![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Характеристика календарных игр
Современный волейбол — это атлетическая игра, характеризующаяся высокой двигательной активностью волейболистов. Большинство тактических комбинаций основано на быстрых перемещениях, что требует от спортсменов высокого уровня развития быстроты и ско-
ростной выносливости. Эффективное выполнение прыжковых игровых действий зависит от хорошо развитой прыгучести, прыжковой выносливости и прыжковой ловкости. Броски, падения, выполнение технических приемов в безопорном положении невозможны без проявления специальной ловкости, гибкости. Участие в напряженных играх равных по силам команд на протяжении 6 игровых дней предъявляет высокие требования к развитию общей выносливости. Это так называемые внешние параметры нагрузки. Что за этим стоит? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо вспомнить некоторые общие положения, касающиеся энергообразования. Любое движение спортсмена требует затрат энергии. Образование энергии для мышечной деятельности может происходить двумя путями: а) с помощью кислорода воздуха (аэробная производительность); б) без участия кислорода воздуха (анаэробная производительность). Анаэробная производительность включает два типа реакций энергообразования: первый—быстрый (алактатный) достигает своей максимальной мощности на 2—3 с и может поддерживать мышечную деятельность на достаточно высоком уровне 10—15 с; второй — гликолитический развивается несколько медленнее — максимальная его интенсивность наблюдается на 1—2-й мин работы. Аэробная производительность (или работоспособность) наиболее важна в упражнениях умеренной интенсивности; анаэробная производительность играет доминирующую роль в кратковременных упражнениях высокой интенсивности. Отражением аэробных процессов являются потребление кислорода во время выполнения нагрузки и показатели частоты сердечных сокращений (ЧСС). Образование энергии за счет анаэробных реакций сопровождается накоплением в организме продуктов неполного распада, которые устраняются во время работы умеренной интенсивности и в интервалах отдыха за счет повышенного (по сравнению с покоем) потребления кислорода. Этот излишек называется кислородным долгом (Vo2D), величина которого отражает уровень тяжести выполненной работы. Чем выше значения Vo2D, тем тяжелее была мышечная работа.
Приведенные данные дают представление о переменном характере двигательной деятельности волейболистов, которую обеспечивает энергией анаэробный механизм энергообразования (алактатиый, время действия которого 10—15 с, и гликолитический, действующий мощно 1—2 мин). Во время относительного отдыха— пассивные фазы — активизируются аэробные процессы, которые восстанавливают запасы энергии. Многократное повторение активных и пассивных фаз позволяет соревновательную деятельность волейболиста сравнить с режимом интервальной работы. Для поддержания высокой работоспособности по ходу игры и успешной реализации всего арсенала технических и тактических средств борьбы волейболист должен обладать высокоразвитыми аэробными и анаэробными способностями. Это положение подтверждается данными табл. 3. Таблица 3 Отношение физиологических показателей к показателям максимальных функциональных способностей
На основании временной структуры игры и расшифрованного содержания игровых эпизодов, т. е. на основании модели игры, можно достаточно точно произвести отбор средств тренировки и установить необходимые дозировки упражнений, близких по характеру соревновательной деятельности волейболистов. Интересна динамика ЧСС в играх волейболистов, проиллюстрированная на рис. 1. Переменный характер двигательной деятельности спортсменов вызывает значительные колебания пульса. Максимальное значение ЧСС превышает 200 уд/мин. Достижение максимальных значений пульса в большинстве случаев наблюдается в моменты нахождения игрока в линии нападения. Следует подчеркнуть, что динамика ЧСС у связующего игрока не имеет принципиальных отличий от динамики ЧСС нападающего игрока, что говорит о предъявлении одинаково высоких требований к работоспособности игроков различных игровых амплуа. Рис 1. Динамика ЧСС во время игры на первенство СССР (одна партия) Участие в календарных играх сопровождается выраженными изменениями в сфере аэробного и анаэробного обмена. Повышение аэробных и анаэробных возможностей волейболистов является одной из важных задач функциональной подготовки. Значительную долю в общей системе подготовки команд к соревнованиям занимают учебно-тренировочные игры, которые имеют очень важное значение на предсоревновательном этапе. Но обеспечивают ли эти игры необходимый уровень функциональной и двигательной подготовки? Основываясь на результатах исследований, мы отмечаем, что учебно-тренировочные игры мало эффективны в качестве средства развития функциональных возможностей игроков (табл. 4). Необходимы на предсоревновательном этапе целенаправленные тренировки, включающие, помимо техни- Таблица 4 Сравнительные физиологические показатели
Примечание. В знаменателе — данные календарных игр; в числителе — данные тренировочных игр.
ко-тактической подготовки, специальные средства тренировки, направленные на воспитание «отстающих» тех или иных физических качеств и функциональных возможностей организма спортсменов. Зная уровень требований к двигательной и функциональной подготовке волейболистов, можно добиться целенаправленного развития работоспособности. СРЕДСТВА И МЕТОДЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РАБОТОСПОСОБНОСТИ Выполненная тренировочная работа вызывает ответную реакцию организма, т. е. создает определенный тренировочный эффект. Периодически повторяющиеся тренировочные нагрузки обусловливают соответствующую адаптационную перестройку систем организма. Величина и направленность сдвигов в организме спортсмена при выполнении любых упражнений зависит от компонентов физической нагрузки: вида применяемого упражнения, интенсивности, продолжительности, времени отдыха, характера отдыха, числа повторений. Вид применяемых упражнений предопределяет количество участвующих в работе мышц и режим их деятельности. Интенсивность непосредственно влияет на характер энергетического обеспечения. При умеренных и средних скоростях выполнения упражнений усиливаются сдвиги в аэробных процессах; при максимальной интенсивности — в анаэробных. Продолжительность упражнения определяет, за счет каких механизмов энергообеспечения будет осуществляться мышечная деятельность. Если время работы не более 3 мин, то всякое уменьшение времени выполнения упражнения увеличивает анаэробные изменения в организме. Мышечная работа до 10 с идет за счет алактатпых механизмов энергообеспечения; более 10 с— за счет гликолиза. Величина интервалов отдыха играет большую роль в определении характера ответных реакций на тренировочную нагрузку. Если работа выполняется со средней интенсивностью, то сокращение интервалов отдыха повышает интенсивность аэробных изменений в организме. При работе с максимальной интенсивностью сокращение интервалов отдыха ведет к увеличению анаэробных изменений в организме. Число повторений упражнения определяет величину воздействия нагрузки на организм. При работе в аэробных условиях увеличение числа повторений заставляет поддерживать на высоком уровне деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем длительное время. При работе в анаэробных условиях увеличение числа повторений приведет к исчерпыванию энергетических ресурсов в мышцах и спортсмен вынужден будет либо прекратить работу, либо снизить ее интенсивность. Варьируя компонентами физической нагрузки, можно добиться различного тренировочного эффекта при выполнении одного и того же упражнения. Пример, иллюстрирующий выше сказанное, приведен в табл. 5. Таблица 5 Величина сдвигов физиологических показателей при различных компонентах физической нагрузки
Упражнение в нападающем ударе с максимальной интенсивностью по физиологическим показателям может быть отнесено к нагрузкам анаэробного гликолитического воздействия (тренировка специальной выносливости)..Выполнение упражнения с малой и средней интенсивностью вызывает сдвиги в сфере аэробного обеспечения. Выполнение упражнений умеренной интенсивности с ЧСС до 130 уд/мин не оказывает заметного влияния на аэробные и анаэробные функции. Исходя из особенностей физиологических сдвигов в организме под воздействием характерных для волейбола упражнений, выполненных с различной интенсивностью, продолжительностью, паузами отдыха, числом повторе-
ний, данные тренировочные упражнения делятся на 4 группы: Группа 1. Упражнения преимущественно аэробного воздействия (тренировка сердечно-сосудистой и дыхательной систем)—интенсивность умеренная, ЧСС— не выше 150 уд/мин; продолжительность от 10 мин и больше. Группа 2. Упражнения аэробно-анаэробного воздействия—ЧСС в пределах 150—190 уд/мин; интенсивность переменная. Группа 3. Упражнения анаэробной алактатной направленности (совершенствование скоростпо-силовых качеств), продолжительность—10—30 с, интенсивность— максимальная, паузы отдыха 1—2 мин, количество повторений 5—7. Группа 4. Упражнения анаэробного гликолитического воздействия (тренировка специальной выносливости— скоростной, прыжковой), интенсивность—близкая к максимальной, продолжительность—1—4 мин (один повтор), паузы отдыха между повторениями—2—4 мин, количество повторений 5—8. На предсоревновательном этапе подготовки волейболистов, когда возникает опасность утраты высокой физической работоспособности из-за преимущественного использования в тренировке упражнений тактической направленности, целесообразно использовать упражнения группы 2, 3, 4. Но эффект будет лишь в том случае, если в каждой тренировке будут применяться упражнения только одной группы. Пример: 1-й день недели—развитие скоростно-силовых качеств (группа 3); 2-й день недели—нагрузка переменного характера (группа 2); 3-й день недели—развитие специальной выносливости (группа 4). Упражнения следует выполнять после интенсивной разминки в первой половине ч в середине тренировки. Пример реакции организма на нагрузку скоростно-силовой направленности показан на рис. 2. Приведенные выше группы упражнений определенного тренирующего воздействия—эффективное средство развития специальных двигательных качеств ц функциональных возможностей волейболистов, Вот некоторые упражнения; Рис. 2. Типичный пример динамики ЧСС при выполнении упражнений анаэробного алактатного воздействия 1. И. п.—два защитника в зоне 5. На другой площадке в зонах 4 и 2 в колонну по одному с мячами лицом к сетке стоят нападающие. Нападающий игрок из зоны 2 с собственного набрасывания бьет через сетку в зону 5. Защитник принимает мяч и быстро перемещается к трехметровой линии по боковой линии. Из зоны 4 нападающий удар в зону 4 в защитника. После приема мяча — перемещение в зону 2. Из зоны 2 нападающий удар в защитника—прием мяча и перемещение в зону 1. Удар в зону 1 нападающего из зоны 4. Прием мяча и возвращение на место. То же выполняет второй игрок. Каждый спортсмен выполняет защитные действия 7— 10 раз. 2. То же, что в № 1, но при нахождении защитника в линии нападения — обманные удары. 3. Розыгрыш мяча с участием трех нападающих игроков (в зонах 4, 3, 2) и выходящего из зоны 1, после переброски мяча с другой стороны сетки. Связующий выполнил передачу и «достает» 2 мяча в защите с падением за трехметровой линией, после чего снова делает выход. Выполнить 7—10 выходов с игрой в защите. 4. Нападающий удар с разбега из зоны 4 (2, 3) с набрасыванием мяча партнером (5 мячей). Нападающий после серии ударов «поднимает» мячи в защите, адресованные ему ассистентом (3—4 мяча) в разных местах площадки. Без паузы отдыха повторить упражнение еще 2 раза.
5. Поочередные поточные нападающие удары (с собственного подбрасывания) из зоны 4 и 2 через сетку на заднюю линию в зоны 5 и 1. Мячи принимает один защитник, перемещаясь по маршруту 5—1—5—1 и т. д. Продолжительность одного повтора 1 мин, отдых между повторами 2 мин, количество повторов—4—5. 6. Блокирование поточных нападающих ударов из зоны 4 и 2 со второй передачи из зоны 3 одним блокирующим. Продолжительность одного повтора — 1 мин, отдых между повторами—2 мин. Количество повторов—4—5. 7. Нападающий удар со второй передачи из зоны 4 в зону 1 после приема мяча с подачи нападающим игроком. Подачу выполнять после быстрого отхода нападающего от сетки для приема подач. Продолжительность одного повторения—2 мин, отдых между повторами— 2—3 мин, количество повторов — 3—5. Специальная работоспособность волейболистов развивается на базе общей работоспособности, которую спортсмен приобретает в период занятий ОФП. Одно из важных физических качеств — общая выносливость. Физиологической основой общей выносливости являются аэробные возможности, которые оцениваются максимальным потреблением кислорода. Чем больше количества кислорода может потребить спортсмен за единицу времени, тем большее количество энергии он может выработать, а следовательно, и большую работу выполнить. Уровень развития выносливости определяется прежде всего функциональными возможностями сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем, уровнем обменных процессов, а также координацией деятельности различных органов и систем. Одним из главных лимитирующих факторов аэробных возможностей служит сердечная производительность, поэтому тренировка общей выносливости выражается прежде всего в повышении производительности сердца. При воспитании общей выносливости могут быть использованы различные методы. Метод непрерывной длительной работы характерен умеренным темпом выполнения упражнений на протяжении большого промежутка времени (не менее 10— 30 мин) при пульсе 140—150 уд/мин. Для этой формы работы подходят кроссовый бег, плавание, гребля, езда на велосипеде и др., т. е. виды упражнений, в которых участвуют большое количество мышечных групп и благодаря которым создается «мышечный» насос, способст- вуюший хорошему кровообращению. Этот метод в тренировке высококвалифицированных волейболистов целесообразно применять на общеподготовительном этапе подготовительного периода. Переменный метод предусматривает изменение скорости выполнения упражнения то в сторону увеличения, то в сторону уменьшения. До повышения интенсивности работа идет при пульсе 140—150 уд/мин, после повышения интенсивности—до 180 уд/мин. Пример: 1. Бег на лыжах 3 км—после каждых 500 м ускорение 50 м, далее бег в умеренном темпе. 2. Плавание на 500 м в умеренном темпе, после каждых 90 м ускорение 10—15 м. 3. Упражнение в приеме подач двух волейболистов в течение 20 мин. После каждых 2 мин работы—челночный бег 30 м. 4. Нападающий удар с интенсивностью 6—8 уд/мин в течение 10—15 мин. После каждых 2 мин работы имитация защитных действий с падением в течение 30—45 с. Этот метод наиболее приемлем на общеподготовительном этапе, когда закладывается физическая и функциональная база у спортсменов. Интервальный метод характерен многократным повторением кратковременных порций работы со строго дозированными паузами отдыха и продолжительностью упражнения. Пульс во время выполнения упражнений должен быть до 180 уд/мин (наибольший ударный объем сердца). Паузы отдыха должны быть такими, чтобы пульс восстанавливался до значения 120—130 уд/мин. Продолжительность упражнений циклического характера до 1 мин, ациклического—до 2 мин. Пример: 1. Легкоатлетический бег 200 м—4—5 повторений в одной тренировке. 2. Плавание на 50 м—4—6 повторений. 3. Имитация нападающего удара с разбега от линии нападения (после приземления имитация приема мяча в защите с падением). Продолжительность одного повтора—45 с, количество повторов—5—8. 4. Защитные действия в паре (защищается один спортсмен). Продолжительность одного повтора— 1 мин, количество повторов — 4—6. 5. Упражнения в нападающем ударе, интенсивность— 12 уд/мин. Продолжительность—2 мин, количество повторов — 5—8. Повторный метод основывается на принципе интервального, но интервалы отдыха произвольны — спортс-
мен перед новым повторением отдыхает столько, сколько ему требуется для восстановления работоспособности. Соревновательный метод характерен оптимальным соответствием частоты движений и техники выполнения упражнений содержанию игры. Игры уменьшенными составами (3Х3, 3х4, 4х5 и т. д.) без длительных пауз отдыха способствуют развитию общей выносливости волейболистов. Указанные дозировки упражнений для развития общей выносливости могут быть использованы в работе со спортсменами I разряда и мастерами спорта.
|