Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Принципы и методы воспитания
Принцип (от лат. principium — «основа, первоначало») — основоположение, руководящая идея, основное правило поведения, деятельности. Так как специальная педагогика взаимосвязана с множеством различных наук, ее первым принципом является принцип комплексности заимствования форм, методов, средств, инструментария смежных наук. С целью изучения психофизических особенностей развития нетипичных детей и закономерностей их обучения и воспитания коррекционная педагогика использует систему методов научно-педагогических исследований. Особое значение имеют методы, направленные на изучение индивидуальных психофизических отклонений и особенностей различных категорий нетипичных детей, так как данное знание способствует повышению уровня образования в целом. Данное исследование проводится сначала в семье ребенка, затем в школе на протяжении всех лет обучения, впоследствии в условиях самостоятельной жизни. Отсюда второй принцип — принцип комплексности изучения нетипичных людей, то есть сравнения данных, полученных учителями, воспитателями, психологами, врачами и т. д. Основная задача всех научных исследований в коррекционной педагогике — это разработка эффективных способов (методов) предупреждения и преодоления отклонений в развитии детей. Метод (от гр. «способ достижения поставленной цели») — совокупность действий и операций теоретического или практического освоения действительности. Для педагога — способность управлять ходом воспитательного процесса, строить его сообразно с логикой и закономерностями развития, обеспечивая развитие личности ребенка в заданном направлении. Метод воспитания может рассматриваться как система действий педагога, направленная на решение конкретных задач. Метод включает в себя ответы на вопросы: зачем? с помощью чего? как? Система действий педагога, составляющая структуру метода воспитания, имеет материально-организационную (средства и формы взаимодействия) и социально-психологическую (позиция и приемы) стороны. Средством воспитания могут стать книга, игра, познание, труд. Универсальными средствами являются деятельность и общение. На базе имеющихся средств процесс воспитания и обучения может проходить в разных формах: индивидуальной, групповой, коллективной и т. п. Социально-психологическая сторона метода включает в себя позицию (организатора, консультанта, исполнителя и т. п.). В педагогике существуют различные классификации методов воспитания: 1) традиционная классификация, выделяющая методы 2) методы воспитания: метод формирования сознания
3) методы достижения цели, информационно-просветительский, практический, коммуникативный, оценочный (система методов воспитания предложена ЕЛ, Васильевой).
|