Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
В момент, когда ум разворачивается вовнутрь и выходит за пре-
Делы органов чувств, вы осознаете, что пуруша есть нечто отлич- ное от читты. Пуруша — [то, что] освещает читту. Пуруша не осознается через ум. Для того чтобы осознать его, ум Как целое полностью отделяется и выбрасывается из области опы- Та. В то время как обычный человек при познании зависит от сво- Их индрий или ученый — от своих приборов, йог зависит от выс- Шей способности самопознания. Только после того, как изменяю- Щийся инструмент познания, т.е. читта, ликвидируется, пуруша Может быть осознан. Поэтому высшее существо или пуруша не яв- Ляется предметом познания посредством ума, но есть предмет по- знания самим собой. Вся садхана йоги есть ни много ни мало [про- цесс] осознания пуруши и представляет собой последовательность Упразднения более низких форм, более низких средств осознания. Хотя пуруша освещает сам себя, он не воспринимаем читтой. Сутра 20: Ограниченность ума Ekasamaye chobhaya̱ navadha̱ ran̤ am Ekasamaye — одновременно; Cha — и; Ubhaya — оба; anavadha̱ ran̤ am — непостигаемость. И не может быть постижения обоих одновременно. Читта имеет свои собственные ограничения. Здесь обращается Внимание на то, что вы не можете иметь одновременного постиже- Ния воспринимающего и воспринимаемого, познающего и позна- Ваемого. Вы можете в одно время получать знание одного из двух, потому что ум может воспринимать [только] определенный опыт. Когда ум является воспринимающим, он не может восприни- Маться. В уме отсутствует двойная способность — воспринимать и Восприниматься и в этом его ограниченность. Сутра 21: Путаница памяти Chitta̱ ntaradri̱ shye buddhibuddheratiprasan̤ gah smri̱ tisan̤ karashcha Chitta̱ ntaradri̱ shye — в одном уме, познаваемом другим; Buddhibuddheh — познание познаний; atiprasan̤ gah — абсурдный избыток; smri̱ ti — память; san̤ karah — путаница; Cha — и. Если принять познание одним умом другого, тогда было бы познание Познаний, ведущее к абсурду и путанице памяти. Буддизм не признает пурушу. Он говорит, что ум сам может вос- Принимать другой ум. Но в этом случае была бы необходима бес- конечная цепь умов: один, видящий другого, другой, видимый тре- Тьим и т. д. Таким образом, эта доктрина буддистов представляется Совершенно ошибочной. Читта не может быть познающим; дейст- Вительный познающий — это пуруша. Пуруша не может позна- Ваться умом или чем-то еще. Йога есть утверждение, что вместо принятия самой читты в ка- Честве познающего другую читту следует в качестве основы, как Познающего, взять пурушу, который остается неизменным, в то
|