Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Выполнение двух дел в одно время
Это — уклончивое заглавие для ряда исследований, которые часто идут под рубрикой распределения внимания (division of attention). Имеет ли место выполнение двух дел в одно время, - это вопрос, на который мы вначале не будем стараться отвечать. Распределение внимания означает одновременное сосредоточение на двух различных деятельностях. Если одна из них автоматизирована и гладко осуществляется без сознательного контроля, никакого распределения внимания не требуется. Если обе активности скомбинированы в одну целостную деятельность, также не требуется распределения внимания. Если две деятельности, хотя и осуществляются одновременно в условном смысле, но выполняются путем быстрого перемещения внимания от одной к другой и обратно, здесь также нет распределения внимания в точном смысле. Независимо от того, можно ли дать понятию внимания полностью научное определение, тот факт, что человек иногда выполняет два и более дел в одно время, несомненно представляет для психологической динамики очень важную проблему. Мы могли бы даже сказать, что человек в одно время всегда выполняет больше, чем одно дело. Так, независимо от внутренней активности желез и гладкой мускулатуры, у него практически всегда есть активность в скелетных мышцах и в органах чувств. Человек может идти, держать что-нибудь в левой руке, жестикулировать правой и при этом все время смотреть и слушать. Законный вопрос — протекают ли эти одновременные потоки активности независимо друг от друга или все они являются взаимосвязанными частями одной общей активности? Взаимодействие между одновременными действиями. Эксперименты по этому вопросу начались еще в 1887 г., когда Полан обнаружил у себя способность, воспроизводя вслух знакомую поэму, записывать в то же время другие стихи. Иногда он писал и произносимое слово, однако в целом интерференция была незначительной. Не прерывая потока устной декламации, он мог быстро обдумать ближайшую строчку, которую должен был написать, и записывал эту строчку, не уделяя ей дополнительного внимания. Он мог декламировать поэму при выполнении очень простого умножения, и ни одна из операций не замедлялась при одновременном выполнении другой. Более трудная операция задерживалась даже при таком, автоматизированном действии, как чтение знакомой поэмы. В эксперименте Вине одним из одновременных действий было ритмическое нажимание резиновой груши, находящейся в руке. Груша была ■ См.: Paulhun F. Г.я siinnllnrvite с.'-> actcs asyc::: r: '.ifi.-. Rf'vue sc;: c:;.i: Г: сц; < ; . 1Я87. 39. P. 684-689. ; - См.: Bini-t A. La r: o: icu." rnncf' des clats ppvohoisriqueH • Rrvuo phMosop'-iqun Л". '» france pt do I'ctrauger. Vol. 2U. P. 138-155. соединена трубкой с отметчиком, который записывал движения на закопченном цилиндре. Наиболее простая задача состояла в том, чтобы сделать одно нажатие за другим в такт с метрономом; другая задача заключалась в нажимании груши дважды на каждый удар метронома; третья – в ее нажимании 3 раза в отчет на каждый удар. Когда испытуемый приобретал некоторую легкость в одном из этих двигательных действий, его просили продолжать его во время чтения вслух или решения в уме арифметических задач. Несмотря на то, что оба задания были очень легкими. наступала некоторая интерференция; выполнение и того и другого задания нарушалось. В другом эксперименте испытуемый не читал и не решал задач, анажимал, две груши: ту, которая была в правой руке - 5 раз, другую, в левой руке, — дважды, на каждый удар метронома. Кроме общей трудности такой комбинации, Бине отмечает как особо значительное явление то, что одна рука вовлекалась другой в свой ритм. Рука, которая должна была нажимать по два раза на удар, начинала нажимать по 3 или 4 раза. В этой связи Вине упоминает некоторые домашние игры, вроде поглаживания себя по животу круговым движением одной руки при одновременном похлопывании себя по темени другой рукой. Если, наоборот, обе руки делают одно и то же движение или взаимодействуют для достижения одного и того же результата, то налицо скорее взаимное облегчение, чем интерференция. Эти результаты подтвердили Джастроу и Кэрнз1. Кроме того, они обнаружили, правда только на одном испытуемом, наводящий на размышления факт: постукивание в быстром темпе на самом деле ускоряет производимое одновременно сложение или чтение. <...> Продуктивность двойных действий. Обычно при одновременном совершении двух действий, одно из них или оба несколько нарушаются. В экспериментах с тахистоскопом объем восприятия числа точек уменьшался при включении в поле предъявления других объектов наблюдения-. Когда тест на свободные ассоциации комбинировался с одновременным решением, арифметических задач, ассоциативные реакции обнаруживали тенденцию к относительно низкому уровню ритмизации и завершения (например, «черная — доска»); реакции на звучание слова были чаще, чем реакции на значение слов-стимулов'. Исключение было найдено Митчеллом1: одно задание заключалось в сравнении грузов, последовательно поднимаемых рукой, другое — в сосчитывании рядов из 1—6 щелчков. Когда предъявлялись щелчки, грузы оценивались даже ' См.: -1'.! ■ •■! row J.. Сс'ч-т'л W.H. The M'te^fororce or.: тп'" 'т, а: iiro^o^.-iPS ■ -'.'\: " -nric." > r: ]ai\rr\o\ г.? Psychology. 1*91 1892. Vol. 4. P. 219 -223. : С л:.: Lnrcm -i.; Archives: '-> r (He; n; sn; uie Psychologic. 1012. Bd. 24. S. 313 312. С v.: Spi".ck П. Archives '■; - die ц< -.ч;:::;: е Psyholog-.':. 1327. B--: . 59. S. 22S 338. ' См.: MUcl'.'-U D. The ini'lLionr» of tl; stra': lion civ. ihc- fynnauop ol' jui'g-ric-r.ts: r. li: '■.•; -.! wpigh*. n: -: pfi-i4> o! ii.- P-veholoa'H-»' Movrufruphs. 191-1. Vol. 17..V. 3. Whc'c.V- 7-1. лучше, а счет нарушался только немного. Чтобы считать щелчки, испытуемый стремился оценивать грузы очень быстро, и эта быстрота, вероятно, давала преимущество. Во всех этих случаях, хотя стимулы были одновременными, существенные (познавательные) реакции могли быть последовательными. В некоторых профессиях, например, в профессии телефониста, необходимо выполнять в одно время два или больше дел или быстро переключаться туда-сюда между двумя и более действиями. Профессиональное тестирование на способность производить такие действия проводил, например, Штерзингер1. Испытуемому читали рассказ, в то время как он складывал столбики однозначных чисел. Рассказ содержал 36 пунктов и читался 90 с. Затем испытуемый переставал складывать и записывал все, что он помнит из рассказа. Контрольные тесты проводились отдельно со сложением и с рассказом, так что показатели в двойном и одиночном выполнении можно было сравнить. Приведем результаты одного испытуемого. (A) Правильно сложено чисел, одиночное задание....................... 52 (B).............................................................. -двойное.задание............... 43 = 837м от А (В)Воспроизведено пунктов рассказа, одиночное задание.... 31 (Г)............................................................... двойное задание................ 10 = 32% от В 83% и 32% должны были быть каким-то образом скомбинированы в простой показатель продуктивности при одновременном выполнении двух действий. Арифметическое среднее из этих двух чисел не будет надежным. Предположим, испытуемый совершенно неспособен выполнять два действия одновременно. Позволим ему целиком увлечься рассказом и забыть о сложении; в таком случае он мог бы получить 100% в рассказе и нуль в сложении. Арифметическое среднее могло бы дать ему 50%, тогда как он должен был бы получить нуль в комбинировании двух доятельностей, которое мы хотим измерить. Эта трудность преодолевается путем получения геометрического среднего этих процентных показателей вместо арифметического среднего. Вычисленный таким образом индекс для испытуемого, данные которого приведены выше, равен: 0, 83 * 0, 32 = 0, 52%, Индексы 26 испытуемых Штерзингера распределялись в интервале от 0, 3 до 0, 9 с групповым средним около 0, 6. Применяя подобные тесты для десятилетних мальчиков, Дамбах получил некоторые показатели выше.1.00, так как по крайней мере одна из задач выполнялась в комбинации лучше, чем отдельно2. 1 См.: Sterzinger О. Cber die sogenante Verteilung der Aufmerksamkeit //' Zeitschrift 2 См.: Dambach K. // Zeitschrift fur Psychologic. (Erganzband). 1929. Bd. 14. S. 159- Возможны ли два акта внимания в одно и то асе мгновение? Этот вопрос не может быть прямо решен экспериментами, подобными описанным, поскольку в них не исключена возможность быстрого смещения внимания с одного задания на другое. Даже тогда, когда предъявление очень кратковременное, послеобразы ощущений и памяти могли сделать такое смещение возможным. Если бы стимулы были так же слабы, как и коротки, использование послеобразов могло быть сведено к минимуму. В одном эксперименте применялось слабое нажатие на палец каждой руки и испытуемый должен был сказать, какое нажатие было сильнее; в то же мгновение предъявлялись 3—6 коротких линий для сосчитывания. Эти задания были настолько легкими, что при раздельном выполнении испытуемые давали почти 100% правильных ответов; но когда два задания предъявлялись одновременно, оба были правильно выполнены в...............................12% случаев; одно было правильно выполнено в................................ 60% случаев; ни одного не было правильно выполнено в................. 28% случаев. Заключение таково: одновременное осуществление двух актов внимания в познавательной деятельности если и имеет место, то не часто. Кроме часто отмечавшегося чередования между двумя заданиями, которые выполнялись «в одно время», иногда возможно комбинирование их в одно координированное действие, и если такое комбинирование может быть осуществлено, то оно становится наиболее успешным и приемлемым способом разрешения проблемы1. 1 См.: Westphal Е, // Archives fur die gesamte Psychologic 1911. Bel. 21. S. 219-434; Schorn M, // Zeitsckrift fur Psychologic. 1928. Bd. 108. S. 195-221. К. Коффка О ВНИМАНИИ1 Ясное расчленение оказывается функцией поля в целом и его отдельных характеристик, а не результатом предсуществующих анатомических условий. Из множества других в высшей степени показательных экспериментов упомяну лишь об одном, чтобы подтвердить положение о том, что структура поля в целом, а тем самым и ясность его частей определяются не размещением стимулов или фактором внимания, но фактическими единицами, порождаемыми организацией. Если составленная из штрихов вертикальная линия (рис. 1) удаляется от точки фиксации настолько, что воспринимается еще совершенно ясно, а наблюдатель сосредоточивает затем свое внимание на одной из центральных частей этой линии, то в результате оказывается, что эта часть, вместо того чтобы подчеркиваться, редуцируется и видится теперь уже неясно. Больше того, если надлежащим образом подобрать соотношение размеров целого и его частей, то эта часть может вовсе исчезнуть, так что наблюдатель будет видеть пробел в том месте, где раньше виделась эта линия. Изолируя часть структурного целого, наблюдатель разрушает эту часть. Здесь мы видим бесспорное доказательство тому, что более широкое целое как некий объективный факт определяет видимость своих частей, а вовсе не установка наблюдателя. < „.> Красивый эксперимент выполнил Гельб. На большом листе картона было нарисовано двойное черное кольцо внешним диаметром 36 см с толщиной черных линий 8 мм и величиной зазора 5 мм. Испытуемый фиксирует монокулярно центр кольца. Сверху накладывается еще одно белое кольцо, в котором имеется щель примерно в 12% и объект удаляет- 1 Хрестоматия по вниманию / Под ред. А.Н.Леонтьева. А.А.Пузырея, В.Я.Романова. 2 См.: Gelb A. Grundfragen der Wahrnehmungs Psychologie //' Ber. tib. d. VII. Kongr. f. Рис. 1 Рис. 2 ся от испытуемого настолько, чтобы две дуги, видимые в щель, слились в одну, полностью поглотив разделяющее их белое поле. Если теперь верхнее кольцо снять, то можно ясно видеть двойное целое кольцо с белым промежутком между двумя черными окружностями. Аналогично если вместо двойного черного кольца использовать цветное одинарное, а объект поместить на таком расстоянии от испытуемого, чтобы через наложенную сверху маску он видел уже бесцветную дугу этого цветного кольца, то, когда маска будет снята, испытуемый вновь увидит вполне отчетливо окрашенную окружность (рис. 2). Противоположный эффект наблюдается, когда мы вместо колец и окружностей используем двойные прямые линии. Если при том же самом удалении, что и в предыдущих экспериментах, один из концов такой линии фиксируется, то без маски прямые будут сливаться на расстоянии около 10 см от точки фиксации, тогда как небольшой их отрезок будет видеться двойным и при расстоянии 20 см. Это показывает, что степень организации частей поля зависит от рода их организации, от их формы. Хорошие формы будут и лучшими фигурами, т.е. они будут обладать более ясным расчленением и окраской, нежели плохие формы. Тот факт, что небольшие участки двойных прямых линий получают при этом преимущество перед линиями в целом, проистекает из концентрации внимания на их небольших участках. Внимание, подобно установке (attitude), представляет собой силу, которая берет свое начало в Эго (Ego) и будет поэтому рассматриваться нами ниже5. Но уже из данного эксперимента мы должны сделать вывод о том, что внимание, добавляя энергию к той или иной части поля, будет увеличивать ее расчлененность, если только она без того не расчленена уже настолько, насколько это вообще возможно в данном, случае. Поскольку же в случае с окружностями малые части даже проигрывают по сравнению с целой фигурой, хотя они должны были бы выигрывать от возрастания внимания в той же мере. '' Соотиртм'вуюангл фрнгмоит рибиты Киффки см. ниже. {При.'хчаиир jx-Oairh'.inJ источника.) что и малые отрезки прямых линий, то мы должны признать, что внутренние силы организации должны оказаться более сильными, чем эффект, создаваемый энергией, которую добавляет внимание <...>. Если же же эмпирицист намерен возражать против нашего положения о том, что расчленение поля на фигуру и фон есть дело организации, то он должен прежде всего объяснить, что же это такое. Поскольку мне известна только одна попытка такого рода объяснения, прибегающая к гипотезе о внимании, несостоятельность которой обнаруживалась уже неоднократно, я воздержусь здесь от какого бы то ни было ее обсуждения. Мы слышим телефонный звонок и бросаемся к телефону или, если погружены при этом в приятную послеобеденную дрему, испытываем потребность подойти к телефону и растущий гнев из-за подобного беспокойства, даже если на самом деле мы и не подчиняемся звонку. Такой своеобразный «характер требования» звонка является, очевидно, результатом опыта; очевидно также, что он апеллирует при этом к определенным нашим потребностям. Но все это еще не дает нам полной картины происходящего. По отношению к этому «сигналу», так же как и по отношению ко многим другим, мы должны поставить вопрос о том, почему же он оказался выделенным. Пытаясь ответить на этот вопрос, мы обнаруживаем, что довольно часто выбираем сигналы только потому, что они оказываются наиболее пригодными для того, чтобы быть сигналами, потому что сами по себе они уже несут определенный «характер требования», который позволяет им наполняться специфическим значением. Неожиданность, интенсивность и навязчивость телефонного звонка являются именно такого рода характеристиками. Внимание. Эти три характеристики перечислялись прежде в качестве «условий внимания» вместе с целым рядом других, которые мы лишь упомянем: определенные качества, такие, как горький вкус, запах мускуса, желтый цвет, оказывают особенно сильное действие на внимание. Спор об условиях внимания, который четверть века назад был столь напряженным и играл ведущую роль в психологической драме, вскоре потерял всякий интерес для психологов. Причина этого, как мне представляется, лежит не столько в тех фактах, которые давали материал для этого спора, сколько в самом понятии или понятиях внимания, которые накладывали на него свой отпечаток. Мы не видим никакой пользы от разбора этих старых представлений. Вместо этого мы определим внимание в соответствии с нашей общей системой; вместе с тем мы получим такое его определение, которое находится в полном соответствии с тем значением этого слова, в котором оно употребляется в обыденном языке. Когда мы однажды уже столкнулись с фактом внимания, мы сказали, что оно представляет собой силу, исходящую от Эго и направленную к объек- 1 См. например: Koffka К. Perception: An Introduction to Gestalt-Theorie // Psychological Bulletin. 1922. P. 551-585. ту. Это, конечно, и есть то, что обычно обозначается словом «внимание», когда мы, например, говорим: «пожалуйста, обратите внимание на то, что я говорю» или: «пожалуйста, сосредоточьте внимание на своей проблеме». Рассматривать внимание (как это делает Титченер; ) как просто качество, атрибут или некое измерение (dimension) объектов в поле, называемое ясностью, — значит лишать внимание его главной характеристики. а именно его Эго-объектной взаимосвязанности. И если мы определяем внимание как Эго-объектную силу, то мы можем считать это справедливым в отношении не только так называемого произвольного, но также и непроизвольного внимания. В нервом случае силы исходят от Эго, во втором — преимущественно от объекта. Этот способ рассмотрения внимания не является, естественно, абсолютно новым. Он просто не получил должного признания у тех психологов, которые желали исключить из своей науки Эго, а вместе с Эго и всю психологическую динамику. Но когда мы читаем определение Стаута: «Внимание есть направленность мысли на тот или иной особенный объект, предпочитаемый другим»-, — мы узнаем ту же общую идею. Действительно, мы должны предполагать определенное Эго для стаутовской «мысли». Интенсивность, неожиданность, навязчивость как условия внимания вносят в наше определение весьма определенный смысл. Внимание как некоторая сила внутри целостного поля может пробуждаться не непосредственно стимуляцией, но объектами поля, которые, в свою очередь, обязаны своим существованием стимуляции. Следовательно, мы должны сказать, что объекты, которые продуцируются сильными, неожиданными и навязчивыми стимулами, а также стимулами с особыми качествами, приобретают свой особый характер благодаря тому, что они воздействуют на Эго. Если эти старые положения об условиях внимания истинны, они вновь указывают на то, что «характер требования» может принадлежать не только потребностям Эго, но также и объектам в поле, которые этим Эго продуцируются. 1 См.: Tiichener E.B. A Text-Book of Psychology. N. Y., 1910. 2 См.: Stout G.F. Analitic Psychology. L„ 1909. Vol. 1. РАСЧЛЕНЕНИЕ И ВНИМАНИЕ1 В одной из работ, посвященных проблеме перцептивной организации и научению, мы пришли к следующим выводам. 1. Во многих ситуациях научение не менее существенно для перцептивного расчленения, чем высокая степень организации. 2. Высокая степень организации оказывает на материал сильное давление, противодействующее его расчленению. Такая сильная организация должна, по-видимому, преодолевать действие научения и препятствовать ему. Однако давление сильной организации может быть в известной мере преодолено испытуемым. 3. Порог расчленения внутри более сильной организации должен быть высоким1'. Этот порог будет, вероятно, ниже, но все-таки еще довольно высоким в том случае, когда испытуемый воспринимает материал, имея установку, облегчающую расчленение3. Эти заключения относятся к перцептивной фазе научения. Насколько нам известно, до сих пор выполнено только два исследования, непосредственно относящихся к затронутой нами проблеме: одно, более раннее, — Кречевским'1 и другое, не так давно, — Кречем и Калвином''. Результаты в обоих случаях не противоречат нашим выводам. 1 Кёлер В., Адаме П. Восприятие и внимание,.' Хрестоматия по вниманию. Под ред. А.Н.Леонтьева, А.А.Пузырея, В.Я.Романова. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976. С. 152-159. В текст внесены незначительные исправления. [Примечанииргдакптрпв-cocmueumi'.ipu.) - См.: НкЬЬ D.O. Organization of behavior. 1949. P. 49. 3 См.: Kohlp.r W. Perceptual organization and learning.'.' American Journal of Psychology. 1958. Vol.71. P. 311-312* '' См.: Kreckevfiky J. An experimental investigation of the principle of proximity in the visual perception of the rat,, Journal of Experimental Psychology. 1938. Vol. 22. P. 497-523. См.: Krt> ch L)., Calvin A.D. Levels of perceptual organization and cognition Journal of Abnormal and social Psychology. 1953. Vol. 48. P. 394-400. 44S Тема 20, Психология внимания Рис. 1 Начиная с работы Вертхаймера о перцептивной группировке, для демонстрации феномена перцептивной организации используются особого рода объекты, один из которых представлен на рис. 1. Такой объект в целом воспринимается как некая крупная единица, имеющая форму квадрата. Когда внутри этого квадрата образуются горизонтальные (или вертикальные) ряды точек, они все-таки остаются частями этой более крупной организации. Действительно, тот факт, что в таких объектах те или иные ряды пятен образуют горизонтальные (или вертикальные) линии, является демонстрацией феномена расчленения. Это было подчеркнуто Кречем и Калвином, которые использовали такие объекты в своих экспериментах. Эти исследователи не измеряли порог расчленения объектов Вертхаймера, тем не менее их результаты показывают, что он должен быть очень высоким: даже когда расстояния между пятнами в одном направлении были значительно больше, чем в другом, испытуемые нередко совершенно не замечали этого, несмотря на многократное предъявление объектов. Можно было бы возразить, что это обусловлено тем, что время предъявления объектов очень мало (0, 06 с). Это возражение неверно. Порог расчленения таких объектов столь же высок и тогда, когда время экспозиции значительно больше. Недавно мы показали это в очень простых экспериментах, где объекты предъявлялись в течение одной или даже нескольких секунд. Чтобы получить величину порога расчленения, мы меняли отношение расстояний между пятнами по горизонтали и вертикали. Одни наблюдения были сделаны, когда испытуемый рассматривал объект как фон, что означало отвлечение внимания от объекта, дру- ; См.: W'-rtlirinier Л/. irntersuphur.Ki> n '/ur Lchrv vo: i dor Gestak.. Psyc'.'.jioKloV-e Forsrhur.f.'. 19^3. Bri. -t. S. 301 350. гие - когда от испытуемого настойчиво требовали обращения к объекту как таковому. В первой серии наших экспериментов мы предлагали первое задание. Объекты были составлены из черных кружочков (1/8 дюйма [~3, 2 мм] в диаметре), которые прикреплялись к квадрату из белого картона (со стороной в 7 дюймов [= 17, 8 см]). В одном направлении (вертикальном либо горизонтальном) расстояние между кружочками сохранялось неизменным, а именно 12/16 дюйма [=19, 1 мм]. В другом направлении оно уменьшалось от 12/16 до 4/16 дюйма [~6, 3 мм]. Для предохранения объектов они закрывались сверху целлофаном. Контраст между кружочками и фоном при этом почти не менялся. Объекты использовались как фон для картонной фигурки значительно меньшего размера, и испытуемый должен был сообщить о том, нравится ему фигурка или нет, перемещая ее в одну или в другую сторону. Фигурки не нарушали сколько-нибудь существенно восприятия объектов. Больше того, объекты оставались свободными перед испытуемыми все время, пока снималась одна фигурка и предъявлялась следующая. Каждый испытуемый производил последовательно шесть выборов. Фоновый объект при этом не менялся. В данных опытах использовались четыре различных объекта. Каждый служил фоном в опытах с 5 испытуемыми. Один и тот же испытуемый имел дело только с одним объектом. Непосредственно после шести оценок испытуемого экспериментатор убирал объект и просил испытуемого описать фон, на котором воспринималась фигура. Результаты, полученные при таких условиях, мало отличались друг от друга. Иногда сообщалось, что кружочки были размещены случайным образом, более часто — что они организованы в вертикальные или горизонтальные ряды. Наконец, в отдельных случаях отмечалась только горизонтальная или только вертикальная организация. Поскольку фактическая расчлененность по одному направлению сопровождалась подавлением соответствующих отношений в другом направлении, то лишь этот последний случай можно рассматривать как указание на то, что расчленение действительно произошло. В одной половине наших опытов изменялись промежутки по вертикали, в другой — по горизонтали. Испытуемыми были студенты разных колледжей. В опытах, где объект выступал в качестве фона, результаты 20 испытуемых были следующими. При постоянстве промежутков по горизонтали или вертикали — 12/16 дюйма [«19, 1 мм] и сокращении промежутков по вертикали или горизонтали до 7/16, 6/16. 5/16, 4/16 дюйма [= 11, 1, 9, 5, 7, 9, 6, 3 мм] расчленение в вертикальном направлении отмечалось соответственно 0, 1, 2, 4 раза, а в горизонтальном направлении — 0, О, 1 и 4 раза. Поскольку каждый испытуемый имел дело лишь с одним соотношением промежутков, эти результаты не зависели от какой-либо особой «установки». Известное совпадение результатов в обеих сериях указывает на то, что в условиях наших опытов и для сравниваемых испытуемых верхняя граница порога расчленения лежит между 5/16 и 4/16 дюйма [=» 7, 9 и 6, 3 мм]. Определенный таким образом порог оказывается чрезвычайно высоким. Будем считать, что в среднем порог лежит в области 9/32 дюйма [» 7, 1 мм]1. В следующей серии наших опытов испытуемым предъявлялись объекты того же типа с инструкцией описать каждый из них сразу же после предъявления. Теперь объект выступал уже не в качестве фона восприятия — на него прямо направлялось «внимание». Мы даже и не пытались ввести какую-либо специальную установку помимо этого простого требования внимания к объекту. В опытах участвовали 10 студентов. Каждому из них последовательно предъявлялся весь набор объектов, начиная с тех, где промежутки по горизонтали и вертикали были равны между собой (12/16 дюйма [» 19, 1 мм]). Объекты, в которых укорачивались промежутки либо по горизонтали, либо по вертикали, предъявлялись попеременно. Все объекты предъявлялись в течение 1 с. Поскольку оказалось, что расчленение как по вертикали, так и по горизонтали происходит при одном и том же соотношении промежутков, результаты для этих двух ситуаций здесь объединены. По 10 испытуемым они получились следующими.
Можно сказать, что для группы в целом порог лежал теперь в промежутке между 8/16 и 7/16 дюйма [«12, 7 и 11, 2 мм], т.е. при разности расстояний (по горизонтали и по вертикали) заметно меньшей, нежели в том случае, когда объект выступал в качестве фона. Считая ее равной 15/32 дюйма [=» 11, 9 мм], мы получаем для нее значение примерно 63% от наибольшего промежутка2. Следовательно, установка, которая требует внимания к объекту, понижает порог3, хотя он остается еще достаточно высоким. Расчленение редко наблюдается до тех пор, пока промежутки по одному направлению не уменьшатся более чем на одну треть. 1 Т.е. порог составляет примерно 37% от величины наибольшего промежутка (12/16 дюй 2 В данном случае для того, чтобы произошло расчленение, понадобилось уменьшить 3 Легко посчитать, что порог снизился в 1, 7 раза, (Примечание редакторов-состави Поскольку может показаться, что экспозиция длительностью в 1 с все еще слишком коротка для того, чтобы расчленение происходило лег-ко, эксперименты были повторены при экспозиции в 3 с. Ояять было 10 испытуемых. Результаты оказались следующими.
Трудно увидеть какое-либо различие между этими результатами и теми, что были получены при более коротких экспозициях. Можно поэтому довериться результатам Креча и Калвина. Креч и Калвин показали, что легкость, с которой расчленение осуществляется различными людьми, не связана с остротой зрения. Величина порога в нашей группе может рассматриваться как еще одно подтверждение этого факта. Ни один из двадцати испытуемых не обнаружил расчленения, когда расстояния по двум, направлениям были соответственно 12/16 и 10/16 дюйма [^ 19, 1 и 15, 9 мм], т.е. когда разница приближалась к 1/8 дюйма [-3, 2 мм]. Расстояния как таковые большинство испытуемых могли сравнивать с большей точностью. В этой связи мы обнаружили очень простой и выразительный факт. Если поместить перед собой один из наших объектов, который, несмотря на значительное различие между вертикальными и горизонтальными промежутками, все-таки не кажется нам расчлененным, то нетрудно выделить три кружка, которые вместе образуют прямоугольный треугольник, и отстроиться от окружающих кружков1. Резкое различие между вертикальными и горизонтальными сторонами треугольника совершенно очевидно при этих условиях. В той последовательности, в которой представлялись объекты, очередное уменьшение промежутков между кружочками могло произойти как по вертикали, так и по горизонтали. Результаты не позволяют говорить о том, что расчленение более легко осуществлялось по горизонтали, хотя можно было бы думать, что вертикально-горизонтальная иллюзия будет действовать именно в этом направлении. Очевидно, это не оказывало заметного влияния на результаты наших экспериментов. Иллюзия проявлялась, однако, когда выделялся прямоугольный треугольник. В этом случае, хотя объективно промежутки были равными, вертикальный промежуток казался заметно большим. Отметим, что в то время как вертикальные (или горизонтальные) линии образуются в наших объектах лишь с большим трудом, эти же самые объекты содержат компоненты, которые воспринимаются как таковые Это более легкое задание, чем задача расчленения целого объекта с образован-.; '.'-.! вгфтикольчмх fir/'M горизонтальных) ли:;::: -:. все время, а именно пятка или кружочки. Условия сохранения их в качестве самостоятельных образований, конечно, столь благоприятны, что на них почти никак не сказывается включение в общую структуру объекта либо, при определенных условиях расчленения, в вертикальные или горизонтальные линии1. Последовательность, в которой предъявлялись объекты в том случае, когда на них обращалось внимание, могла привести к определенной установке, благоприятной для нерасчлененной организации. Порог, полученный при этих условиях, мог оказаться выше, чем при других условиях. Если это так, то результаты наших опытов не показывают расчленяющего действия внимания во всей его полноте, однако вряд ли в нашей ситуации такого рода увеличение порога могло быть сколько-нибудь большим. Когда мы сами рассматривали объект, который только немногими воспринимался как расчлененный, он и нам вовсе не казался расчлененным, и только после настойчивого усилия ввести «правильное» расчленение иногда возникало очень неустойчивое расчленение отдельных областей объекта. Соглашаясь с результатами Креча и Калвина, мы не можем согласиться с некоторыми замечаниями в адрес гештальтпеихологии. Во-первых, можно утверждать, что и их собственные наблюдения, и наши едва ли значат, что при определенных условиях принципы гештальтпеихологии не действуют. Конечно, гештальтпеихологи никогда не настаивали на том, что близость всегда оказывается решающим фактором, даже когда силы организации, действующие в ином направлении, предельно сильны. Разве является возражением против закона притяжения тот факт, что самолет может оторваться от земли и часами парить в воздухе? Во-вторых, на основании своих данных эти авторы возражают против положения о том, что эффекты близости воспринимаются «непосредственно». Когда много лет назад гештальтпеихологи сделали предположение такого рода, они использовали термин «непосредственно», дабы возразить против представления о том, что организация является просто результатом научения, которое якобы постепенно трансформирует так называемые ощущения в объекты или группы. Этот термин вовсе не отрицает того, что организации требуется определенное время (очень короткое), чтобы завершить свою работу. Напротив, определенные феномены, такие, как у-движение2, всегда рассматривались как указания, подтверждающие этот факт. В этой связи остает- 1 По-видимому, расчленение, с которых мы имеем дело б наших опытах, легче происходит при определенных условиях. Изредка мы наблюдали, что объект, который воспринимался нерасчленеино, приобретал расчлененность, когда при полностью тождеством-ных условиях его величина заметно уменьшалась. а •/■ движение (гамме движение) - кажущееся движение расширения или сжатия фигуры, когда увеличивается или уменьшается ее яркость; явление, исследованное а дипломной работе К.Дувкера, выполненной кол руководством М.Вертхайхера. (Примечание редакторов-составителей.)
менялось в промежутке от 0 до 3, 5 см через каждые 0, 5 см. В первом опыте эти объекты выступали в качестве фона, на котором, предъявлялись две горизонтальные прямые примерно одинаковой длины, одна на 1, 8 см выше, а другая — на столько же ниже объекта, и испытуемые должны были сравнить их длины. Время экспозиции было всегда 1, 5 с. После 6 сравнений объект убирался, а испытуемый должен был ответить, что он видел между линиями. В этих ответах очень часто встречались такие слова, как «листья», «сердца», «волнистые линии». Слово теп было упомянуто только тогда, когда объекты предъявлялись при очень сильном разделении в пространстве, да и то лишь немногими испытуемыми. Результаты 40 испытуемых по 5 на каждый промежуток были следующими,
Только 4 из 40 испытуемых заметили, что им предъявлено хорошо знакомое слово, хотя в отдельных группах промежуток между этим словом и его зеркальным отображением был очень большой (даже при промежутках в 3 и 3, 5 см. слово теп восприняли только трое из 10 испытуемых). Затем мы провели опыт в условиях привлечения внимания к таким объектам. Объективные условия, включая и время предъявления, были прежними. Горизонтальные линии также были оставлены на своих местах. И снова с каждым промежутком работали о испытуемых. Перед предъявлением объекта испытуемым давалась инструкция описать то, что они увидят, пока объект еще не убран экспериментатором. Горизонтальные линии не упоминались в инструкции. Результаты 40 испытуемых, по 5 на каждый промежуток, были следующими.
Примечательно, что даже когда испытуемые прямо направляют внимание на объекты, лежащие между линиями, промежутки в 0, 5 и 1 см не приводят к устойчивому узнаванию слова. Из каждых 10 испытуемых не 1 Д-р Мери Хенли однажды уже провела эксперименты такого рода, результаты которых не были опубликованы. Она нашла, что большая организация доминирует даже в том случае, когда слово и его зеркальное отображение отчетливо разведены в пространстве. Предыдущие опыты заставили нас предположить, что когда испытуемые увидят в первый раз такой объект, а затем отдельные надписи с постепенно возрастающим разделением, то сложившаяся уже установка воспрепятствует осознанию и опознанию слова, даже когда промежуток станет очень большим. Пробы при различных промежутках были выполнены поэтому с различными испытуемыми, по пяти на каждый промежуток. Нашими испытуемыми были студенты колледжей. Кёлер В., Адаме П. Расчленение и внимание 455 более 3 осознают присутствие слова при такиж условияж, ж только когда расстояние возрастает до 8 см, слово воспринимается уже всеми. Поскольку действие установки, препятствующее обнаружению слова, исключено, то остается только заключить, что для некоторых испытуемых слово все еще сильно подавляется более крупной организацией даже в том случае, когда промежуток достигает величины примерно 2 см, С другой стороны, различия между данными результатами и теми, что получены при отсутствии внимания к объекту, очень велики. При тех же самых объектах уже 24 (а не 4) испытуемых опознавали слово. Несомненно, что наши испытуемые замечали промежуток между половинками объекта. Мы часто просили испытуемых выполнить рисунок в соответствии с их описанием. По большей части рисунки эти состояли из двух раздельных фигур, даже когда испытуемые не узнавали слова, но именно при таких обстоятельствах фигуры меньше всего походили на слово или его зеркальное отображение. Р. Баркли, К, Мерфи [СИНДРОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИВНОСТИ]1 Данный текст представляет собой краткий справочник для родителей и учителей детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностя и для взрослых, имеющих этот диагноз. <...> Его можно посылать учителям ребенка вместе с конкретными рекомендациями относительно того, как е таким ребенком работать в классе. Подобным же образом его можно предоставлять работодателю, руководителю или членам семьи взрослого человека, имеющего такой диагноз, разумеется, с разрешения этого человека. Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) — современный термин, обозначающий специфическое нарушение развития, которое встречается как у детей, так и у взрослых, и включает в себя недостатки торможения поведения, устойчивости внимания и сопротивления его отвлечению, а также регуляции уровня своей активности соответственно требованиям ситуации (гиперактивность и беспокойство). В течение последнего столетия этот синдром получал множество различных названий и в том числе «синдром детской гиперактивности», «гиперкинетическая детская реакция», «минимальная дисфункция мозга» и «синдром дефицита внимания» (с гиперактивностью или без нее). Основные характеристики. Преобладающими признаками СДВГ являются: 1. Нарушение торможения реакций, контроля побуждений и способности откладывать удовлетворение потребности. Эта особенность часто проявляется в неспособности индивида остановиться и подумать, прежде чем что-то сделать; ждать своей очереди во время игры, общаться с другими людьми или стоять в очереди; моментально перестать реа- ! ВагЫау ЯЛ.. Murphy K.R. Att-eiaiTO-Defidt Hyperactivity DH---rd»r: A C! ! r> ical Workbook. N.Y., L.: Guilford Press, 199», V. 1-8. (Перевод ВЛ-Яснои.) гировать, когда становится очевидным, что твои действия больше не эффективны; сопротивляться отвлекающим факторам, когда нужно сосредоточиться или работать; работать ради большего, но удаленного во времени вознаграждения, а не стремиться к меньшему, но более близкому; сдерживать преобладающую или непосредственную реакцию на какое-то событие, если этого требует ситуация, 2. Избыточная, несоответствующая задаче или плохо регулируемая требованиями ситуации активность. Индивиды е СДВГ во многих случаях чрезмерно неусидчивы', беспокойны и все время находятся в движении. Во время выполнения сравнительно скучного задания они делают слишком много лишних движений, например, покачивают ногами, постукивают пальцами, раскачиваются, меняют позу или положение. Маленькие дети чрезмерно много бегают, куда-нибудь забираются и проявляют в целом избыточную моторную активность. Хотя эти проявления имеют тенденцию с возрастом уменьшаться, даже подростки с СДВГ более беспокойны и непоседливы, чем их ровесники. У взрослых это беспокойство может быть более субъективно и малозаметно со стороны, хотя некоторые взрослые проявляют беспокойство и внешне, говорят о своей потребности все время быть занятыми или что-то делать и невозможности сидеть спокойно. 3. Неустойчивое внимание и отсутствие упорства в выполнении задания. Эта проблема часто возникает тогда, когда индивиду с СДВГ приходится выполнять непривлекательные для него действия — скучные монотонные, продолжительные или повторяющиеся. Когда необходимо выполнять неинтересные, но важные задания, такие индивиды часто не демонстрируют той настойчивости, усидчивости, мотивации и силы воли, которые проявляют в этой ситуации люди их возраста. Нередко они говорят, что такие задания им быстро наскучивают и потому они все время перескакивают с одного незаконченного дела на другое, не доводя их до конца. Во время выполнения сложных, скучных или длительных заданий часто теряется концентрация внимания, а в случае неожиданного перерыва индивид не в состоянии вернуться к заданию, над которым. работал, В результате, эти индивиды часто отвлекаются в те моменты, когда концентрация внимания необходима для выполнения задания; если нет прямого надзора, у них также могут быть проблемы с завершением рутинных заданий и в том, чтобы непрерывно выполнять такие задания во время самостоятельной работы. Мы перечислили три области самых распространенных проблем, связанных с СДВГ. Но кроме них, как показывают исследования, у людей с этим синдромом, особенно у тех, у кого он связан с импульсивным поведением (будет рассмотрено ниже), могут быть трудности в следующих сферах психической деятельности. 1. Запоминание того, что нужно сделать, или рабочая память. Рабочая память обеспечивает возможность удерживать информацию, ис-
пользуемую для управления собственными действиями в настоящий момент или позже. В первую очередь она необходима для запоминания того, что в ближайшем будущем нужно что-то сделать. У лиц с СДВГ часто бывают трудности с рабочей памятью, и как следствие их часто характеризуют как забывчивых, неспособных держать в голове важную информацию, которая им понадобится позже для управления своими действиями, и как неорганизованных в мышлении и других видах деятельности из-за того, что они часто забывают цель своей деятельности. От рабочей памяти зависит и то, что их часто можно охарактеризовать как действующих непредусмотрительно или необдуманно, менее способных, чем другие люди, предвидеть будущие события и подготовиться к ним. Недавние исследования показывают, что лица с этим синдромом не могут чувствовать ход времени и использовать это чувство в своих ежедневных занятиях так же адекватно, как другие люди. В результате они часто опаздывают на встречи, не укладываются в поставленные сроки, оказываются плохо подготовленными к предстоящей деятельности и менее способны следовать отдаленным целям и планам. Проблемы с организацией времени и подготовкой к предстоящим событиям часто встречаются у детей старшего возраста и взрослых с СДВГ. 2. Задержка в развитии внутренней речи и в следовании правилам. Недавние исследования показывают, что у детей с СДВГ замедлено развитие внутренней речи, т.е. речи в уме, — собственного «внутреннего голоса», который мы используем для того, чтобы общаться с собой, обдумывать происходящие события и направлять наше поведение. Внутренняя речь абсолютно необходима для нормального развития мышления, рефлексии и саморегуляции. Задержка ее развития у лиц с СДВГ приводит к существенным проблемам там, где надо придерживаться правил и инструкций; тщательно читать указания и действовать сообразно им, следовать до конца своим планам, режиму и «распорядку дел» и даже поступать согласно правовым и моральным принципами. В сочетании с недостатками, связанными с рабочей памятью, проблемы с внутренней речью часто приводят к существенным затруднениям в понимании текстов, особенно в тех случаях, когда эти тексты сложные, неинтересные или объемные. 3. Трудности в регуляции эмоций, мотивации и возбуждения. У детей и взрослых с СДВГ часто бывают проблемы, которые расстраивают эмоциональные реакции на события, которые бывают у людей их возраста. Дело не в том, что эмоции, которые они испытывают, не соответствуют ситуации, а в том, что лица с СДВГ выражают их более открыто, чем другие люди. По-видимому, они менее способны переводить внутрь свои чувства, сдерживать их и держать в себе, хотя они и делают то, что могли бы делать в этих ситуациях другие люди. Как следствие, они выглядят менее эмоционально выдержанными, более реактивными в своих чувствах, более вспыльчивыми, раздражительными и легко выходят из равновесия. С проблемой эмоциональной регуляции связаны трудности с формированием внутренней мотивации выполнения тех заданий, которые им не нравятся или не вознаграждаются сразу. Из-за неспособности создавать собственную мотивацию, побуждение или стремление, часто кажется, что у них нет силы воли и самодисциплины, — они не могут заниматься тем, что не обеспечивает немедленной награды, не возбуждает или не представляет для них интереса. Мотивация того, как долго и усердно они будут работать, зависит от ближайшего окружения, в то время как другие люди в ситуациях, когда нет немедленной награды или каких-то других результатов, развивают в себе способность к внутренней мотивации. С указанными проблемами регуляции эмоций и мотивации связана проблема регуляции общего уровня возбуждения в соответствии с требованиями ситуации. Лицам с СДВГ трудно активизировать себя и приступить к работе, которая должна быть сделана. Они часто жалуются на неспособность поддерживать себя в состоянии бодрствования или хотя бы встряхнуться в скучных ситуациях. В то время, когда они должны быть более бодрыми, сосредоточенными и активно включаться в задание, они выглядят мечтательными или «как в тумане». 4. Снижение способности решения проблем, изобретательности и гибкости в достижении отдаленных целей. Нередко, осуществляя целенаправленную деятельность, мы неожиданно сталкиваемся с препятствиями на пути к достижению цели. В такие моменты индивиды должны сделать выбор из множества вариантов, рассматривая возможные результаты и выбирая среди них тот, который вероятно преодолеет препятствие, так что индивид сможет продолжить движение к цели. Лицам с СДВГ преодолеть такие препятствия намного труднее. Сталкиваясь с преградами, они часто бросают свою цель и не отводят время на обдумывание других вариантов действий, которые могли бы помочь им в достижении цели. Поэтому они оказываются менее гибкими в подходе к проблемной ситуации и часто реагируют на нее автоматически или импульсивно. Как следствие, они выглядят менее изобретательными в преодолении преград, чем другие люди. Эти проблемы могут проявляться даже в устной и письменной речи индивидов с СДВГ, так как они не могут быстро собрать свои идеи в одно структурированное, связное рассуждение. Таким образом, у них снижена способность быстро собрать свои действия или идеи в последовательность реакций, эффективно достигающих вербальной или поведенческой цели. б. Большая, чем в норме, изменчивость в выполнении заданий или работы. Для лиц с СДВГ, особенно для подтипов с импульсивным поведением, типично появление, с течением времени, значительного разнообразия способов выполнения заданий. Широкие колебания обнаруживаются в качестве, количестве и даже скорости выполнения работы. Кроме того, им не удается в разные моменты и дни поддерживать сравнительно устойчивое соотношение производительности и точности работы. Это раз- нообразие нередко вызывает у окружающих недоумение, тик как в одно время индивид с СДВГ может выполнить данную работу быстро и правильно, а в другой раз — медленно и с ошибками. Некоторые исследователи считают, что такое разнообразие в осуществлении трудовой деятельности является столь же характерной чертой СДВГ, как и уменьшение торможения и невнимательность, описанные выше. Другие характеристики. СДВГ имеет и некоторые другие характеристики, связанные с особенностями развития. 1. Раннее развитие основных симптомов. Симптомы СДВГ появляются, в среднем, у детей от 3 до 6 лет. Это особенно вероятно для подтипов синдрома с гиперактивным и импульсивным поведением. Симптомы других подтипов могут развиваться несколько позднее. Но у подавляющего большинства по крайней мере некоторые симптомы, появляются, конечно, до 13 лет. У лиц с подтипом преобладающей невнимательности, который не связан с импульсивностью, проблемы с вниманием развиваются позже, чем у других подтипов, — чаще всего в середине позднего детства. Таким образом, считается, что данный синдром, независимо от подтипа, начинается в детстве, и если его симптомы впервые появляются у взрослых, то у них нужно предполагать другие мозговые нарушения, а не СДВГ. 2. Ситуативные изменения симптомов. Не исключено, что основные симптомы СДВГ могут заметно меняться в зависимости от ситуации, в которой оказывается человек. Исследования показывают, что лица с СДВГ лучше ведут себя в ситуациях «один на один», при выполнении заданий, которые им нравятся или интересны, немедленного вознаграждения за хорошее поведение, когда за ними наблюдают, когда они выполняют задание в раннее время дня и когда дети находятся с учителем, а не с матерью. И наоборот, они проявляют больше симптомов в группе при выполнении скучного задания; при работе без наблюдения, при работе в более позднее время дня, и в ситуации, когда дети находятся с матерью. В некоторых случаях указанные ситуативные факторы оказывают небольшое влияние на проявление симптомов СДВГ, но поскольку их влияние отмечалось исследователями довольно часто, такие изменения в симптомах считаются важными. 3. Относительно постоянное течение, синдрома. Симптомы СДВГ развиваются довольно стабильно. Абсолютный уровень симптомов с возрастом понижается, но такое же снижение уровней невнимательности, импульсивности и активности происходит и у обычных индивидов. Таким образом, у лиц с СДВГ могут наблюдаться улучшения в поведении, но в этом отношении они не всегда достигают уровня своей возрастной группы. Они хронически отстают от других людей своего возраста в способности тормозить свое поведение, сосредоточивать внимание, контролировать отвлекаемость и регулировать уровень собственной активности. Исследования показывают, что среди детей, которым клинический диаг- ноз СДВГ был поставлен в детстве, у 50-80% основания для этого диагноза остаются в юности, а у 10-65% и во взрослом состоянии. У 50-70% взрослых продолжают проявляться по крайней мере некоторые симптомы, которые могут причинить вред их жизни. Последствия у взрослых. Было установлено, что от 1 5% до 50 лиц с СДВГ в конечном итоге с возрастом от него избавляются. Эти данные были получены в дополнительных исследованиях, где не использовались современные и более строгие критерии синдрома. Но данным, полученным при использовании более сильных и современных критериев, только у 20-35% детей с синдромом в будущем не проявлялись симптомы, наносящие ущерб из взрослой жизни. В течение жизни значительное количество лиц с: СДВГ подвергаются риску развития оппозиционного и демонстративного поведения (50%), проблем в общественном поведении и антисоциальных поступков (25—45%), неспособности к обучению (25— 40%), низкой самооценки и депрессии (25%). У некоторых (5—10%) могут развиваться более серьезные мозговые нарушения, такие как маниакально-депрессивный психоз1. К моменту достижения совершеннолетия у 10 — 20% могут развиваться антисоциальные расстройства личности (причем у большинства из них будут проблемы с употреблением наркотиков). Кроме того, приблизительно у 10—25% развиваются проблемы со злоупотреблением и зависимостью от легальных (алкоголь и табак) и нелегальных (марихуана, кокаин и незаконное использование лекарств) наркотических веществ. Опасность возникновения таких проблем наиболее велика у тех, у кого были нарушения поведения или правонарушения в подростковом возрасте. Несмотря на существование такой опасности, у половины и немного более индивидов с СДВГ эти сопутствующие проблемы и нарушения не развиваются вообще. Тем не менее, большинство лиц с этим синдромом несомненно испытывали трудности при обучении в школе, 30 — 35% хотя бы один раз оставались на второй год, а 25—36% так и не закончили среднюю школу. Есть вероятность того, что у взрослых с СДВГ будет обнаружен более низкий уровень образования, чем можно было бы ожидать, исходя из их интеллектуальных способностей и образовательного статуса семьи. Они также могут испытывать трудности в адаптации на рабочих местах и быть недостаточно занятыми в работе, несмотря на свои сравнительно высокие уровни умственных способностей, образования и благополучия в семье. По причине скуки и межличностных конфликтов с коллегами и сослуживцами они склонны менять место работы чаще, чем другие люди. Кроме того, они чаще меняют друзей и возлюбленных, более склонны к семейным ссорам и даже разводам. Довольно часто у них : Л1аниакм:; ьно-;;! ': 1рессиЕ-1!,: й:; c: i: x..>: i ■ jiizorcimo'';; с:;: х;: ч(..'. ли;:: snt> o:: i4i,:: [i'.f,;: ]> './. '■ -каю.мюе в виде нпк}> е;: т; п!:! ь: х (депроосппных?! м; ши;! п;:.'': >;: ых) rb; i;). гмл.'Я'лс'Р'мх с?;? '"." '.': ■.:: <. г; ро.\: е: -к.уткнм" Л (интормя'ткям-л). \ При.•■! " '■: иг v r prriiixrvipoi'- ••ai, mam: >? i< '.~': b..! возникают проолемы, связанные с превышением скорости во время вождения, вызовы в суд из-за этого, а в определенных ситуациях они чаще, чем другие, попадают в дорожно-транспортные происшествия и лишаются водительских пиал. Подтипы. Начиная с 1980 г. появилась возможность распределения лиц с СДВГ по подтипам в зависимости от комбинации симптомов. Тех, у кого возникают проблемы, связанные в основном с импульсивным и гиперактивным поведением и нет проблем с вниманием и сосредоточенностью, теперь относят к подтипу с преобладанием гиперактивности -импульсивности СДВГ. Индивидов с противоположной формой синдрома, т.е. с существенной невнимательностью, но без импульсивности и гиперактивности, относят к подтипу с преобладающей невнимательностью. Однако, у большинства индивидов с данным синдромом проявляются обе клинические черты и их относят к смешанному подтипу СДВГ. Исследования людей со смешанным подтипом показывают, что сначала, обычно в дошкольные годы, у них с большей вероятностью развиваются симптомы гиперактивности и/или импульсивности. В этом возрасте они могут быть диагностированы как подтип с преобладающей гиперактивностью—импульсивностью. Но в большинстве таких случаев раньше или позже, в течение первых лет в школе, ускоряется развитие проблем с вниманием, настойчивостью и отвлекаемостью, и они диагносцируются как смешанный подтип. Подтип с преобладающей невнимательностью, который раньше относили к синдрому дефицита внимания без гиперактивности, исследован меньше всего. Проведенные исследования обнаружили качественные различия между проблемами с вниманием у этих индивидов и индивидов с другими подтипами СДВГ, в которых наблюдается гиперактивное и импульсивное поведение. Оказалось, что подтип с преобладающей невнимательностью связан с большей «погруженностью в себя», пассивностью и вялостью, затруднениями в сосредоточенном селективном внимании (отделение важной информации от неважной), медленной переработкой информации, туманностью и спутанностью мыслей, застенчивостью или чувством страха в обществе, гипоактивностью и непоследовательным извлечением информации из памяти. В этом подтипе значительно реже проявляются импульсивность (по определению), оппозиционное демонстративное поведение, проблемы с поведением в обществе и правонарушениями. Если дальнейшие исследования будут и дальше указывать на такие отличия, то у нас появится основание рассматривать этот подтип как самостоятельный синдром, отличающийся от СДВГ. Частота встречаемости. СДВГ встречается приблизительно у 5-7% детей и 5% взрослых. Среди детей соотношение между полами составляет 3 к 1, с преобладанием синдрома у мальчиков. Среди взрослых это соотношение падает до 2 к 1. Синдром, обнаружен практически во всех с гранах, где проводились исследования, включая Северную и Южную Аме- рику, Великобританию. Скандинавию, Евоопу, Японию, Китай, Турцию и Средний Восток. В ряде стран ого не классифицируют как (ДШ ч не рассматривают так же, как в Северной Америке, ко нот сомнений, что этот синдром фактически универсален для всего человечества. С болыж-й вероятностью он обнаруживается в семьях, в которых другие члены семьи страдают тем же синдромом или в которых чаще встречаются деть рессии. Также с большей вероятностью он обнаруживается у лип с: проблемами поведения в обществе и правонарушениями, тиками или синдромом Туретта: , неспособностью к обучению, у лиц, подвергавшихся лренатальному воздействию алкоголя или табака, преждевременным рождением или низким весом, при рождении, и у лиц с травмами фронтальных отделов мозга. Этиология. Вариативность СДВГ в значительной степени зависит от биологических факторов. Хотя точные причины пока не установлены, остается мало сомнений в том, что генотип (наследственность) играет наибольшую роль в распространенности синдрома в популяции. Наследуемость синдрома составляет в среднем 80%, т.е. генетические факторы обусловливают 807'. индивидуальных различий по данному набору поведенческих черт. Для сравнения примите во внимание, что это сопоставимо с ролью генетических факторов в формировании роста человека. Исследователи установили несколько генов, связанных с синдромом, и, несомненно, выяснят более определенно, что СДВГ представляет собой набор сложных поведенческих черт. Поэтому маловероятно, что за возникновение синдрома отвечает только один ген. В тех случаях, когда наследственность не является определяющим фактором, было обнаружено, что риск возникновения СДВГ различной степени тяжести повышают такие факторы, как осложнения во время беременности, прена-тальное воздействие алкоголя и табака, преждевременное рождение, очень низкий вес при рождении, чрезмерно высокий уровень свинца в организме, а также постнатальное повреждение префронтальных отделов мозга. Исследования не подтверждают широко распространенных взглядов, что СДВГ возникает вследствие избыточного потребления сахара, пищевых добавок, чрезмерного смотрения телевизора или плохого контроля ребенка родителями. Некоторые лекарства, используемые для лечения детей, могут иметь побочные эффекты, которые усиливают симптомы СДВГ, но эти эффекты обратимы. Лечение. Способов лечения СДВГ пока не найдено, но существует много способов эффективного управления этим синдромом. Главный из 1 Синдром Турретп - заболевание, характеризующееся наличием двигательных тиков, особенно мышц лица у. верхней части туловища, я также ппсильствепнь'.ми импульсивными симптомами ко.чрола.тии (болезненное, иногда непреодолимое импульсивное: -; л-чение к произнесению без всяких 'юводов циничных, бранных слов) и лхолалии (автоматическая, непроизвольная л л: гн; е:; пая смысл репродукция речи, обращенной к Польно-му). < При.у<! чанш' pi'Hdкпор'ш-составитр.т." й.) них — обучение семьи и школьного окружения ребенка относительно природы синдрома и управления им; соответствующее обучение и рекомендации предлагаются взрослому и членам его семьи. Среди способов лечения, которые приводят к значительному уменьшению симятомов СДВГ, исследования в большинстве случаев подтверждают эффективность стимулирующих лекарств. Кроме того, установлено, что трициклинов
|