![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
С отклонениями в развитии и поведении
Большое место в воспитательном процессе детей с отклонениями в развитии и поведении должно быть уделено нравственному воспитанию, усвоению основ морали, основных норм и обычаев того общества, с которым ребенку так или иначе придется контактировать. Очень важно,
чтобы с ранних лет детям прививалось нравственное чувство. Это касается всего: быта семьи, культуры поведения, взаимоотношений с товарищами и взрослыми, культуры труда и т. п. После окончания вспомогательной школы многим придется самостоятельно строить свою жизнь, возможно, иметь семью. И подростки должны иметь представление о понятиях добра, справедливости, сострадания и взаимопомощи, уметь жить в соответствии с этими принципами. К этому их надо готовить с детства. Требование родителей быть вежливым постепенно становится естественной привычкой. Также важно, чтобы, например, умственно отсталый не производил впечатления дикаря и грубияна. Правильному нравственному поведению необходимо учить, демонстрируя его лично, упражняя в нем ребенка систематически. Бывая с детьми в разных зрелищных местах (театр, цирк, кинотеатр), показывать им примеры нравственного, правильного и красивого, обращая внимание на недопустимость того, что заслуживает осуждения. Также необходимо учить детей манере поведения. Рекомендуя родителям и воспитателям различные методы и средства воспитательного воздействия, необходимо отметить роль книги в формировании нравственного чувства ребенка. При этом следует обратить их внимание на то, что литература обладает большой силой коррекционного воздействия. Она создает определенное интеллектуальное и эмоциональное состояние, умело дапользуя которое, ребенку ненавязчиво преподаются уроки доброты, сочувствия, справедливости, жалости, побуждая при этом к де-ятелыюстному выражению усвоенных уроков. Беседуя с родителями о нравственном воспитании в семье, необходимо посоветовать конкретные упражнения, игры, с помощью которых можно совершенствовать нравственную самоидентификацию ребенка (системы «хорошо — плохо», «правильно — неправильно» и, наконец* «можно — нельзя»). Родителям умственно отсталых де- тей-дошкольников необходимо обратить внимание на подготовку детей к школьному обучению. У ребенка уже должны быть сформированы определенные нравственные знания и навыки, необходимые для успешной адаптации в школе. Он должен быть эмоционально подготовлен к новому для него периоду жизни. Особо важную роль в усвоении ребенком нравственного опыта играет уровень речевого развития. Речь должна стать средством общения и нравственного воспитания. Так как речь развивается в процессе деятельности, необходимо при выполнении ребенком трудовых заданий, в ходе игры сопровождать действия проговариванием, прививающим категории морали и нравственности, соединять чувственный опыт ребенка со словом. Только при этом условии будут формироваться необходимые представлейия, а речь будет приобретать регулирующую функцию.
|