![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Контроль процесса подготовки
Получение информации о системе подготовки, ее элементах и результатах рассматривается как контрольный раздел процесса подготовки. Система контроля охватывает все стороны процесса подготовки и позволяет целенаправленно управлять им. С целью получения достоверной и надежной информации используются методы объективного педагогического, медико-биологического и психологического контроля. Контроль по всем направлениям проводится в период пребывания игрока в составе клубной и сборной командах. В последнем случае контроль осуществляется по недельным микроциклам во время учебно-тренировочных сборов. Данные контроля фиксируются в специальном журнале команды, дневнике тренера и спортсмена, специальной картотеке игрока и в дальнейшем используются в педагогическом процессе. Контроль осуществляется ежегодно в два этапа: а) в клубной команде с сентября по апрель; б) в сборной команде с января по апрель через клуб, май—август непосредственно в сборной. Содержание работы комплексных научных групп Комплексные научные группы (КНГ) должны быть при командах высшей квалификации (команды мастеров, сборные команды). Цель комплексного исследования заключается в совершенствовании системы научного обеспечения подготовки команд. Подвергаются анализу режимы тренировочной работы во всех периодах годичного цикла, изучаются вопросы достижения и удержания спортивной формы игроков. Программа КНГ может быть следующая. Тема: «Оптимизация подготовки команд мастеров к важнейшим соревнованиям по волейболу в годичном цикле». Задачи: 1. Разработать оптимальный режим тренировочного процесса. 2. Определить методы технического совершенствования игроков. 3. Подобрать тесты для оценки физического состояния спортсменов. 4. Определить методы индивидуальной психологической подготовки игроков. 5. Разработать комплексную оценку состояния готовности игроков. Методы: 1. Педагогические наблюдения и фиксация игровых действий. 2. Лабораторный эксперимент. 3. Естественный эксперимент. 4. Педагогический эксперимент. 5. Методы математической статистики и т. п. Аппаратура: 1. Комплексная экспериментальная установка «Центр-2». 2. Универсальный хронорефлексометр. 3. Электростимуляционный комплекс. 4. Фотофинишная установка. 5. Электромиограф. 6. Специальная экспериментальная установка «Атака-3». 7. Видеомагнитофон и т. п. Продукция. Методические рекомендации по комплексной оценке состояния готовности игроков к соревнованиям. Рекомендации по оптимизации режимов работы недельных микроциклов и соотношения сторон подготовки в них; по динамике нагрузок больших объемов и высокой интенсивности; по рационализации выполнения технических приемов, по психологической подготовке и т. д. Примерный календарный план работы. / этап. Исследование состояния готовности игроков к первенству СССР.
1. Комплексное обследование: — тесты ОФП и СФП; — реакция С—С—С на нагрузку; — биомеханический анализ выполнения технических приемов; — психологические тесты; — результативность выполнения технико-тактических приемов в соревновательных условиях; — врачебный контроль. 2. Результаты обследования. // этап. Дальнейшее исследование состояния готовности по результатам первенства СССР (турам). 1. Комплексное обследование и разработка рекомендаций по физической, технической, тактической и психологической подготовке. 2. Внедрение исследуемых недельных режимов работы (микроциклов) между турами первенства СССР как главного фактора управления динамикой спортивной формы игроков. III этап. Разработка рекомендаций по оптимизации режимов тренировочной работы. Внедрение рекомендаций в работу команды. Комплексная научная группа должна состоять из тренеров, биологов, психологов, инженерно-технических работников и врачей. Для проведения качественной работы необходимо использовать современную аппаратуру, выдающую срочную информацию для оперативного управления тренировочным процессом. УПРАВЛЕНИЕ КОМАНДОЙ В ПРОЦЕССЕ СОРЕВНОВАНИЙ Тренеры должны твердо помнить, что успешное выступление команды прежде всего зависит от четкого выполнения плана подготовки по всем разделам каждым игроком. В борьбе с равным соперником или даже с командой, имеющей некоторое превосходство, результат будет во многом зависеть от искусства тренера в управлении командой. Различают стратегическое и оперативное управление командой. Стратегическое» управление командой включает в себя: а) руководство командой в процессе подготовительных и контрольных соревнований в течение всей подготовки к основному турниру сезона; б) управление командой в конкретных соревнованиях. Стратегическое управление предусматривает определение и корректировку тактики игры своей команды, изучение тактики игры соперников, подготовку тактических вариантов игры. Тренер знакомится с положением о соревновании, календарем (режим игровых дней, последовательность игр с соперниками и пр.), местом проведения соревнований (условия игрового и разминочного зала, раздевалки, расстояние от гостиницы до зала, места питания, транспорт и т. п.). Затем разрабатывается режим каждого дня соревнований, отдыха, продумывается вся система подготовки к игре с каждым соперником. Этим подчеркивается вся серьезность подготовки, уважение к любому сопернику и психологический настрой на активную борьбу, сохранение игрового тонуса. Наиболее тщательно надо готовиться к играм с главными соперниками. Для изучения противника просматриваются его игры, ведется наблюдение также за определенными игроками. При сборе информации о сопернике изучаются протоколы игр, проводятся беседы с очевидцами других игр, просматриваются специальные фильмы, анализируются результаты, проводится (одна или несколько) непосредственная встреча с противником. Всесоюзные и международные соревнования по волейболу обычно проводятся по игровой формуле 3—1— 2—1, т. е. три дня подряд игровых, один—выходной, два дня подряд игровых. Но могут быть и другие формулы. В связи с этим устанавливается рациональный режим дня, где учитывается сон, зарядка, питание, теоретические занятия, тренировки, соревнования, отдых, массаж и другие восстановительные мероприятия. Свободный от соревнований день необходимо использовать для восстановления и отдыха игроков, но рекомендуется провести легкую тренировку 1, 5—2 ч, так как прекращение занятий с мячом зачастую отрицательно сказывается на качестве игры, проведенной после полного отдыха. Не следует резко менять привычный режим дня. В день отдыха так же, как и в дни соревнований, целесообразны подъем в те же часы и зарядка. Больше того, практика показала, что некоторые команды или отдельные игроки даже в день соревнований (утром или вечером) в зависимости от расписания обязательно проводят легкую тренировку с мячом для сохранения мышечного игрового чувства и психологического настроя.
Оперативное управление включает в себя подготовку команды к предстоящей встрече, руководство командой в ходе данной встречи и подведение итогов. В процессе подготовки команды к предстоящей встрече не исключена возможность еще раз просмотреть игру соперника. Проводится также тренировка против «моделированного противника». Составляется план игры, даются указания команде. На основе информации о противнике разрабатывается тактический план игры, где прежде всего определяются сильные и слабые стороны соперника и сопоставляются с реальными возможностями своей команды. При этом нельзя забывать о рациональном распределении сил в течение всех дней соревнований и каждой игры. Затем тренер определяет основную тактическую задачу на данную встречу, уточняет ее реализацию в нападении и защите, намечает стартовый состав команды и варианты возможных замен, а также распределяет задания каждому игроку при действиях в той или иной зоне. До общего собрания некоторые детали плана тренер оговаривает с активом команды (более опытными игроками и капитаном). Кроме того, тренер проводит индивидуальные беседы с отдельными игроками. На собрании команды тренер дает установку на игру: рассказывает о положении команды в турнирной таблице, подчеркивает значимость предстоящей встречи, характеризует команду противника и отдельных игроков, их слабые и сильные стороны, определяет главную тактическую задачу своей команды, стартовый состав команды и варианты замен, намечает ход действий каждого игрока в конкретной ситуации против определенных игроков противника. В заключении даются организационные указания о форме игроков, о месте и времени сбора команды на игру и т. п. Задача тренера настроить команду на активную игру. Тщательная подготовка к игре зависит и от каждого спортсмена. Не мешает напомнить, чтобы игроки не забыли взять воду на игру, полотенце, наколенники, растирку, мячи и т. п. В ходе игры тренер не должен отвлекаться. Ему надо наблюдать за ходом всей игры, за действиями тренера соперника и психологическим состоянием игроков, всей команды. Ему необходимо следить, выполняются ли на- меченные командные, групповые и индивидуальные задания. Определив причины недостатков, тренер должен принимать меры для их устранения, проявив при этом максимум педагогического умения, учитывая состояние игроков и ход встречи. Для налаживания действий команды надо своевременно использовать перерывы и замены. Управляемость команды основана на вере игроков в четкие действия тренера, понятные каждому игроку, вызванные данными обстоятельствами игры. И даже при поражении команды такие действия не вызовут сомнений и отрицательной реакции в ходе игры и после нее. Большое значение при этом имеет доверие всего коллектива каждому игроку команды, если он даже в этот момент находится на скамейке запасных. Каждый должен чувствовать, что он может помочь команде. Запасным игрокам не следует засиживаться на скамейке, а надо постоянно разминаться, как бы мысленно играя на площадке. Это облегчит тренеру увереннее производить замены и решительнее действовать даже во внезапно изменившейся ситуации. Тренер также умело должен использовать психологический фактор перерывов во время партий, между партиями и перед решающей партией. Это настолько кратковременный момент, не считая последнего перерыва, что тренер не должен.стараться сказать все и всем, о чем он думает. И ни в коем случае не «обучать» технике, как это делают некоторые. Указания тренера должны быть конкретными и ясными: за счет чего проигрывает команда и что надо делать, что предпринять против конкретного игрока соперников, как изменить расстановку; куда выходить для игры в защите или на страховке; как изменить тактический вариант в нападении и т. п. При этом можно указывать конкретно только двум или трем игрокам. Тренер должен держаться уверенно, особенно в трудные моменты игры и всячески стараться подбодрить команду. Перерывы можно брать в начале партии, в середине и в конце. Все зависит от умения тренера почувствовать ситуацию. Перед решающей партией для отдыха и замечаний всю команду, включая запасных, следует увести в раздевалку. Хотя, если необходимо, двух-трех игроков можно оставить для разминки с мячом. Если команда в этой встрече одержала победу, тренер должен поздравить игроков, а если проиграла, то подбодрить.
Разбор игры целесообразно проводить на специальном занятии, до очередной тренировки или игры. Готовясь к разбору, тренер анализирует записи, технический протокол игры, впечатления и сопоставляет их с планом на эту игру. Разбор игры проводится примерно по следующему, плану: — оценивается отношение команды и отдельных игроков к. встрече (дисциплина, ответственность, целеустремленность и т. п.); — отмечается выполнение главной тактической задачи в целом, анализируются действия в нападении и в защите; — анализируется выполнение индивидуальных заданий; — сообщаются технические показатели команды и отдельных игроков и сопоставляются с плановыми заданиями. Разбор заканчивается общими выводами и определением задач на следующую встречу или дальнейшую работу. СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ КОМПЛЕКСНОГО КОНТРОЛЯ Принципиальная схема управления любым процессом, в том числе и тренировочным, должна включать в себя следующие стадии: 1. Сбор информации (психолого-педагогические свойства личности спортсмена; соревновательная деятельность; уровень физического состояния и технико-тактического мастерства; нагрузки; социальная и географическая среда, в которой спортсмен живет, тренируется, соревнуется и т. п.); 2. Анализ полученной информации (интуитивно-логический, статистический и т. п.); 3. Принятие решений (программирование, планирование учебно-тренировочного и воспитательного процесса); 4. Реализация принятых программ и планов; 5. Контроль за ходом реализации и внесение необходимых коррекций. Эти стадии образуют законченный цикл, который многократно воспроизводится до полной реализации целевой программы управления. Такая программа обыч- но предусматривает достижение четко сформулированной цели, например: подготовка мастера спорта СССР, достижение модельных показателей и т. п. Основа любых планов, с помощью которых реализуются принятые решения, это информация, полученная в процессе комплексного контроля. В спортивной тренировке контролю подлежат: — действия спортсмена и команды в целом на соревнованиях (с последующей оценкой уровня технико-тактического мастерства, психических и двигательных качеств); — состояние спортсмена (оно определяется уровнем телосложения, состоянием здоровья и степенью развития волевых и двигательных качеств); — соревновательные и тренировочные нагрузки. Целевые тренировочные программы составляются на основании анализа результатов комплексного контроля по следующей схеме: 1. Перспективная программа подготовки волейболистов: а) исследуется структура игры и выявляются факторы, обуславливающие достижение высоких результатов; б) подбираются тесты, информативные по отношению к этим факторам; в) создается программа этапного комплексного обследования (ЭКО); г) проводится тестирование и анализ его результатов; д) составляется этапная (перспективная) программа подготовки, которая реализуется в тренировочном процессе; е) в конце этапа проводится повторное тестирование по программе ЭКО; ж) сопоставляется динамика результатов игр и достижений в тестах с показателями нагрузки и обосновывается стратегия подготовки на следующий этап; з) составляется программа подготовки на следующий этап. 2. Текущий план тренировки волейболистов готовится на основании: а) выбора и обоснования тестов текущего контроля и создания программы текущего обследования (ТО); б) проведения ТО и анализа его результатов; в) создания (или коррекции) текущих планов подготовки.
3. Оперативный план тренировки волейболистов составляется на основании; а) выбора тестов оперативного контроля и создания программы оперативного обследования; б) проведения оперативного обследования и анализа его результатов; в) составления или коррекции оперативного плана тренировки. При разработке любых тренировочных программ и планов тренер должен постоянно сопоставлять показатели технико-тактического мастерства волейболистов с результатами тестирования и данными о нагрузке. Только так можно подобрать наиболее эффективные для каждого из них (или команды в целом) средства и методы тренировки и определить их воздействие в занятии, цикле и т. п.
|