![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Воспитание быстроты
Быстрота — способность волейболиста выполнять технические приемы или перемещения по площадке в минимальный отрезок времени. Это качество в игре проявляется в трех формах: 1. Быстрота реакции (на сигнал партнера, на изменение игровой ситуации и т. д.). Она является основной и необходимой предпосылкой для умения волейболиста максимально быстро, опережая соперника, оценивать обстановку, принять наиболее выгодное решение и осуществить его. 2. Предельная быстрота отдельных движений. 3. Быстрота перемещений. При воспитании быстроты необходимо учитывать следующее: а) упражнения выполнять после хорошей разминки при максимальной готовности организма к двигательным действиям; б) длительность одного повторения упражнения должна быть такой, при которой упражнение выполнняется без снижения предельной скорости; в) количество повторений должно быть таким, при котором упражнение выполняется без снижения скорости; г) продолжительность отдыха между повторами подбирается такой, чтобы следующее повторение начиналось без снижения скорости; д) упражнения выполнять в первой половине тренировочного занятия, так как на фоне утомления воспитывается не быстрота, а выносливость. Методы тренировки: повторный, интервальный, игровой, соревновательный. Средства тренировки: имитационные упражнения, старты и спринтерские ускорения, прыжковые упражнения, упражнения, максимально приближенные по своей структуре к техническим приемам игры, спортивные игры и основные упражнения по технике игры. Примерные упражнения: 1. Метание теннисных мячей, камней и др. 2\ В прыжке поймать мяч (набивной, баскетбольный, волейбольный), брошенный партнером, и до приземления бросить мяч обратно. 3. Зеркальное отображение действий партнера через сетку (в парах). 4. Нападающий игрок в прыжке имитирует передачу (или нападающий удар), блокировщик нападающий удар блокирует, передачу—нет. 5. Нападающий удар при групповом блокировании. Защитник при ударе остается на задней линии, при перекидке мяча через блок перемещается в зону «обмана» и принимает мяч. 6. Перемещения в средней стойке (в стороны, вперед, назад) с касанием рукой пола. 7. Челночный бег (старт от лицевой линии до линии нападения и обратно) с касанием рукой линий. 8. То же, что упражнение 7, но вместо касания падение. 9. Имитация нападающего удара (разбег от линии нападения) с падением после приземления. 10. Прием поточных нападающих ударов одним спортсменом в зонах 6 и 1 (нападающие удары из зон 3 и 4). Дозировки упражнений (без мячей), в которых есть различного рода перемещения, следующие: продолжительность одного повтора—10—15 с, интенсивность— максимальная, паузы отдыха между повторами—15— 45 с, количество повторов — 5—8. Для воспитания работоспособности волейболиста используются упражнения из других видов спорта (легкая атлетика, гимнастика, плавание и др.), спортивные игры, упражнения, сходные по структуре с техническими приемами игры, основные упражнения по технике и тактике и др..Такой богатый набор средств может и не дать положительного результата, если работа ведется путем проб и ошибок. Только рациональный выбор средств и методов для определенного этапа подготовки и непременное соблюдение правильной дозировки упражнений позволит целенаправленно воспитывать работоспособность.
КОНТРОЛЬ ЗА ФИЗИЧЕСКОЙ РАБОТОСПОСОБ-НОСТЬЮ
Физическое состояние и работоспособность спортсмена постоянно изменяются под влиянием внешних воздействий, тренировочных занятий, соревнований и др; Своевременная, точная и эффективная оценка текущего состояния волейболиста позволяет судить, во-первых, о возможностях спортсмена, а следовательно, ставить перед ним реально выполнимые задачи; во-вторых, колебания физической подготовленности позволяют судить об уровне тренированности спортсмена. Поэтому современные планы тренировок должны включать контроль над достижением спортсмена и оценку его потенциальных способностей. На основе оценки текущего состояния волейболистов появляется возможность рационально строить тренировочный процесс не только по физической, но и по технико-тактической подготовке. Контроль за уровнем развития работоспособности волейболистов осуществляется с помощью многочисленных тестов. В данной работе представлены наиболее информативные тесты, отражающие уровень развития специальной подготовки волейболистов. Оценивая текущее состояние спортсменов, необходимо соблюдать следующие условия: 1. Тестирование проводить в подготовительном и соревновательном периодах регулярно через равные промежутки времени для каждого периода. 2. Время и место контрольных испытаний должно быть одним на весь подготовительный и соревновательный периоды (например, начало в 15.00 в зале). 3. К испытаниям допускать только здоровых спортсменов после интенсивной разминки с 3—5-минутным отдыхом перед тестированием. 4. Контрольные упражнения по специальной выносливости выполнять по одному в занятии. Тесты на общую выносливость: 1. Упражнения в нападающем ударе из зон 2 (4) в течение 2 мин. 30 сек. с интенсивностью 12—14 ударов в минуту (разбег из-за трехметровой линии или от нее с быстрым возвращением после удара на исходную позицию). Проверка восстановления пульса пальпаторно: до 120—130 уд/мин за 45—90 с—высокий уровень развития аэробных возможностей; за 90—120 с—хороший уровень; за 120—160 с—средний уровень. 2. Испытание с помощью теста со ступенчато-увели-чивающейся нагрузкой (езда на велоэргометре) в лабо- раторных условиях. Рассчитывается показатель МПК. Если он равен 5—5, 5 л/мин—это высокий уровень развития аэробных возможностей; 4—4, 5 л/мин—хороший уровень развития аэробных функций; 3, 5 л/мин—удовлетворительное развитие общей выносливости. Контрольные нормативы по общей выносливости разработаны только для волейболистов-мужчин квалификации не ниже I разряда. Тесты на прыжковую выносливость. 1. Нападающий удар с разбега из зон 2 (4) в течение 3 мин для мужчин и 2 мин—для женщин с интенсивностью 12—14 ударов в минуту для мужчин и 10— 12 ударов в минуту для женщин (оценивается попадание мячом в мишень (квадрат 3х3 м). Разбег для нападающего удара от 3-метровой линии с быстрым возвращением после нападающего удара на исходную позицию для разбега. Две мишени устанавливаются по боковым линиям за линией нападения. Нападающие удары проводить поочередно в обе мишени. Потерей мяча считаются удары в сетку, за пределы площадки, мимо мишени. Высокий уровень развития—3—4 потери мяча для мужчин (для женщин 3—4), хороший—6—8 (6—8), средний—10—12 (10). 2. Прыжки с места толчком двух ног на оптимальную высоту (к росту игрока-мужчины прибавить 1 м, для женщин — 80 см) с доставанием маркированной отметки двумя руками. Оценивается количество прыжков. Высокий уровень развития — 60 (50); хороший — 50 (40); средний—40 (30). Тесты на скоростную выносливость. 1. Бег «елочкой» на одной стороне волейбольной площадки. На боковых линиях через 3 м от лицевой линии устанавливаются 6 теннисных' мячей. Старт от середины лицевой линии. Игрок касается мяча (ближнего к нему) с правой стороны, возвращается к месту старта, касается рукой мяча (ближнего к нему) с левой стороны, возвращается к месту старта. Далее перемещение по этой схеме с касанием следующих мячей. Оценивается время перемещения в секундах. Высокий уровень развития—23, 0 (24, 0); хороший—24, 0 (25, 0); средний—25, 0 (26, 0). 2. Бег к четырем набивным мячам (поочередно) из Центра площадки. Два набивных мяча лежат в углах, образованных лицевой и боковым линиям, два других мяча—в углах, образованных боковыми линиями и ли-
нией нападения. Старт из центра площадки, где лежит набивной мяч. Маршрут движения: в зону 4, коснуться мяча, к месту старта—коснуться мяча, в зону 2—коснуться мяча, к месту старта—коснуться мяча, в зону 1 — коснуться мяча, к месту старта — коснуться мяча, в зону 5 — коснуться мяча, к месту старта — коснуться мяча. Еще раз пробежать этот маршрут без паузы отдыха. Оценивается время перемещения в секундах. Высокий уровень развития—23, 0 (24, 0); хороший — 23, 5 (24, 5); средний—24, 0 (25, 0). Тесты на прыгучесть. 1. Прыжок вверх с места толчком обеих ног (по Абалакову, дается три попытки, см). Высокий уровень развития—90 (65); хороший—80 (55); средний—65 (45). 2. Прыжок вверх с разбега толчком обеих ног с касанием рукой отметки возможно выше (дается три попытки, см). Высокий уровень развития—335 (305); хороший—320 (290); средний—305 (270). 3. То же, что и упражнение 2, но определяется разница между величиной максимальной высоты выпрыгивания и показателем высоты, зафиксированной у игрока, стоящего на носках с вытянутой рукой перед прыжком. Высокий уровень развития—100 (75); хороший— 90 (65); средний—75 (55). Тесты на быстроту. 1. Тест 9—3—6—3—9 (цифры означают дистанцию для бега на волейбольной площадке). Старт от лицевой линии—коснуться рукой средней линии, коснуться рукой линии нападения на «стартовой» стороне площадки, коснуться рукой линии нападения по противоположной стороне площадки, коснуться рукой средней линии и рывок до лицевой линии площадки, противоположной месту старта. Регистрируется время пробегания в секундах. Высокий уровень развития—7, 0 (8, 0), хороший— 7, 5 (8, 5) и средний—8, 0 (9, 0). 2. Бег на 10 м из различных исходных положений (5 пробежек), паузы отдыха между пробежками произвольные, но не длительные. 3. Повторный бег на 15 м с интервалом в 5 с (10 пробежек). Для тестов 2 и 3 подсчитывается средняя величина времени пробегания отрезков дистанции для каждого спортсмена, которая и является показателем развития быстроты (сравниваются данные на каждом этапе подготовки).
|