Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Часть третья 6 страница
храма, и в этот самый страшный момент его жизни он не посмел! - слышите, просто не по-смел! - это дело предать. Ведь скажи он только: " Нет, я совсем не тот, за кого вы меня принимаете" - и все! Синедрион победил. Семьдесят два судьи, а за ними стража, свидетели, секретари, служки, в общем, человек сто, вся орава их торжественно выводит его на площадь. На ту самую площадь, где он проповедовал, ставят перед толпой и учениками и провозглашают: " Мы судили сего человека и нашли, что он чист. Он никогда не выдавал себя за Христа, он не обещал вам от себя царство Божье. Он только по своему уму и разуменью толковал вам пророков, а вы его не поняли". И все. И Христа нет. В мире ничего не состоялось. История прошла мимо. А он знал, что такое искушение когда-нибудь наступит и надо его преодолеть смертью, но умереть осмысленно и свободно, не как Сенека христианствующий, а как сын человеческий. - А что ж, по-вашему, Сенека умер не свободно? - Может быть, и свободно, да не так. Он скорее не умер, а сбежал. Для Сенеки смерть была освобождением от компромиссов. А в них-то Сенека ох как был грешен! Вот осознав все это, он и написал однажды такое. Очень красивое. Он умел писать красиво. " Куда ты ни взглянешь - ты везде увидишь конец своих мучений. Видишь эту пропасть? В глубине ее твоя свобода. Вот искривленное дерево - низкое и уродливое - твоя свобода болтается на нем. Видишь это море, реку эту, колодец этот? На дне их твоя свобода". Но Иисус и так всю жизнь чувствовал себя совершенно свободным, свободным, как ветер, как Бог. Евангелие донесло до нас это ощущение. " Вот человек, который любит есть и пить вино", - говорили о нем другие. " Я пришел для того, чтоб вы имели жизнь, и имели с избытком", - говорил он о себе сам. Жизнь для него была радостью, подвигом, а не мученьем. И вот именно поэтому на вопрос председателя он не пожелал ответить " нет", он ответил " да". Евангелисты передают его ответ по-разному, но, в общем, он ответил как-то очень просто, односложно, лишь бы поскорее отделаться. Порфирий упрекает его за это. Ему кажется, что в такой решающий момент человек должен вырасти со скалу, разразиться громом и молнией, глаголом сжечь сердца судей. " То ли дело, - говорит он, - Аполлон Тианский! Как он обличал императора Домициана! Пух полетел! " Но Христос - не Аполлон, он истомился и измаялся смертельно, его тошнило от всего, что происходило, он хотел в этот момент только одного: скорее, скорее, скорее! Может быть, он боялся даже, что не выдержит и рухнет. Но и судьи тоже торопились. " Итак, ты сказал". Председательствующий рвет свою одежду до пояса. Это все равно, что переломить судейский посох. " Повинен смерти", - говорит он. " Повинен смерти", - подтверждает семьдесят один. Конец. " И поднялось все множество их, и повело к Пилату". В дело вступает Рим - проконсул Иудей Понтий Пилат. ...Он происходил из богатой самнитской семьи и поэтому, видимо, никогда не считался человеком первого сорта. Ведь самниты - это так называемые союзники, а не римляне. У них и гербы разные: у римлян - волк, у них - бык. Если помните, были даже три союзных войны, и тогда быки стадом шли на волков. Но это было и прошло. Теперь Понтий Пилат, во всяком случае в Иудее, чувствовал себя римским патрицием, белым человеком в дикой восточной стране. Характер у него был деятельный и энергичный. Таких в Риме в ту пору звали homo novus, " новый человек" то есть, в этом прозвище нечто непередаваемое - пренебрежительное, этакий легкий щелчок по носу. Нувориш, выскочка, мещанин во дворянстве, " из грязи в князи"; Евсевий пишет, что Пилата прислал в Иудею Сеян - был такой свирепый негодяй у Тиберия. Потом его, разумеется, тоже казнили. Так вот, этого Понтия Пилата Сеян как будто назначил проконсулом именно за его ненависть к евреям. Очень может быть. Во всяком случае, такого тирана Иудея еще не знала. " Взяточничество, насилие, казни без суда, бесконечные ужасные жестокости" - так, по Филону, написал о Пилате царь Агриппа I Тиберию. Что ж? Так оно, вероятно, и было. Но Христа казнить он все-таки не хотел. Почему? Вот отсюда и начинается путаница. Христианские писатели страшно все усложнили. Тут мне припоминается давний разговор с одним академиком. Он мне сказал: " А что ж, батюшка, в нем вы находите непонятного? Вот уж где воистину никакой загадки нет. У нас, например, в нашем просвещении такими Пилатами хоть пруд пруди. Это типичный средний чиновник времен империи. Суровый, но не жестокий, хитрый и знающий свет. В вещах малых и бесспорных - справедлив и даже принципиален, в вещах масштабом покрупнее - уклончив и нерешителен. А во всем остальном - очень, очень себе на уме. Поэтому хотя и понимает истину, но при малейшем тумане начинает крутить, умывает, так сказать, руки. В случае с Христом это проявилось особенно ясно. Вот и все". Ну тут, как я сейчас понимаю, академик был не совсем прав. Действовали еще и особые причины. - И какие же? - Ну, первая та, что я уже назвал. Терпеть он не мог этих грязных иудеев. А так как и иудеи платили ему тем же, то все и запутывалось окончательно. И в этих хитросплетениях Пилат порой даже терял голову. Он, человек хитрый и трезвый, все время жил в таком запале, что порой забывал обо всем. И был в такие моменты вздорен и неумен. Бык, осаждаемый шакалами! Где мог - унижал, кого мог - уничтожал! У Луки есть такое место: Христу рассказали однажды о галилеянах, кровь которых Пилат во время богослужения смешал с жертвами их. И Христос спокойно ответил: " Что ж вы думаете, эти галилеяне грешнее других? " Видите, как коротко и просто! За что про что перебил невинных, об этом и спроса нет, перебил, и все! Самое обыденное дело. Такое обыденное, что оно и разговора не стоит. Но благодарное население хоть убивать-то себя и давало, а все брало на заметочку и посылало в Рим " вопли". И когда они попадали в руки императору, Пилат получал нагоняи. От него требовали объяснений. Тиберий был опытный администратор и много шума из ничего терпеть не мог. Да! " О, род рабов! " Да! Люди - льстецы, рабы, трусы и предатели, но и с ними нужно уметь обращаться. У меня они вот не орут, даже когда я их душу. Почему же орут у тебя, проконсул? - Это он, кажется, ввел кары и казни за каждое оппозиционное слово? - Он, он! Закон 15-го года! " Критика действий императора приравнивается к оскорблению величия римского народа". За это сразу же секли башку. - Хорош опытный администратор! - А чем же плох? Тиберий, к сожалению, далеко не единственный идеалист в истории. Их и через две тысячи лет не очень поубавилось. Как бы там ни было, кончил Пилат плохо. Он погиб. По одним источникам, покончил с собой при Калигуле. По другим - его казнил Нерон, по третьим - его сослали в Швейцарию, и он там утонул в Люцернском озере. В Альпах есть вершина, которая называется Пилат. В великую пятницу - день суда - на ней появляется огромная тень и все моет, моет руки. Вот там, в Швейцарии, году в двенадцатом, я и видал мистерию - представление страстей Господних. Зрителей было тысяч десять. Все происходило под открытым небом в альпийской долине. Луга и ослепительные снежные вершины! И под ними движется шествие: легионеры, разбойники и большая белая фигура - Христос. Тогда я вспомнил Шекспира! Хроники его! Вот кто мог бы написать трагедию о Христе! И знаете? Почти ничего не пришлось бы присочинять. Все уже есть у евангелистов. Образы, характеры, обстоятельства, бессмертные диалоги, где одной строчкой сказано все. Если бы еще кое-что заимствовать из некоторых апокрифов. Вот послушайте.
Пилат: Ты царь иудейский? Иисус. Это ты сам спрашиваешь или повторяешь, что тебе сказали другие? Пилат (усмехаясь и пожимая плечами): Да разве я иудей? Это твой народ, твои первосвященники привели тебя сюда ко мне. Что ж ты сделал? Ты царь? Иисус: Если бы царство мое было от мира сего, то разве мои подданные допустили, чтоб я был схвачен и предан тебе? Пилат (настойчиво): Но ты все-таки царь? Иисус: Это ты так говоришь. Я же говорю: я пришел в мир, чтобы установить истину. Пилат (с брюзгливой усмешкой): Истина, истина! А что такое истина? Иисус: Она то, что с неба. Пилат (усмехается): И поэтому ее на земле нет, так? Иисус. Ты же видишь, что делают на земле с людьми, говорящими истину! Их предают таким, как ты. Пилат: Откуда ты? (Иисус молчит.) Почему ж ты не отвечаешь? Ведь я могу и распять и отпустить тебя. Иисус: Вот видишь - ты можешь, а у тебя не было бы власти на это, если бы тебе она не была послана свыше! Что ж! Ты не виноват, судья! Грех на тех, кто привел меня к тебе. Пилат (думает и что-то решает): Идем! Выходит из помещения во двор, наполненный народом, и садится на " Судилище" - мраморное кресло судьи, стоящее на возвышении. Воины выводят за ним Иисуса. Шум. Пилат. Вот ваш царь. Взрыв криков: " Смерть ему, смерть! Распни его, распни! " Пилат (нетерпеливо.) Тише! Послушайте! Вы его доставили ко мне как возмутителя народа. Я при вас его допрашивал, исследовал все обстоятельства и не нашел его виновным. Так вот, я его накажу и отпущу. (Негодующие крики.) Стойте! Идет пасха. У вас существует обычай, чтоб я отпускал одного из узников по вашему выбору. У меня сейчас находится Варавва. Он осужден за убийство во время мятежа. Кого же нам отпустить? Разбойника или Иисуса, называемого Христом? Крик: " Варавву! Варавву! Распни его! Смерть ему! " Пилат (кричит в запале): Что ж? Царя ли вашего я распну, несчастные? К Пилату подходит один из первосвященников, говорит тихо, едко и внушительно: " У нас нет царя, кроме кесаря, проконсул! Если ты отпустишь его, ты не друг кесаря. Всякий, называющий себя царем, враг кесаря, проконсул". Крик: " Варавву! Варавву! Распни его! Смерть ему! " Пилат (кричит в запале): Что ж? Царя ли вашего я распну, несчастные? Крики: " Распни его, распни! " Пилат молча смотрит на толпу. Потом делает знак, служанка вносит сосуд и полотенце. Пилат (моет руки): Я не виноват в крови этого праведника. Смотрите и решайте сами. Вой толпы. Воины уводят Иисуса. В это время к ним подходит первосвященник. Первосвященник: Эй, разрушающий храмы и в три дня созидающий их вновь! Вот спаси теперь сам себя, сойди-ка с креста! Смех толпы и крики: " Да будет распят! Да будет распят! На нас его кровь! На нас и детях наших! "
- Вот примерно как это звучит, если изложить рассказ евангелистов драматически. Я ввел только ремарки да очень неясное место насчет того, что есть истина, дополнил по апокрифическому Евангелию Петра. Итак, иудеи Пилата не любили. Они писали и писали в Рим, плакали и плакали и наконец все-таки доплакались. Пилата отозвали. Понятно, какое ожесточение до этого развивалось с обеих сторон. Так вот первая причина колебаний Пилата. Он просто не хотел никого казнить в угоду иудеям. Но было и второе соображение. Уже государственное. Дело-то в том, что Христос - или такой человек, как Христос, - очень устраивал Пилата. Удивлены? А ведь все просто. Два момента из учений Христа он уяснил себе вполне. Во-первых, этот бродячий проповедник не верит ни в революцию, ни в войну, ни в переворот; нет, человек должен переделать себя изнутри, и тогда все произойдет само собой. Значит, он против бунта. Это первое. Второе: единственное, что Иисус хочет разрушить и действительно все время разрушает, это авторитеты. Авторитет синедриона, саддукеев и фарисеев, а значит, и, может быть, даже незаметно для самого себя, авторитет Моисея и храма. А в монолитности и непререкаемости всего этого и заключается самая страшная опасность для империи. Значит, Риму именно такой разрушитель и был необходим. А это еще и умный разрушитель. Он отлично знал: когда хочешь разрушить что-то стародавнее и сердцу милое, никогда не говори - я пришел это разрушать, нет, скажи, что ты пришел поддержать эту святыню, подновить ее, заменить подгнившие части, и, когда тебе поверят, тогда уж твоя воля, пригоняй людей с ломами и не зевай. Круши, ломай! Вот знаменитое начало Нагорной проповеди: " Не нарушать законы я пришел, а исполнить", а вот конец: " Вы слышали, сказано древними: " ненавидь врага", а я говорю: любите врагов, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящих и гонящих вас". Здорово? А все вместе это называется " скорее погибнет земля и небо, чем потеряется хоть одна йота из закона". Ну какая же тут йота? Тут уже все полетело. Теперь представьте себе состояние мира в то время и скажите, разве эти заповеди в устах галилеянина не устраивали Пилата? Ведь это за него, оккупанта, предписывалось молиться и любить его. И разве Пилат - человек государственный, знающий Восток и страну, которую он замирял, - не понимал, что это и есть та самая сила, на которую ему надлежит опереться? А что Христос именно сила - это он чувствовал. Смутно чувствовал он и другое: всякая кротость - страшная сила. Вы не помните, кто это сказал? - Толстой, наверно? - Нет. Достоевский. Он в последние годы много думал о Христе, только не знал, как же с ним поступить, и проделывал с ним разные опыты. То оставлял ему кротость и любовь, а бич и меч отбирал как лишнее, и получался тогда у него Лев Николаевич - князь Мышкин - личность не только явно нежизнеспособная, но и губительная для всех его любящих; потом возвращал ему меч, а все остальное отбрасывал - и получился Великий инквизитор, то есть Христос, казнящий Христа. Но Пилат в этом отношении был куда реалистичнее и Достоевского, и его инквизитора: Христа он понимал таким, каким он был, и такой Христос ему подходил. - А значит, революционную, разрушительную силу проповеди Христа он даже не подозревал? - А кто тогда мог что подозревать? И много позже никто в ней не мог разобраться. Через сто лет Плиний Младший пытался было уяснить себе, что это такое, но ничего, кроме " дикого суеверия, доведенного до абсурда", в нем так и не увидел. Так он и написал императору Траяну. А Тацит выразился и того чище: " Ненавистные за их мерзости люди, которых чернь назвала " христианами". И дальше (дело идет о пожаре Рима): " Они были уличены не столько в поджоге, сколько в ненависти к роду человеческому". Цитирую по памяти и поэтому не совсем точно. Так вот как думали и писали о христианах утонченнейшие, умнейшие, светлейшие умы человечества, и уже через много лет после казни Иисуса. Но Пилат так не думал. Он знал: этот бродячий проповедник Риму очень нужен. Его слушают, ему верят, за ним идут. Он способен создать новую космополитическую религию, приемлемую для власти. Ошибся он или нет - и до сих пор неясно. Мнения об этом разошлись резко. Так вот - вторая причина, но была еще и третья: какого дьявола они его пугают и шантажируют? Почему он должен исполнять роль синагогального палача? У них отнято jus gladii, право меча, так вот они хотят снести неугодную им голову его руками. Руками римского патриция! Да иди они к Вельзевулу! А сколько они ему гадили! Работы по строительству водопровода и то сорвали! Они ведь свиньи, им чистая вода ни к чему - они и в луже вымоются, а он им хотел провести иорданскую воду! Не дали! Подумать, изображенье Цезаря, боевые римские знамена - и то не позволили внести в Иерусалим! Не позволили, и все! Даже щиты пришлось убрать из Иродова дворца - на них, видите ли, портрет императора. И все им сходит с рук. И он же оказался виноват: не сумел к ним подойти. Да кто они такие? Рабы! Грязные восточные собаки! Лжецы и предатели! И вот он - сама персона императора, первый человек страны - должен по их приказу и показу казнить этого несчастного только потому, что он нужен ему, Пилату, и именно за это ненавистен им. И ничего не поделаешь - придется! Ах, если бы он был хотя бы Галлионом! Знаете, кто это? Родной брат Сенеки. Проконсул Ахайи. Его резиденция была в Коринфе, и вот что там однажды случилось. Это место я наизусть помню: " Напали иудеи единодушно на Павла и привели его перед судилищем, говоря, что он учит чтить Бога не по закону". Слышите, совсем как в истории с Христом. Но то был Галлион, и вот чем это окончилось. " Когда же Павел хотел говорить, Галлион сказал: " Иудеи, если бы была обида или злой умысел, то я бы слушал вас, но когда идет спор об учении, об именах и законе вашем, то разбирайтесь сами, я не хочу быть судьей в этом". И прогнал их от судилища. И все эллины, схватив начальника синагоги, били его перед судилищем, и Галлион не препятствовал". Великолепная сцена и великолепный патриций: " Разбирайтесь сами", но вот так сказать Пилат не мог, не посмел просто. Палестина была не Греция, Иерусалим не Коринф многоколонный, а он не Галлион, а попросту Понтий Пилат, homo novus. И поэтому, когда он услышал это страшное: " Если ты отпустишь его, ты не друг кесаря", он сдался, вымыл руки и казнил. Вот как мы с вами! Дорогой мой друг, - отец Андрей схватил Корнилова за плечо. - Вот вы говорите: они вас вызвали и забрали у вас мою рукопись. Потому, мол, забрали, говорите вы, что не хотят они меня распинать. Значит, вы там с теми же Пилатами говорили. С теми же несчастными Пилатами, от которых ровно ничего не зависит. С убийцами и резниками во имя чужого Бога! С бедным Иудой, которого и простить даже невозможно, потому что не за что! Ибо не они все виноваты, а те ничтожества, что сидят за семью стенами и шлют им шифровки: " Схвати, суди, казни! " - Ох, - сказал Корнилов, морщась от дурноты и звенящей боли в висках, - о ком это вы? Отец Андрей нависал над ним, большой, костлявый, с сухим табачным лицом и совершенно круглыми дикими глазами, такими огромными, что в них хоть провалиться. И опять Корнилову показалось, что все это сон, что сейчас что-то дрогнет, двинется, прорвется тончайшая радужная пелена, на которой все это изображено, и он проснется в своей постели. Стоит только захотеть. - Про кого я говорю? - спросил отец Андрей грозно и тихо. - Вы понимаете, про кого! Про этих двух. Про румяного карлика и полоумного Моисея. Про двух вурдалаков этих я говорю. " Ну сон, - думал Корнилов, - ну скверный, пьяный сон, сейчас это прорвется, и я проснусь". И пробормотал: - Ну что вы говорите, отец Андрей, - какой такой карлик? Какой Моисей? Налейте-ка лучше мне еще. И тут отец Андрей вдруг заплакал. Сел, уронил голову на руки и тихонечко, тихонечко, по-ребячески заплакал. Это окончательно привело Корнилова в себя. " Ничего, - подумал он, - дача пустая. Ночь. Никто ничего не слышит. Ничего! " - Отец Андрей! - позвал он тихонько. Поп вздохнул, медленно поднял голову и вдруг пристально посмотрел на Корнилова. Глаза у него опять были обычные, стариковские и только блестели от слез. - Эх, милый вы мой, - сказал он горько и просто. - Сколько раз я эту историю рассказываю, никто ничего в ней не понимает. Ничего! И вот вы тоже ничего не поняли. А ведь она проста. Очень проста. Но от нее умирают или предают! - Еще с минуту он с непередаваемой горькой улыбкой смотрел на Корнилова, а потом слегка вздохнул, подвинул графин и сказал: - Ну что ж! Верно, выпьем еще по одной! На прощанье!
На другой день Корнилов проснулся как от толчка, сел, огляделся. Черт! Так и есть, валялся поверх одеяла в башмаках! Позор, позор! Этак иногда рухал на койку (" костьми") Зыбин, а он его ругал: " Что за свинство, уж лень даже и разуться! " Да, но ведь утром Зыбин-то вскакивал как встрепанный, и бежал на раскопки, и весь день был на ногах, а он вот проснулся и сидит, и башка-то у него разламывается, и ничего-то ему на свете не надо, только бы никто не трогал. Часы, конечно, стали, но интересно, сколько все-таки сейчас времени? Через покорябанное целлулоидное окошечко сочился желтоватый, как топленое молоко, вялый рассвет. Он встал, морщась и постанывая, дополз до цинкового бачка, жадно выпил одну за другой две кружки и снял клей с запекшихся губ. Как будто немного отлегло. Он сел на табуретку, и вдруг его как будто подбросило! Господи! Ведь он же пропал! Ведь он же попал в то самое, чего боялся! Что же такое было вчера? Этот проклятый поп прорвался и вывалил все, что у него было в печенках! И теперь конец попу! И конец ему, если он его покроет! И Корнилову вдруг захотелось сразу же покончить со всем. Полностью рассчитаться. Прийти и сказать: вот вам еще мои показания - последние! Вот вам еще моя подпись - последняя! И оставьте меня за-ради Господа Бога в покое! " Политических разговоров не было! " Все! Не было их! - И надо же, - сказал он громко, - и надо же было мне, дураку проклятому... Он встал, умылся, почистил брюки, вылез на дорогу, встал на обочине и поднял руку. Одна пятитонка прошла - не остановилась; другая легковушка прошла - не остановилась; третья замедлила было ход, но из нее вдруг выглянула пара таких развеселых пограничников, что он сразу же опустил руку. " Видно, уж не судьба, - подумал он, снова карабкаясь в гору. - Ну и черт с ним. Понадобится - приедут. У них это не заржавеет". Приехали они за ним, однако, только через неделю. В бодрое, ясное утро прискакал вестовой, соскочил с лошади, лихо козырнул и вручил ему повестку и раскрытую разносную книгу (был как раз обеденный перерыв, и он немного задержался в палатке). " Вот здесь", - сказал вестовой, подавая карандаш. Он прочел:
" Гр. Корнилову В.М. Предлагается Вам явиться завтра........ к тов. Смотряеву по делу......... в комнату N............ в качестве............. В случае неявки подвергнетесь приводу".
Бумага была плотная, печать крупная, и вообще как будто и не повестка вовсе, а пригласительный билет на первомайскую трибуну. - День, час и минуты. Сейчас одиннадцать, - сказал вестовой. - Ясно, - ответил Корнилов, расписываясь. - Ясно, дорогой товарищ! Я всегда за полную ясность. - Он отдал книгу. - Скажите - явлюсь. - Это вы сами уж скажете, - улыбнулся вестовой, дотронулся до козырька и вышел из палатки. А в горах уже наступала полная осень. Дожди вдруг перестали, и необычайная кроткость и ясность проступали в природе. Деревья, вершины холмов, снежные шапки вставали четкие, чеканные, как бы врезанные в воздух. Но только там, вверху, над купами деревьев, и сохранялась еще эта ясность. Внизу же все жухло, желтело и гнулось. Садовые мальвы, серые и шершавые, шуршали, терлись друг о друга, и на них было холодно глядеть. Корнилов согнул повестку, сунул ее в гимнастерку и пошел, пошел по холмам - настроение у него было опять отличное. Завтра же он покончит со всем этим и придет в музей за расчетом, и будьте тогда вы все прокляты - раскопки, пьяный поп, Зыбин, все! Вот только, правда, Дашу жалко немного. Но он представлял себе, как утром нежданный-негаданный заявится он к сестре в ее московскую квартиру на пятом этаже. " Принимаете, гражданка, ссыльнопоселенного? Что? Никак и не узнала? " И сестра обомлеет, вскрикнет: " Ой, какой же ты..." - и повиснет у него на шее. А он усмехнется мужественно и грубовато: " Что, плох, сестра? Ты спроси, как я ноги-то унес". И прямо подойдет к телефону обзванивать друзей. Он шел, думал об этом, улыбался, и тут вдруг его позвали. Он оглянулся. Около тополя стояла Даша и смотрела на него. Он радостно вскрикнул и подбежал к ней, и она сама собой потянулась к нему. Они стояли возле ограды дома Потапова. Вот сколько он прошагал по холмам и не заметил этого. - Дашенька, Дашенька, - повторял он, задыхаясь от какой-то высокой и восторженной нежности, и вдруг схватил ее за руки и завертел. - Ну дайте же, дайте же на себя хорошенько посмотреть! Ну красавица же, ну полная же красавица! И одета как! (На Даше, верно, было коверкотовое пальто, голубой полушалок, а в руках сияющая, как черное зеркало, сумка.) Она смутилась, а он вдруг схватил ее, смял, взъерошил и звонко расцеловал в обе щеки: - Вот вам! - А я ведь вечером собиралась к вам, - сказала она, осторожно освобождаясь. - Зачем вечером, сейчас, сию минуту пойдем! - крикнул он. - Мне столько нужно вам сказать! - И мне тоже, - улыбнулась она. - Да? Вот бывают совпадения! Так идемте же, идемте! - Нет, сейчас я не могу. Позже, после восьми, когда дядя уедет в город. - А не обманете? - спросил он и снова поймал ее за руку. - Нет, нет, не обману. - И она как-то по-новому улыбнулась. - Вы знаете, меня посылают в Москву. - Да? - изумился и обрадовался он. - Вот это уж по-настоящему здорово! Я ведь тоже еду в Москву. Вот и будем жить вместе. Я вам все галереи покажу, в театры сходим! Отлично! - Да! Мне там еще вступительные по мастерству надо будет сдать, - страдальчески взглянула она на него. - Пустяки! Сдадите! - Ему действительно все сейчас казалось сущими пустяками. - Вот вечером я вам дам такой монолог Лауренсии из " Фуенте овехуна", что они все закачаются. - Нет, правда? - Истинный святой крест, - выговорил он серьезно и перекрестился. Она что-то хотела ему сказать, но вдруг шепнула: " Дядя! " - и отскочила. Бригадир Потапов - сейчас в своем черном ватнике он очень походил на солидного жука-навозника, - серьезный и хмурый, зашел со стороны калитки и стал ее отпирать. За спиной у него был мешок, а в нем какие-то ящики. - Он сегодня яблоки в Москву отправляет, - шепнула Даша. " Проворен, дьявол", - подумал Корнилов и спросил: - А как он сейчас вообще? - Идемте, идемте, он опять сейчас выйдет, - шепнула Даша и утащила его за кусты. - Вы это зря, Владимир Михайлович, - сказала она вдруг серьезно. - Что зря? - Да все зря! Ну что вы тогда мне наговорили? Ну, помните? И все это ведь неправда. - Да что неправда? Что, горе вы мое? - Ну что дядю кто-то вызывал и что-то ему там предлагал, все это неправда. - Здорово! - воскликнул он ошарашенно. - Это он вам так сказал? - Он. И еще он сказал: " Чего он к Волчихе повадился? Ничего у нее там интересного нет. Одна голимая водка"! Эту Волчиху давно бы и из колхоза погнали, если бы не дядя. А она вот как... В голосе Даши вдруг появились какие-то совершенно новые потаповские нотки. На него она не глядела. - Ну а еще что ваш дядя говорит? - спросил Корнилов. - А еще он говорит, что вы напрасно связались с этим попом. Он горький пьяница. Наперсный крест с себя пропил. Он всем говорит, что утопил в море, но это он врет - пропил. От него уж и родная дочь отказывалась. (" Раз заставили", - ввернул он.) Да никто ее не заставил, а если он такой отец, ну так что ж? И правильно! Он и в тюрьме уже насиделся, и лес в Сибири валил. К нему участковый прошлый год каждый день приезжал на мотоцикле. Сегодня он здесь, а завтра там. Разве он вам товарищ? - А кто же тогда мне, Дашенька, товарищ-то? - спросил Корнилов мирно. - Зыбин? Так его тоже посадили. Она молчала. Он схватил ее за руку. - Дашенька, милая, умница вы моя! Ну что вы мне сейчас наговорили? Что,
|