![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Квалификационные характеристики других педагогических работников, взаимодействующих с аномальными детьми
Учителъ-дефектолог обследует обучающихся, определяет структуру и степень выраженности имеющегося у них дефекта. Проводит групповые и индивидуальные занятия по исправлению отклонений в развитии, восстановлению нарушенных функций. Консультирует педагогических работников и родителей по применению специальных методов и приемов оказания помощи детям с отклонениями в развитии. Способствует формированию общей культуры личности, социализации, осознанного выбора и освоения профессиональных программ. Использует разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения в рамках государственных стандартов. Педагог-психолог осуществляет профессиональную деятельность, направленную на сохранение психического, соматического и социального благополучия обучающихся (воспитанников) в процессе воспитания и обучения в учреждениях. Осуществляет превентивные мероприятия по профилактике возникновения социальной дезадаптации. Определяет факторы, препятствующие развитию личности обучающихся (воспитанников) и принимает меры по оказанию различного вида психологической помощи (психо-коррекционной, реабилитационной и консультативной). Составляет психолого-педагогические заключения по материалам исследовательских работ с целью ориентации преподавательского коллектива, а также родителей (лиц, их заменяющих) в проблемах личностного и социального развития обучающихся (воспитанников). Определяет степень отклонений (умственных, физических, эмоциональных) в развитии обучающихся и проводит их психолого-педагогическую коррекцию. Социальный педагог осуществляет комплекс мероприятий по воспитанию, образованию, развитию и социальной защите личности в учреждениях и по месту жительства обучающихся (воспитанников, детей). Изучает психолого-медико-педагогические особенности личности обучающихся (воспитанников, детей) и ее микросреды, условия жизни. Выявляет интересы и потребности, отклонения в поведении обучающихся (воспитанников) и своевременно оказывает им социальную поддержку. Выступает посредником между личностью детей и учреждением, семьей, средой, специалистами различных социальных служб, ведомств и административных органов. Осуществляет работу по трудоустройству, патронату, обеспечению жильем, пособиями, пенсиями и прочим обучающихся (воспитанников, детей) из числа сирот и оставшихся без попечения родителей.
Под профессиональной компетентностью воспитателей специальных учреждений, осуществляющих воспитательный процесс с детьми, имеющими отклонения в развитии, понимаются психолого-педагогическая грамотность, технологическая культура и методическая компетентность в отношении объекта их деятельности. 85. Психолого-медико-педагогическая комиссия: структура, задачи, содержание деятельности Выявление причин, осложняющих обучение, и оказание диагностико-консультативной помощи родителям и педагогам призваны осуществлять специалисты постоянно действующих межведомственных психолого-медико-педагогических комиссий (ПМПК), функционирование которых регламентировано соответствующим постановлением Правительства РФ (№ 1233 от 08.12.1990 г.). Типовое положение о ПМПК утверждено коллегией Министерства образования РФ от 12.04.1995 г. Психолого-медико-педагогическая комиссия является юридическим лицом и несет в соответствии с этим всю полноту ответственности за свою коррекционно-диагностическую и консультативную деятельность. Комиссия осуществляет комплексную психолого-медико-педагогическую диагностику детей и подростков в возрасте до 18 лет по определению форм и содержания их воспитания и обучения с учетом социальных, психологических и физических возможностей. Поэтому обязательными членами комиссии являются: врач-психоневролог, учитель-дефектолог, логопед, психолог. Таким образом, семья получает возможность всесторонне обследовать ребенка и получить заключение экспертной комиссии с рекомендациями. С учетом положений Конституции создаются законы, предусматривающие правовые гарантии детям и взрослым с отклонениями психофизического развития (например, Закон «О социальной защите инвалидов», Указ Президента «О мерах по формированию доступной для инвалидов сферы жизнедеятельности» и др.» На основании законов, формирующих нормативно-правовую базу вопроса, родители получают право непосредственно присутствовать при работе психолого-медико-педагогической комиссии, не соглашаться с поставленным ею диагнозом и обжаловать решение данной комиссии в суд. При этом назначается независимая экспертиза, и родители ребенка с ограниченными возможностями имеют право выбора экспертов. В случае, если родители не обжаловали решение комиссии или же суд подтвердил правомочность сделанного ею вывода, решение психолого-медико-педагогической комиссии вступает в силу и может выражаться как в виде рекомендации, так и предписания. Например, о переводе умственно отсталого ребенка из обычного детского сада или школы в специальное образовательное учреждение. Проблемами в области диагностики развития нетипичных детей является временная ограниченность рамок социального, медицинского и психолого-педагогического обследования, отсутствие отдельных помещений (комнат) для специалистов, что, с одной стороны, позитивно, так как возможна работа в команде, повышающая объективность выводов, а с другой стороны, ребенок находится в гиперстрессовом состоянии. Все это может привести к диагностической ошибке, а следовательно, к выбору неадекватных способностям ребенка мер психосоциального и коррекционно-компенсаторного воздействия, образовательных программ реабилитации. Проблема ранней диагностики актуальна в силу наличия значительного количества наследственных нарушений развития, что затрудняет реализацию процессов адаптации и реабилитации, а в ряде случаев делает их невозможными.
|