![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Теоретические основы исследования политических ценностейСтр 1 из 34Следующая ⇒
Утилитаристский подход к ценностям в западной философии, представленный работами Дж. Дьюи, Р. Б. Перри, Р. Брандта, Д. Брейбрука 11и некоторых других авторов1, называет ценностями все то, что служит реализации потребностей и интересов человека. С аналогичных позиций к проблеме политических ценностей в отечественной науке подходит В. П. Бранский2. В своей классификации ценностей он представляет политические ценности как юридические законы и акты по их исполнению (включая судебные постановления), которые фиксируются материально в знаковых объектах — соответствующих документах (конституциях, кодексах, указах, договорах и т.д.). Он называет политические (управленческие) ценности утилитарными (наря-
На наш взгляд, утилитаристский подход является односторонним и поэтому ограниченным в применении. Авторы, работающие в рамках данного подхода, не имеют разработанной методологии исследования ценностей, поэтому мы ограничимся лишь обозначением данного подхо-да и рассмотрим подробно два других. Преобладающим в социологии и политологии можно считать политико-идеологический подход, где ценности играют роль идейного культурного образца и социального регулятора. Этот подход получил развитие во второй половине XIX в. в работах М. Вебера, Э. Дюркгейма У. Томаса, Ф. Знанецкого, Т. Парсонса. Макс Вебер3 исходил из предпосылки, согласно которой каждый человеческий акт предстает осмысленным только в соотнесении с ценностями. Они определяют нормы поведения и индивидуальные цели субъектов. Эмиль Дюркгейм утверждал, что ценности существуют лишь в определенном смысле и находятся вне индивида. Они основаны на оценке и восприятии, что соответственно формирует ценностные предпочтения и ценностные суждения. «...Эти суждения соответствуют какой-то объективной реальности, на которой может и должно основываться согласие. И именно такую реальность sui generis образуют ценности, а ценностные суждения суть те, которые относятся к этой реальности»4. Ценность, по Э. Дюркгейму, зависима от особенностей свойств объекта ценности. Эта особенность лежит в основе воздействия на процесс формирования ценностного суждения. В случае если такое воздействие «благоприятно», то ценность считается положительной, в противном случае — отрицательной. В классической работе по исследованию ценностей «Польский крестьянин в Европе и Америке» (1918-1920) Уильяме Томас и Флориан Знанецкий характеризуют ценности как любой значимый предмет для членов какой-либо социальной группы. Ценности в их представлении определяются как «правила поведения», детерминирующие сохранение, регуляцию и распространение соответствующих им типов действия среди членов социальной группы5. Естественным развитием этих идей, сложившихся в политической социологии во второй половине XIX в., стали труды Толкотта Парсонса. Его нормативный концепт является теоретическим основанием политико-идеологического подхода. Т. Парсонс рассматривал проблему ценностей в рамках своей теории социальных систем. Он полагал, что ценности являются основой интеграции субъектов в общество, посредством «взаимопроникновения между социальной и личностной системами»6. На уровне социальной систем ценностные образцы принимают вид «коллективных представлений», дающих возможность ориентироваться индивидам при самореализации. На основе ценностей (как высших принципов организации социальных систем) и ценностных ориентации достигается разного рода консенсус в обществе. Нет сомнений в том, что на исследования ценностей во второй половине XX в. огромное влияние оказала работа Милтона Рокича. Его книга «Природа человеческих ценностей» (1973) дала огромный импульс эмпирическому изучению ценностей. Согласно М. Рокичу, «ценность — устойчивое убеждение, что специфичный вид поведения или конечная цель существования является личностно или социально более предпочтительной, чем противоположный или обратный вид поведения или конечная цель существования. Система ценностей — устойчивая организация убеждений, касающихся предпочтительных моделей поведения или итоговых состояний в континууме относительной важности»7. М. Рокич выделял два класса ценностей: терминальные (ценности-цели) — убеждения в том, что конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться, и инструментальные (ценности-средства) — убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации. Каждый класс состоял из 18 ценностей. М. Рокич также связывал человеческие ценности и политическую идеологию, аргументируя это тем, что именно различие ценностей формирует основу различия между идеологиями. Он считал, что неравное распределение власти в любом обществе приводит к возникновению конкурирующих между собой планов по решению социальных и экономических проблем. Эти конфликты будут возникать на основе разных уровней свободы общества и на основе неравенства в нем. Таким образом, главные отличия между идеологиями должны определяться приоритетностью ключевых ценностей — свободы и равенства. Позже, развивая идеи М. Рокича, Шалом Шварц предложил новый стандарт в исследовании ценностей. Для него «ценности — это понятия или убеждения, которые относятся к желаемым конечным целям или поступкам, выходят за пределы конкретных ситуаций, управляют выбором или оценкой поведения и событий и упорядочены относительной важностью»". Шварц развивал теорию, которая выделяет типы ценностей, присутствующие во всех человеческих обществах. Ш. Шварц создал свою классификацию ценностей — набор из десяти ценностных типов и индивидуальных ценностей, содержащиеся внутри каждого типа. У него типы ценностей являются более общими категориями» чем индивидуальные ценности в классификации М. Рокича. На самом Деле отдельные ценностные единицы, которые использовал М. Рокич, стали индикаторами типа ценностей для Шварца. Модель Ш. Шварца одноименно сокращает число фундаментальных типов ценностей до десяти
Одновременно с исследованиями М. Рокича и Ш. Шварца совершенно иной подход к проблеме политических ценностей предложил американский социолог Рональд Инглхарт9. Основная особенность его работы состояла в том, что он создал целостную теоретико-методологическую концепцию изучения собственно политических ценностей, которую впоследствии подтвердил на основе результатов прикладных исследований в 43 странах. Р. Инглхарт выдвинул теорию, согласно которой произошел глобальный сдвиг ценностной системы человечества от материализма к постматериализму. Под ценностями «материализма» он имел в виду предпочтение физической и психологической безопасности и благополучия, а под ценностями «постматериализма» — подчеркнутое значение принадлежности к группе, самовыражения и качества жизни. Его теория основывалась на двух ключевых гипотезах: гипотезе ценностной значимости недостающего, согласно которой наибольшая субъективная ценность придается тому, чего относительно недостает, и гипотезе социализационного лага, которая подразумевает, что состояние социально-экономической среды и ценностные приоритеты не соотносятся между собой непосредственно: между ними вклинивается существенный временной лаг, ибо базовые ценности индивида в значительной степени отражают условия тех лет, которые предшествовали совершеннолетию. По мнению Р. Инглхарта, обстоятельства, в которых социализировалось то или иное поколение, оказывают решающее влияние на систему ценностей этого поколения, которая заменяется в обществе только тогда, когда на смену этим поколениям приходят новые, воспитанные в других условиях и являющиеся носителями другой системы ценностей. Именно таким медленным, но систематическим способом происходит, по мнению Инглхарта, процесс изменения ценностей в обществе. Канадский социолог С. Фланаган10 в серии статей, посвященных критике теории Р. Инглхарта, высказал предположение о существовании не одной, а двух ценностных плоскостей в общественном сознании — плоскости материализма/нематериализма и плоскости авторитаризма/либера- лизма. Он выдвинул также идею, что изменение ценностей вдоль авто-ритарной/либертарной плоскости более важно в современных условиях. Результаты его исследований показали, что изменение ценностей, причи- ной которого является смена одного поколения другим, происходит только в плоскости авторитарных/либертарных ценностей. Среди отечественных ученых второй половины XX в., начавших разрабатывать теорию ценностей в марксистской философии и социологии, одним из первых был В. П. Тугаринов. Опираясь на идеи предшественников по этому вопросу и свои собственные исследования, он сформулировал общее понятие ценностей: «Ценности суть предметы, явления и их свойства, которые нужны членам определенного общества или класса или отдельной личности в качестве средств удовлетворения их потребностей и интересов, а также идеи и побуждения в качестве нормы, цели или идеала»". В классификацию ценностей, основывающуюся на структуре общественных явлений, В. П. Тугаринов наряду с материальными и духовными включает социально-политические: общественный порядок, мир, безопасность, свободу, равенство, справедливость, человечность. В советской социологии проблема политических ценностей носила в большей степени декларативный, а не исследовательский характер12. # # * В социальной и политической психологии преобладает второй подход, согласно которому ценности есть результат исключительно внутреннего опыта личности. Теоретической основой данного подхода к проблеме ценностей являются работы Г. Олпорта13. Он выявлял ценностные ориентации исходя из шести основных интересов или мотиваций личности: теоретической, экономической, эстетической, социальной, политической и религиозной. В качестве основной Г. Олпорт выделял когнитивную установку и понятие ценностей прежде всего связывал с ней. Главной жизненной задачей индивида Г. Олпорт считал необходимость упорядочить и систематизировать наше знание о мире. В рамках данной концепции для политического типа наивысшей ценностью являются власть, соревнование и борьба. До 1970 г. это была, возможно, самая распространенная классификация ценностей. Среди отечественных ученых, работающих в рамках данного подхода, следует выделить В. А. Ядова14. Его диспозиционная концепция объясняет взаимоотношения ценностей и установок в структуре личности. Система ценностных ориентации на цели жизнедеятельности и средства Достижения этих целей, детерминированные общими социальными условиями жизни данного индивида, образуют высший уровень диспозиционной иерархии. Таким образом, ценностные компоненты включены в мотивационную структуру личности, где побудительные мотивы человеческой деятельности выстраиваются в своеобразную цепочку: потребности— интересы — ценности.
К. А. Абульханова-Славская'6 рассматривала роль ценностей в процессе развития личности, развертывающегося «по спирали» в нескольких фазах. Первая фаза процесса — присвоение ценностей личностью формирование Образа Мира. Вторая фаза' процесса — преобразование личности на основе ценностей, формирование Образа «Я». Третья фаза процесса — проектирование — самопроектирование, формирование Образа Будущего. В самом общем виде данный процесс может быть представлен как расширяющееся во времени жизненное пространство, в котором личность строит, приобретает определенную «траекторию своего движения» сообразно ориентирам: ценностям внешнего мира и ценностям самопознания, самооценки, саморазвития. Собственно политические ценности стали предметом исследования Е. Б. Шестопал: «Много неясного пока с тем, какими должны быть доминирующие политические ценности, составляющие ядро " демократической личности"»17. Она рассматривает политические ценности через установки, при этом уделяя особое внимание социализационному контексту их формирования.
|