Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Регулирование рекламной деятельности (потребители,
общественность, государство) В предыдущих разделах учебника мы уже неоднок- ратно отмечали огромное значение рекламы как в эконо- мической, так и в социальной сфере. Реклама в последние годы сделалась необходимым условием существования многих предприятий. Она затрагивает интересы миллио- нов людей, стала неотъемлемой частью их жизни. При этом нельзя забывать, что у различных участников эконо- мической деятельности интересы зачастую не совпадают, а иногда и входят в противоречие. Так, вполне очевидным является тот факт, что производитель-рекламодатель заин- тересован в увеличении прибыли, для чего необходим ско- рейший сбыт рекламируемых товаров по максимально воз- можным ценам. Потребитель, для которого предназначена реклама, наоборот, больше внимания уделяет потребитель- ским свойствам товара, желая купить продукцию высшего качества по возможно более низкой цене. Такое схемати- чески упрощенное объективное противоречие нередко пе- рерастает в конфликт между участниками рекламных ком- муникаций. Вероятность его повышается, если кто-то из них нарушает правила " честной игры". Например, в рекла- ме используются лживые утверждения, осуществляется аг- рессивное навязывание товара, не обеспечивается условие безопасности потребителей и т.п. Понятно стремление различных категорий участников рыночного процесса воздействовать на рекламу в нужном для себя направлении. Средства массовой информации пос- тоянно знакомят своих читателей с критическими замечани- ями в адрес отечественной рекламы. В некоторых случаях критика незаслуженна и огульна: объектом критики и него- дования становится реклама как таковая. С другой стороны, к сожалению, для нареканий имеются веские основания. В нашей рекламе, как в фокусе, концентрируются все трудности и недостатки отечественной экономики. Нельзя не отметить, что в настоящее время преобладает реклама сильнейших зарубежных брэндов. Это логично от- ражает экономические реалии экономики, в первую оче- АПО Раздел 4. Рекламный менеджмент редь недостаточно устойчивые позиции украинского това- ропроизводителя. Во многих случаях рекламируемые това- ры недоступны подавляющему большинству аудитории. Топ и содержание обращений зачастую не соответствуют элементарным этическим нормам. Остается низким про- фессиональный уровень исполнения значительной части рекламоносителей. Это является прямым следствием того, что рекламой занимаются в большинстве своем люди, не имеющие специальной профессиональной подготовки. Кстати, справедливости ради следует отметить положи- тельные тенденции именно в этом направлении. В практике современной отечественной рекламы не- редки заведомо лживые заверения типа " Залог Вашего бла- госостояния - вклады в акции фирмы X! " или " Товары фирмы У - решение всех Ваших проблем! ". Достаточно вспомнить таких недавних " лидеров" среди рекламодате- лей, как АО МММ, " Хопер-Инвест", Русский дом селенга, АО " Тибет", Чара-банк, ИФ " Нефть-Алмаз-Инвест", Укра- инский дом селенга, ПФ " Обер1г". К сожалению, список можно продолжить. Трудно отрицать тот факт, что их рек- лама, которая многих ввела в заблуждение, в значительной степени предопределяет в целом отрицательное отношение в обществе к рекламе. Рекламные агентства (особенно те из них, которые добились определенного положения в этой сфере бизнеса) обеспокоены многочисленными фактами явного или слег- ка завуалированного плагиата, когда нечистые на руку конкуренты используют разработанные ранее ими идеи, девизы, а то и рекламные обращения целиком. Случаи недобросовестной рекламы способствуют возникновению проблем у средств массовой информации, вовлеченных в их передачу. Сохранению безукоризненной репутации не помогают даже предостережения типа " От- ветственность за содержание объявлений несет рекламода- тель". Серьезную озабоченность у широкой общественнос- ти вызывает обилие рекламы алкогольных напитков и та- бачных изделий, а также сомнительного рода " работы за границей для девушек" и т.п. Не способствует подъему на- циональной экономики и психология рантье (" Пока я на 4.5- Контроль рекламной деятельности рыбалке, мои деньги работают"), которая навязывается за- интересованными рекламодателями. К сожалению, этот неутешительный перечень мож- но во много раз расширить. Однако даже то немногое, что сказано, свидетельствует о необходимости создания эф- фективно функционирующей системы регулирования рекламной деятельности. Она должна в максимальной степени учитывать интересы всех участников рекламных коммуникаций. За рубежом система внешнего контроля рекламной деятельности в ее нынешнем виде формируется со второй половины прошлого века. Мы же сейчас находимся только в начале этого пути. Среди основных сил, в наибольшей степени влияю- щих на рекламную деятельность, необходимо выделить потребителей, общественные организации, государство. Причем было бы необоснованным рассматривать влияние этих субъектов в отрыве друг от друга. Поясним это на примере. Потребители при отстаивании своих законных прав обращаются чаще всего в органы государственной власти, апеллируют к широкому общественному мнению. Организованные выступления потребителей в защиту сво- их прав, использование институтов демократии способс- твовали изменению законодательных подходов в боль- шинстве развитых стран, к переходу от позиции caveat emptor (лат.: пусть покупатель будет бдителен) к позиции caveat venditor (пусть продавец будет бдителен).
Рассмотрим основные особенности участия указан- ных сил в регулировании рекламной деятельности. Потребитель - адресат большинства рекламных обращений - играет в последние годы все более заметную роль в этом процессе. К его безусловным традиционным правам относятся: право на безопасность потребления куп- ленного товара; право рассчитывать, что товар будет фун- кционировать в точном соответствии с утверждениями про- давца; право на исчерпывающую информацию о товаре; право на защиту от сомнительных товаров и сомнительных маркетинговых приемов. Если кратко охарактеризовать отношение основной массы потребителей к рекламе вообще, то можно сказать, Раздел 4. Рекламный менеджмент что оно чаще отрицательное, чем положительное. По дан- ным проведенных в США исследований, 60 % потребите- лей согласны с утверждением " реклама оскорбляет мой ум", более 70 % не верят рекламе, утверждающей, что рек- ламируемая продукция превосходит продукцию конкурен- тов [19, с. 83]. Четверо из десяти телезрителей покидают комнату при трансляции рекламы. Исследователи также выявили тесную взаимосвязь между трансляцией реклам- ных вставок в популярных передачах с пиками нагрузок на городскую канализационную сеть. Но при всем этом 70 % потребителей согласны с тем, что информация, содержаща- яся в рекламе, помогает им принять наиболее выгодное ре- шение по покупке. Кроме того, как показывают исследова- ния, отношение потребителя к рекламе товаров, которые он уже потребляет, во много раз более благорасположен- ное, чем к рекламе новых для него товаров. Потребитель, если он стал жертвой недобросовес- тной рекламы, может отстаивать свои права или индиви- дуально, или в составе инициативной группы (общества) по защите прав потребителей. В первом случае он может обратиться с письмом к руководству фирмы-рекламодателя, в средство массовой ин- формации, обратиться в органы местной власти, подать ис- ковое заявление в суд. Сразу необходимо отметить, что в на- ших условиях при отсутствии законодательной базы и соответствующем состоянии дел данный подход вряд ли принесет какой-либо эффект. Так как данная тенденция яв- ляется универсальной и интернациональной, уже с середины прошлого века потребители объединяли свои усилия для отстаивания своих прав. Именно с этого времени развивает- ся явление, получившее определение " консъюмеризм" - организованное движение граждан за расширение прав и влияния покупателей в отношении продавцов. К настояще- му моменту движение защиты прав потребителей распрос- транено практически во всех развитых странах, имея особо сильные позиции в скандинавских странах, США, государс- твах Бенилюкса. Союзы потребителей от имени индивиду- альных потребителей выступают в качестве истцов в судеб- ных процессах против недобросовестных рекламодателей. Кроме того, они заказывают дорогостоящие исследования 4.5. Контроль рекламной деятельности качества товаров и осуществляют соответствующие публика- ции. Одной из эффективных форм борьбы за права потреби- телей является бойкот. Так, в США мощное общественное формирование " Ассоциация родителей и педагогов" предла- гает бойкотировать товары рекламодателей, поддерживаю- щих программы с показом насилия. Другая группа - " Акция за детское телевидение" пытается бороться со злоупотребле- ниями рекламы, обращенной к детям [10, с.562-563]. Еще одним мощным общественным движением явля- ется движение за охрану окружающей среды. Именно дейс- твиям борцов за охрану природы жители развитых стран обязаны введением ограничений на рекламу табачных изде- лий, щитовой рекламы, запрета тех средств авиарекламы, при которых элементы рекламируемой марки изображаются в воздухе продуктами сгорания топлива, и т.п. В Украине по-настоящему сильное консъюмерист- ское движение находится в стадии становления. В 1989 году была основана Украинская ассоциация потребителей (УАП). УАП является общественной непо- литической организацией, которая объединяет региональ- ные общества потребителей во многих областях Украины. Основными направлениями ее деятельности избраны: развитие движения потребителей во всех городах и сельской местности Украины; предоставление юридической помощи потребителям; независимое изучение качества потребительских то- варов; информационное обслуживание и образование пот- ребителей. УАП является членом Международной организации союзов потребителей (Consumers International) и Между- народной конфедерации обществ потребителей стран СНГ (КонфОП). УАП издает свою газету " Разом" (" Вместе"), где информирует потребителей о результатах тестов това- ров, о практике защиты потребительских прав. Газета пуб- ликует многочисленные консультации. Вместе с россий- ским и белорусским обществами потребителей УАП издает иллюстрированный журнал " Спрос". Как общественная организация УАП сделала значи- тельный вклад в принятие в 1990 году Закона Украины Раздел 4. Рекламный менеджмент " О защите прав потребителей", а в 1993 году - во внесе- ние изменений и дополнений к нему. Кроме того, Ассоци- ация приложила значительные усилия к созданию в Укра- ине Государственного комитета по делам защиты прав потребителей, играющего сейчас заметную роль в регули- ровании рекламной деятельности. Общественные некоммерческие образования соз- даются не только потребителями, но и самими рекламис- тами. Их деятельность можно рассматривать как одну из форм общественного саморегулирования. Целью деятель- ности многочисленных рекламных ассоциаций стала борь- ба с недобросовестной конкуренцией в сфере рекламного бизнеса, искоренение лживой рекламы, наносящей вред имиджу всех рекламистов. С другой стороны, движение предпринимает усилия для смягчения критики широкой общественности и предотвращает эскалацию вмешательс- тва государства в проблемы отрасли. Зачастую обществен- ные организации рекламистов играют роль лобби в связях с органами государственной власти, " проталкивании" нуж- ных отрасли законов, подготовке их проектов. Наибольшее развитие общественное движение рекла- мистов получило в США. Общественные формирования возникли здесь еще в конце прошлого века. В 1911 году Объединению рекламных клубов Америки был представлен первый типовой устав, трактующий проблемы правдивости рекламы. Он лег в основу первых законов о рекламе многих штатов. В 20-х гг. нынешнего столетия появились бюро по улучшению деловой практики, функционирующие до сих пор как на местном, так и на общенациональном уровне. В те же годы разработан Кодекс рекламной практики Амери- канской ассоциации рекламных агентств (т.н. " Четыре А" - American Association of Advertising Agencies). В 30-е гг. был образован общенациональный Наблюдательный комитет с достаточно широкими полномочиями, просуществовавший, однако, очень недолго. В 40-х гг. " Четыре А" добилась уч- реждения " Программы взаимного обмена рекламой". В 1971 году представители Американской ассоциации рек- ламных агентств, Американской рекламной федерации, Ас- социации общенациональных рекламодателей и Совета бю- ро по улучшению деловой практики встретились в рамках 4.5. Контроль рекламной деятельности Национального совещания по наблюдению за рекламной деятельностью. Совещание разработало устав и принципы работы Национального совета по наблюдению за реклам- нот. деятельностью, функционирующего до сих пор. Назна- чаемые советом жюри призваны рассматривать спорные вопросы, разбирать жалобы, добиваться снятия недобросо- вестной рекламы [10, с.565-566]. Еще несколько слов об Американской ассоциации рекламных агентств. В настоящее время она объединяет около 400 фирм, имеющих более 1000 отделений в США и 375 - в 55 других странах. Ассоциация имеет собственный фонд на образование, средства которого расходуются на субсидии для научных исследований в области рекламы. Исследовательский комитет " Четыре А" занимается изуче- нием формирования общественного мнения, особенностей восприятия рекламной продукции, формы и содержания рекламных обращений. Помимо этого, " Четыре А" координирует деятель- ность рекламных агентств, направленную на выработку эти- ческих критериев рекламы. Ассоциацией разработаны " Стан- дарты на услуги, оказываемые рекламными агентствами",
|