Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава XIX. Подробнее всего попы всех вер разработали учение о загробной жизни






ЗАГРОБНАЯ ЖИЗНЬ ПО УЧЕНИЮ ХРИСТИАНСКОЙ ЦЕРКВИ

Подробнее всего попы всех вер разработали учение о загробной жизни. Откуда получили они сведения о том, что делается после смерти с человеком?

Что сказали бы мы о человеке, который, сидя в Москве, никогда не видавши Южного полюса и будучи незнаком с данными, добытыми путешественниками к Южному полюсу, стал бы подробно описывать обитателей этого полюса (если бы они там и были), государственное устройство и пр.? Мы просто-напросто назвали бы такого человека шарлатаном, обман-

130

 

щиком, а в лучшем случае—выдумщиком, фантазером. А вот попы, никогда не видавшие, как «живет» человек после смерти, пишут и проповедуют об этом с самым серьезным видом. Мало того, они берутся молитвами, колдовством устроить так «жизнь» человека за гробом, чтобы человек там избавился от мучений и даже приобрел себе удобную жизнь.

Религиозные верования были всегда доходным делом для попов. Многие из попов просто глумятся над народной верой.

Так, епископ Синезий в 410 г. нашей эры говорил: «Народ положительно требует, чтобы его обманывали, иначе с ним никак невозможно иметь дело. Что касается меня, то я всегда буду философом только для себя, для народа же только священником» (т. е. обманщиком). А известный Григорий Богослов [IV век], чтимый православной церковью (Григорий Назианзин), писал другому... [богослову], тоже почитаемому православными, —блаженному Иерониму: «Надо побольше небылиц, чтобы производить впечатление на толпу; чем меньше она понимает, тем больше она восхищается. Наши отцы и учители не всегда говорили то, что думали, а то, что влагали в их уста обстоятельства и потребности».

В средние века для увеличения доходов [католические] попы во главе с папой римским придумали продажу так называемых индульгенций, т. е. разрешительных грамот. Тот, кто покупал такую грамоту, мог, по их уверению, рассчитывать, что попадет прямым трактом в рай, без задержек, по этой самой плацкарте. Можно было за деньги откупиться не только от грехов бывших, но и от всех грехов будущих, авансом. Папы считали себя вправе разрешать и отпускать грехи. Один из них говорил одному из кардиналов (высший [после папы] чин в католической церкви): «Смотри-ка, брат, а ведь басня-то об Иисусе — штука доходная»'.

Эта торговля отпущением грехов и местами в раю давала такие огромные прибыли, что православные попы также решили выпустить разрешительные грамоты2.

Грех, впрочем, можно было замолить, какой бы он ни был. В Уставе митрополита Георгия [XI век] мы находим такую норму для замаливания грехов:

131

 

108. Кто будет спать с женою в пятницу или субботу и воскресенье, и если жена зачнет, родится разбойник или развратник, — 2 года епитимьи, по 100 поклонов в день.

109. Кто отпустит жену, а возьмет другую, — 2 года поста, по 700 поклонов в день.

110. Если мать продаст дитя свое, то 8 лет, а из нужды 6 лет...

115. Аще кто помочится на восток, — да поклонится 300 раз.

118. Иже не крестится двумя персты (двумя пальцами), да будет проклят3.

125. Аще епископ упиется, — 10 дней пост.

126. Аще кто целует месяц, да будет проклят.

138. Если женщина примет лекарство и устроит выкидыш, 3 года покаяние.

143. Кто сотворит блуд со скотиною, то 15 лет не причащать того, 2 года есть только сухую пищу, класть 200 поклонов в день, а если не поленится, то 15 лет проделывать это.

Кто сотворит блуд с сестрою (или со снохою), тоже указывается, сколько надо поклонов и поста, чтобы замолить грех (144 и 145)*.

Я привожу здесь исключительно материал, который дают сами православные попы, и пользуюсь для изложения взглядов православной церкви на загробную жизнь следующими произведениями: 1) «Как живут наши умершие, и как будем жить и мы по смерти по учению православной церкви...» монаха Митрофана, изд. III, в трех томах, Петроград, изд. И. Л. Тузова, 1915; 2) «Догматическое богословие» митрополита Макария; 3) «Слово о смерти», книга Игнатия Брянчанинова. Все это, как видит читатель, книги церковных писателей **.

В книгах церковных писателей находим такие сказки о загробной жизни.

* См. Ε Голубинский. История русской церкви, т. I, ч. 1, 1880, стр 520— 521, 52.3.

** На эту тему рекомендую книгу безбожника И И. Скворцова-Степанова «Благочестивые размышления о рае и аде».

132

 

1. Христианские представления о душе после смерти

Св. Григорий в видении спрашивал св. Феодору об обстоятельствах, сопровождавших ее смерть и последовавших ей. И вот Феодора начинает рассказ, представляющий собой яркий образец поповского вымысла, рассчитанный на запугивание верующих, темных людей.

«Когда наступил час моей кончины, — рассказывают попы от имени Феодоры, — меня обступили злые духи; одни из них ревели, как звери, другие лаяли, как собаки, иные выли, как волки. Смотря на меня, они ярились, грозились, устремлялись на меня, скрежеща зубами. От страха я изнемогла и вдруг увидела с правой стороны моего одра стоящих двух ангелов, присутствие которых меня успокоило...» Дальше идет рассказ о том, что ангелы, конечно, заступились за Феодору и стали дружески укорять чертей: зачем они пристают к ней? «Бесы смутились и стали показывать злые мои дела, соделанные от юности, и кричали: «А это чьи грехи? Не она ли сделала то и то?» Наконец, является смерть. «Смерть приступила ко мне, — продолжают попы в этом рассказе, — взяла малую секиру и отсекла мне сперва ноги, потом руки; после другими орудиями расслабила мне все члены, отделив их один от другого по составам. Я лишилась рук, ног; все мое тело омертвело, и я уже не могла двигаться. Потом отсекла мне голову, и я не могла приводить в движение головы моей, сделавшейся мне чуждою. После того она растворила в чаше какой-то состав и, приложив к устам моим, насильно напоила меня. (Странно, как же она пила, когда голова-то была отсечена? — Ем. Я.) Так горько было это питье, что душа моя не могла вынести сего, содрогнулась и выскочила из тела, отторгнувшись от него насильно». Здесь опять появились ангелы, да и черти не хотят отступиться. И вот тут-то начинается торговля между ними: черти предъявляют свои счета («грехи»), ангелы свои («добрые дела»). Перед нами такие же верования о похождениях души после смерти, какие существовали более 3 тысяч лет тому назад у египтян, затем у евреев и других народов. Дальше чи-

133

 

таем в рассказе Феодоры: «Ангелы собирали все мои добрые дела, когда-либо соделанные с помощью божиею, и готовились положить их на весы против злых дел моих. В то время неожиданно явился туда преподобный отец наш Василий и сказал святым ангелам: «Эта душа много послужила мне при старости моей; я молился о ней богу, и бог даровал мне ее». С этими словами он вынул из недр червленый полный мешок и, подавая его ангелам, сказал: «Когда будете проходить воздушные мытарства и лукавые духи начнут истязывать душу, выкупайте ее этим из долгов ее. Благодатию божиею, я богат, собрал многое сокровище потом и трудами моими и дарую этот мешец душе, послужившей мне. (Таким образом, за гробом дают взятки, выкуп, там существуют богачи— все, как на земле. — Ем. Я.) Сказав это, он ушел». Лукавые духи, конечно, подняли вой, но ничего не поделаешь. Кончилось дело тем, что Василий сделал Феодору своей служанкой, и она пошла к нему жить*.

Такими сказками дурачили и дурачат попы верующих людей.

2. В первые сорок дней

Учение о загробной жизни исключительно выгодно для церкви. Оно служит попам для одурачивания и закабаления людей. Не удивительно, что о «загробной жизни» они сочинили тысячи сказок, описывая жизнь за гробом так, как будто бы они были во всех этих местах.

Отец церкви Макарий Александрийский (IV век) сочинил следующий рассказ о состоянии душ умерших в первые сорок дней после смерти.

Душа в течение первых двух дней после смерти пребывает на земле, а иногда и около гроба, в котором покоится тело, в третий же день «повелевается всякой христианской душе вознестись на небеса для поклонений богу всяческих».

Все пространство от земли до неба, по учению этого попа, представляет двадцать отделений, или судилищ, на которых

* «Как живут наши умершие и как будем жить и мы по смерти по учению православной церкви», т. 1, СПБ, 1897, сто. 12—14.

134

 

Дохристианские представления о душе умершего: добрые и злые духи сопровождают души умерших на небо (фреска на этрусской гробнице).

проходящая душа обличается бесами в грехах. Каждое судилище, или, как называется в поповских писаниях, мытарство (а злые духи—мытарями), соответствует группе известного рода грехов (мытари — сборщики податей, мыт — подать).

Порядок, в котором следуют мытарства одно за другим, заимствован из повествования о них «преподобной» Феодоры. На пути к небу, направленном к востоку, душа встречает первое мытарство, на котором злые духи, остановив душу, сопровождаемую добрыми ангелами, представляют ей ее грехи, словом («многоглаголание, пустословие, празднословие, сквернословие, насмешки, кощунства, пение песен и страстных гимнов, бесчинные восклицания, смех, хохот и т. п.»). Второе мытарство — лжи, затем — клеветы, чревоугодия («объедение, пьянство, безвременное и тайное едение»). Монахи и попы, как известно, очень страдали этим грехом, но для них все эти мытарства, видимо, не существуют. Следующее мытарство — лености. Сюда, по учению церкви, входит и «преступление», когда трудящийся не хочет служить капиталисту и помещику верой и правдой («наемники и исполняющие свою обязанность с небрежением»). Затем идет мытарство — воровство (оно прямо направлено на отстаивание и охрану частной собственности капиталистов). Следующее мытарство—сребролюбие, затем—лихва, неправда (не смей посягать на богатства эксплуататоров), гордость, ярость и гнев, памятозлобие, убийство и т. п. Среди этих мытарств есть и такие, которые говорят о нравственности. Так,, шестнадцатое мытарство—блудное...

135


Огромный перечень относящихся сюда пунктов, которые просто неприлично воспроизвести, но которые имеются в так называемых «священных книгах».

После того как душа прошла по мытарствам, совершается экскурсия для осмотра рая, а затем душа идет на поклон к богу.

Затем совершается новая экскурсия — менее приятная. После второго поклонения владыка повелевает показать душе ад со всеми его муками. Здесь, конечно, не как в раю. Водимая душа видит повсюду мучения грешников, слышит плач, стон, скрежет зубов.

Где же находится рай, по учению православной церкви? Церковные писатели вынуждены признать, что они сами на этот вопрос ответить не могут, ибо все, что они говорят о рае и аде, есть плод их фантазии... В книге Бытия Моисей пишет, что бог насадил рай на востоке (Бытие II 8). Рай — первое небо, ближайшая к земле горняя страна, за которой следуют другие небеса.

Об этом рае попы сочинили множество сказок. По одной из них, загробная жизнь — уже не земная, а ангельская, где не нужен, да и невозможен уже, например, брак. Но жена останется относительно своего мужа женой.

О существовании полов в загробной жизни блаженный Августин пишет так: «Тогда изгнано будет из плоти лишь недостаточное, а сама природа сохранится. Но пол женщины вовсе не есть недостаток (как учили попы средних веков о женщине. — Ем. Я.), но природа, которая, конечно, тогда не будет ни

136

 

зачинать, ни рождать, посему не будет бракосочетаний, но будет продолжать существовать в своих женских членах не для прежнего употребления (?!), но для нового украшения, и никогда не будет она возбуждать похоти того, кто будет созерцать сие.., напротив, она послужит новою причиною прославлять мудрость и благость бога, который некогда сотворил то, чего не было, и избавил от нетления то, что сотворил. Кто таким образом сотворил оба пола, тот и сохранит их»*.

Подобного рода сказки о «жизни в раю» детально разработаны во всех современных религиях. В них описывается до подробности жизнь душ за гробом. Все это, конечно, сочинено служителями церкви, все это — плод либо сознательного обмана, либо больной фантазии. Тот факт, что эти сказки широко распространяются церковью и эксплуататорскими классами, свидетельствует о том, что они выгодны этим классам. Всяческое расписывание церковью «райского блаженства» служило и служит средством закабаления трудящихся. «Вот что вас ожидает на том свете за земные страдания», — так учит всякая религия, так она использует мифы о райском блаженстве. О политической роли сказок о райском блаженстве Ленин в статье «Социализм и религия» писал: «Того, кто всю жизнь работает и нуждается, религия учит смирению и терпению в земной жизни, утешая надеждой на небесную награду»**.

He меньшим орудием застращивания в руках церкви являются сказки об аде.

3. Ад, по учению церкви

Общее местопребывание грешников после смерти, согласно учению всех современных религий, есть ад. Другое название

ада — геенна...

Вот что говорят об аде различные церковные авторитеты: В афанасиевском символе веры*** исповедуется: «Благая содеявшие войдут в жизнь вечную: злая же—в огонь вечный».

* «Как живут наши умершие и как будем жить и мы по смерти, по учению православной церкви». Т. I, стр. 303.

** В. И. Л е н и н. Соч., т. 10, стр. 65.

*** Символ веры, который защищал отец церкви Афанасий против «еретикя» Ария (IV век).


Св. Климент Римский (I век) учил: Бессмертны все души и нечестивых, для которых лучше было бы, если бы они не были нетленны, потому что, мучась бесконечным мучением в огне неугасающем и не умирая, они не будут иметь конца своему бедствию».

Юстин [II век]: «Что он (диавол) со своим воинством и людьми, последующими ему, будет послан в огонь и будет там мучиться в бесконечные веки, — это возвестил Христос».

Св. Ириней (II век): «Кому скажет господь: отыдите от мене, проклятии, в огонь вечный, —те будут осуждены навсегда. Вечны и без конца будут блага, дарованные от бога; потому и лишение их будет вечно и без конца».

Св. Кирилл Иерусалимский («отец церкви», 315—386 гг.): «Если кто грешен, получит вечное тело, долженствующее терпеть мучение за грехи, дабы вечно гореть в огне и не разрушаться».

Такие же мысли находим у Тертуллиана, Феофила Антиохийского, Киприана, Григория Богослова, Иеронима и других церковных авторитетов.

Гееннский огонь, страшат церковники, не уничтожит своих жертв: они вечно пребудут несгораемы. Души человеческие [учат церковники], находясь в теле на земле, за свою богопротивную деятельность обречены на горение в огне. Так, Иисус Христос, представляя в притче о богаче и Лазаре загробное состояние грешника, прямо говорит, что умерший богач находился в пламени: «И, возопив (богач.— Ем. Я.), сказал: «отче Аврааме! умилосердись надо мною, и пошли Лазаря, чтобы омочил

138

 

конец перста своего в воде и прохладил язык мой; ибо я мучаюсь в пламени сем»» (Лука XVI 24).

Картины адских мучений служат орудием запугивания и застращивания верующих. Фантазия церковных писателей и учителей здесь дошла до изумительных вещей — вроде сковород, на которых будут жарить грешников, моря огня, в котором они будут гореть, и т. п. До революции попы распространя-

 

В христианстве, как и в других религиях, учение об аде является средством устрашения верующих, оружием борьбы против всех, кого церковь считает для себя опасным. На снимке стенная роспись в церкви села Тазово Курской области, изображающая мучения Л. Н. Толстого в аду.

 

ли дешевые лубочные картинки, на которых изображали все эти «адские» наказания, застращивая людей и добиваясь, чтобы они безропотно и покорно переносили тяжелый гнет эксплуататоров.

Запугивая такими картинами ада своих верующих «овец», «пастыри» стригут их, как только могут. Они уверяют, что от их поминаний, заупокойных молитв, от покупки свечей, от приношения богатых даров на церковь покойникам легче будет переносить загробные адские мучения. А если аккуратно выполнять все колдовские обряды, каким учат попы, особенно-же через три дня, девять дней и сорок дней после смерти, то душа покойника откупится на том свете от дьяволов и попадет в рай.

Однако откуда же эти представления об аде и рае? Всегда ли они были у людей?

Нет, не всегда. Первобытные религии никаких понятий об аде и рае не имели. Эти понятия возникли гораздо позже — с разделением общества на классы, с появлением эксплуатации человека человеком, с созданием государственной организации. В этих условиях на земле создался рай для одних, ад для других, -причем рай — для господ, ад — для рабов. В религиозных верованиях рабов и бедноты отражается земное положение этих классов: для них на земле — ад; они ждут за гробом награды, рая. Такое представление имеется, например, в евангельской притче о богаче и Лазаре. Церковь и господствующие классы охотно поддерживают эти сказки, отводящие гнев эксплуатируемых от эксплуататоров.

Таковы в общем социальные корни учения о рае и аде.

 

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.012 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал