![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Контроль физического состояния
Контроль физического состояния предполагает измерения: — компонентов телосложения; — показателей состояния здоровья; — степени развития двигательных качеств. В зависимости от задач возможны четыре варианта тестирования: 1) комплексная оценка физического состояния с использованием широкого круга разнообразных показателей; 2) оценка уровня развития какой-либо одной стороны физического состояния (например, уровня телосложения волейболистов или степени физической подготовленности и т. п.); 3) оценка уровня развития какого-либо одного двигательного качества (например, быстроты движений); 4) оценка уровня одной из форм проявления двигательного качества (например, быстроты сложной реакции). При выборе тестов физического состояния необходимо соблюдать следующие условия: а) определить цель тестирования; б) обеспечить стандартизацию измерительных процедур; в) использовать тесты с высокими значениями надежности и информативности; г) использовать тесты, техника выполнения которых сравнительно проста и не оказывает существенного влияния на результаты тестирования; д) тесты должны быть настолько хорошо освоены, чтобы при их выполнении основное внимание было направлено на достижение максимального результата, а не на стремление выполнить движение технически правильно; е) мотивация на достижение предельных результатов в тестах должна быть максимальной (это условие не распространяется на стандартные функциональные пробы); ж) необходимо иметь систему оценок достижений в тестах. Измерение уровня телосложения проводится в соответствии с антропометрическими требованиями (В. В. Бунак, 1941); информативными для волейбола являются показатели длины и массы тела, длины рук, частных объемов мышечной, костной и жировой массы. Состояние здоровья контролирует врач по программам углубленных, текущих и оперативных медицинских обследований. Степень развития двигательных качеств определяется с помощью двух групп тестов. Первая группа, в которую входят неспецифические тесты, предназначена для оценки потенциальных возможностей волейболистов. Так измеряются физическая работоспособность при выполнении тестирующих нагрузок на тредбане или велоэргометре, сила и силовая выносливость на стенде силовых обмеров (ССО) и т. п. Тестирование на тредбане проводится так: вначале волейболист разминается в течение 5 мин при скорости движения ленты тредбана 2, 5 м/с. Затем он отдыхает 5 мин, и в это время на нем крепят датчики ЧСС и надевается дыхательная маска. Тестирующая нагрузка включает в себя бег со скоростью 2, 5 м/с в течение 3 мин, затем скорость увеличивается на 1 м/с в течение каждых последующих 3 мин. Хорошо подготовленные волейболисты бегут на тредбане около 12 мин (3 мин на скорости 2, 5 м/с, 3 мин— 3, 5 м/с, 3 мин—4, 5 м/с, 3 мин—4, 5 м/с). Частота сердечных сокращений и показатели легочного газообмена регистрируются до тестирования и на каждой ступени нагрузки. Если в распоряжении тренера нет тредбана, то можно использовать велоэргометр, сохраняя общую схему тестирования. Разминка—5 мин педалирования при мощности 450 кгм/мин. После 5-минутного отдыха волейболист работает по 3 мин, вращая педали велоэргометра при мощности 450 кгм/мин, 900 кгм/мин, 1350 кгм/мин и т. д.
Следует отметить, что значение максимального потребления кислорода (МПК), измеренное при использовании велоэргометрического теста, оказывается на 7% меньшим, чем в пробе на тредбане. На велоэргометре физическую работоспособность волейболистов можно определить с помощью теста РWС17о по В. Л. Карпману. Результаты контроля волейболистов разных разрядов показывают, что уровень их физической работоспособности сравнительно невысок, а следовательно, имеются значительные потенциальные возможности, которые могут быть реализованы в тренировочной и соревновательной деятельности. Необходимо отметить, что зависимость между показателями физической работоспособности и технико-тактическим мастерством волейболистов может проявляться по многим направлениям. Во-первых, у волейболистов с высоким уровнем физической работоспособности наблюдается меньшая утомляемость в матчах и большая стабильность техники. Во-вторых, они способны выполнять повышенные объемы тренировочных нагрузок и вследствие этого быстрее прогрессировать. Помимо контроля общей работоспособности волейболистов, необходимо измерять и частные проявления двигательных качеств. Прежде всего это касается быстроты реакции, методика измерения которой должна предусматривать вариативность игровых ситуаций, а также множественность ответных решений. Показатели простой реакции для волейболистов неинформативны, это видно хотя бы из того, что и мастера спорта, и начинающие в простых ситуациях реагируют одинаково быстро (или одинаково медленно). Например, время простой реакции волейболиста—мастера спорта и волейболиста-новичка — 200 мс. В последние годы для контроля уровня развития двигательных качеств волейболистов используют: 1) прыжок вверх с места, отталкиваясь двумя ногами — для оценки прыгучести; 2) серийные прыжки на оптимальную высоту; 3) тест для определения уровня развития выносливости к скоростным повторно-переменным нагрузкам — «ёлочка»; 4) тест для определения скорости перемещения по волейбольной площадке (30 м — 9—3—6—3—9; бег к 4 набивным мячам); 5) прыжок вверх с разбега толчком обеих ног с касанием рукой метрической разметки; 6) прыжок в длину с места толчком двух ног; 7) тройной прыжок. В процессе контроля физического состояния волейболистов обычно используется несколько тестов. Анализ результатов тестирования должен привести к обобщенной оценке, но она затруднена по следующим причинам. Во-первых, каждый из тестов имеет свою единицу измерения: прыгучесть измеряется в см, быстрота в мс, сила — в кгс, выносливость — по количеству повторений, длительности работы или по биологическим показателям. В таких условиях суммирование результатов конкретного волейболиста по множеству тестов просто невозможно: нельзя прибавить к 82 см (это результат теста на прыгучесть) 58 мл/кг/мин- (это данные о максимальном потреблении кислорода) и т. д. Во-вторых, практически редко встречаются случаи, когда спортсмен, скажем, первый во всех тестах. Более типична ситуация, когда по одному тесту волейболист первый, по второму—пятый, по третьему—второй и т.д. Существует несколько приемлемых вариантов выведения комплексной оценки. Один из них заключается в том, что результаты по каждому тесту шкалируются. Для этого выбирается определенная шкала, чаще всего стандартная Т-шкала. В ней среднее значение результатов теста приравнивается к 50 очкам, а стандартное отклонение от средней—к 10 очкам: где Т — оценка результата в тесте конкретного спортсмена; х — средняя величина; х — результат этого спортсмена в тесте; а — стандартное отклонение. Рассмотрим на конкретном примере порядок расчетных операций при выведении обобщенной оценки. Волейболисты одной из команд тестировались по следующим тестам: 1) «елочка», 2) 9—3—6—3—9, 3) тройной прыжок с места, 4) прыжок в длину с места, 5) прыжок вверх с разбега. В табл. 2 представлены их результаты прыжка вверх с разбега, толчком обеих ног, а также оценки в баллах. Они получены следующим образом: а) рассчитывается средняя арифметическая по фор-
листа, 2 — знак суммирования. Она равна 83, 4 см и оценивается в 50 очков. Затем определяется стандартное отклонение: вначале из каждого индивидуального результата вычитается средняя (цифры второго столбца), полученные результаты возводятся в квадрат и суммируются (цифры третьего столбца). После этого полученная сумма делится на 12 (количество волейболистов) а из частного от деления извлекается квадратный корень (это есть стандратное отклонение. В нашем примере оно равняется 7, 4 или 10 очкам). После этого можно оценивать индивидуальные результаты: волейболист 1 прыгнул на 82 см, подставляем значение в формулу и получаем: Таким образом, его оценка—48, 1 очка. Точно так же рассчитываются оценки остальных волейболистов (они представлены в четвертом столбце этой таблицы). Таблица 2 Шкалирование результатов в тесте прыжок вверх с разбега толчком двух ног
Обобщенная оценка подготовленности каждого игрока представлена в табл. 3. По данным таблицы можно судить об уровне физической подготовленности волейболистов. Таблица 3 КОНТРОЛЬ НАГРУЗОК Под нагрузкой понимают, во-первых, работу, которую волейболисты выполняют на тренировках и соревнованиях (так называемая «физическая нагрузка» и, во-вторых, величину воздействия этой работы на организм каждого из них («физиологическая нагрузка»). Эффективность контроля нагрузки в значительной степени обусловливает качество управления тренировочным процессом. Известно, что в ходе анализа результатов контроля информация о нагрузке сопоставляется с показателями игр и тестирования. Делается это для того, чтобы выяснить, какой вид нагрузки оказал наибольшее влияние на совершенствование подготовленности волейболистов, достаточной ли оказалась величина того или иного вида нагрузки, насколько оптимально соотношение между направленностью различных видов нагрузки и т. п.
Точность ответа на поставленные вопросы всецело зависит от классификации и способов измерения нагрузки. Если неверно выбраны характеристики нагрузки и ее компоненты или методы определения нагрузки по надежным характеристикам и компонентам, то оценить влияние нагрузки на развитие качеств и способностей спортсмена не удастся. Поэтому одним из основных вопросов организации контроля является выбор информативных показателей, с помощью которых можно объективно управлять ею. Сложившаяся к настоящему времени система контроля тренировочных нагрузок в волейболе (как, впрочем, и в других видах спорта) основана на регистрации времени, затраченного на физическую, техническую, тактическую и другие виды подготовки. Например, привычной для тренера стала информация о том, что «на первом этапе подготовительного периода на физическую подготовку было затрачено 35% времени, техническую— 40%, тактическую—25%». Точно так же выглядят рекомендации по планированию нагрузок. Представляется, что в подавляющем большинстве случаев использовать такой подход для контроля и планирования нагрузок попросту невозможно. Подтвердим сказанное на следующем примере. Волейболисты на занятии выполняют одно из специализированных тренировочных упражнений, например блокирование в зоне 2(4). Компоненты нагрузки при его выполнении следующие: интенсивность — большая; продолжительность — 3—4 с; длительность отдыха — 5с; количество повторений — 25—36. При этом потребление кислорода достигает 2, 61±0, 36 л/мин, ЧСС—174±5 уд/мин, кислородный долг—6, 87±0, 7 л. В этом упражнении совершенствуется техника блока, и поэтому тренеры, ученики которых выполняют его, вправе регистрировать работу (по времени или по количеству упражнений) в графе «техническая подготовка». С другой стороны, вполне правомерно отнести эту нагрузку в графу «тактическая подготовка», так как игрокам необходимо постоянно оценивать изменяющуюся ситуацию и принимать тактически обоснованные решения. При выполнении этого упражнения высококвалифицированными волейболистами ЧСС достигает 160— 180 уд/мин, что свидетельствует о его высокой «нагрузочной стоимости». Следовательно, в этом случае про- исходит совершенствование физических качеств волейболистов. Таким образом, любое специализированное упражнение обладает сопряженным воздействием на все стороны подготовленности волейболистов, и относить время его выполнения только на техническое или только на тактическое совершенствование — нецелесообразно. Для контроля и последующего анализа нагрузок необходимо использовать следующие характеристики: спе-циализированность, направленность и сложность. Специализированность. Под этим понимают меру сходства любого тренировочного упражнения с игрой. Это сходство определяется по совпадению тактических задач упражнения с тактическими задачами игры, условиями выполнения технических приемов, приближения уровня функционирования физиологических систем организма к тому, что есть в игре и т. д. В соответствии с этой характеристикой все тренировочные упражнения подразделяются на специфические и неспецифические. Контролировать нагрузку таким способом сравнительно просто, и в итоге получают три достаточно информативных показателя: 1) частный объем специализированной нагрузки; 2) частный объем неспециализированной нагрузки; 3) соотношение между ними. Информативность этих показателей велика: найдено, что с ростом спортивной квалификации увеличивается прежде всего частный объем специализированной нагрузки. В этом случае обеспечивается прямой и положительный перенос технических навыков и двигательных качеств. Показатели специализированности нагрузки в командах высшей лиги таковы: официальные игры—14, 3%; товарищеские игры — 5, 7%; тренировочные игры — 4, 6%. Специализированные тренировочные упражнения — 48, 8%, неспециализированные — 26, 6%. Видно, что в целом объем специализированных нагрузок велик и составляет почти 75% общих затрат времени. Направленность. Это характеристика нагрузки, которая проявляется в воздействии тренировочных упражнений на развитие того или иного двигательного качества. Известно, что тренирующий эффект упражнений определяется соотношением количественных значений их компонентов. При одном соотношении воздействие тренировочного упражнения может быть направлено на совершенствование выносливости, при другом — скорост-
но-силовых качеств. Поэтому контроль направленности воздействия предполагает распределение упражнений на группы в зависимости от степени их влияния на развитие тех или иных двигательных качеств. Необходимо учитывать также и то, что направленность занятия зависит от взаимодействия его тренировочного эффекта с аналогичными эффектами предшествующих и последующих занятий. Известно, что взаимодействие упражнений разной направленности проявляется в том, что «биохимические сдвиги, вызываемые данным упражнением, будут зависеть от того, выполняется ли упражнение на «чистом» фоне, т. е. достаточно продолжительного отдыха, или ему предшествует другое упражнение, последствие которого отражается на срочном тренировочном эффекте (СТЭ) выполняемого упражнения» (Н. И. Волков, 1975). Различают три типа взаимодействий, при которых нагрузка предшествующего занятия влияет на сдвиги, вызванные выполнением последующего занятия: 1) положительное (усиливает сдвиги), 2) отрицательное (уменьшает сдвиги), 3) нейтральное (мало влияет на сдвиги). Учет взаимодействия СТЭ упражнений особенно важен потому, что «при неудачно выбранной последовательности выполнения упражнений конечный результат тренировки может оказаться совершенно противоположным запланированному» (Н. И. Волков, 1975). Найдено что положительное взаимодействие проявляется, если в тренировочном занятии вначале выполняются: а) упражнения алактатной анаэробной направленности (скоростно-силовые), а затем упражнения анаэробной гликолитической направленности (упражнения на скоростную выносливость); б) упражнения алактатной анаэробной направленности, а затем упражнения аэробной направленности (упражнения «общей» выносливости); в) упражнения анаэробной гликолитической направленности (в небольшом объеме), а затем упражнения аэробной направленности. При другом сочетании направленности упражнений добиться положительного взаимодействия тренировочных эффектов трудно, а подчас и невозможно. Так, если в занятии вначале выполнить в значительном объеме упражнения аэробной направленности, а затем — упражнения анаэробной гликолитической, то взаимодействие СТЭ будет отрицательным и, следовательно, занятие будет проведено малоэффектно. Определяют направленность любого упражнения по меньшей мере двумя способами. Первый способ — регистрация значения компонентов нагрузки и сопоставление их с должными. В качестве компонентов можно использовать: 1) продолжительность упражнений; 2) интенсивность их выполнения; 3) продолжительность интервалов отдыха; 4) характер отдыха; 5) количество повторений; 6) сложность упражнений; 7) количество игроков, выполняющих упражнение. Второй способ связан с прямым определением физиологических показателей СТЭ упражнения (см. статью А. В. Беляева в этом сборнике). Следует отметить, что постоянное применение одинаковых по направленности нагрузок (например, по преимуществу смешанных) приводит к стабилизации двигательных качеств; такая ситуация чаще всего встречается тогда, когда пренебрегают нагрузками избирательной направленности. В годичном цикле подготовки волейболистов соотношения нагрузок разной направленности таковы: частный объем специализированных нагрузок аэробной направленности составляет 19, 7%, смешанной направленности—53, 7%. Частные объемы неспециализированных нагрузок: аэробной направленности—14, 9%, смешанной—10, 2%, анаэробной—1, 5%. Сложность. Все специализированные упражнения волейболистов можно разделить на две группы: простые и сложные. Мера сложности упражнений определяется условиями их выполнения (количество игроков, занятых в упражнениях; темп выполнения; наличие или отсутствие единоборств; необходимость решения разнообразных тактических задач и т. п.). Упражнения, входящие в группу сложных, вызывают сдвиги в организме, близкие по величине к тем, что вызываются игрой. Раздельный учет двух групп специализированных упражнений (сложных и простых) дает возможность в ходе последующего анализа определить качественные характеристики тренировочной нагрузки. Известно, что развивающий эффект тренировочных упражнений неодинаков и зависит он от того, насколько близко по своей структуре тренировочное упражнение к соревновательному. Это положение особенно справедливо по отношению к высококвалифицированным спортсменам: частный
объем упражнений повышенной координационной сложности в их подготовке должен быть наибольшим. В годичном цикле подготовки высококвалифицированных волейболистов наиболее сложные (игровые) нагрузки составляют 24, 6%; частные объемы сложных специфических и неспецифических нагрузок соответственно таковы: 12, 1% и 4, 6%. Объем простых неспецифических нагрузок—22%, простых специфических—36, 7%. Видно, что более половины (58, 7%) нагрузок выполняются в условиях, сложность которых невелика и мало соответствует соревновательной. Под величиной нагрузки обычно подразумевают количественную меру тренировочных воздействий, и в зависимости от способа контроля условно различают показатели, относящиеся к «внешней» и «внутренней» сторонам нагрузки. «Внешнюю» или физическую нагрузку определяют по длительности и интенсивности выполнения упражнений, количеству повторений, попыток и т. п. «Внутренняя» или физиологическая нагрузка является «мерой мобилизации функциональных возможностей организма спортсмена при выполнении тренировочной работы (Л. П. Матвеев, 1977). Она учитывается по таким показателям, как потребление кислорода и кислородный долг, частота сердечных сокращений и т. п. В некоторых случаях информативными оказываются комбинированные показатели нагрузки, которые определяются как произведение (или отношение) параметров физической и физиологической нагрузок. Для контроля величины нагрузки используются значения объема и интенсивности, зарегистрированные при выполнении физических упражнений. Контроль объема нагрузки проводится чаще всего по времени, затраченному на соревновательную и тренировочную деятельность. Используются, кроме времени, еще такие показатели, как количество тренировочных (соревновательных) дней (занятий, игр). Например, команда в течение года провела 90 игр и 350 тренировочных занятий. Такой учет объема нагрузки, безусловно, полезен; по его результатам можно судить об общей величине воздействия нагрузки на организм волейболистов. Вместе с тем не нужно забывать, что в этом общем объеме представлены высокоинтенсивные занятия и тренировки умеренной мощности; занятия, в которых использовались упражнения повышенной сложности, и занятия с выполнением простых неспецифических упражнений. Разви- вающее воздействие каждого из таких занятий неодинаково, но выявить его практически невозможно. В связи с этим целесообразно контролировать нагрузку по так называемым частным объемам, в которые должны входить упражнения разной сложности, специализированности и направленности. Начинать контроль нужно с раздельного учета соревновательного и тренировочного объемов нагрузки. Для этого необходимо подсчитывать общее количество соревновательных игр за этап (период, год, четырехлетие и т. п.) (табл. 4). Таблица 4 Показатели игрового режима мужских команд по волейболу в одном из олимпийских циклов (по Ю. Н. Клещеву)
Раздельный учет официальных и контрольных (товарищеских) игр необходим, так как «внутренняя» физиологическая нагрузка их различается весьма заметно. Так, В. В. Михайлов, изучая этот вопрос, показал, что при одинаковой физической нагрузке контрольного и официального соревнований физиологическая нагрузка последнего по некоторым показателям оказывается вдвое большей. Направленность воздействия любых тренировочных упражнений определяется сочетанием количественных значений их компонентов. Регистрируя их, можно делить всю нагрузку на скоростно-силовую (упражнения ана-
эробной алактатной направленности), скоростной выносливости (упражнения анаэробной гликолитической направленности), общей выносливости (упражнения аэробной направленности) и комплексного воздействия. Соотношения частных объемов нагрузки в зависимости от их направленности позволяют судить о качестве воздействия на повышение работоспособности волейболистов. В заключение приведем основные тренировочные упражнения, используемые в подготовке высококвалифицированных волейболистов. Специализированные упражнения: 1. Броски мяча в пол, нападающие удары в пол (в парах). 2. Передачи мяча сверху, снизу (в парах). 3. Игра в защите (в парах). 4. Нападающие удары различными способами со всех номеров. 5. Подачи. 6. Прием подач. 7. Подачи (в парах). 8. Прием подач (в парах). 9. Игра в защите (в тройках). 10. Игра в защите (в четверках). 11. Игра в защите (в пятерках). 12. Нападающие удары против одиночного блока. 13. Нападающие удары против двойного блока. 14. Нападающие удары против тройного блока. 15. Взаимодействие игроков. 16. Взаимодействие игроков против одиночного блока. 17. Взаимодействие игроков против двойного блока. 18. Взаимодействие игроков против тройного блока. 19. Розыгрыш тактических комбинаций в расстановках. 20. Розыгрыш тактических комбинаций в расстановках против одиночного блока. 21. Розыгрыш тактических комбинаций в расстановках против двойного блока. 22. Розыгрыш тактических комбинаций в расстановках против тройного блока. 23. Игры 3Х3; 4Х4; 5Х5. Неспециализированные упражнения: 1. Бег с различной скоростью в процессе разминки. 2. Общеразвивающне упражнения (в том числе с резиновыми амортизаторами в подготовительной части занятия. 3. Упражнения для развития силы: отжимания, приседания, акробатические упражнения. 4. Прыжки. 5. Эстафеты 4Х100, 4Х200, 4Х400. 6. Упражнения со штангой. 7. Игра в баскетбол. 8. Игра в футбол. 9. Игра в регби. 10. Волейбольные перемещения в сочетании с акробатическими упражнениями. 11. Челночный бег. РАБОТОСПОСОБНОСТЬ ВОЛЕЙБОЛИСТА И ЕЕ ВОСПИТАНИЕ Работоспособность волейболиста — это его способность выполнять технические приемы и тактические комбинации на протяжении всей игры, поддерживать на высоком уровне темп игры, переносить большой объем соревновательной нагрузки. Иными словами, волейболист должен сохранять высокую игровую активность на протяжении довольно длительного времени (до 3— 3, 5 ч в день). И вполне естественно, что без высоко развитых функциональных свойств организма, которые обусловливают проявление силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости и обеспечивают выделение энергии, необходимой для выполнения мышечной работы, невозможно эффективное проявление двигательных игровых действий. Выбор средств и методов тренировки, направленных на повышение работоспособности волейболистов, основывается на знании требований соревновательных игр, предъявляемых к двигательной и функциональной подготовке спортсменов. Чтобы правильно тренировать, надо знать, что тренировать, а потом — как тренировать. Опираясь на знания особенностей игры, можно соответственно построить и методику тренировочных занятий.
|