Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Построение микроциклов
Как известно, микроциклы — основная структурная единица процесса подготовки волейболистов. Поскольку тренировка и соревнования являются важнейшими составляющими системы подготовки резервов волейболистов высшей квалификации, основную роль играют тренировочные и соревновательные микроциклы. Определяющими для построения названных микроциклов служат задачи, соответствие главным соревнованиям, количество дней тренировки (соревнований) и отдыха, количество занятий в день тренировки и соревнований, продолжительность этих занятий, содержание занятий, интенсивность нагрузки и характер отдыха, определяющих «тяжесть» микроцикла. Различное сочетание перечисленных компонентов дает широкий диапазон вариантов построения микроциклов и их объединения в более крупные структурные единицы — блоки (средние циклы, ме-зоциклы). Как мы уже говорили, микроциклы могут строиться таким образом: 6: 1; 5: 1; 4: 1; 3: 1 и 2: 1. Некоторые положения нуждаются в пояснениях. Степень соответствия главным соревнованиям. В группах спортивного совершенствования соревнования имеют такое же значение в подготовке, как и в командах высших разрядов. Поэтому моделирование условий основных соревнований в процессе подготовки имеет решающее значение. Под условиями понимается следую- щее: состав соперников, причем акцентируется внимание на главных из них; климатические условия места проведения; характеристика спортивных сооружений, где будут проходить соревнования; способ проведения соревнования, чередование игр и дней, свободных от игр, последовательность игр с конкретными соперниками; характеристика болельщиков; особенности питания, фиксирование результатов, показанных участниками; отражение структуры игровой соревновательной деятельности волейболистов. В зависимости от набора перечисленных условий степень соответствия главным соревнованиям можно условно выразить в процентах. Включение отдельных условий в соревновательную и тренировочную деятельность волейболистов дает ту или иную величину, которая определяется как высокая (100—70%), средняя (60—30%) и малая (20—0%). Величина, равная 100%, достигается только на самых главных соревнованиях. Высокая степень соответствия главным соревнованиям будет у официального турнира, проводимого на места будущих главных соревнований и с тем же составом соперников. По напряженности высокая степень соответствия у официальных соревнований данного цикла, которые определены как подводящие к главным. За время подготовки необходимо по возможности включать в разном сочетании все условия главных соревнований. В тренировочных занятиях это соответствие выше в процессе интегральной подготовки, игровых тренировок и контрольных игр двух составов учебной группы между собой. Самая низкая степень соответствия — в тренировочных занятиях, посвященных физической подготовке, занятиям другими видами спорта. По периодам тренировки малая степень соответствия характерна для переходного периода, средняя — для подготовительного и высокая — для соревновательного. Учитывается и специализированность, направленность и сложность тренировочных нагрузок. По «тяжести» микроциклы можно разделить на ударные, тяжелые, средние и легкие. Определяющим здесь является характер восстановительных процессов (на какую фазу восстановления приходится начало последующего тренировочного занятия после предыдущего). Это же относится и к отдельному занятию и применяемым в нем заданиям. Здесь имеет место связь с зонами интенсивности нагрузки (выражаемой в баллах). Для ударного МЦ характерны предельные нагрузки (пульс 182—200 уд/мин, 21—33 балла), которые приходятся на фазу неполного восстановления. После окончания ударного МЦ и определенного отдыха наблюдается существенное повышение работоспособности волейболистов. Тяжелый МЦ отличается также тем, что очередная нагрузка приходится на неполное восстановление (пульс 174—180 уд/мин, 14—20 баллов). Волейболисты не восстанавливаются после предыдущего тренировочного занятия к началу следующего. Средний МЦ занимает как бы промежуточное положение. Для него характерны нагрузки при недовос-становлении и на фазе полного восстановления. На протяжении МЦ нагрузки возрастают (пульс 156— 172 уд/мин, 8—12 баллов). В легком МЦ каждая последующая нагрузка приходится на фазу полного восстановления или сверхвосстановления (пульс 114—150 уд/мин, 1—7 баллов). В табл. 22, 23 дается характеристика типов микроциклов и варианты их построения. 1. Соревновательный МЦ включает все составляющие главного соревнования данного сезона: структуру соревновательной деятельности, наличие основных соперников, условий проведения и т. д. СМЦ служит ориентиром для построения тренировочных МЦ, имеет высокую и среднюю степень соответствия (60—100%). По степени воздействия СМЦ могут быть тяжелыми и средними. 2. Подводящий МЦ (ПМЦ) планируют в ходе непосредственной подготовки к соревнованиям. Здесь моделируют элементы режима и программы предстоящих соревнований (соперник, время проведения и т.д.). Происходит окончательная отработка схемы игры составов, замен и т. д. По соответствию близко примыкает к соревновательным МЦ (60—80%). По степени воздействия МЦ могут быть средними и легкими. 3. Специально-подготовительный МЦ (СПМЦ) — основная задача его состоит в повышении уровня специальной физической, технико-тактической и интегральной подготовленности спортсменов. В СПМЦ моделируются компоненты соревновательной деятельности и условия, в которых она должна проходить. Идет освоение новых технико-тактических действий и их способов, устраняются ошибки в технике и тактике и т. д. Таблица 22 Микроциклы и их характеристика
Примечание. В — степень соответствия высокая, С — средняя, М — малая; ВУ — воздействие ударное; ВТ — воздействие тяжелое; ВС — воздействие среднее; ВЛ — воздействие легкое; Т — «тяжесть» воздействия, ЧСС — П, баллы — Б. По степени соответствия СПМЦ могут быть средними и малыми (20—60%), наибольшими, но наибольшая степень будет в тренировочных занятиях, посвященных двусторонней игре (игровые тренировки), а также интегральной подготовке. По степени воздействия СПМЦ могут быть легкими, средними, тяжелыми и ударными. Они отличаются самой высокой интенсивностью тренировочных воздействий во время тренировочных занятий. 4. Общеподготовительный МЦ (ОПМЦ) основной задачей ставит повышение уровня развития основных физических качеств, функциональных возможностей организма, укрепление основных звеньев опорно-двигательного аппарата, несущих основную нагрузку в процессе тренировочной и соревновательной деятельности. ОПМЦ служат также для переключения от игровой соревновательной деятельности к неспецифической работе для профилактики перенапряжения, переутомления и в то Воздействие на готовность (степень восстановления)
же время поддержания или даже повышения базы функциональной подготовленности для эффективной специальной работы на последующих этапах подготовки. По степени соответствия ОПМЦ существенно уступают предыдущим МЦ, она малая, а в отдельных случаях средняя — в пределах до 30%.
Таблица 23 Варианты построения микроциклов
По степени воздействия ОПМЦ могут быть легкими, средними и тяжелыми. Они могут сочетаться с МЦ специальной направленности для снижения психологической нагрузки, но ориентированы на поддержание физической нагрузки на определенном уровне (в том числе и высоком). 5. Восстановительно-реабилитационный МЦ (ВРМЦ). Основная задача ВРМЦ — снижение тренировочных воздействий, контрастная смена применяемых средств. Используют широкий круг восстановительных средств: педагогических, психологических, медико-биологических. ВРМЦ следуют после серии напряженных соревнований или интенсивных тренировочных занятий, после тяжелых и ударных МЦ. В табл. 27—30 приводятся примерные семидневные микроциклы, построенные на основе поурочной программы и документов планирования. Таблица 24 Модельный семидневный микроцикл (1-й год, 4-я неделя первого этапа подготовительного периода)
|