![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Характеристика современного волейболаСтр 1 из 12Следующая ⇒
ФИС 1983
В О Л Е Й Б О Л СОСТАВИТЕЛЬ Ю.Н. Клещев
СОДЕРЖАНИЕ От составителя..........……………………………………. 3 Управление тренировочным процессом в системе многолетней подготовки волейболистов Ю. Н. К, лещев ………………………………………………….... 4 Характеристика современного волейбола.……………..... — Организация деятельности команды..………………....... 10 Процесс подготовки команды......………………………... 14 Особенности подготовки сборных команд союзных республик..........……………………………………......… 18 Контроль процесса подготовки.....…………………….... 20 Управление командой в процесоревновани…………..….....22 Содержание и организация комплексного контроля. М. А. Годик, Л. Р. Айрапетянц.....……………………........ 26 Основы теории комплексного контроля.....………………. 28 Контроль соревновательной деятельности..……………... 33 Контроль физического состояния......…………………….. 36 Контроль нагрузок.........………………………………...... 41 Работоспособность волейболиста и ее воспитание А. В. Беляев............…………………………………........... 49 Характеристика календарных игр...……………………..... — Средства и методы для развития работоспособности……54 Воспитание специальной выносливости …..…………..... 60 Воспитание прыгучести.........……………………………... 63 Воспитание быстроты..........…………………………….…. 64 Контроль за физической работоспособностью..……....…. 66 Психологическая подготовка волейболиста. В. В. Медведев. …………………………………………..... 69 Немного о психологии в волейболе....…………………..... 70 Принципы построения психологической подготовки... 73 Общая психологическая подготовка волейболистов…. 74 Психологическая подготовка к конкретным соревнованиям ……………………………………………..... 88
УПРАВЛЕНИЕ ТРЕНИРОВОЧНЫМ ПРОЦЕССОМ В СИСТЕМЕ МНОГОЛЕТНЕЙ ПОДГОТОВКИ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ
ХАРАКТЕРИСТИКА СОВРЕМЕННОГО ВОЛЕЙБОЛА Анализ соотношения технико-тактических сторон (нападение—защита) в отечественном и мировом волейболе показывает постоянное усиление нападающих действий в командах. Эта главная тенденция развития современного волейбола. В тактическом плане игре сильнейших команд свойственно: 1. Увеличение в стартовом составе команды числа нападающих игроков (система 4—2 или 5—1). 2. Использование комбинационной игры как средства активного противодействия блоку. При изучений игры ведущих команд мира в нападении выявляется общая тенденция роста комбинационной игры с применением выходящего игрока. 3. Повышение скорости выполнения технических приемов с целью ослабления защитных действий соперников. Причем нападающие удары со скоростных передач составляют 50% и более. 4. Максимальное использование индивидуальных особенностей всех игроков команды. Отсюда определенная универсализация в игровых функциях и специализация в отдельных действиях. 5. Широкое использование всего состава команды (12 игроков) для усиления нападающих или защитных действий и изменения тактического рисунка игры. Знание тенденций развития техники и тактики мирового и отечественного волейбола, а также специфики условий проведения соревнований позволяет разработать прогностическую модель каждого игрока и команды в целом. В модели учтены все стороны игровой деятельности команды, комплектование состава и стартовой шестерки, система игры в нападении и защите, эффективность применения технических приемов. Модель, разумеется, может изменяться. В нее постоянно вносятся определенные коррективы в целях ее оптимизации. Проверка эффективности модели команды осуществляется на всех этапах ее создания и подготовки посредством участия команды в контрольных и календарных соревнованиях в течение года. Примерная модель мужской команды Комплектование команды В полном составе команды 12 игроков, из них четыре связующих и восемь нападающих. Среди связующих желательно иметь высокорослых игроков, которые будут располагаться по диагонали с основным связующим и осуществлять промежуточные выходы. В современном волейболе универсализация нападающих продолжается. Очевидно, это приведет к дальнейшему стиранию граней между основными и вспомогательными нападающими. Основная шестерка комплектуется по системе 5+1 (т. е. 5 нападающих и 1 связующий). В зависимости от соперника, хода игры, счета партии и т. д. команда должна иметь на вооружении шестёрки, скомплектованные по принципу 4+2 или 5+1. В ходе встреч с основными противниками команда должна иметь игроков, с вводом которых игру можно было бы усилить в атаке или в обороне. В возрастном плане целесообразно иметь в команде игроков трех поколений: «ветераны»—игроки 26 лет и старше (3—4 человека, из них 1—2 обязательно связующие); «среднее рабочее звено» — игроки 23—26 лет (4—5 человек); и «молодежь»—игроки 22 лет и моложе (3—4 человека). При таком составе сохраняется принцип преемственности поколений. По ростовым данным можно ожидать дальнейшего увеличения среднего роста игроков в команде. Средний рост волейболистов ведущих команд будет 192—195 см. Можно предположить, что крайние показатели в росте игроков одной команды будут сближаться. Это обусловлено требованиями универсализации игроков. Связующие должны иметь рост в 188—193, нападающие— 192—198 см. Требования к игрокам Специальная физическая подготовка. Повысятся.требования (табл. 1) к скоростно-силовой подготовке, прыжковой и игровой выносливости игроков, их координаци-
онным возможностям. Необходимо отметить, что к высокорослым игрокам предъявляются те же требования по общей и специальной физической подготовке. Таблица 1 Требования по специальной физической подготовке, предъявляемые к игрокам
Технико-тактическая подготовка. В связи с изменением правил (4 касания) международной федерацией по волейболу в 1977 г. нормативные требования остаются прежними. Общее требование к универсализации игроков говорит о том, что пробелов ни в одном из технических приемов у них быть не должно. Подача. Необходимо будет стремиться к сочетанию различных подач—нацеленной, планирующей и укороченной. Безусловно, агрессивность в подаче должна возрасти, но без увеличения потерь подач. Главное— затруднить прием противнику на 45—50%. Прием подач. Следует добиться стабильности и высокого качества так называемой доводки мяча при приеме подач (не ниже 75—80%). Передача. Все игроки должны освоить выполнение вторых предач из глубины площадки. Нападение. При выполнении нападающего удара необходимо уметь обработать любую по высоте и скорости передачу. В тренировочной работе необходимо создавать сложные по выполнению задания, которые бы заставили игроков вести единоборство против группового блокирования. Сочетать силовые нападающие удары с обманными, уметь изменять направление удара, применять различные кистевые удары, уметь играть первым и вторым темпом. В нападении планируются следующие показатели (в процентах); выигрыш—50 и выше, проигрыш—10 и ниже, эффективность — 40—42. Блокирование. В основу качества группового блокирования должно быть положено индивидуальное мастерство игроков. Необходимо быть готовыми к блокированию нападающих ударов с различных по высоте и скорости передач. В клубных командах надо больше уделять внимания индивидуальному блокированию. В блокировании планируются следующие показатели (в процентах): полезный блок—50, выигрыш—15, проигрыш — 5. Защита. Особое внимание должно быть обращено к так называемой общей игре, прежде всего в защите, технике обработки мяча на задней линии, постоянной готовности к приему мяча в процессе игры. В защите планируются следующие показатели: оставлено в игре 55%. Тактика. В нападении надо стремиться использовать 3 нападающих в каждой из 6 расстановок. В основе тактики нападения команд лежит комбинационная игра в сочетании с более рациональной игрой в отдельные моменты партий. Целесообразно добиваться примерно равной загрузки зон нападения и примерно равному распределению нападающих ударов между всеми игроками шестерки. В защите команда должна быть готова к игре по различным системам. Страховка может меняться в зависимости от противника, хода игры и других обстоятельств. В команде необходимы 2—3 лидера, которые проявляли бы инициативу при любой расстановке на каждой линии. Примерная модель женской команды Комплектование команды Желательно иметь в команде спортсменок старше 25 лет—2—3 человека, 20—25 лет—6—7 человек, 19 лет 3—4 человека. По игровым функциям состав должен быть таким: нападающие—8 человек, связующие—2 человека, вспомогательные связующие — 2 человека, из них 1 нападающий, 1 защитник.
Требования к игрокам Специальная физическая подготовка. В современном волейболе требования, предъявляемые к волейболисткам по специальной физической подготовке, очень высоки (табл. 2). Таблица 2 Требования по специальной физической подготовке, предъявляемые к волейболисткам
Технико-тактическая подготовка. Спортсменкам необходимо в нападении: уметь одновременно с партнерами входить в разные зоны передней линии для организации и завершения атаки; владеть всем разнообразием нападающих ударов и применять их в зависимости от конкретной игровой обстановки; определять основного нападающего и блокирующего противника в каждой расстановке для результативного нападения и организованной защиты над сеткой; быстро переключаться от выполнения нападающих действий к защитным и наоборот; правильно выбирать место для приема подач, нападающих ударов в зависимости от расположения партнеров; уметь взаимодействовать с игроками своей линии, а также с игроками другой линии (блокирование, страховка нападающих, блокирующих и т. д.). * Показатели технической подготовки приведены в табл. 3. 8 Волейболисткам необходимо в защите: своевременно выбирать место для вторых передач; выполнять передачи в зону при расположении левым и правым боком к сетке; определять по действиям блокирующих и защитников противника наиболее слабые участки обороны и ориентировать своих нападающих; быстро переключаться от нападения к защите и выполнять вторые передачи; определять целесообразность выхода при доигровках мяча; владеть разнообразными нападающими ударами с первых передач и уметь выполнять так называемую откидку в зависимости от конкретной игровой обстановки. Подача. Основная задача подачи—затруднение приема. Нацеленные подачи на связующего игрока или на активного нападающего на линии, завязывающего комбинации, с целью сбить организацию и темп развития атаки. Прием подачи. При приеме игроки должны организовывать и успешно осуществлять различные тактические комбинации с заранее обусловленной сменой мест. Нападение. При игре в нападении рекомендуется: специализация нападающих игроков в различных зонах; одновременный вход в зону нападения всех трех игроков; концентрация игроков (2—3 человека) в определенной зоне с последующей расконцентрацией по всей ширине сетки; выход на блокирующего противника с целью создания заслона и образования свободной зоны. Блокирование. При блоке игроку следует: определить свое первоначальное местонахождение в зависимости от количества и расположения нападающих; определить основного нападающего в каждой конкретной расстановке и нейтрализовать его; быстро переключаться от защитных действий к нападению; выполнять перестроение в зонах внутри линии при своих подачах; закрывать основное направление ударов. Основой блокирования должно быть индивидуальное мастерство.
Показатели техники
Защита в поле. Защитник должен уметь: выбирать место для приема нападающих ударов в зависимости от действия блокирующих; перестраиваться в зонах при своих подачах; налаживать взаимодействие внутри линии и между линиями (защитник—защитник, защитник—страхующий, страхующий—блокирующий и т. д.).
|