![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
З.6. Вспомогательное оборудование
Тренировочный процесс станет несравненно более действенным, если воспользоваться вспомогательными снарядами. Об этом можно судить по материалам специальной литературы за последние годы. Однако это вовсе не означает, что вспомогательное оборудование заняло в тренировочной практике заслуженное место. Понятие «вспомогательное оборудование» включает в себя весь тот инвентарь, который используется для совершенствования атлетической, технической и тактической подготовки *. Вспомогательное оборудование используется для освоения и совершенствования техники, для исправления неправильного выполнения приемов и объективной оценки показателей спортсменов. Таким образом, оно служит средством тренировки, а также контроля. Вспомогательный инвентарь способствует дальнейшему развитию способностей и возможностей спортсменов, повышает интенсивность тренировок, позволяет сделать их многообразными по форме. С одной стороны, с помощью вспомогательного инвентаря создаются постоянные и тем самым упрощенные условия, с другой — он же может их и усложнить. Вспомогательный инвентарь используется как в индивидуальной, так и в командной тренировке и в большинстве случаев может заменить партнера. Разумеется, вспомогательный тренировочный инвентарь не панацея. Он оказывает ценную помощь на тренировках и как таковой должен использоваться по назначению. Как при его изготовлении, так и применении, прежде всего следует иметь в виду принцип наибольшей приближенности к условиям состязаний (например, расположение вспомогательного оборудования на игровом поле, разнообразное его применение и т. д.). При выборе описанного ниже инвентаря учитывались в настоящее время наиболее употребительные и всеми признанные снаряды. Отмечаются и сходные с ними конструкции. Кроме того, упоминаются снаряды, не применяемые в настоящее время в ГДР, с тем чтобы * См. Гердер М. «Инвентарь в волейбольной тренировке». Научная работа. Высшая школа физической культуры ГДР. Лейпциг, 1965. — Прим. авт. дать тренерам стимул самим создать их или же творчески усовершенствовать их для дальнейшего использования. Вспомогательный инвентарь для общей и специальной физической подготовки. Для общей физической подготовки используют в разных видах спорта одинаковый инвентарь. К нему относятся гири, ядра, мячи разных размеров и веса, гантели, мешки с песком, штанги, канаты, скамьи и различные гимнастические снаряды. На занятиях по специальной физической подготовке с успехом используются следующий инвентарь и упражнения: сжимание резиновых мячей, разматывание и наматывание шнуров с прикрепленными к ним различного веса грузами, гантели разного веса, мячи, ядра, копья, прыжковый пояс, приспособление для определения высоты вертикального прыжка (см. 2. 3.). Вспомогательное оборудование для обучения тактике. Инвентарь для технико-тактического обучения, как правило, имеет специальные конструкции для каждого вида спорта, для каждой спортивной игры. При его использовании следует помнить, что снаряд может служить для осуществления нескольких целей (он может быть пригоден для освоения нескольких групп элементов, одновременно используется в техническом совершенствовании и повышении физических качеств и как средство контроля). Кроме того, несколько снарядов могут служить достижению одинаковой цели. «Гладкая стена». Это наиболее доступный вспомогательный инвентарь и найдется в любом зале. На стене легко сделать маркировку (определенные точки, непрерывные линии). «Гладкая стена» заменяет партнера, придает высокую интенсивность занятиям, так как мяч постоянно отскакивает от нее и «скрадывает» неточности удара и игры. Недостатком «гладкой стены» является то, что траектория полета мяча не соответствует игровым критериям (игрок не может проследить ее ход до конца, отскакивающий мяч имеет иную траекторию полета, чем мяч, передаваемый партнером). У начинающих игроков при частом использовании «гладкой стены» может возникнуть неверная нацеленность на мяч. «Гладкая стена» хороша для отработки передачи мяча (отметить наименьшую высоту) и нападающего удара. Если избрать для этой цели угол спортивного зала, то, играя мячом попеременно по продольной и по поперечной стене с необходимыми при этом поворотами туловища в сторону передачи, можно отработать даже подбрасывание мяча. Волейбольная тренировочная стенка (рис. 45). Используется для занятий по отработке различных видов передач, улучшения техники, требует от игрока быстроты перемещения к мячу и является отличным средством выработки быстроты реакции. Есть и другие конструкции волейбольной тренировочной стенки, которую не случайно называют «стенкой реактивности». Мяч отскакивает каждый раз в другом направлении от различных полей воронкообразной стенки и требует постоянной сосредоточенности.
Высокие требования, предъявляемые спортсмену этим приспособлением, исключают использование стенки в подготовке начинающих волейболистов. Занятия у тренировочной стенки позволяют увеличить их трудность за счет ускоренных и более резких ударов мяча, подаваемого на стенку партнером, стоящим сзади. Подвешенный мяч (рис. 46). Обычный волейболь- ный мяч подвешивается на шнуре. Можно укрепить мяч на конструкции типа кронштейна и, подтягивая шнур, закреплять его на необходимой высоте. Простейшая форма подвешенного мяча изображена на рис. 46. Приспособление представляет собой палку, соединенную шнуром с мячом. Палку держит тренер. С помощью этого приспособления можно отрабатывать различные виды подкидывания мяча (положение пальцев и кистей рук у мяча, удар по мячу на правильной высоте), прием подачи, подачу (вытягивание руки и тела в момент удара) и блокирование или же исправлять ошибки, возникающие при исполнении названных упражнений. Мяч на амортизаторах (рис. 47). Мяч на амортизаторах подобен подвешенному мячу. К сожалению, здесь так же, как в приспособлении с подвешенным мячом, невозможно проследить траекторию полета мяча. Но поскольку он закреплен с двух сторон, то особенно часто используется при освоении нападающего удара. Так как мяч закреплен на нужной высоте над сеткой, то в тренировках с ним спортсмены могут совершать прыжок над сеткой, делать удар целиком вытянутой рукой и накрывать мяч. Держатели мяча (рис. 48). Держатели мяча являются как бы дальнейшим усовершенствованием мяча на амортизаторах. Мяч здесь находится на той же высоте, что и мяч на амортизаторах, однако при касании отсоединяется от держателя и тем самым позволяет полностью провести удар. Кольцо для передачи в цель (на точность). Кольца для передач на точность (рис. 49) имеют неоценимое преимущество для освоения и совершенствования точных передач. Они удовлетворяют многим требованиям полета мяча (направление, дальность, высота) и позволяют регистрировать достигнутые результаты в овладении траекторией полета. Занимающийся получает быструю информацию о правильности выполнения им приемов и может сознательно и самостоятельно исправлять свои ошибки (8). Кольца для бросков в цель имеют различные размеры и конструкции. Одно или два кольца различных размеров (дифференцированно для передачи и для приема подачи) укрепляются на стойке таким образом, Рис. 48 чтобы можно было менять их высоту, а также перемещать их по вертикали и горизонтали. Расстояние этого приспособления от сетки и высота над нею определяются видом передач, которые намечены для усвоения. Есть и другие формы маркировки цели для верхних передач мяча, например корзины, металлические рамы, подробное описание которых здесь не дается. Баскетбольная корзина, имеющаяся во многих залах, может быть также использована при отработке передачи мяча на точность, если следуют достаточно высокие передачи, а мяч выводится для удара всегда со стороны. Плохо, правда, то, что эта форма занятий проводится вне пределов игровой площадки. Чтобы ограничить направление и высоту полета мяча при подаче, в ЧССР (14) используют изображенную на рис. 50 металлическую раму. Рис. 51 «Пушка для мячей». Это приспособление при разумной конструкции обеспечивает постоянную точность передач и высокую интенсивность занятий, так как направления, высота и длина траектории полета мяча могут изменяться. «Пушку для мячей» можно применять на тренировках самыми разнообразными способами. На рис. 51 изображена такая «пушка», сконструированная в Румынии.
|