![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Стили взаимоотношений педагога и воспитанника
Стиль педагогического взаиомоотношения — это индивидуальные и типологические особенности взаимодействия педагога и ученика. В стиле обозначаются те коммуникативные возможности, которые обнаруживаются у педагога; характер взаимоотношений участников процесса общения; творческая индивидуальность педагога и особенности учащихся. Общепринята следующая классификация стилей взаимоотношения, разделяющая все стили на авторитарный, демократический и попустительский (либеральный). Решая единолично вопросы коллектива и каждого учащегося, авторитарный педагог, исходя из собственных установок, определяет положение и цели взаимодействия, субъективно оценивает результаты деятельности. Авторитарный стиль общения, реализуясь с помощью тактики диктата и опеки, в случае противодействия учеников давлению педагога приводит к возникновению конфликтных ситуаций. Не понимая учеников, оценивая их лишь по показателям успеваемости, авторитарные педагоги не позволяют проявить учащимся самостоятельность и инициативу, акцентируют внимание на негативных поступках ребенка, не принимая во внимание их мотивы. Если внешние показатели успешности деятельности педагогов, придерживающихся авторитарного стиля общения, позитивны, то социально-психологическая атмосфера в таких классах чаще всего неблагополучная, что особенно недопустимо в специальных (коррекционных) учреждениях. Используя попустительский или игнорирующий стиль педагогического общения, учитель стремится минимально включаться в процесс, снимая с себя ответственность за его результаты. Такие педагоги, формально выполняя свои обязанности, ограничиваются лишь преподаванием. В основе этого типа общения лежат равнодушие и незаинтересованность проблемами учеников. Бесконтрольность деятельности учащихся и динамики их личностного развития приводит к неудовлетворительной успеваемости и дисциплине в таких классах. Как попустительский, так и авторитарный стили общения характеризуются дистантными отношениями с детьми, отсутствием доверия, ситуацией отчужденности и демонстративного подчеркивания учителем своего доминирующего положения. Стиль общения, основанный на сотрудничестве участников педагогического взаимодействия, чаще всего обозначается как демократический стиль общения и характеризуется их взаимопринятием и взаимоориентацией.
Здесь педагог ориентирован на повышение роли ученика во взаимодействии, на привлечение каждого к решению общих дел. Демократически и положительно настроенные по отношению к учащимся педагоги адекватно оценивают как их возможности, так и неудачи. Они стремятся к пониманию целей и мотивов поведения школьника, к развитию у себя умения прогнозировать развитие личности ребенка. Уступая по внешним показателям деятельности, демократические педагоги создают в своих классах благоприятный социально-психологический климат. Такие стили общения, как устрашение, заигрывание и крайние формы общения-дистанции при отсутствии у педагога коммуникативных умений, необходимых для создания творческой атмосферы сотрудничества, становятся штампами и воспроизводят малоэффективные способы педагогического взаимодействия.
|