Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава XVIII. Таинство крещения, как и причащения, отнюдь не является принадлежностью, обрядом одной только христианской религии






КРЕЩЕНИЕ

Таинство крещения, как и причащения, отнюдь не является принадлежностью, обрядом одной только христианской религии. Почти все народы древности знали крещение—это своего рода колдовское очищение посредством воды, посредством погружения в воду. Интересно то, что когда христианские проповедники проникали в какую-нибудь новую страну и там видели у язычников многие из тех же обрядов и предметов культа, какие они считали исключительно христианскими, то они объясняли это тем, что дьявол нарочно пробрался раньше их в эту местность и опередил миссионеров. Поэтому-де языч-

126

 

ники стали в своей языческой религии употреблять те же самые орудия колдовства, что и христианские попы, произносить почти те же самые молитвы и совершать те же самые обряды. А некоторые из попов пускались и на такие объяснения: дескать, какой-нибудь христианский апостол был невидимо ангелами перенесен к этим дикарям и заповедал им христианское учение, которое дикари по-своему извратили.

Так объясняли они, между прочим, и то, что у многих народов мы встречаем крещение. А между тем уже древние египтяне практиковали крещение посредством обливания водой, причем называли эту воду «водой очищения». Древние иранцы (персы) спустя несколько дней после рождения младенцев приносили их в храм и «крестили» их перед солнцем или перед священным огнем. Жрец крестил ребенка, погружая его в сосуд с водой в то время, когда отец давал имя своему ребенку.

В Тибете и Монголии также существовало, а кое-где и сейчас существует крещение, хотя там раньше не было никакого христианства. (И сейчас там почти нет последователей этой религии.) При этом зажигаются свечи, жрец [лама] читает положенные молитвы, трижды погружает ребенка в воду и дает ему при этом имя.

Мексиканцы, рассказывает путешественник Банкрофт, только что рожденного ребенка крестят на восходе солнца и, обращаясь к востоку, называют новорожденного именем какого-нибудь животного, обозначающего родовое божество, купают в воде и выливают ему эту воду на голову.

Как древнейшие мексиканцы, так и древнейшие перуанцы оказывали почитание кресту. Мексиканцы называли его древом жизни, представляя его себе как бога дождя и здоровья.

У ацтеков [в Мексике], как и у многих первобытных народов, был обряд крещения, имевший значение колдовского очищения и совершавшийся над младенцами с произнесением следующих слов: «О, дитя, прими воду повелителя мира, которая есть наша жизнь; она служит для омовения и очищения. Да сгладят и сотрут эти капли грех, который пристал к тебе прежде сотворения мира, так как мы все находимся под его властью». Заключение этой молитвы было следующее: «Теперь

127

 

он живет вновь и возродился, снова он очищен, снова наша матушка-водица произвела его на свет». Затем младенцу давали имя какого-нибудь предка, который, как верили, с этого времени станет заботиться о будущности младенца.

Такие же обряды мы находим в Юкатане, в Перу и в других местах. Задолго до христианства в Греции и в Риме новорожденные опрыскивались «священной водой — мальчики на девятый день после рождения, девочки — на восьмой, и тогда им давали имя, причем жрец выдавал родителям документ, в котором он подтверждал крещение ребенка. Это крещение изображалось как новое рождение, и только после этого ребенок становился законным членом семьи и общины.

У евреев церемония эта называлась крещением прозревших. Тот, кто хочет стать иудеем, говорится в одном еврейском документе, тот должен погрузиться в воду в присутствии трех раввинов.

А в книгах Нового завета (евангелиях) мы находим столько разных крещений, что еще автор I послания к коринфянам (I 12) жалуется, что епископы христианские возносятся друг перед другом: один говорит—«я Павлов», т. е. крещен Павлом, другой говорит: «я Аполлосов», третий—«я Кифин», четвертый—«а я Христов» и т. д. Одни крестят водой, другие— огнем, третьи—огнем и водой.

Древние скандинавы также практиковали крещение. В сказаниях «Эдда» (священная поэма этого народа) 2 один бог говорит: «Если я захочу, чтобы человек не погиб в сражении, я его окроплю святой водой».

Как видите, никакой тайны в крещении нет. Оно восходит

128

к дикарским обрядам магического, колдовского очищения содой. В первобытных дикарских представлениях воде приписывалось обладание колдовской, магической силой.

Дикарские поверья, связанные с водой, играли видную роль в различных обрядах магического очищения у первобытных людей. Обряды эти имели целью преодолеть или отвратить козни духа или демона, удалить демоническую «нечистоту». Источниками этой нечистоты считались переломные моменты в жизни человека—рождение, наступление зрелости и смерть. Поэтому основная масса колдовских обрядов водного очищения связана у первобытных народов именно с этими моментами. Особенно много этих обрядов [и поныне] у различных народов, как мы уже это видели, окружают новорожденного ребенка после его рождения, причем они являются одновременно магическим очищением и принятием его в члены общества.

Христианское крещение сохранило именно этот примитивный характер до сих пор, что видно из соответствующего церковного «чина» [крещения]. В чине этом видна вера в очистительную силу освященной воды, три заклинательные молитвы попа против сатаны, троекратное дуновение на крещаемого со словами: «Изжени из него всякого лукавого и нечистого духа, сокрытого и гнездящегося в сердце его», отречение от сатаны и от «всех дел его», плевание на него, наделение крещаемого именем и т. д..Выполняющий всю эту процедуру поп по существу ничем не отличается от первобытного колдуна-заклинателя и является лишь его преемником.

Христианское таинство крещения—дикарский пережиток далекого первобытного прошлого. Только идеология его отражает теперь собой общественные отношения, сложившиеся уже в классовом обществе, основанном на эксплуатации человека человеком. Основной его классовый смысл и основное его классовое назначение заключались и заключаются в том, чтобы все социальные бедствия трудящихся в эксплуататорском обществе объяснить «первородным грехом», от которого будто бы надо очиститься крещением при рождении и покорностью эксплуататорам в течение всей жизни.

 

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал