Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сотрудничество специального образовательного учреждения, семьи и общественных организаций






Сотрудничество специального образовательного учреж­дения, семьи и общественных организаций способно при­нести самые полноценные плоды в сфере социализации личности, развитии интеллекта и чувства полноценности ребенка с отклонениями как физического, так и умствен­ного развития. В данном случае необыкновенно важной цредставляется работа психолога, которая в первую оче­редь должна быть направлена на гуманизацию педагоги­ческого процесса, формирование культуры общения и эм-патического («чувствование») понимания в системах «ре­бенок - педагог», «ребенок - ребенок», «ребенок - роди­тели», «ребенок и социум». Также необходимо педагоги­ческое сотрудничество учителя с родителями. Психолог и педагоги должны помочь им понять содержание педагоги­ческой работы, увидеть в ней свои функции.

Речь идет о приучении ребенка к твердому распорядку дня, выполнении правил поведения и выполнении трудо­вых поручений. Также важно поощрение дружбы ребен­ка со сверстниками (если она возможна по медицин-ским показаниям). Родители должны быть ориентированы на гуманное отношение к ребенку, на приложение макси­мальных усилий в деле его социальной адаптации. Ос­новными путями взаимодействия образовательного учреж-11 дения, семьи и общественных организаций являются:


 



 

1) совместная работа по повышению уровня педаго­
гической культуры родителей, научно-методического
уровня педагогов по рассматриваемой проблеме;

2) совместное программирование содержания вос­
питательной и образовательной работы;

3) совместная практическая деятельность по реализации
намеченной программы;

4) совместный анализ ее результатов с последующим
учетом в дальнейших программах.

Цель такого взаимодействия — перестройка семейного воспитания и образовательной работы в отношении детей с отклонениями в развитии и поведении. Успешному ре­шению задач подобной работы способствуют как общие методы (создание благоприятного психологического мик­роклимата в семье, специальном образовательном учреж­дении, устранение эмоционально-психологических перегру­зок ребенка), так и специальные:

1) организация успеха ребенка в ролевой игре;

2) учение, руководство его поведением путем опоры на
положительные качества;

3) формирование (по возможности) его взаимоотношений
со сверстниками через привитие навыков жизни и
деятельности в коллективе;

4) преодоление недостатков, пробелов, дисгармоничности
интеллектуального, нравственного и эмоционально-
волевого развития.

В сферу деятельности общественных организаций и ор­ганов соцзащиты может в данном случае входить:

1) повышение психолого-педагогической грамотности
родителей;

2) организахщя психологического обследования ребенка
и оказание ему необходимой психологической помо­
щи;

3) индивидуальные консультации и помощь родителям
по вопросам воспитательного процесса;

4) контроль за организацией нормального режима жизни
и деятельности ребенка;


 

5) помощь в приобретении лекарственных и иных не­
обходимых средств;

6) организация санаторно-курортного лечения.

78. Система специальных (коррекционных) образовательных учреждений: виды и функции

Система специальных коррекционных учебно-воспи­тательных учреждений создана с целью осуществления обучения, воспитания и лечения детей и подростков с различными отклонениями психофизического здоровья. Данная система является основой института специаль­ного образования детей и подростков с ограниченными возможностями. Реализация функций этого института осуществляется посредством деятельности специальных коррекционно-реабилитационных учреждений. Выделя­ют следующие виды учреждений: дома ребенка, детс­кие дома, дома-интернаты, специальные детские сады и группы, школы и школы-интернаты, реабилитаци­онные центры, профессионально-технические училища. Более подробная типология выглядит следующим обра­зом.

1. Специальные (коррекционные) образовательные уч­
реждения для неслышащих детей (I вид) решают за-

• дачи воспитания, общеобразовательной и трудовой подготовки глухих школьников, а также коррекции и компенсации недостатков их развития.

2. Специальные (коррекционные) образовательные уч­
реждения для слабослышащих и позднооглохших
детей (II вид) осуществляют воспитание, общеобра­
зовательную и трудовую подготовку, преодоление по­
следствий снижения слуха и речевого недоразвития
данной категории детей.

3. Специальные (коррекционные) образовательные уч­
реждения для незрячих детей (III вид). В данных


 



 

учреждениях воспитываются и обучаются тотально слепые дети или дети, имеющие минимальное оста­точное зрение.

4. Специальные (коррекционные) образовательные уч­
реждения для слабовидящих детей (IV вид). Кар­
динальным отличием данного типа учреждений от
предыдущего является направленность работы на
компенсацию зрительных нарушений и восстанов­
ление неполноценного зрения в условиях щадящего
режима.

5. Специальные (коррекционные) образовательные учреж-

дения для детей с тяжелой речевой патологией (V вид). Данные учреждения принимают детей с сохранным слу­хом и интеллектом. Наличие выраженной речевой па­тологии (например, заикания, ринолалии) не дает им возможности обучаться в обычной школе.

6. Специальные (коррекционные) образовательные уч­
реждения для детей с нарушениями опорно-двига­
тельного аппарата (VI вид). Данные учреждения
являются одновременно и образовательными, и ле­
чебно-оздоровительными учреждениями.

7. Специальные (коррекционные) образовательные уч­
реждения для детей с задержкой психического раз­
вития
(VII вид). Обучение в таких учреждениях осу­
ществляется в объеме восьмилетней массовой шко­
лы. Существует подготовительный (диагностический)
класс.

8. Специальные (коррекционные) образовательные уч­
реждения для детей с умственной отсталостью
(VIII вид). Данные учреждения относятся к системе
образования, здравоохранения и социальной защи­
ты населения.

9. Специальное учреждение — детский дом для слепо­
глухонемых детей в Сергиевом Посаде Московской
области.

10. Социально-реабилитационные центры для детей и подростков с ограниченными возможностями здо­ровья,


11. Специальные группы при профессиональных учили­щах и техникумах для детей с умственной от­сталостью, нарушениями в области отдельных ана­лизаторов, опорно-двигательного аппарата, детей-сирот.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал