Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Часть 2. Когнитивная психология внимания 4 страница
При обычном смещении внимания, так же как и при обычном переходе от одной двигательной реакции к другой, происходит соперничество между альтернативными реакциями, но поведение в этом случае более сложно и более подвижно, чем при соперничестве сетчаток, так как альтернативы здесь более многочисленны и не являются взаимно исключающими друг друга. Для понимания динамики поведения большое значение имеют по крайней мере два главных факта, которые были обнаружены при изучении внимания: 1) движение внимания, находящее типичное проявление в его сдвигах, и 2) ширина поля одновременной активности — ширина, которая реальна, и, как обнаружено при изучении объема и отвлечения, не беспредельна по своим размерам. 1 См.: Guilford J, P. «Fluctuations of attention» with weak -visual stimuli // American ..", • г.^Сжл: МкеггШш^гСЯ.ЛйЫЫштШш-Ай%19М--о1 the Merreae.System» New Haven: Yale University Press, 1906.; •'. ■! •■..•■ " ■. •.'•.■.•■ - ■.-.-.. ; ■ ■ —■ -. ■ ■ ■ ■ •■ ■ ■ Отвлечение Принцип экспериментов на отвлечение прост: во время льнго~нонил назначенного задания вводятся не относящиеся к делу стимулы, «дистракторы», и наблюдается, не нарушается ли в каких-нибудь отношениях исполнение. Испытуемый может быть предупрежден заранее, чтобы не обращать внимания на эти отвлекающие стимулы, или же они могут быть предъявлены ему неожиданно. В обоих случаях он скоро убеждается, что ему ничего не остается делать с этими стимулами, кроме как пренебречь ими. Экспериментатор старается отвлечь внимание испытуемого, испытуемый же старается не отвлекаться. Отвлекающие стимулы не должны быть такими, чтобы обязательно препятствовать исполнению. Если, например, задача состоит в сравнении двух тонов, то посторонние звуки станут более чем отвлекающими стимулами, поскольку они будут маскировать тона. В таком случае могут быть применены зрительные стимулы. У молодых людей результат этих экспериментов обычно таков: стимулы не отвлекают их внимания, за исключением, может быть, короткого времени, пока испытуемый не приспособился к ситуации. Убедительным экспериментом такого рода является эксперимент Хоуви1. Класс второкурсников колледжа был разбит на две группы, уравненные на основании показателей выполнения одной формы армейского альфа-теста. Шесть недель спустя контрольная группа выполняла другую форму армейского альфа-теста при нормальных условиях, в то время как экспериментальная группа выполняла ее при условиях слухового и зрительного отвлечения. Из разных частей комнаты попеременно звонили 7 электрических звонков различных тонов; кроме того, здесь было 4 мощных гудка, 2 органные трубы и 3 свистка, циркулярная пила, включавшаяся от времени до времени, и фонограф, играющий веселую музыку. У задней стены зала непрерывно то здесь, то там вспыхивали прожекторы, свет которых, правда, не был направлен в глаза испытуемых, а помощники экспериментатора, непривычно и кричаще одетые, входили, неся странные части аппаратов. Условия для экспериментальной группы были неблагоприятными и утомительными, но на выполняемое задание они подействовали мало. Они выполняли его почти так же, кар; и их товарищи в контрольной группе. В результате две группы, показатели которых были одинаковы в первом тестировании, имели во втором испытании следующие показатели:
контрольная группа, работавшая при.нормальных условиях экспериментальная: -руг: па, работавшая при отвлечении видимая потеря вследствие отзлечения 3, 7 1 См.: Ilovfi/ H.H. Effects of gnnernl rlisiraciion on iho Uffhpr thong^r p'-o^-v^ps.' ' A.iinrjciiii Journni of Psychology. 1928. Yo!. 40. P. 583 591. есть от его собственной установки. Если он склонен верить, что музыка облегчит его работу, он, вероятно, обнаружит улучшение результатов, и их ухудшение, если ему внушено противоположное убеждение'. Как преодолевается отвлечение. Приемлемым было бы следующее предположение: для преодолении отвлечения в работу должно быть вложено больше анергии. Морган проверял эту гипотезу, регистрируя силу движений пальцев испытуемых при выполнении задачи, в известной мере напоминающей машинопись2. Испытуемый работал на 10 нумерованных клавишах. Аппарат предъявлял отдельные буквы, которые испытуемый переводил на числа соответственно коду- Испытуемый нажимал на клавишу, помеченную этой цифрой, и аппарат немедленно экспонировал другую букву для кодирования и нажатия и т.д. Испытуемому было неизвестно, что сила, с которой он ударяет по клавише, регистрировалась. Пневмограф у его грудной клетки регистрировал дыхание. Испытуемый был один в комнате, но экспериментатор наблюдал его поведение через глазок. Некоторое время испытуемый работал в полной тишине, а затем со всех сторон начинали звучать звонки, гудки и фонограф. Действие отвлекающих факторов продолжалось в течение 10 мин и сменялось 10 мин тишины. Более 20 испытуемых прошли через этот эксперимент с результатами, которые различались в деталях, но согласовывались в следующих, имеющих важное значение, отношениях: 1. Имея первоначально лишь небольшой предварительный опыт в исполнении задания, испытуемый, в течение эксперимента показывал прогрессивное совершенствование. 2. Когда начинался шум, наблюдалось некоторое замедление работы. 3. В течение очень немногих минут испытуемый восстанавливал свою прежнюю скорость и продолжал дальнейшее совершенствование. 4. Когда шум прекращался, не только не наблюдалось немедленного улучшения, но часто имел место даже внезапный срыв. Прекращение шума, к которому испытуемый уже приспособился, действовало как отвлекающий фактор. Этот факт более ясно показал Форд, который повторил данный эксперимент и проанализировал результаты момент за моментом. 5. Когда устанавливалась тишина, наблюдалось дальнейшее совершенствование исполнения. 1 С:.:.: Bui-orKJL,;. Туигии' о*'Gpw-: " -.: Psy/'-'.-x-ry. 1937. YV. 16. Р. 47]-4*1. :! См.: M'.ru-n;. /..;. Arr-r.; ■, -;.-; > '. Pcy.v.".; '\:; y. 19: 0. \V4, v X. К П. 4 См.: Forrl A. AupnV.o''. шгонм^ггПхтч \v invostign'.ion of i'".f> 'i-ausi; n'; i!: ■ ■; ■ "! •_■ > I" i,. А! '!»г: ': гг: J'..'.: -.".;.'. ';! ' Psycho'^y. 1924. Vn1. 41. p.! 32. 6. Сила, с которой испытуемый ударял на клавишу, убывала в течение первого периода тишины, резко возрастала в начале шума, оставалась во время шума постоянной и падала по прекращении шума. 7. Запись дыхания, а также наблюдения экспериментатора через глазок показали речевую активность части испытуемых, особенно во время шума. Цифры и буквы, с которыми он имел дело, часто выговаривались вслух. Мы видим здесь настоящее преодоление отвлечения, одновременно с возрастанием мускульной энергии, вкладываемой в работу. Вероятно, включение дополнительной мускульной энергии в деятельность (в этом случае — движение пальцев), совершаемое при отвлечении, происходит почти бессознательно. Выговаривайте цифр и букв было менее бессознательным. Оно более похоже на средство, используемое испытуемым в целях поддержания нарушаемой деятельности. Таким же образом человек может молча складывать столбцы чисел, когда все тихо, но чувствует себя вынужденным выговаривать или шептать числа, если кругом шумно. Однако по вопросу о том, действительно ли добавочная мускульная энергия преодолевает отвлечение, и если да, то каким образом, мнения расходятся. Мы считаем, что здесь имеет место конкуренция различных двигательных систем, борющихся за контроль над организмом; большая мускульная активность, по-видимому, доставляет какие-то преимущества. <...> Отвлечения, которые не преодолеваются. В таких экспериментах, как только что описанный, испытуемый старался не отвлекаться и готов был прилагать всю энергию, необходимую для работы. Однако в повседневной жизни направленность на работу часто бывает не так сильна. Новый стимул пробуждает любопытство, и некоторое время затрачивается на ориентировку, как, например, у собак И.П.Павлова, отвечающих на отвлекающие стимулы «ориентировочным рефлексом» и временно теряющих свои условные рефлексы. В эксперименте все, что делает экспериментатор, является частью «дела», в то время как в обычной жизни подобное отвлечение могло бы рассердить, а гнев представляет собой большее отвлечение, чем шум. К тому же внутренний интерес к звонку и гудку и даже ко многим фонографическим записям очень невелик; возможно, что что-нибудь более интересное может действительно отвлечь. Исходя из этого соображения, Вебер применил в качестве отвлекающих факторов хорошую музыку и забавные анекдоты; чтобы избежать адаптации, он давал задачи, требующие одной или двух минут интенсивной мыслительной деятельности: сложение, вычитание, запоминание, 1 См.: Weber H. //' Archive fur die gesamte Psychologic. 1929. Bd. 71. S. 185-260. определение, извлечение корня. Все 16 испытуемых показали уменьшение производительности (на 10—50 %), и в субъективном отчете все они сообщили, что были в это время отвлечены. Иногда отвлекающие факторы были только более или менее мешающим фоном, но иногда они врывались в сознание и настолько завладевали им, что испытуемый бросал свою работу и предавался музыке или рассказу. В другие моменты музыкальный фон ощущался как облегчающий работу. Субъективное переживание преодоления отвлечения состояло, как сообщали испытуемые Вебсра, либо в отстранении отвлекающих факторов, либо в положительном сосредоточении на работе. Отвлечение могло быть иногда преодолено путем третирования, как не имеющее значения и нелепое, если даже оно было привлекательно само по себе, и путем старания не замечать смысла рассказа и хода музыки. Некоторые испытуемые рассказывали о своеобразном внутреннем закрывании ушей и исключении, таким образом, стимула. Положительное сосредоточение состояло иногда в увеличении темпа или интенсивности работы, иногда в размышлении вслух. Видимое поведение испытуемого во время отвлечения, как отмечалось экспериментатором, включало: 1. Общее возрастание мускульного напряжения. 2. Возрастание энергии рабочих движений: громкая речь, сильные движения рук, глаза, прикованные к работе или устремленные в пространство, поза сосредоточенности (наклонение туловища вперед и сжимание головы руками). 3. Движения защиты или устранения: встряхивание головой, закрывание глаз, прикрывание глаз руками, движения плечами, отворачивание лица к стене. Иногда эти защитные движения были настолько неистовыми, что казались «сильнее, чем при психическом расстройстве». Испытуемый тратил свою энергию на преодоление отвлечения, ничего не оставляя для работы. Некоторые испытуемые впадали в состояние временного нервозного беспокойства, в котором они не могли работать, или в состояние опустошения и полной заторможенности1. 1 В оригинале: 3. Movements of defense or avoidance: shaking the head, shutting '.hooves, covering the eyes wit); the hand, agitation of the shoulders, turning the face to the wail. These defense movements were so violent, sometimes, as to be '.worse thai1 the disease», О used up his energy in warding off the distractor and had none left for the work. Some Os got into a momentary condition of nervous restlessness in which they could not work, or into a state of vacancy and complete inhibition {p. 707- 708). В тексте: З) оборонительные движения: встряхивание головой, закрывание r.ia.i, прикрывание глаа руками, движения плечами, отворачивание лица в сторону. Эти оборонительные движения были иногда очень сильны. Испытуемый расходовал свою анергию на преодоление отвлечения внимания и не бросал работы. Некоторые испытуемые впадали в состояние временного меозного беспокойства, и котором они де могли работать, или в состояние опустошения и полной заторможенности (с. 315). (Примечание ре.дакторпн-тегпавителеи.)
|