Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Профориентация. Проблемы трудоустройства
Создание оптимальных условий для обучения, воспитания, успешной коррекции нарушений, психолого-пе- дагогической реабилитации детей с ограниченными возможностями для их социально-трудовой адаптации и интеграции в общество относится к числу важнейших задач специального образования. Прежде всего необходимо правильное профессиональное ориентирование обучающихся. Для этого педагогами коррекционных учреждений разрабатываются авторские программы по вводимым профилям трудового обучения. Профессиональная ориентация, привитие трудовых навыков, а отчасти и профессиональное обучение в специальных (коррекционных) школах-интернатах, школах осуществляются на уроках трудового обучения. Поэтому их организации уделяется особое внимание. Педагогические коллективы ряда коррекционных школ-интернатов и школ широко используют возможности указанного учебного предмета и предлагают воспитанникам увидеть, ощутить конечные результаты своего труда. Профессиональная ориентация воспитанников специальных образовательных учреждений осуществляется также на уроках по другим учебным предметам и во внеурочное время. Проводятся беседы, утренники, КВНы, посвященные различным профессиям, конкурсы «Лучший по профессии», деловые игры, праздники труда, экскурсии на предприятия, в профессиональные училища (лицеи), встречи с представителями рабочих специальностей, с бывшими выпускниками, оформляются стенды по профориентации, проводятся индивидуальные консультации согласно учебно-воспитательной работе учреждений. Однако российская реальность такова, что многие дети с нарушениями психического развития, вырастая и будучи вполне способными к производительному труду, так и не могут влиться в обычную жизнь. Это вызвано тем, что в России сегодня практически полностью отсутствуют условия для детей-инвалидов с серьезными нарушениями психического развития. С 1992 г. специальные образовательные учреждения любого типа, в том числе специаль-
ные (коррекционные), перестали отвечать за трудоустройство своих выпускников. Вопросами трудоустройства теперь занимается служба занятости населения. Причиной данного положения стала ликвидация системы базовых предприятий, на которых ранее старшеклассники специальных школ проходили производственную практику, а затем трудоустраивались. Процент трудоустройства выпускников специальных (коррекционных) образовательных учреждений по профилям трудового обучения, получаемого ими в школьных мастерских, низок. Особенно это касается традиционных профилей (слесарного, столярного и швейного дела). В связи с этим за последние 5 лет в данных учреждениях вводятся новые трудовые специальности, в основном, строительные (штукатур-маляр, плиточник, каменщик и т. д.) или сферы обслуживания населения (младший медицинский персонал, озеленители, дворники и т. п.). Дальнейшее трудоустройство выпускников гарантировано следующими документами: Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ», законом РФ «Об образовании».
|