но одновременно и на противника и партнера и т. д.) до отработки основных положений системы игры при коллективной тактике (в юношеском возрасте). Невозможно абсолютно точно перечислить все те средства и приемы, которыми должны владеть спортсмены, поскольку тренер должен ориентироваться на уровень развития техники у всей команды. Главным правилом является следующее: спортсмены должны знать больше приемов, чем они в данный момент могут применить. Мы против узкой специализации молодого спортсмена. Каждая молодежная команда в борьбе за победу или хорошее место в турнире стремится к известной специализации по примеру взрослых команд. И это стремление иногда заходит так далеко, что главный нападающий, например, плохо владеет элементами передачи, так как мало их отрабатывает. Такой спортсмен имеет в хорошей команде взрослых только одну перспективу — стать универсальным игроком или пасующим. Но для этого у него нет элементарных предпосылок, и вряд ли они появятся позже. Наилучшие шансы стать хорошим игроком есть только у молодого волейболиста, обладающего абсолютной технической и тактической универсальностью. Основой всей воспитательной работы с детьми и подростками должна быть любовь к делу. Тренер действительно должен заботиться о своих питомцах, должен быть их наставником. Только при этом условии создаются необходимые отношения доверия, на основе которых может быть эффективной воспитательная работа с применением специфических средств игры. Тренер, думающий только о спортивных достижениях и не интересующийся развитием самого молодого человека, не выполняет своей задачи. Дети очень чутки к тому, насколько искренен человек. Тренер, работающий с молодежью, должен руководствоваться принципом: прежде чем требовать, нужно отдать. Значение воспитательной стороны, особенно при тренировках детей и юношества, и многообразие средств и путей воспитания юных волейболистов настолько велики, что каждый тренер должен здесь поработать самостоятельно, чтобы приобрести и углубить свои знания (9, 11). Система состязаний Немецкого союза волейболистов для детского и юношеского спорта охватывает наряду с различными отборочными играми на школьной основе еще следующее: — различные школьные и молодежные турниры, о проведении которых сообщается в волейбольной газете; — окружные и республиканские пионерские спартакиады; — республиканские школьные чемпионаты — отдельно для школьников группы «А» (12—14 лет) и группы «Б» (10—12 лет). Школьники группы «Б» проводят игры в командах, состоящих из 3 человек, на поле 4 Х 6 м; — первенства среди молодежных команд почти во всех округах; — участие лучших молодежных команд в различных лигах взрослых команд; — республиканские молодежные чемпионаты (для 15—16-летних спортсменов). В соответствии с физическими и спортивными возможностями высота сетки составляет для школьников группы «Б» 2, 20 м (для девочек соответственно 2, 10 м), для школьников группы «А»—2, 30 м (для девочек — 2, 20 м) и для молодежных команд соответственно 2, 40 м для юношей и 2, 24 м для девушек. Относительно большая высота сетки объясняется стремлением учитывать общую тенденцию в спорте, что выражается во включении в команды, как правило, высоких спортсменов и спортсменок. Все прочие аспекты этого вопроса изложены в правилах, разработанных Немецким спортивным союзом волейболистов для детей. Там, где невозможно проводить регулярные соревнования среди детей, надо широко применять принцип конкурсов в отдельных областях тренировок. Обобщая все сказанное, следует остановиться на некоторых принципах подготовки молодых спортсменов: 1. Атлетическая подготовка должна быть многообразной, но проводиться не в отрыве от самой игры. Она создает основы технико-тактического развития спортсменов. 2. Спортивно-медицинский контроль (школьный врач, районный спортивный врач) следует наладить как можно раньше. 3. Техника — стержень подготовки, и прежде всего в юношеском возрасте. Совершенствовать ее необходимо так долго, тщательно и многообразно, как только возможно. 4. Играть следует начинать как можно раньше. 5. Молодой волейболист должен с первых шагов учиться «видеть» и думать в период тактической подготовки. 6. Основными формами тренировки являются командная и групповая тренировки (воспитание коллективизма). 7. Хорошо тренированного молодого спортсмена отличает универсальность технического умения, т. е. он не является узким специалистом и отлично владеет техникой. 8. Тренер, работающий с молодежью, должен строить свою работу в расчете на перспективу, т. е. его требования должны расти постепенно и постоянно. Если этого нет, то спортсмен хотя и может рано добиться известных результатов, но став взрослым, не достигнет своих возможных высших показателей. Говоря в заключение о целесообразном подборе молодых волейболистов, мы хотим затронуть вопрос, интересующий в первую очередь тренеров, работающих с молодежью. Насколько пригоден спортсмен именно к волейболу, можно решить лишь после определенного периода тренировок и весьма приблизительно. С этой целью следует наблюдать за спортсменом, учитывая несколько аспектов. Это прежде всего рост, конституция и состояние здоровья спортсмена, его успехи в школе и семейные обстоятельства и, наконец, его «двигательные» и «игровые» способности. В детском возрасте можно лишь приблизительно предвидеть, какого роста достигнет человек. Определенными ориентирами здесь могут служить величина рук, ног, головы, рост родителей, а также собственный рост ребенка по отношению к его возрасту. Только в юношеском возрасте можно более точно установить возможный рост. В идеальном случае отправной точкой является атлетический конституционный тип, а также возможно более длинные руки и ноги. Взрослый игрок, который не достиг роста 1, 80 м (женщины—1, 70 м), вряд ли будет иметь возможность показывать высокие результаты. Конечно, последнее слово в этом за спортивным врачом, который и определяет пригодность молодого волейболиста к игре по состоянию здоровья. В современном спорте, в том числе и в волейболе, не бывает по-настоящему больших успехов, дающихся без труда. Поэтому успехи в школе и нормальный домашний быт существенно помогают развитию спортсмена. Школьные успехи освобождают ребенку достаточное количество свободного времени для тренировок и дают возможность в известной мере судить о спортивных способностях, частично и о волевых качествах школьника (слабые ученики редко становятся хорошими спортсменами)! Полное согласие между тренером и родителями гарантирует совместное педагогическое влияние и тем самым непрерывное развитие физических возможностей. Спортсмены, которые часто отсутствуют на тренировках и играх из-за слабой учебы или же вследствие тяжелых домашних обстоятельств, могут стать обузой для тренера и команды! Конечно, при всем этом тренеру и коллективу команды не нужно впадать в крайность и сразу же отчислять такого спортсмена из команды, отказываясь от воспитательного долга. При всех обстоятельствах надо разумно и критически взвесить средства и возможности тренера и спортивного коллектива. Технико-тактические возможности юного игрока оцениваются в последнюю очередь. Под такими возможностями мы понимаем «двигательный талант» игрока, а также его «игровой интеллект», которые сказываются на темпе усвоения технических навыков. Оба качества можно увидеть после определенного тренировочного периода. Выработать эти качества в большинстве случаев можно усердием и продолжительностью тренировок в той мере, насколько это необходимо для игры в волейбол. Там же, где они имеются в достаточной степени, тренер может рассчитывать на быстрый прогресс. Итак, тренер должен: — создать для себя как можно более широкую базу! Находить таланты на школьных уроках физкультуры, в молодежных организациях и даже на улице; — проводить инспектирование школьных занятий по физкультуре, посещать всевозможные спортивные праздники и народные спортивные смотры; — вести индивидуальные беседы; — не бояться рослых «увальней», которые на первый взгляд имеют далеко не спортивный вид; — не сосредоточивать внимание на низкорослых, рано развитых гимнастических «асах», весьма мобильных, которые к 17 годам становятся лишь посредственными волейболистами; — достижения юного спортсмена оценивать лишь в сравнении с периодом тренировок!
|