![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Методология исследования политических ценностей
Методы исследования ценностей не только так же разнообразны, как и теоретические подходы к данной проблематике, но и тесно связаны с ними. Следует отметить, что основные инструменты измерения политических ценностей ученые заимствуют из социологии и социальной психологии. При этом социологи занимаются исследованием ценностей вообще, в том числе и политических, как одного из типов, а политические психологи в большей степени обращают внимание на собственно политические ценности. М. Рокич на основе своей классификации ценностей создал первую измерительную процедуру, которая в действительности представляла собой два инструмента, созданных с целью различить инструментальные и терминальные ценности. Каждый раздел включал список из 18 ценностей, к каждой из которых было дано пояснение из одного-двух слов в скобках, например: свобода (независимость, свобода выбора). Согласно идее, что все (или почти все) ценности оцениваются положительно, респондентам предлагалось «отсортировать их по степени важности для ВАС как руководящих принципов ВАШЕЙ жизни»18. Его классификация ценностей помогла стандартизировать эмпирические исследования. Она стала широко использоваться в психологии и послужила основой для последующих ценностных инструментов19. Р. Инглхарт применял особую методику для измерения наличия и степени распространения материалистических и постматериалистических ценностей в массовом сознании. В ее основе — присвоение рангов двенадцати утверждениям, где категория «материализм» представлена через такие социальные ценности, как «экономический рост» и «экономическая стабильность», а также ценности авторитаризма и конформизма, а «постматериализм» включает ценности идеологии «зеленых» или такие ценности, как необходимость сделать наши города красивыми, большая значимость идей, а не денег, а также либертарные ценности, связанные с более широкими и прямыми формами участия граждан в управлении. В рамках политико-идеологического подхода изучением политических ценностей россиян занимаются многие ученые. Некоторые из них используют подходы, разработанные за рубежом — инструментарий Р. Инглхарта (В. В. Андреенкова20, Е. И. Башкирова21, А. П. Вардомацкий22, М. С. Яницкий23), у других есть собственные методики исследования — формализованное интервью для выявления базовых ценностей россиян (Н. И. Лапин24), построение семантического пространства политических партий (В. Ф. Петренко25), ранжирование слов-ценностей при изучении либеральных ценностей (И. М. Клямкин26), выявление неосознаваемых детерминант ценностных структур через графические символы (Л. М. Смирнов27). Однако исследования этих ученых носят скорее нормативный характер. Они как бы априори знают, какие политические ценности существуют в обществе, поэтому не ценности выводят из исследования, а исследование привязывают к поиску определенных ценностей. С начала 1990-х годов в России наблюдается всплеск интереса к проблеме политических ценностей в связи с начавшимися в стране процессами политико-экономической и социокультурной трансформации. Поэтому большинство проводимых исследований сводится к выявлению степени интериоризации в обществе новой системы либерально-демократических ценностей28, так же как в 1970-е годы — социалистических и коммунистических ценностей. Среди современных отечественных политических психологов исследованием политических ценностей с позиций политико-психологического подхода занимается Е. Б. Шестопал29. Она изучает динамику ценности Демократии в России на протяжении 1990-2000-х годов. В структуру Ценностных представлений о демократии она включает иерархию из восьми Ценностей: свобода, личная независимость, равенство, ответственность, сильное государство, соблюдение законов, права человека, активное участие в управлении государством. Связывая политические ценности с установками, она рассматривает последние на трех уровнях: когнитивном, эмоциональном и поведенческом. Особенностью методологии исследования политических ценностей Е. Б. Шестопал является использование
Таким образом, проблема политических ценностей своими корнями уходит к вопросу о ценностях вообще. Сложность определения сущности феномена «ценность» связана с его многозначностью, объективными особенностями. А ведь именно ценности служат ядром важнейших компонентов политики — идеологии, политической культуры, политической системы. Ценности, в том числе и политические, имеют двойственную природу: «они социальны, поскольку обусловлены опытом в связи с положением человека в обществе, системой воспитания, системой усвоенных им от общества и групп значений, и одновременно индивидуальны, поскольку в них сосредоточен неповторимый жизненный опыт данного лица, своеобразие его интересов и потребностей, его привычки и усвоенные типы поведения»30. В отечественной и зарубежной науке нет единства в определении природы политических ценностей, отсюда такое разнообразие подходов к данной проблеме. Кроме того, нет ни одной целостной концепции, которая полностью раскрывала бы социальную и психологическую природу политических ценностей, а также предоставляла адекватный инструмент их измерения. Поэтому перед современной политической социологией и психологией стоят важнейшие задачи — систематизация и развитие существующих подходов к исследованию политических ценностей, создание теоретико-методологических оснований для прикладных исследований.
|