![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тенденции и возможности дальнейшего развития игры⇐ ПредыдущаяСтр 33 из 33
В настоящее время волейбол переживает стадию форсированного развития, которая была вызвана изменениями правил игры, обусловленными значитель- ным превосходством нападения над защитой. Это привело к повышению физической нагрузки за счет довольно заметного роста реального игрового времени при одновременном сокращении слишком большого совокупного периода игры, а также способствовало увеличению средней продолжительности отдельных игровых моментов (табл. 3). Таблица 3
Такой процесс развития, примерно одинаково протекающий как для мужских, так и женских команд, будет, по всей вероятности, продолжаться и в последующие годы. В частности, можно указать на следующие тенденции. Подача и ее прием вряд ли существенно изменятся в техническом отношении. С целью повышения эффективности подач боковая «резаная» подача будет доминировать и в дальнейшем, как наиболее удачное сочетание «жесткости» и вращения. Однако в тактических действиях боковая «резаная» подача будет чаще варьироваться с «жесткими» (боковыми) подачами с вращением. Если неограниченная глубина пространства подачи будет сужена в результате изменения правил — попытки в этом направлении уже предпринимались, — то фронтальная «резаная» подача будет выгоднее. Прием мяча кистями рук снизу утвердился в технике приема подачи с начала 60-х годов, хотя вначале он весьма горячо оспаривался. С тех пор этот прием настолько усовершенствовался, что позволяет вести лю- бую комбинационную игру. Поэтому в принципе нет причин для возвращения к «верхней» передаче, хотя требования в этом отношении все еще можно слышать с различных сторон. Тактика приема подачи будет более разнообразной в зависимости от требований игровой системы и типа подачи. Техника и тактика в начале игры и игры в нападении существенно не изменяется. Как это видно уже сегодня, будет преобладать оптимальное взаимодействие между игроками нападения посредством высоких передач со стороны главного нападающего и быстрых неожиданных комбинационных атак. В будущем следует ожидать частичного возврата к игре через первую передачу (в комплексе). В связи с этим надо уделять большое внимание возможности скрытой (боковой) передачи мяча. Хотя тем самым высота и дистанция передачи от сетки едва ли претерпят изменения, нападающий вынужден будет все же в большей степени, чем прежде, избегать блока. Он будет стараться провести мяч нацеленными и одновременно жесткими ударами, через блок или мимо него. Игра с блоком останется, без сомнения, успешным тактическим средством, хотя она и не получит своего прежнего значения. Необходимость осуществлять более целенаправленно жесткие удары заставит нападающего отказаться от эффективного бокового нападающего удара (крюк). Хороший нападающий будет отличаться при этом по-прежнему специфической силой (больше, чем до сих пор) и технико-тактической многосторонностью, которые ему позволят более разнообразно подходить к решению каждой ситуации. В ближайшие годы вряд ли появятся нападающие, умеющие одинаково хорошо бить обеими руками, не считая счастливых исключений, так как затраты тренировочного времени с целью достижения большей продуктивности все еще относительно невысоки. Совершенствование блокирования и системы защиты площадки возможно только за счет более высоких волевых, атлетических качеств и индивидуально-тактических достижений. Так же как сейчас, в будущем не будет идеального защитного построения. Можно предвидеть исчезновение «классического» блока, но сохранится двойной блок как основная форма блокирования и в техническом отношении глубокое защитное построение. Однако возможны альтернативные методы (по образцу «шесть в середине поля»), которые позволят команде лучше приспособиться к любому противнику и дадут большую свободу действий отдельному игроку. Будущий игрок защитной линии или блока будет обладать способностью бороться в течение всего игрового времени и в любой ситуации с большей ловкостью и быстротой реакции, а также при более широком радиусе действия. В настоящее время существуют различные точки зрения по вопросу комплектования команд и систем игры. Думается, что в будущем решающим в борьбе у сетки будет средний радиус действия игроков линии нападения и блока одной команды. Если же в борьбе двух команд обнаруживается явная разница между ними в этом отношении, то для команды менее сильной в конституционно-физическом отношении решающим становится вопрос, удастся ли ей «взорвать» обычно непреодолимый двойной блок противника. Общая, тенденция предполагает как построение комбинационной игры, так и формирование команд из игроков «оптимального» роста. Однако специфические требования в отношении ловкости и реакции игроков защиты не позволяют заниматься в будущем поисками только одних «великанов». Увеличение высоты сетки для мужчин привело бы в этой связи к весьма отрицательным последствиям. Сегка для женских команд кажется на 5—10 см выше, чем нужно, если брать за основу соотношение средней высоты прыжка у мужчин и женщин. Если, однако, учитывать значительно более низкие показатели в защите относительно быстроты и ловкости у женских команд, то этот факт вполне оправдан. Основой формирования команд останется по-прежнему специализация на базе более высокого индивидуального мастерства. Это будет касаться функции игрока, начинающего комбинацию, а также, в пределах возможных границ, точного распределения индивидуально установленных позиций в передней и задней линиях во всех фазах игры. Дальнейший рост показателей будет происходить на основе совершенствования технических элементов с целью достижения наивысшей точности, уверенности и целесообразности. Индивидуальная и коллективная тактика игры станет более разнообразной и будет иметь большее значение для исхода состязаний, причем арсенал прежних (коллективных) возможностей будет пересмотрен относительно их эффективности и включен в современную игру. В тренерских концепциях не предполагается делать абсолютный упор на какой-либо элемент (например, в 50-х годах почти исключительно выделяли общефизическую подготовку. Позже эта фаза сменилась чрезмерным увлечением техникой). Волейбольные тренировки в будущем будут проходить преимущественно с учетом комплексного решения той или иной задачи и взаимодействия основных компонентов. Сегодняшние высшие показатели в отношении объема и интенсивности тренировок станут, несомненно, достоянием многих команд. Пути к дальнейшему росту показателей следует видеть в возможностях программирования тренировки с набором самых интенсивных и самых целесообразных форм упражнений, а также в более активном включении спортсменов в «психологический» тренинг. Короче говоря, речь идет о более солидном научном обосновании процесса игры и тренировок. Волейбол живет и развивается. Давайте же пожелаем ему «долгих лет жизни» и направим свои усилия на его дальнейшее развитие и широкое распространение!
ЛИТЕРАТУРА 1. А м а л и н М. Тактика волейбола. ФиС, 1965. 2. Аркадьев В. Тактика футбола. Изд-во «Спорт», Берлин, 1952. 3. Бааке X. Под лупой. Журн. «Волейбол», вып. 12, 1967, и вып. 1, 1968. 4. Д е б л е р X. Очерк теории спортивных игр (пособие для заочников). Высшая школа физической культуры ГДР, 1968. 5. Д е б л е р X. Систематизация игр как основа сравнительной спортивной педагогики. Журн. «Теория и практика физической культуры», вып. 3, 1964. 6. Д е р и н г Ф. Волейбол на малой игровой площадке — эффективное средство технической и тактической тренировки. Журн. «Теория и практика физической культуры», вып. 8, 1957. 7. А и х о р н А. Советы волейбольному тренеру. Изд-во «Спорт», Берлин, 1960. 8. Фидлер М. К вопросу о целенаправленности в точности движений в волейболе. Дисс. Высшая школа физической культуры, Лейпциг, 1966. 9. Фридрих Ю. и КосаковскийА.К вопросу о психологии юношеского возраста. Изд-во «Народ и знание». Берлин.1962. 10. Граберц Р. Введение в командные виды спорта (спортивные игры). Бурелье, 1957. 11. Гюнтер К. Записки педагога. Изд. 4-е. Изд-во «Народ и знание», Берлин, 1957. 12. Х а р р е Д. Введение в общую теорию тренировок и состязаний (пособие для заочников). Высшая школа физической культуры ГДР. 13. К о б р л е Е. Хорошая защита — залог успеха. Журн. «Баскетбол-волейбол», вып. 5, Прага, 1961. 14. Кобрле Е. и др. Теория и методика волейбола. Государственное педагогическое издательство. Прага, 1965. 15. К о с В. и др. Гимнастика — 1200 упражнений. Изд-во «Спорт». Берлин, 1962. 16. К и п х е А. Проблемы индивидуальной тренировки в футболе. В газете «Новая футбольная неделя», № 30, 1960. 17. М а и н е л ь К. Кинематика. Изд-во «Народ и знание», Берлин, 1960. 18.Мичара Н. и Стройе Т. Игра в волейбол. Изд-во Объединения физической культуры и спорта, Бухарест, 1967. 19. Новиков А. и Матвеев Л. Теория физического воспитания. Изд. 2-е, гл. 8. ФиС, 1959. 20. Б у н п А. Очерк спортивной психологии. Изд-во «Спорт», Берлин, 1961. 21. Пуни А. Двигательный процесс и тренировка, Спорт при социализме, вып. 1, Изд-во «Спорт», Берлин, 1959. 22. Р а д д е К. Общие тактические правила для юношеских команд. Журн. «Волейбол», вып. 5, 1967. 23-РаухутА.и КессельА. Содержание и организация индивидуальной тренировки в командных видах спорта. Журн. «Теория и практика физической культуры», вып. 4, 1960. 24. Р у д и к П. Психология. Изд-во «Народ и знание», Берлин, 1963. 25. Шайдерайт Д. Значение и эффективность технических элементов в волейболе во время мужского чемпионата мира 1966 г. в Праге. Журн. «Теория и практика физической культуры», вып. 11, 1967. 26. Железняк Ю. 120 уроков по волейболу, ФиС, 1965. 27. Коллектив авторов. Легкая атлетика. Изд. 3-е. Изд-во «Спорт», Берлин, 1966. 28. Шнайтер, Шайдерайт, Фидлер. Волейбол. Библиотечка преподавателя физкультуры, Изд-во «Спорт», Берлин, 1963. 29. Коллектив авторов. Методика преподавания спорта. Изд-во «Народ и знание». Берлин, 1967.
|