Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Учет показателей специальной физической подготовки.
Для проверки эффективности различных важных и специфичных для волейбола двигательных навыков служат следующие тесты (за основу оценок берутся время, число повторений или сантиметров): Прыгучесть. Прыжок с места и с разбега. Сначала определяется высота спортсмена в положении стоя у стены. Затем спортсмен прыгает с места или с разбега к баскетбольному щиту или кольцу. Цели предварительно маркируются мелом. Если вычесть из высоты прыжка, обозначенной меловой отметкой, высоту спортсмена в положении стоя, получим действительную высоту подскока (прыжка). Высота прыжка с разбега должна быть примерно на 5—8 см больше, чем высота прыжка с места. Если между двумя вариантами наблюдается незначительная разница, то причину следует искать прежде всего в недостатках техники. Действительная высота прыжка игроков международного класса составляет 90—105 см у мужчин и 70—80 см у женщин. Определение прыжковой выносливости возможно в случае, если игрок выполняет очень много прыжков, при этом исчисляются средние данные. Учитывая важнейшее значение контроля прыгучести, рекомендуется использовать специальное приспособление для соответствующих измерений. Сила удара. Броски набивного мяча на дальность (вес мяча для женщин и подростков—1—3 кг, для мужчин—2—4 кг). Выполнение: с разбега бросить мяч двумя руками с одновременным отталкиванием двумя ногами (как при нападающем ударе). Оценка: учитывается достигаемое расстояние (в м). Игроки высшего класса мужчины имеют результат 15—20 м (4 кг), женщины—примерно 11 м (3 кг). Этот тест для измерения силы удара учитывает условия тренировочной практики, но является, однако, лишь временным средством. Достоверное определение силы удара возможно лишь с помощью сложных приборов. Быстрота (скорость). 1. «Японский» тест. Расстояние 4, 5 м (мужчины) и 3 м (женщины) ограничивается меловой чертой. Выполнение: игрок перемещается вбок как можно быстрее, поочередно вправо и влево, и касается рукой маркировки. Оценка: учитывается время, необходимое для выполнения определенного числа упражнений (в сек.). 2. Тест 9—3—6—3—9 (рис. 52). Данный тест означает дистанцию для бега на волейбольной площадке. Вся дистанция состоит из отдельных отрезков, расположенных на одной прямой. На рис. 52 отдельные отрезки изображены рядом для лучшего обзора. Стрелка указывает направление бега. Оценка: учитывается время на преодоление отрезков (в сек.). 3. Тест с мячом в положении сидя. Выполнение: от одного набивного мяча игрок бежит поочередно к другим четырем мячам, быстро садится на мяч и возвращается каждый раз к исходному пункту. Очередность пробежки — 1: 2; 1: 3 и т. д. (рис. 53). Оценка: учитывается время, необходимое для пробежек между мячами (в сек.). Время, использованное на тесты 1 — 3, может суммироваться. Тогда игрок имеет возможность сбалансировать свои показатели при выполнении тестов. Техника. Оценка техники должна даваться как в качественном, так и в количественном отношении, поскольку следует учитывать как исполнение движения, так и его результат (траектория полета мяча). Между этими показателями существует тесная взаимосвязь
Например, точная передача является обычно результатом правильного выполнения движений. Качественная оценка. Тренеру обычно ясны уже после нескольких движений игрока его основные ошибки при исполнении движений. Чем более опытен тренер, тем больше он замечает тонкостей. в процессе выполнения каждого движения. Несмотря на это, ряд частично «скрытых» ошибок остается незамеченным тренером. Именно они являются часто причиной задержки роста результативности на долгое время. В этом случае можно привлечь второго наблюдателя. Для целенаправленного наблюдения полезно вести небольшой протокол, где на левой половине фиксируются специальные наблюдения, а на правой стороне отмечается способ исполнения движения. Хорошую помощь оказывает фотоаппарат с быстродействующим взводом. Мы настоятельно рекомендуем использование узкопленочной кинокамеры как вспомогательного средства. Кинокамера позволяет наблюдать процесс движения многократно и четко фиксирует его в лупе времени. Лучше всего фиксировать анализ движений в специальном протоколе. Записываются обычно общие признаки и отдельные элементы движения. Это дает возможность сравнивать данные наблюдения с образцовой техникой. Количественная оценка. Решающим для игры является прежде всего результат движения, т. е. достиг ли мяч, например, своей цели, партнера, противника или определенного места на площадке. Проверку точности попадания мяча можно осуществить при тренировке сравнительно легко. Выбирают подходящие цели, по которым игрок должен бить. Затем определяют систему оценок, причем учитывают наряду с одинаковыми условиями организации и проведения тестов также и принцип приближенности к состязаниям.
Вид маркировок цели определяется избранным направлением, дистанцией или высотой полета мяча. Весьма удобно объединять несколько требований в одно. Так, например, приспособление для передач мяча на точность требует при передаче придерживаться определенного направления, дистанции и высоты. Маркировки целей существуют в различных формах: игроки, части ящика, мишени, линии на игровой площадке, очерченные мелом, определенные позиции и места, приспособления для передач мяча на точность различной величины у сетки, баскетбольное кольцо, маркировки на сетке и на площадке, натянутые поперек шнуры и др. Оценка. В целом определяется число показаний по отношению к общему числу попыток. Дифференцированная оценка особенно уместна в том случае, если мишени довольно малы. Это позволяет определить реальный прогресс в точности попадания. Равенство условий. Это необходимое для всех тестов требование приобретает для отработки точности особое значение. При каждом тесте для каждого игрока должны оставаться без изменений количество упражнений, мячи, мишени, включая направление, дистанцию и высоту по отношению к игроку, разминка, траектория передач, световой режим и т. п. Тесты для контроля за точностью попадания. Подачи. Игровое поле делится на 4, 6 и 9 частей, затем на правом поле от подающего проводятся 2 и 3 круга диаметром от 2 до 3 м в разных направлениях и на разных расстояниях (рис. 54). Надо иметь в виду, что поскольку направление подачи на совершенно пустое поле не отвечает духу игры, то следует обозначить точки-ориентиры, близкие к условиям соревнований, соответствующие расстановке игроков на поле при приеме подачи (например, поставленные на торец ящичные детали). После выполнения подачи игрок возвращается на поле. Подачи следуют только из зоны подач! Варианты: изменяются виды подач и соответственно положение цели для попадания. Передача. Используется круг для отработки точности попадания у сетки в зоне 4 и на высоте 3, 5 —4 м или баскетбольная корзина. Выполнение: передача мяча проводится из зон 5 или 6. Нужно иметь в виду, что игрок, подающий мяч для нападающего удара, должен сделать перед подачей небольшую пробежку в несколько шагов (отметить место исполнения). Передача мяча в баскетбольную корзинку выполняется только сбоку (щит не является надежной ориентировкой). Варианты: 1. Усложняют передачу (другие углы, расстояние, высота). 2. Изменяются позиции для передач и цели для попадания. 3. Вводятся другие технические приемы (откидка через голову, в прыжке, в падении). Нападающий удар. Цель определяется предписанным направлением (линия, диагональ) или матами. Выполнение: нападающие удары выполняются вдоль линии и по диагонали из зон 2, 3 и 4. Необходимо создавать близкие к условиям соревнований ориентировочные точки (см. подачи). Варианты: 1. Определить несколько целевых точек на всем поле. 2. Применять различную технику ударов. 3. По-разному проводить передачи. Прием подачи. Целью могут служить трамплин, партнер, круг диаметром 2'/2 м или кольцо. Выполнение: после приема легкой подачи игрок направляет мяч в зону нападения, к месту, где стоит партнер. Передача мяча после подачи не должна быть слишком низкой или слишком высокой (при необходимости следует натянуть на определенной высоте шнур).
Варианты: 1. Прием различных видов подач. 2. После приема подачи сразу же следует передача мяча в корзину у сетки (для нападения после первого паса). 3. Изменять позиции приема подачи и направленность передач. Защита площадки. Цель — круг диаметром 3'/2 м или игрок линии нападения на определенной позиции. Выполнение: передача мяча с точно указанного места. Тренер или игрок стоит на ящике за сеткой и бьет мячи, которые принимаются игроками на поле и отбиваются в определенном направлении в обозначенный мелом круг диаметром 3'/2 м на линии нападения. Для контрольного теста на точность нужно выполнять 10—20 повторных подач. Оценку индивидуально-технического умения в процессе тренировки целесообразнее осуществлять, создавая различные игровые ситуации. (Решение в таких ситуациях должно быть найдено и обосновано самими игроками.) Так, нападающий в зависимости от положения игрока в зоне 6 должен по-разному осуществлять свой удар. Тренер дает оценку найденному решению и правильности исполнения. Учет результатов на соревнованиях В ходе соревнований осуществлять учет по отдельным показателям значительно труднее, чем на тренировке. Использование вспомогательного оборудования исключено, отдельные составные части игры тесно сплетены, противники и партнеры оказывают сильное влияние на качество игры спортсмена. Во время игры можно проанализировать как результаты команды противника, так и результаты своей команды, а также результаты отдельных игроков. Основное правило здесь: чем меньше число игроков, за которыми ведется наблюдение, тем лучше общий учет, и наоборот. Данные физического развития спортсмена можно зафиксировать во время игры. В отличие от атлетических тестов здесь, однако, в первую очередь проводится анализ нагрузки (чаще в форме частной статистики, которая определяет форму организации тренировки). Так, например, записываются количество прыжков, интервал между ними, вид и позиция прыжков. Приблизительно может быть определена и скорость передвижения спортсмена. Игровой результат спортсмена в технико-тактическом отношении легко учитывается с помощью статистических анализов игры, где регистрируется эффективность каждого игрового действия. Именно эту систему учета и оценки показателей разработала после многолетних исследований Немецкая федерация волейбола. Результаты технико-тактических игровых действий учитываются по количеству и качественному уровню. Вся система оценки строится на эффективности техники, успехе в игре. При этом полностью учитывается тот факт, что успех не во всех случаях идентичен качеству исполнения. Вначале была принята двухступенчатая оценка по каждому элементу. Вся оценка подразделялась на «+» (успех) и «—» (ошибка), и с помощью процентных данных добивались убедительных результатов. Такая запись дает возможность определять успех команды при выполнении какого-то элемента и сравнивать его с результатами команды противника. Последовательность записи соответствует действительному ходу игры. Такой протокол позволяет видеть результативность по отдельным партиям игры. Если анализируются действия отдельных игроков, то в этом случае возможно определить долю каждого в успехе или неуспехе всей команды. Если же при этом фиксировать и вид подачи, то каждый вид обозначается определенными символами и заносится в данный протокол перед соответствующими результатами. При достаточной практике в анализировании результатов игры один наблюдатель может учитывать многие элементы игры как всей команды в целом, так и каждого игрока в отдельности. Учитывая несколько элементов сразу, целесообразно вести протокол, точно следуя за ходом игры в ее взаимосвязи (прием — передача — нападение и т. п.). Эта двухступенчатая оценка вполне доступна и очень удобна для каждого тренера, не имеющего в распоряжении других вспомогательных средств. Можно производить анализ игры и по трехступенчатой оценке. В этом случае третья ступень (уровень качества) обозначается нулем и включает все действия, которые оцениваются как бы между плюсом и минусом. Независимо от того, какой оценке, простой или дифференцированной, отдается предпочтение, результаты решительно всех игр в их временной последовательности заносятся после окончания сезона в сводную таблицу. Если сравнивать полученные данные с результатами более сильного противника, то можно легко увидеть, какие элементы нуждаются в доработке. Если тренер констатирует, что один из элементов, например выход игрока на мяч, спортсменами освоен недостаточно хорошо, он может провести более детальные наблюдения. Именно на этот элемент он обращает, в основном свое внимание, оценивая одновременно качество предыдущего действия (защиты) и последующего (нападающий удар). С помощью математических методов на основе полученных данных игрового анализа можно вычислить фактор эффективности для каждого игрока и применительно к каждому техническому элементу, чтобы выявить фактическую результативность отдельного игрока в совокупных игровых показателях. Несмотря на достаточную убедительность дифференцированного анализа игры, нельзя не обратить внимание и на сложность его проведения. Для такого анализа требуется несколько наблюдателей, которые должны быть соответственно проинструктированы. Кроме этого, фактический процесс игры не реконструируется. В настоящее время хорошо помогают в проведении анализа игры магнитофоны. Наблюдатель фиксирует все элементы у какой-либо команды в процессе игры с названными качественными ступенями и частично определяет даже позицию, на которой выполняется действие. Такой метод представляет собой самую современную форму оценки. Неудобными при этом являются, однако, оценки, занимающие слишком много времени, а также невозможность сразу же информировать тренера еще в процессе игры. Весьма целесообразным представляется составление тренером так называемой стенограммы игры. Она мо- 203 жет быть заготовлена в различных формах. Одна из этих форм, успешно опробованная в тренерской практике, приводится здесь в качестве примера (рис. 55). В записях отмечаются совокупные действия всех игроков, которые активно влияли на ход игры (т. е. все те действия, которые вели к набору или потере очков, выигрышу или потере подачи). Крестик показывает, какая команда разыгрывает подачу в начале партии. Поперечная стрелка указывает на смену подач. Цифры по
Трактор(Шверин) - Высшая школа физической культуры
левую или правую сторону от двоеточия означают количество очков для левой или правой команды. Значки позади стрелок или указанного числа очков позволяют определить, за счет какого элемента был достигнут успех (выигрыш очка или подачи) или произошла неудача (потеря очков или подачи). Буква «о» означает ошибку, сокращение «Пр».— «противник». Далее следуют номера игроков, римскими цифрами обозначается позиция игрока, на которой был достигнут успех. Таким образом, с помощью стенограммы можно определить вид ошибки отдельного игрока (какой элемент), а также где (на какой позиции) он ее совершил и в какой момент, в какой игровой ситуации. Тренер исчисляет очень простым способом «фактор результативности» отдельного игрока и всей команды, сравнивая успехи и ошибки. Наконец, оперативная информация, ставшая возможной благодаря стенограмме игры, позволяет тренеру давать команде ценные указания в ходе спортивного поединка. При анализе игр применяют следующие символы и сокращения; Рис. 56 Рис. 57 П — подача Пр. п — прием подачи ПП — передача Н — нападение Б — блок 3 — защита площадки Для более точных наблюдений (резкий нападающий удар, финт, нацеленный удар, страховка нападающего и др.) могут быть введены другие символы. Для фиксирования «тактического поведения» (тактические показатели) можно использовать прежде всего графически представленное наблюдение за игрой (наблюдения наносятся на заранее отпечатанные листы бумаги с изображением игровых площадок). Этот метод пригоден как для наблюдения за своей командой, так и особенно за командой противника. Возьмем ряд примеров подобной формы регистрации с различными целями наблюдения. 1. Направление и частота атакующих ударов с отдельных позиций (рис. 56). Дата: 2.9.1966
Рис. 58 Место: Прага Соревнование: первенство мира Игра: ЧССР — Италия Игрок: № 11 При большем числе атакующих ударов с одной позиции на схеме резко увеличивается количество стрелок. Поскольку от этого страдает четкость рисунка, то место падения мяча можно обозначить точками или соответствующими ступенями качества (рис. 57). 2. Смена позиции. Для каждого из 6 членов команды на схеме площадки отмечается исходная позиция игроков и осуществленная смена позиции. Тем самым становится возможным получить хорошее представление о структуре и системе игры команды. 3. Прием подачи (распределение функций) (рис. 58) Дата: 7.9.1966 Место: Прага Занятые игроки: 11, 9 (12), 4, 1(8), 10(7), 2(6) Соревнование: первенство мира игра: Япония — СССР Таким способом стремятся прежде всего определить, в каком позиционном построении следует играть волейболистам второй линии и какие игроки для этой цели предусмотрены, чтобы, например, делать выводы относительно тактики подачи. Организационно-методические указания по учету результативности. Чтобы получить достоверные показатели при учете результативности, следует обращать внимание на ряд обстоятельств. Назовем наиболее существенные из них, которые в равной степени имеют значение как для тестов, так и для анализа игр. 1. Необходимо четко определить цель учета результативности. 2. Нельзя стремиться охватить одним разом все. Хороший тренер постепенно создает систему контроля результативности и совершенствует ее. При этом главное внимание он сосредоточивает на тех факторах, которые являются существенными для его команды и для данной ситуации. 3. Подготовка к учету должна проходить самым тщательным образом (письменные принадлежности, подготовленные формуляры, инструктаж наблюдателей, необходимые приборы и др.). 4. Учет следует проводить при одинаковых условиях для всех игроков. 5. Учет результативности следует проводить регулярно. Чем больше будет показателей, тем достовернее вывод. Нельзя пытаться делать заключение на основе лишь только однократного контроля результативности или одного анализа игры. 6. Суждения о полученных результатах следует проверять (полностью использовать, но не делать никаких слишком далеко идущих выводов!)
|