Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






В азиатско-тихоокеанском регионе: правовой подход 1 страница






 

А.Я. КАПУСТИН

 

§ 1. Международно-правовые формы региональной

экономической интеграции и международный правопорядок:

концепции и подходы

 

1. Становление основных международно-правовых механизмов

регулирования международных экономических отношений

 

Исторически, по крайней мере на протяжении последних двух столетий, международно-правовое регулирование международных экономических отношений (далее - МЭО) претерпело весьма значительную эволюцию. Возникновение торгово-экономических обменов между государствами относится к древнейшим временам, однако достаточно долго МЭО регулировались двусторонними договорами, прежде всего общеполитическими (до XVII в.). Начиная с XVII в. появляются первые торговые договоры (например, договоры Турции с рядом крупных европейских государств), в XVIII в. такие договоры начинают заключаться между европейскими державами (Метуэнский и Эденский трактаты Англии с Португалией и Францией и Трактат о дружбе и взаимной между обеими державами коммерции) < 1>. В XIX в. в связи с развитием внешней торговли начинает возрастать число двухсторонних торговых договоров, происходит их дальнейшая дифференциация на отдельные виды. В этих договорах закрепляются важные положения о свободной торговле и мореплавании, о свободе въезда и путешествий и т.д., под влиянием которых начинает складываться международно-правовой режим мировой торговли.

--------------------------------

< 1> См. подробнее: Лисовский В.И. Международное торговое и финансовое право. М., 1974. С. 92 - 94.

 

После двух мировых войн количество двусторонних договоров продолжало расти ввиду появления большого числа независимых государств, освободившихся от колониальной зависимости. Эта тенденция сохраняется до настоящего времени. Стали усложняться структура и содержание таких соглашений, появляются новые виды двусторонних договоров. Обновление средств внешнеэкономической политики продолжается. Ряд крупнейших государств, в частности США, начинают пересматривать традиционный набор двусторонних соглашений как инструментов внешнеэкономической политики. От традиционных договоров о дружбе, торговле и навигации, практика которых в США насчитывает более 150 лет, они начали переходить к заключению нового типа внешнеэкономических договоров - соглашений о защите инвестиций < 1>. Когда к 1967 г. стало ясно, что программа заключения договоров о дружбе, торговле и навигации исчерпала себя, Государственный департамент США инициировал обсуждение вопроса об изменении международно-правовой стратегии в МЭО в Конгрессе, ссылаясь при этом на опыт ряда западноевропейских государств.

--------------------------------

< 1> Например, по состоянию на 1994 г. США имели 47 договоров о дружбе, торговле и навигации и 16 договоров о поощрении и защите инвестиций. При этом следует иметь в виду, что многие договоры о поощрении инвестиций были подписаны, но еще не ратифицированы, т.е. их рост весьма показателен. См.: Jackson J.H., Davey W.J., Sykes A.O. Legal Problems of International Economic relations, cases, materials and texts on the national and international of transnational economic relations. P. 274.

 

В результате этих усилий в 1977 г. была начата программа заключения двусторонних соглашений о защите американских инвестиций в других странах. Основными целями этой программы были восполнение юридического пробела, образованного отсутствием удовлетворительного международно-правового, а также национально-правового регулирования в странах - реципиентах американского капитала, решение вопроса о быстрой соответствующей и эффективной компенсации за национализацию иностранной собственности путем заключения двусторонних международных договоров и создания международно-правовых норм локального характера, обеспечивающих интересы американских граждан и юридических лиц США за рубежом. Программа имела и внутриполитическую цель, которая состояла в недопущении возникновения оппозиции внешнеэкономической стратегии со стороны профсоюзов, которые видели в поощрении капиталовложений за границей угрозу интересам американских рабочих, могущих потерять свои места, поэтому программа не предусматривала запрет на осуществление иностранного инвестирования со стороны держателей акций (граждан и компаний) ранее созданных компаний, а наоборот, поощряла создание для этих целей новых компаний, тем самым увеличивая количество рабочих мест, а не сокращая занятость. Наконец, целью заключения этого вида договоров явилось стремление максимально деполитизировать инвестиционные меры, которые в прошлом в ряде случаев приводили даже к международным кризисам и осложнениям в ходе осуществления внешней политики США, которые были вынуждены вмешиваться в споры между инвесторами и принимающими государствами уже после нанесения ущерба американским инвесторам. Соглашения о защите инвестиций создавали соответствующие юридические средства урегулирования инвестиционных споров, способствуя тем самым стабилизации международных отношений.

С начала XX в. стали отмечаться попытки создания многостороннего механизма международно-правового регулирования МЭО. В период между мировыми войнами было проведено несколько международных экономических конференций (Брюссельская 1920 г., Генуэзская 1922 г., Женевская 1927 г. и Лондонская 1933 г.), целью которых было обсуждение различных аспектов правового регулирования мировой торговли, однако они не дали какого-либо положительного результата в виде многосторонних договоров или международных организаций. Лига Наций также не уделила достаточно внимания международным экономическим проблемам.

После Второй мировой войны в международных отношениях возобновились попытки создания многостороннего механизма правового регулирования мировой торговли. Еще в ходе войны стало складываться мнение о губительности политики протекционизма для МЭО и о необходимости формирования сложной сети многосторонних соглашений для разрешения мировых политических и экономических проблем. Так, в 1944 г. на конференции в Бреттон-Вудсе (США) были разработаны и приняты статьи Соглашения о создании Международного валютного фонда (далее - МВФ) и одобрены планы учреждения Международного банка реконструкции и развития (далее - МБРР) и Международной торговой организации (далее - МТО). Через год МБРР начал функционировать, а подготовительные работы по составлению текста Соглашения об учреждении МТО были начаты по инициативе ООН в 1946 г. Активным сторонником идеи МТО показало себя Правительство США, предложившее на рассмотрение подготовительного комитета ООН на его заседании в Лондоне в октябре 1946 г. рекомендуемый устав. Проект устава был одобрен на втором заседании подготовительного комитета ООН в Женеве в 1947 г. в виде Заключительного акта комитета и окончательно принят на Международной конференции ООН по торговле и занятости, проводившейся в Гаване (Куба) в 1947 - 1948 гг. при участии 53 государств мира. США, которые были инициатором и активным проводником создания МТО, тем не менее отказались ратифицировать этот документ. В результате саму идею создания МТО постигла неудача, так как проект ее устава так и не был принят. Вместо этого развитые капиталистические страны 30 октября 1947 г. в Женеве заключили Генеральное соглашение о тарифах и торговле (далее - ГАТТ), которое вступило в силу в январе 1948 г.

Первыми участниками ГАТТ стали государства, принявшие участие в работе подготовительного комитета, предложившего проект устава МТО, в результате они ничем не были ограничены и свободно заимствовали положения проекта устава МТО в ходе разработки ГАТТ. Хотя ГАТТ не содержало положений о сроке его действия, оно рассматривалось как временный документ, который должен быть заменен уставом МТО, который планировалось одобрить на Гаванской конференции в 1948 г.

Причины, по которым США отказались ратифицировать устав МТО, носили внутриполитический характер. Оппозиция уставу МТО объединила в своих рядах протекционистов, недовольных тем, что США могли в случае принятия устава утратить контроль над своей внешней торговой политикой; сторонников либеральной системы торговли, возражавших против того, что в уставе было очень много лазеек и исключений в виде новых правовых норм о торговле; приверженцев свободного предпринимательства, считавших, что устав может привести к государственному контролю над экономикой и в конечном счете к социализму. В Конгрессе высказывались подозрения, что ответственность за торговую политику страны перейдет после ратификации устава к президенту США. Наконец после того, как представители администрации президента Г. Трумена пришли к выводу, что своих целей они достигли путем подписания ГАТТ, было принято решение не идти на открытую конфронтацию с Конгрессом, в результате чего в 1950 г. устав МТО был исключен из законодательной программы правительства < 1>.

--------------------------------

< 1> См.: August R. International Business Law. Text Lases and Readings. New Jersey, 1993. P. 309 - 310.

 

С 1953 г. ГАТТ стало превращаться в центральный элемент многосторонней торговой системы. Хотя в первоначальном тексте ничего не говорилось об организационно-правовой основе соглашения, на практике оно все более эволюционировало в сторону превращения в международную межправительственную организацию (далее - ММПО). Если первоначально в научной литературе международно-правовая природа ГАТТ дискутировалась и высказывались различные точки зрения на этот счет, то позднее стало ясно, что ГАТТ представляет собой типичную ММПО. Как точно подметили Ж. и К. Нем: " ГАТТ - это прежде всего договор, превратившийся в силу обстоятельств в организацию, которая регулирует международную торговлю и предлагает устранить препятствия в обменах" < 1>. Некоторые развивающиеся страны тем не менее продолжали рассматривать ГАТТ как " Клуб богатых" < 2>, что в принципе было недалеко от истины.

--------------------------------

< 1> Neme J., Neme C. Organisations Economique international. Pans. 1972. P. 45.

< 2> См.: August R. Op. cit. P. 311.

 

За время существования организации в учредительный акт ГАТТ было внесено несколько изменений и дополнений. В 1954 г., когда стало ясно, что МТО обречена и нет оснований надеяться на то, что она когда-либо будет функционировать, в преамбулу ГАТТ внесли положение о том, что именно ГАТТ является главным институтом регулирования мировой торговли. В то же время были внесены изменения в ст. XVIII с целью облегчения всем странам - участникам Соглашения принимать меры по обеспечению защиты вновь создаваемым отраслям промышленности. Они также включали положения, оправдывающие введение развивающимися странами количественных ограничений во внешней торговле для защиты от нарушений платежных балансов. Была также добавлена новая ст. XXVIII с целью смягчения действия правила о взаимности в отношении развивающихся стран. Наконец, в 1964 г. ГАТТ было дополнено частью IV с целью установления " соглашения" о помощи развивающимся странам - улучшении состояния их экономик путем увеличения объемов экспорта из них.

В отношении последствий внесения указанных изменений в ГАТТ мнения юристов из развитых и развивающихся стран расходятся. В то время как первые считают, что перечисленные изменения имели незначительный характер, а ГАТТ сохранило постоянную и надежную основу международной торговли на десятилетия вперед < 1>, вторые расценили эти нововведения как значительное продвижение вперед, хотя и не давшее ожидаемых результатов.

--------------------------------

< 1> См.: Lamadrid de L.M. P. 23.

 

Важное значение ГАТТ состояло и в том, что впервые на многостороннем уровне были установлены общепризнанные принципы и режимы международной торговли. Первый принцип, который закрепило ГАТТ, содержал правило непосредственного применения ряда норм права ГАТТ в национальных правопорядках, т.е. возможность ссылаться на эти нормы и требовать их применения через суды государств-членов или иными средствами всеми участниками международной торговли. Из 38 статей ГАТТ таким качеством отличалось 16 статей Соглашения, например ст. I о режиме наиболее благоприятствуемой нации, который должен применяться в каждой из договаривающихся сторон к импорту и экспорту из всех других договаривающихся сторон соглашения.

Одной из фундаментальных основ ГАТТ является положение о том, что международная торговля должна осуществляться без дискриминации. Принцип недискриминации находит свое выражение в оговорке о наиболее благоприятствуемой нации (далее - НБН) и в национальном режиме. Режим наибольшего благоприятствования устанавливался в п. 1 ст. I как любая выгода, благоприобретение, привилегия или иммунитет, предоставляемые одной договаривающейся стороной какому-либо товару, происходящему из другой страны или направленному в нее, которые должны предоставляться немедленно и безусловно такому же товару, происходящему с территорий всех других договаривающихся сторон или направляемому в них.

Режим о НБН сложился еще в XIX в. и включался в двусторонние договоры, посвященные правовому регулированию МЭО. Заслуга ГАТТ состоит в том, что эта норма о НБН приобрела универсальное значение и способствовала снижению среднего таможенного тарифа на обработанные изделия среди главных участников мировой торговли с 40% в 1945 - 1950-х гг. до 5% в 1985 - 1990-х гг. За этот же период мировой экспорт вырос с 61 млрд. амер. долл. в 1950 г. до более чем 2 трлн. амер. долл. в 1985 г. < 1>.

--------------------------------

< 1> См.: August R. Op. cit. P. 315.

 

Статья I ГАТТ содержала общепризнанные исключения из режима наиболее благоприятствуемой нации:

- поддержка уже действовавших к моменту вступления ГАТТ в силу преференций (п. 2 ст. I);

- использование мер борьбы с демпингом и субсидиями (ст. VI);

- создание таможенных союзов и зон свободной торговли (ст. XXIV);

- ограничения с целью защиты общественного здоровья, безопасности, благополучия и национальной безопасности (ст. XX, XXI).

Позднее в практике ГАТТ были допущены и иные исключения из режима НБН. Так, выше уже отмечалось включение в 1964 г. в Генеральное соглашение ст. XXXVI, которая предусматривала, что " договаривающиеся развитые страны не будут требовать взаимности или уступок, сделанных ими в торговых переговорах о сокращении или устранении тарифов и других барьеров в торговле с наименее развитыми договаривающимися сторонами". Идея отказа от взаимности в торговле с наименее развитыми странами как средство защиты и поощрения развития их экономик была позднее уточнена и дополнена рядом новых схем тарифных преференций. В 1971 г. ГАТТ временно приостановило действие нормы о НБН на 2 вида преференциальных схем. Первая - это Генеральная система преференций (далее - ГСП), а вторая - система преференций, предоставляемых друг другу развивающимися странами, т.е. система преференций " Юг - Юг" < 1>.

--------------------------------

< 1> ГСП позволяет развивающимся странам экспортировать все или почти все товары в развитые страны на невзаимной основе. Ее замысел состоял в том, чтобы повысить конкурентоспособность развивающихся стран на мировых рынках, понизив тем самым их зависимость от добычи и продажи сырья. Система преференций " Юг - Юг" позволяет развивающимся странам предоставлять друг другу тарифные преференции, не распространяя их на развитые страны.

 

С 1979 г. ГСП и система преференций " Юг - Юг" были объявлены постоянно действующими. В 1961 г. было достигнуто краткосрочное соглашение (на 1 год), которое впоследствии было заменено на долгосрочные договоренности (на 5 лет). Значение данных договоренностей трудно переоценить, потому что они покрывают около половины объема импорта развитых капиталистических стран из развивающихся стран, составляющего 100 млрд. амер. долл. < 1>.

--------------------------------

< 1> См.: August R. Op. cit. P. 317.

 

Принцип национального режима - это вторая важная норма ГАТТ, в которой проявляется действие принципа недискриминации. Его содержание закреплено в ст. III, устанавливающей, что товарам с территории какой-либо договаривающейся стороны, импортируемым на территорию любой другой договаривающейся стороны, будет предоставлен не менее благоприятный режим, чем тот, который предоставлен таким же товарам национального происхождения в отношении всех законов, правил и требований, затрагивающих их внутреннюю продажу, предложение продать, покупку, транспортировку, распространение или использование. Равным образом, как и в случае принципа НБН, установлены исключения:

- поддержание преференций, существовавших на момент вступления ГАТТ в силу (п. 6 ст. III);

- дискриминация в обеспечении товаров правительственными закупками (п. 8, " a", ст. III);

- дискриминация в оплате субсидий местным (национальным) производителям (п. 8, " b", ст. III);

- дискриминация в экранизации произведенных в стране кинематографических фильмов (п. 10 ст. III, ст. IV).

За годы деятельности ГАТТ применение национального режима вызывало противоречивые отклики. Так, например, активно дискутировался вопрос о праве государств запрещать импорт товаров, произведенных или собранных особенным путем, в частности, таким, который приводит к ущербу окружающей среде.

Следующим важным принципом ГАТТ является принцип допустимости защиты национальной промышленности только путем использования таможенных пошлин, в силу чего запрещается применение квот и иных количественных ограничений, блокирующих функционирование механизма цен (ст. XI). Кроме того, в ст. II содержится требование о том, чтобы товары, относящиеся к любому участнику ГАТТ, которые являются товарами территорий других участников ГАТТ, при ввозе на территорию участника освобождались от всех других пошлин или сборов любого рода, установленных на ввоз или в связи с ввозом, которые прямо и в обязательном порядке налагаются в последующем в силу законодательства, действующего на эту дату на импортирующей территории. Это сделано для того, чтобы внутренние налоги не маскировались под тарифы. Из этого принципа также есть исключения:

- установление количественных ограничений на импорт сельскохозяйственных рынков (п. 2 ст. XI);

- использование количественных ограничений для сохранения платежного баланса страны (ст. XII, п. " B" ст. XVIII);

- использование количественных ограничений развивающейся страной для содействия ее экономическому развитию (абз. 13 п. " C" ст. XVIII).

Следует отметить, что главная задача ГАТТ состояла не в освещении использования таможенных пошлин как главного средства защиты внутренней торговли, а в их существенном сокращении. С этой целью в рамках ГАТТ проводились многосторонние переговоры, получившие название " раунды", в ходе которых согласовывались списки тарифных сокращений, которые рассматривались как приложение к ГАТТ. После завершения переговоров стороны были обязаны распространить новые тарифные ставки на всех других членов ГАТТ в силу нормы о НБН. Обязательные тарифные ставки представляют собой наивысшие ставки, которые договаривающаяся страна может установить в соответствии с условиями ГАТТ (ст. XXVIII).

Важной нормой деятельности ГАТТ является принцип транспарентности: правительства должны предавать гласности законы, правила и практику, которых они придерживаются в своих внутренних торговых системах, и знакомить с ними правительства других стран. Этот принцип сформулирован в ст. X ГАТТ следующим образом: " Законы, правила, судебные решения и административные распоряжения общего применения, применяемые любой договаривающейся стороной, касающиеся классификации или оценки товаров для таможенных целей, или ставок пошлин, налогов или других сборов, или требований, ограничений или запрещений импорта или экспорта, или перевода платежей за них или влияющие на их продажу, распределение, транспортировку, страхование, хранение на складах, осмотр, выставление на обозрение, обработку, смешивание или другое использование, быстро публикуются таким образом, чтобы дать возможность правительствам и коммерсантам ознакомиться с ними" < 1>.

--------------------------------

< 1> См. текст ГАТТ 1947 г. URL: https://www.wto.ru/documentsasp/.

 

Некоторые авторы считают, что принцип транспарентности дополняется требованием ст. VIII о том, что договаривающиеся стороны стремятся к упрощению их импортных и экспортных формальностей < 1>. Следует напомнить, что одновременно с переговорами в Женеве о создании ГАТТ в Западной Европе обсуждалась идея создания таможенного союза. Хотя по политическим причинам этот замысел тогда не удалось воплотить в жизнь, западноевропейские страны тем не менее решили воспользоваться достигнутым в ходе обсуждения соглашением и создали стандартизированную систему, более известную как номенклатура для классификации товаров в целях их таможенного обложения. В 1950 г. была подписана Конвенция о номенклатуре для классификации товаров в целях их таможенного обложения и учрежден Совет таможенного сотрудничества (далее - СТС) в качестве международной организации с местопребыванием в Брюсселе. Эта Конвенция была ратифицирована большинством стран, в 1989 г. США привели в соответствие с гармонизированной системой СТС свои тарифные перечни.

--------------------------------

< 1> См.: August R. Op. cit. P. 324.

 

Другая важная норма, касающаяся тарифного обложения, состоит в определении происхождения товара. Товар будет облагаться таможенными пошлинами лишь в том случае, если он произведен за пределами страны. В отличие от таможенной классификации в настоящее время нет универсальной конвенции, касающейся правил происхождения товаров, поэтому существует большой разброс в применяемых различными странами правилах. В силу этого требование принципа транспарентности в случае таможенной номенклатуры товаров, установленной в соответствии с универсальной конвенцией, будет сводиться к должной публикации информации о присоединении или участии в указанной Конвенции, а в случае применимых правил происхождения товаров его требования будут гораздо шире: необходимо опубликовать подробное изложение соответствующих правил, применяемых в государстве - члене ГАТТ.

Следующим важным положением ГАТТ, которое позволяет обеспечить стабильность функционирования его правового механизма и самой организации, является ст. XIX, содержащая так называемую протекционистскую (защитную) оговорку. В статье XIX, в частности, говорится: " Если в результате непредвиденных обстоятельств и выполнения взятых на себя договаривающейся стороной обязательств по настоящему Соглашению, включая тарифные уступки, какой-либо товар импортируется на территорию такой договаривающейся стороны в таких возросших количествах и на таких условиях, что они причиняют или угрожают причинить серьезный ущерб отечественным производителям на этой территории аналогичных или непосредственно конкурирующих товаров, договаривающаяся сторона может приостановить обязательство, полностью или частично, или отозвать или изменить уступку в отношении такого товара в такой степени и на такой срок, которые могут быть необходимы для предотвращения или устранения такого ущерба". Иными словами, применение данной оговорки позволяет заинтересованной стране приостановить выполнение обязательств по ГАТТ и временно ввести чрезвычайные ограничительные торговые меры с тем, чтобы избежать угрозы нанесения ущерба какой-либо отрасли своей промышленности. Страны, применяющие защитную оговорку, обязаны уведомить об этом других членов ГАТТ и проводить консультации с затронутыми ограничительными мерами странами-экспортерами с целью договориться о выплате компенсации. Если переговоры не увенчаются успехом, то понесшие ущерб экспортирующие страны обязаны сами возместить свой ущерб, т.е. не предоставлять существенно эквивалентных уступок с тем, чтобы восстановить предыдущий торговый баланс со стороной, применяющей ограничительные меры.

Помимо этого, текст ГАТТ содержит два вида исключений, установленных в ст. XX " Общие исключения" и в ст. XXI " Исключения по соображениям безопасности". Суть общих исключений состоит в том, что договаривающаяся сторона может быть освобождена от выполнения своих обязательств по ГАТТ до такой степени, пока это не превращается в средство неоправданной дискриминации или замаскированное ограничение международной торговли. Эти меры могут быть двух видов: экономические и неэкономические.

К исключениям неэкономического характера, позволяющим государству применять меры, противоречащие ГАТТ, относятся такие, которые:

1) необходимы для защиты общественной нравственности;

2) необходимы для защиты жизни или здоровья людей, животных, растений;

3) имеют отношение к импорту или экспорту золота или серебра;

4) необходимы для обеспечения соблюдения законов и правил, которые не противоречат ГАТТ;

5) имеют отношение к товарам, производимым в тюрьмах заключенными;

6) охраняют национальные сокровища, имеющие художественную, историческую или археологическую ценность;

7) имеют отношение к сохранению истощаемых природных ресурсов;

8) принимаются в соответствии с международными товарными соглашениями;

9) влекут ограничение экспорта отечественных (внутренних) материалов, необходимых для обеспечения достаточным количеством таких материалов отечественной обрабатывающей промышленности в течение периодов, когда внутренняя цена на такие материалы держится на более низком уровне, чем мировая цена, как часть осуществляемого правительством плана стабилизации.

Экономические исключения позволяют государству принимать меры, которые являются существенными:

1) для приобретения или распределения дефицитных товаров;

2) для контроля за ценами, возрастающими по причинам нехватки товаров, вызванным войной;

3) для ликвидации временного падения курса акций, вызванного военной необходимостью.

Исключения по соображениям безопасности освобождают договаривающиеся страны от выполнения их обязательств по ГАТТ с целью поддержания их национальной безопасности. В частности, это касается торговли оружием, амуницией, расщепляющимися материалами и другими военными принадлежностями без каких-либо ограничений.

В ходе восьмого Уругвайского раунда переговоров ГАТТ претерпело существенное реформирование: наиболее важным регулятором явилось Соглашение об учреждении Всемирной торговой организации (ВТО), которое дополняется рядом соглашений (Генеральное соглашение о тарифах и торговле 1994 г., а также серия многосторонних торговых соглашений). ГАТТ 1947 г. и ГАТТ 1994 г. являются различными по содержанию международными договорами. В ГАТТ 1994 г. включены положения ГАТТ 1947 г., за исключением Протокола о временном примирении. ВТО придерживается в своей практике " права ГАТТ", т.е. правил, принятых решений, процедур и сформировавшейся обычной практики ГАТТ. В настоящее время все смелее высказываются мнения о формировании " права ВТО" < 1>, значительную часть которого составляют не только нормы соглашений, входящих в систему ВТО, но и так называемые прецедентные нормы, содержащиеся в решениях, принятых в результате рассмотрения споров между государствами - членами ВТО < 2>.

--------------------------------

< 1> Скурко Е.В. ВТО: введение в правовую систему. М., 2003; Шумилов В.М. Всемирная торговая организация: право и система. М., 2006 и др.

< 2> См.: Смбатян А.С. Решения органов международного правосудия в системе международного публичного права. М., 2012. С. 221.

 

Соглашения, дополнения ГАТТ 1994 г. расширяют сферу действия ВТО, поскольку касаются мировой торговли не только товарами, но и услугами, а также связанных с торговлей аспектов прав на интеллектуальную собственность и инвестиционных мер.

Большое значение для развития мировых экономических отношений имеет регулирование валютной политики государств. Создание МВФ положило начало международно-правовому регулированию в валютной сфере. Одним из важнейших результатов создания МВФ явился механизм обмена валют, который получил название " система паритета валют", т.е. каждый новый член МВФ при присоединении к Фонду должен заявить стоимость, по которой его национальная валюта может быть конвертирована в золото. Члены Фонда обязаны поддерживать стоимость своей валюты в пределах 1% этой паритетной стоимости, и только после консультации с МВФ и другими членами Фонда член Фонда может изменить стоимость своей валюты.

Система паритета валют была оптимальной до тех пор, пока уровень инфляции в основных развитых странах оставался неизменным, а уровень безработицы - низким. Когда уровень инфляции и безработицы резко возрос в США, в отличие от Европы и Японии, ситуация изменилась. Требования зарубежных партнеров к американским золотым запасам возросли, как и дефицит платежного баланса США. Эта система начала приходить в упадок с августа 1971 г., когда президент США Р. Никсон объявил о запрете на конвертируемость доллара в золото. Ее окончательный развал состоялся в 1973 г., когда США объявили о девальвации доллара на 10%. На реформу МВФ, последовавшую за этим шагом американского правительства, ушло три года.

Государства - члены МВФ приняли в 1976 г. вторую поправку к Соглашению о МВФ, вступившую в силу в 1978 г. Это новое Соглашение позволяет членам МВФ определять стоимость их валюты, принимая во внимание другой критерий, исключая возможность использования золотого паритета: одни государства-члены привязывают свою валюту к валюте других стран или к Специальным правам заимствования (далее - СПЗ < 1>) МВФ; другие позволяют оценивать их валюту по плавающему курсу, т.е. определять ее путем международного предложения и спроса (п. " b" § 2 ст. IV).


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.015 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал