![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Формирование сотрудничества ребенка и взрослого
Педагогика сотрудничества предполагает использование демократического стиля общения и взаимодействия как основного. Существуют и такие варианты сотрудничества, как совместная творческая деятельность педагогов и учащихся, дружеское расположение, равноценное взаимодействие, основанное на взаимном уважении педагога и ребенка* Выделяются три этапа положительного воздействия на личность в формировании сотрудничества между учителем и ребенком с отклонениями в развитии и поведении: I этап характеризуется вопросом-установкой «ты можешь», II этапы ведут ребенка к осознанию успеха и постановке сводят на нет попытки установления «качественных» взаимоотношений. Весьма важны приобщение ребенка к навыку самостоятельного обучения, способствующего самоизменению и саморазвитию; развитие интеллектуальных способностей ребенка, его речи, мышления, памяти, внимания, воображения; воспитание культуры общения. Строясь на основе сотрудничества педагога и ребенка, учебно-воспитательный процесс сохраняет общий характер, то есть является возможным для всех и регулирует как отношения «ребенок — взрослый», так и отношения «ребенок — ребенок». Ребенок не подражает взрослому, а ищет недостающих знаний. При обучении он должен освоить ряд разумных мыслительных операций, которые невозможно имитировать. В тех случаях, когда учитель не дает готовых образцов и определений, ребенок вынужден осуществлять самостоятельный поиск (познавательная инициатива ребенка). В процессе обучения ученик активен, понимает, что ему еще надо или что он знает и умеет не до конца, и сам указывает взрослому или сверстнику ближайшую интересующую его учебную задачу; обращение с конкретным запросом нового знания. В случае незнания ученик обращается к учителю или к сверстникам не с жалобой на свои трудности, а с новой задачей. Он анализирует создавшуюся ситуацию, выделяет в ней то, что ему непонятно, и ставит себе новую учебную задачу: «Я смогу это сделать, если узнаю что-то». После этого он ставит задачу перед учителем и сверстниками.
|