![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Основы теории комплексного контроля
Теория комплексного контроля быстро развивается в последние годы благодаря научной и практической работе. Существуют три основных разновидности контроля — оперативный, текущий и этапный. В процессе контроля необходимо строго выполнять общие и специфические требования к процедурам тестирования. Известно, что начальный и наиболее важный этап создания системы комплексного контроля связан с выбором и обоснованием тестов. Тестирование проводят с целью определения состояния спортсменов. В практической деятельности можно использовать лишь только такие тесты, относительно которых известны: а) цель тестирования; б) метрологически обоснованная система измерений результатов; в) величины надежности и информативности тестов. Мотивация при выполнении каждого теста должна быть направлена на достижение максимального результата. Должна быть также разработана система оценок, основанная на использовании шкал разного типа. При составлении программы тестирования нужно определить: 1) какие тесты должны использоваться для оценки подготовленности волейболистов; 2) сколько нужно иметь тестов, чтобы получить минимум информации, необходимой для планирования учебно-тренировочной работы. Ответ на первый вопрос связан по преимуществу с определением информативности и надежности тестов. Информативность—это один из критериев стандартизации, предполагающий, что данный тест оценивает именно то двигательное качество, для оценки которого он создавался. Информативность любого из тестов определяется в два этапа: вначале на основе теоретических предположений о том, какой из факторов является ведущим в волейболе, устанавливается логическая информативность. Например, из физиологии и биохимии известно, что результаты во многих длительных упражнениях (а именно к таким относится волейбольный матч, длящийся от 50 до 200 мин) зависят от уровня физической работоспособности спортсменов. Последняя, как известно, хорошо оценивается через показатели максимального потребления кислорода, минутного объема дыхания, систолического объема сердца, РWС17о и т. д. Именно эти показатели можно предварительно рассматривать как логически информативные. Второй этап связан с количественной оценкой коэффициента информативности. Для этого результаты тестов сопоставляются со значениями некоторых критериев. В качестве последних рекомендуется использовать (В. М. Зациорский, 1979): 1. Спортивный результат. 2. Какую-либо количественную характеристику основного спортивного упражнения (например, общее количество единоборств при выполнении нападающих ударов и их эффективность). 3. Результаты другого теста, информативность которого ранее найдена приемлемой. 4. Принадлежность к определенной группе. Например, использовать показатели, по которым различается эффективность технико-тактического мастерства волейболистов сборной команды СССР, клубных команд, юношеских команд. 5. Составной критерий, например сумма очков в комплексе тестов. В некоторых случаях информативность тестов определяется по совпадению динамики их результатов с динамикой нагрузок. Следующий критерий стандартизации тестов—надежность, которая характеризуется степенью совпадения результатов при повторном тестировании одного и того же спортсмена в тех же условиях. Добиться полного
совпадения результатов в тестах, даже при соблюдений самых строгих правил измерения, обычно не удается. Это происходит в связи со следующими причинами (по В. М. Зациорскому): 1) в процессе тестирования изменяется состояние волейболистов (например, возникает утомление, рассеивается внимание и т. п.); 2) изменяются внешние условия или условия, обуславливающие точность работы измерительной аппаратуры; 3) может измениться состояние оператора, проводящего измерения (или вместо него будет работать другой исследователь); 4) тест может обладать определенным несовершенством (например, заведомо мало надежны тесты на точность ударов в мишень до первого промаха. Волейболисты, имеющие высокую точность ударов, могут случайно ошибиться в первых попытках. Все это приводит к тому, что истинная оценка результата в тесте искажается как за счет погрешностей измерения, так и по причине уменьшения стабильности выполнения теста самим спортсменом. Если такие искажения в разных попытках велики и изменяются по случайному закону, то надежность теста окажется невысокой. Для расчета коэффициента надежности необходимо использовать дисперсионный анализ и лишь в некоторых случаях—корреляционный. В практике контроля различают следующие разновидности надежности: 1. Стабильность (или воспроизводимость); 2. Согласованность; 3. Эквивалентность тестов. Характеристика каждой разновидности надежности приведена в пособиях по спортивной метрологии; учитывая специфику волейбола целесообразно более подробно остановиться на согласованности тестов, которая характеризуется независимостью результатов тестирования от личных качеств того, кто проводит тест. Рассмотрим следующий пример. Несколько специалистов, наблюдая за действиями игроков, по одной и той же методике регистрируют количество и эффективность выполнения игровых приемов. Каждый из них наблюдает, например, за выполнением подач, регистрируя: — номер игрока, выполняющего подачу; — способ подачи (верхняя прямая, верхняя боковая и т. п.); — вид подачи (силовая, планирующая, нацеленная); — зона, в которую направлен мяч; — результат подачи (выиграно очко, затруднен прием, не затруднен прием, ошибка и ее разновидности); — действия в обычных и экстремальных условиях. После первичной обработки нужно сопоставить значения зарегистрированных показателей, полученных каждым наблюдателем. Хорошая степень их совпадения будет свидетельством высокой надежности этого способа контроля. Если же данные у некоторых наблюдателей будут заметно отличаться, то такой метод контроля мало надежен и его применять нецелесообразно. Тесты, используемые в практике, предназначены для оценки трех видов состояний: устойчивых, сохраняющихся в течение относительно длительного промежутка времени—нескольких недель или даже месяцев. Например, таким состоянием является спортивная форма, приобретаемая в процессе многих тренировочных занятий. Показатели, характеризующие устойчивое состояние, создают основу для перспективного планирования тренировочного процесса. Вторым видом будут текущие состояния, которые свидетельствуют о скорости восстановительных процессов после выполнения одного или серии тренировочных заданий. Например, волейболист провел объемную специализированную тренировку, направленную на развитие выносливости. Учитывая последствия этой тренировки, выражающиеся в относительно длительном восстановлении аэробных функций, тренер должен планировать спортсмену на следующее занятие такую работу, срочный тренировочный эффект которой усиливал бы сдвиги, вызванные предшествующей нагрузкой. И, наконец, оперативным называется состояние спортсмена после выполнения им одного или серии физических упражнений. Например, в таком состоянии оказывается волейболист, выполнивший в занятии технико-тактические упражнения или комплекс игровых действий в игре и т. д. Оперативные состояния кратковременны, но контроль за ними является основой для управления тренировочной нагрузкой в ходе самого занятия. Необходимо отметить, что такие состояния всегда учитывались тренером и спортсменом. По самочувствию после выполнения серии упражнений принималось решение: либо изменить интенсивность упражнений, интер-
валов отдыха, либо вообще прекратить тренировку и т. д. Однако субъективные ощущения не всегда верно отражают истинное состояние организма. Развитие объективных методов анализа в последнее время позволило тренерам и их помощникам более точно оценивать состояние спортсменов непосредственно во время своей работы или сразу после ее окончания. Смысл такого разделения состояний заключается в том, что для контроля каждого из них нужны совершенно разные тесты. Так, для этапного контроля можно использовать тесты, при выполнении которых результаты спортсменов в повторных попытках изменяются незначительно. Например, волейболист А в первой попытке прыгнул вверх с места на 78 см, во второй—на 80 см; волейболист В соответственно на 84 см и 85 см и т. д. Различия же результатов в тестах у разных спортсменов или на разных этапах процесса подготовки должны быть сравнительно велики. Например, если прыгучесть волейболиста А в начале подготовительного периода составляла 76 см, а в конце—82 см (разница 6 см), то этот тест годится для этапного контроля (по его результату можно уловить сдвиги, которые можно рассматривать как следствие выполнения запланированных соревновательных и тренировочных нагрузок). Тесты текущего контроля характеризуются высокой вариативностью результатов ежедневных измерений и низкой—в повторных попытках любого из дней. Например, при измерении мышечного тонуса волейболиста 10 мая были зарегистрированы такие значения: 80 миотон (первое измерение), 82 миотона (второе измерение). Через день, 11 мая, данные регистрации оказались такими: 122 и 125 миотон. Видно, что данный тест позволяет оценить влияние нагрузки предшествующего дня на нервно-мышечный аппарат волейболиста. Тесты оперативного контроля должны «улавливать» изменения показателей состояния волейболистов при выполнении ими соревновательного или тренировочных упражнений. В задачу оперативного контроля входит также оценка технико-тактического мастерства волейболистов на соревнованиях. Например, исходная частота сердечных сокращений (ЧСС) волейболиста перед выполнением нападающего удара из 4-й зоны (длительность выполнения — 3— 4 мин, интенсивность—большая, количество повторений—12 раз в мин.) составляла 90 уд/мин, после выполнения—172 уд/мин. Разница в ЧСС—82 уд/мин информативно оценивает оперативное состояние игрока после выполнения этого упражнения. Общая схема соотношения между различными видами состояний, контроля и планирования приведена в табл. 1. Таблица 1 Общая схема контроля и планирования в спортивной тренировке
|